Мастерилки

Содержание

1. Основные характеристики программы
1.1
1.2
1.3
1.4

Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Содержание общеразвивающей программы
Планируемые результаты освоения программы

2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1.

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным
трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок». (В.А.Сухомлинский).
Направленность программы
Дополнительная
общеобразовательная
«Мастерилки» имеет техническую направленность.

общеразвивающая

программа

Программа «Мастерилки» вводит ребенка в удивительный мир конструирования из
бумаги, как одного из видов детского творчества, дает возможность поверить в себя, в
свои способности. Бумага – это самый доступный для ребенка и универсальный материал.
Ребенка завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется,
сгибается, скручивается и т.п. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем
несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять
придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные
поделки, но и нужные для повседневного обихода предметы (закладки, подставки и т.п.).
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел,
ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги,
открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из
бумаги и с изготовлением более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных
изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструктивной работы, опыт работы в
коллективе, умение выслушать, воспринять чужую точку зрения.
Конструирование из бумаги особенно важно для детей 5-7 лет, так как оно
благоприятно воздействует на развитие нервной системы ребенка, способствует развитию
мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и памяти, что необходимо для
успешного овладения письмом и речью.
Конструирование из бумаги
способствует
концентрации
внимания,
т.к.
заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый
результат. Это имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей,
их творческого воображения, художественного вкуса, стимулирует и развитие памяти,
т.к. ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её
изготовления, приёмы и способы складывания, склеивания. Конструирование из бумаги
знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона,
квадрат,
треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными
терминами, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у
ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов
складывания, вырезания) со словесными (объяснение приёмов складывания, вырезание)
и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение
действий). Конструирование совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует
культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Изготовив из бумаги
маски животных, дети включаются в игру - драматизацию по знакомой сказке,
совершают путешествие в мир цветов. Игра - особый вид обучения, в котором
максимально реализуется ситуация успеха.
Игра - это способ жизни ребёнка.

Конструирование из бумаги - это тот мостик, который способен погрузить ребёнка в
мир игры и фантазии. Дошкольник не способен ждать, ему нужно получить результат
тут же. Конструирование из бумаги даёт такую возможность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
«Мастерилки»
(конструирование из бумаги) разработана в соответствии с:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря
2012 года №273-Ф3;
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года
№1726-р);
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию
и приоритетным проектам (протокол от 30.11. 2016 №11)
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность,
электронного обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ";
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г.№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи». устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
9. Письмо Министерства Просвещения России от 01.08.2019 N ТС-1780/07 «О
направлении эффективных моделей дополнительного образования для
обучающихся с ОВЗ».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
11. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
Дом детского творчества.
Актуальность программы
Работа с бумагой позволяет обучающимся удовлетворить свои познавательные
интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить
навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе
освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет
немаловажное влияние на развитие речи детей. Дает возможность развитию у
обучающихся творческого и исследовательского характеров, пространственных
представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных
материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение
ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. В этом
заключается актуальность данной программы.

Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным
детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить
работу более простую. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед
трудностью, приобщить к творчеству. Программные материалы подобраны так, чтобы
поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
В программу «Мастерилки» включены различные виды работы с бумагой:
конструирование по шаблону, плоскостное и объемное моделирование, оригами,
бумагопластика. Для детей старшего дошкольного возраста смена видов деятельности
очень необходима. Это позволяет познакомиться с различными способами работы с
бумагой, способствует сохранению интереса к работе. Творческие задания стимулируют
развитие исследовательских навыков. Учащиеся могут выбрать задания различной
степени сложности, выполненные в одной технике.
В процессе обучения по программе обучающиеся постоянно совмещают и
объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и
цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Они могут изготавливать
изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный
замысел.
Обучение строится на подражательной основе – используются образцы, показ и
подробное объяснение изготовления каждой творческой работы. Превращение листа
бумаги в игрушку дети воспринимают как удивительную игру, не замечая, что в процессе
складывания решают важные задачи: находят параллели, диагонали, получают различные
виды треугольников и многоугольников, ориентируются на листе бумаги, развивают
мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить.
Адресат общеразвивающей программы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Мастерилки» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Группы
формируются из обучающихся 5-6 лет и 6-7 лет численностью 6 – 9 человек.
Дети в старшем дошкольном возрасте уже менее возбудимы. У них более
уравновешены процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Эти
физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного
развития у обучающихся сосредоточенности, наблюдательности и внимания. У детей
этого возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и мелкой
мускулатуры. Главным достижением старших дошкольников является постепенное
овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не
только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат
не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 5
- 7 лет выполнению различных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении,
вышивании, сгибании бумаги и др. В этом возрасте дети учатся складывать фигурки на
основе нескольких базовых форм. Прежде чем перейти к изготовлению изделия,
необходимо отработать с детьми технику складывания базовой формы-образца, на
котором будут основываться ряд изделий. Когда ребёнок овладеет данной техникой,
конструирование фигурки не вызовет затруднений. У детей 7 года жизни нервные связи,
образующиеся в коре головного мозга, становятся прочными и устойчивыми. К концу
дошкольного возраста скелет ребёнка становится более крепким. Руки становятся не
только более сильными, но и более подвижными, ловкими. Координация, точность
движений быстро возрастает. Многие выполняемые ребёнком движения и действия стали
подконтрольны его сознанию. Это говорит о возросших возможностях 6-7-летних детей.
У детей совершенствуется вся мыслительная деятельность, включенная в процесс

восприятия. Они анализируют предложенные им предметы, выделяют общие для них
признаки и находят индивидуальные особенности. Развивающаяся у
6-7-летнего
ребёнка способность к произвольному управлению своими действиями особенно
отчётливо выступает в их памяти. У детей этого возраста ещё очень велико значение
интереса для запоминания нужного материала. Для старшего дошкольника характерна
потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых,
поэтому в программе обеспечиваются
условия
для
развития
детской
самостоятельности, инициативы, творчества. У детей этого возраста ярко выражен
интерес к игре. В организации занятий используются: игровая мотивация работы,
игровые упражнения и задания, игры разной направленности и характера. У дошкольника
преобладают зрительная память и образное восприятие, поэтому ведущий метод
обучения - наглядный. Старший дошкольный возраст - возраст перехода от игровой
деятельности к учебной. На занятиях наглядный метод сочетается со словесным и
практическим методами обучения.
Режим занятий
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными особенностями
детей и требованиями
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 академическому часу (30 мин.).
Объем общеразвивающей программы
Объем общеразвивающей программы составляет 68 учебных часов.
Срок освоения общеразвивающей программы
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы 1 год.
Сроки освоения материала внутри программы могут быть подвижны.
Программа рассчитана на 34 недели, 9 месяцев, 1 год
первый год обучения – 34 недели, 9 месяцев, 1 год.
Уровневость общеразвивающей программы
Дополнительная
общеобразовательная
«Мастерилки» относится к стартовому уровню.

общеразвивающая

программа

Перечень форм обучения:
 фронтальные
 групповые
При подготовке обучающихся к конкурсной, выставочной деятельности допускается
организация индивидуальной, индивидуально-групповой работы с целью подготовки
выставочных работ.
Перечень видов занятий:

Занятия проводятся в игровой форме или с использованием игровых ситуаций
(занятие-игра, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие-соревнование, работа в
парах и т.п.).
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы:
 Мини - выставка
 игра – путешествие
 открытое занятие для родителей
1.2 Цель и задачи образовательной программы
Цель программы: способствовать формированию у обучающихся начальных знаний,
конструктивных умений и раскрытию творческого потенциала через занятия
конструированием из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
 научить различным приемам работы с бумагой (приемам складывания, вырезания,
способам соединения деталей из бумаги и картона и т.п.);
 научить воспроизводить действия, показанные взрослым или действовать по
заданному алгоритму, следовать инструкциям педагога;
 формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы;
 научить соотносить форму и понимать назначение изделия; соразмерять детали
конструкции; выбирать цветовое решение; правильно выбирать материал,
оформлять готовые поделки;
 научить выявлять простые геометрические формы в любом изделии, плоские или
объемные, в зависимости от его назначения;
 расширять словарный запас обучающихся специальными терминами и понятиями;
 расширять представления о выразительных средствах различных видов бумаги,
картона;
 научить безопасной работе с инструментами и материалами;
 формировать умение импровизировать, выполнять вариации на заданную тему,
создавать собственные творческие композиции.
Развивающие:
 развивать мелкую моторику, координацию движений рук;
 развивать мышцы кистей рук, приучать к точным движениям
пальцев,
контролируя свои действия;
 развивать пространственное воображение (учить читать чертежи, по которым
складываются фигурки, и представлять по ним изделия в объёме);
 развивать способность следовать устным инструкциям педагога;
 развивать уверенность в своих силах и способностях;
 развивать память, концентрацию внимания, пространственное мышление и
образное представление о возможностях предмета;
 развивать творческое воображение, фантазию, творческую активность,
самостоятельность, инициативность при создании художественных образов,
 формировать умение передавать своё отношение к изображаемому;
 развивать коммуникативные способности.

Воспитательные:
 воспитывать бережное отношение к материалам, к изделиям своим и изделиям
других детей;
 воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение;
 формировать эмоциональную отзывчивость к предметам окружающего мира и
умение выразить свое отношение, как в словесной форме, так и художественными
средствами;
 воспитывать доброжелательность, умение сопереживать и сочувствовать,
радоваться своим успехам и успехам товарищей.
.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№п/
п

Разделы (темы)
занятий

Количество часов
всего теория

1.

Вводное занятие

1

0,5

практик
а
0,5

2.
2.1.
2.2.
2.3.

Аппликация
Плоскостная
Объемная
Мозаика
аппликацией
Аппликация из
бумаги в
оформительских
работах
Оригами

18
6
4
4

4
1
1
1

14
5
3
3

4

1

3

11

2

9

Бумагопластика
и свободное
конструктивное
творчество
Конструирование
на
основе
бумажного
комочка
Конструирование
на основе полого
конуса

24

4

20

8

1

7

8

1

7

Конструирование
на основе полос и
полого цилиндра
Коллективные
работы
Работа по
замыслу.

8

1

7

6

1

5

6

-

6

2.4.

3.
4.

4.1.

4.2.

4.3.

5.
6.

Формы контроля

Игра – опрос «Инструменты»,
«Техника
безопасности».
«Свойства бумаги»,
викторина.
Обсуждение, анализ творческих
работ, выставка работ

Обсуждение, анализ творческих
работ, выставка работ

Обсуждение, анализ творческих
работ, выставка работ

Обсуждение, анализ творческих
работ, выставка работ
Промежуточный контроль:
Викторина «Правила ТБ при

Контрольные
занятия.
7.

Итоговое
занятие
Итого часов:

2

-

2

68

11,5

56,5

работе с инструментами»
Презентация творческой работы,
выставка готовых работ
Итоговый контроль.
Викторина
Презентация творческой работы,
выставка готовых работ

Содержание учебного (тематического) плана (5-6 лет):
1.Вводное занятие:
Теория. Знакомство с программой. Основные виды работы с бумагой. Инструменты и
материалы, используемые при работе и техника безопасности при работе с ними. Правила
поведения на занятиях, ПДД.
Практика. Знакомство с историей возникновения бумаги, свойства бумаги и картона
2. Аппликация»
2.1. Тема: Плоскостная аппликация.
2.1.1.-2.1.2. Теория. Понятие «Аппликация», способы вырезания.
Практика. «Осенние листья» (изготовление листьев разными способами).
2.1.3.-2.1.4. Теория. Фон, предмет, предметная аппликация (вырезание изображения
симметричного строения из одноцветной бумаги, вырезание из бумаги сложенной в
несколько раз «гармошкой»).
Практика. Груша (яблоко) на тарелке (изготовление изделия способом симметричного
вырезывания).
2.1.5.-2.1.6. Теория. Понятие «замысел, эскиз, сюжет», подбор бумаги, вырезание
многоцветной аппликации, способы вырезание деталей изображения, способы
раскладывание деталей.
Практика. «Осенний хоровод» (составление плоскостной аппликации из отдельных
элементов).
2.2. Тема: Объемная аппликация:
2.2.1. Теория. Понятие «Объемная аппликация», приемы изготовления объемной
аппликации.
Практика. Изготовление аппликации «Краски осени».
2.2.2. Теория. Многослойное наклеивание (детали наклеивают в 2-3 слоя, более мелкие
детали друг на друга). Одноцветная и многоцветная аппликация.
Практика. Изготовление аппликации «Зимнее дерево».
2.2.3. Теория. Многослойное наклеивание (детали наклеивают в 2-3 слоя, более мелкие
детали друг на друга).
Практика. Изготовление аппликации «Пушистый снег».
2.2.4. Теория. Многослойное наклеивание (детали наклеивают в 2-3 слоя, более мелкие
детали друг на друга). Одноцветная и многоцветная аппликация.
Практическая работа. Изготовление аппликации «Ромашки на лугу».
2.3. Тема: Мозаика аппликацией:
2.3.1.-2.3.2. Теория. Понятие «Мозаика», назначение, возникновение, способы подготовки
бумаги для мозаики (нарезание ножницами, заготовка способом обрывания).
Практическая работа: изготовление аппликации мозаикой «Яблоко (груша)».

2.3.3.-2.3.4. Теория. Замысел, эскиз. Бумажная мозаика: контурное и сплошное
изображение, техника аппликации.
Практика. Изготовление аппликации мозаикой «В волшебном зимнем лесу».
2.4. Тема: Аппликация из бумаги в оформительских работах.
2.4.1. Теория. Способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.
Практика. Изготовление поздравительной открытки «Зимние забавы».
2.4.2. Теория. Способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.
Практика. Изготовление поздравительной открытки ко Дню защитника Отечества.
2.4.3. Теория. Способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.
Практика. Изготовление поздравительной открытки к 8 марта.
2.4.4. Теория. Способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.
Практика. Изготовление поздравительной открытки ко Дню Победы.
3.Тема: Оригами.
3.1.-3.2. Теория. Знакомство с понятием «Оригами», «Базовые формы»
Практика. Упражнения по отработке основных элементов складывания квадрата, точно
совмещая углы и стороны, изделие «Стаканчик».
3.3. Теория. Базовая форма: «Треугольник».
Практика. Изготовление изделия «Веселые мордашки» (мордочки зверей) на основе
базовой формы треугольник».
3.4.-3.5. Теория. Базовая форма «Двойной треугольник».
Практика. Изготовление изделия «Грибы» (оформление работы».
3.6.-3.7. Теория. Базовая форма «Двойной треугольник»
Практика. Изготовление изделия «Бабочка» (оформление работы».
3.8.-3.9 Теория. Базовая форма «Двойной треугольник».
Практика. Изготовление изделий «Елочка», «Дед Мороз» (оформление работ).
3.10.-3.11. Теория. Базовая форма «Двойной квадрат», «Воздушный змей».
Практика. Изготовление изделия «Новогодние подвески» (оформление работы).
4. Бумагопластика и свободное конструктивное творчество.
4.1. Тема: Конструирование на основе бумажного комочка
4.1.1.-4.1.2. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»
Практика. «Ветка рябины» (изготовление изделия в технике сминания).
4.1.3.-4.1.4. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Кролик» в технике сминания.
4.1.5.-4.1.6. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Зайчик» в технике сминания.
4.1.7.-4.1.8. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Петушок» в технике сминания.
4.2. Тема: «Конструирование на основе полого конуса»
4.2.1. Теория. Техника изготовления полого конуса (узкого, широкого). Клеевое
соединение.
Практика. Изделие из полого конуса «Заяц».
4.2.2. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Лиса».

4.2.3. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Курочка».
4.2.4. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Новогодняя ёлка».
4.2.5. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Ворона».
4.2.6.Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Мышки и сыр».
4.6.7. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Петушок».
4.3. Тема: «Конструирование на основе полос и полого цилиндра»
4.3.1. -4.1.2. Теория. Техника изготовления полого цилиндра, полос (узких, широких),
клеевое соединение.
Практика. Изделие из полого цилиндра и полос «Котик».
4.3.3. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Собачка».
4.3.4. 4.3.5. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Лягушонок», оформление работы.
4.3.6.-4.3.8. Теория: Оформление работ, способы выразительности, соотношение деталей
по размеру, использование при оформлении работы витой спирали, петель, кулечков,
способы изготовления травы, гофрировки и т.п.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Гусеница», оформление работы.
5. Тема: «Коллективная работа»
5.1.-5.2. Теория. Варианты аппликации для оформления коллективной работы, замысел,
эскиз, композиция.
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «В волшебном осеннем
лесу».
5.3.-5.4. Теория. Использование различных техник работы с бумагой при создании
коллективной работы.
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «По морям, по волнам».
5.5.-5.6. Теория. Использование различных техник работы с бумагой при создании
коллективной работы
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «Моя улица».
6. Тема: Работа по замыслу:
6.1.-6.2. Практика. Изготовление творческой работы «Осенний лист», используя разные
способы аппликации. Техника безопасности, правила поведения пешехода.
6.3.-6.4. Практика. Изготовление творческой работы «Новогодние игрушки», используя
разные способы складывания бумаги и аппликации
6.5.-6.6. Практика. Изготовление творческой работы, используя разные способы
складывания бумаги и аппликации.
7. Итоговое занятие:

Практика. Подведение итогов за учебный год, анализ творческих работ, награждение.
Презентация творческой работы посещение отчетной выставки детского творчества в
ДДТ.
Содержание учебного (тематического) плана (6-7 лет):
1.Вводное занятие:
Теория. Знакомство с программой. Основные виды работы с бумагой. Инструменты и
материалы, используемые при работе и техника безопасности при работе с ними. Правила
поведения на занятиях, ПДД.
Практика. Знакомство с историей возникновения бумаги, свойства бумаги и картона.
2. Аппликация»
2.1. Тема: Плоскостная аппликация.
2.1.1. Теория. Понятие «Аппликация», способы вырезания.
Практика. «Осенние листья» (изготовление листьев разными способами).
2.1.2. Теория. Фон, предмет, предметная аппликация (вырезание изображения
симметричного строения из одноцветной бумаги, вырезание из бумаги сложенной в
несколько раз «гармошкой»).
Практика. Груша (яблоко) на тарелке (изготовление изделия способом симметричного
вырезывания).
2.1.3. Теория. Понятие «замысел, эскиз, сюжет», подбор бумаги, вырезание многоцветной
аппликации, способы вырезание деталей изображения, способы раскладывание деталей.
Практика. «Осенний хоровод» (составление плоскостной аппликации из отдельных
элементов).
2.1.4. Теория. Способы наклеивания деталей изображения, способы высушивания
аппликации. Однослойная аппликация.
Практика. Изготовление однослойной аппликации «Овощи и фрукты».
2.1.5. Теория. Приемы изготовления изделия, чередование цвета и формы.
Практика. Изготовление изделия «Букет из осенних листьев» (оформление изделия на
бумажной тарелке).
2.1.6. Теория. Вырезание изображения симметричного строения из одноцветной бумаги,
вырезание из бумаги сложенной в несколько раз «гармошкой».
Практика. «Снеговик» (изготовление изделия способом симметричного вырезывания,
оформление работы).
2.2. Тема: Объемная аппликация:
2.2.1. Теория. Понятие «Объемная аппликация», приемы изготовления объемной
аппликации.
Практика. Изготовление аппликации «Краски осени».
2.2.2. Теория. Многослойное наклеивание (детали наклеивают в 2-3 слоя, более мелкие
детали друг на друга).
Практика. Изготовление аппликации «Зимушка-Зима».
2.2.3. Теория. Многослойное наклеивание (детали наклеивают в 2-3 слоя, более мелкие
детали друг на друга).
Практика. Изготовление аппликации «Морской флот».
2.2.4. Теория. Многослойное наклеивание (детали наклеивают в 2-3 слоя, более мелкие
детали друг на друга). Одноцветная и многоцветная аппликация.
Практика. Изготовление аппликации «Весна пришла».
2.3. Тема: Мозаика аппликацией:
2.3.1. Теория. Понятие «Мозаика», назначение, возникновение, способы подготовки
бумаги для мозаики (нарезание ножницами, заготовка способом обрывания).

Практическая работа: изготовление аппликации мозаикой «Яблоко (груша)».
2.3.2. Теория. Замысел, эскиз. Бумажная мозаика: контурное и сплошное изображение,
техника аппликации.
Практика. Изготовление аппликации мозаикой «Осенний хоровод листьев».
2.3.3.-2.3.4. Теория. Замысел, эскиз. Бумажная мозаика: контурное и сплошное
изображение, техника аппликации.
Практика. Изготовление аппликации мозаикой «Подводный мир».
2.4. Тема: Аппликация из бумаги в оформительских работах.
2.4.1. Теория: Назначение аппликации. Способы использования аппликации при
оформлении, форма, сюжет, эскиз.
Практика. Изготовление поздравительной открытки «Скоро Новый год».
2.4.3. Теория. Способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.
Практика. Изготовление поздравительной открытки ко Дню защитника Отечества.
2.4.4. Теория. Способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.
Практика. Изготовление творческой работы «Подарок милой маме».
2.4.4. Теория. Способы использования аппликации при оформлении, форма, сюжет, эскиз.
Практика. Изготовление поздравительной открытки ко Дню Победы.
3.Тема: Оригами.
3.1. Теория. Знакомство с понятием «Оригами», «Базовые формы».
Практика. Упражнения по отработке основных элементов складывания квадрата, точно
совмещая углы и стороны, изделие «Стаканчик».
3.2. Теория. Основные приемы складывания бумажных заготовок (квадрата,
прямоугольника)
Практика. Изделие «Лисенок», «Господин Ходилкин».
3.3. Теория. Базовая форма: «треугольник»
Практика. Изготовление изделия «Веселые мордашки» (мордочки зверей) на основе
базовой формы «треугольник».
3.4. Теория. Базовая форма: «Треугольник».
Практика. Изготовление изделия «Веселые мордашки» (мордочки зверей) на основе
базовой формы треугольник».
3.5. Теория. Базовая форма «Двойной треугольник».
Практика. Изготовление изделия «Грибы» (оформление работы».
3.6. Теория. Базовая форма «Двойной треугольник»
Практика. Изготовление изделия «Бабочка» (оформление работы».
3.7. Теория. Базовая форма «Двойной треугольник».
Практика. Изготовление изделий «Елочка», «Дед Мороз» (оформление работ).
3.8. Теория. Базовая форма «Двойной квадрат», «Воздушный змей».
Практика. Изготовление изделия «Новогодние подвески» (оформление работы).
3.9. Теория. Базовая форма «Двойной квадрат»
Практика. Изготовление изделия «Символ года» (оформление работы).
3.10. Теория. Базовая форма «Блин», «Воздушный змей».
Практика. Изготовление изделий «Кораблик» и «Самолет» (оформление работы).
3.11. Теория. Базовая форма «Двойной квадрат».
Практика. Изготовление изделия «Волшебный цветок» (оформление работы).
4. Бумагопластика и свободное конструктивное творчество.
4.1. Тема: Конструирование на основе бумажного комочка
4.1.1. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»
Практика. «Ветка рябины» (изготовление изделия в технике сминания).
4.1.2. Теория. Способы изготовления склеивания и оформление работы.

Практика. «Птица» (изготовление изделия в технике сминания).
4.1.3. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Кролик» в технике сминания.
4.1.4. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Снеговик» в технике сминания.
4.1.5. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Барашек (овечка)» в технике сминания.
4.1.6. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Сова» в технике сминания.
4.1.7. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Медведь» в технике сминания.
4.1.8. Теория. Техника сминания бумаги, превращения ее в «Бумажный комочек»,
способы соединения отдельных деталей.
Практика. Изготовление изделия «Солнышко» в технике сминания.
4.2. Тема: «Конструирование на основе полого конуса»
4.2.1. Теория. Техника изготовления полого конуса (узкого, широкого). Клеевое
соединение.
Практика. Изделие из полого конуса «Заяц».
4.2.2. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Лиса».
4.2.3. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Курочка».
4.2.4. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Новогодняя ёлка».
4.2.5. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Ворона».
4.2.6.Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Мышки и сыр».
4.6.7. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Петушок».
4.6.8. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого конуса «Клоун», оформление работы.
4.3. Тема: «Конструирование на основе полос и полого цилиндра»
4.3.1. Теория. Техника изготовления полого цилиндра, полос (узких, широких), клеевое
соединение.
Практика. Изделие из полого цилиндра и полос «Осьминожка».
4.3.2. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Ёжик».

4.3.3. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Львёнок»
4.3.4. Теория. Виды разметки: по шаблону, на глаз, сгибанием. Оформление работ,
способы выразительности, соотношение деталей по размеру.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Лягушка», оформление работы.
4.3.5. Теория. Оформление работ, способы выразительности, соотношение деталей по
размеру, использование при оформлении работы витой спирали, петель, кулечков,
способы изготовления травы, гофрировки и т.п.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Бабочка», оформление работы.
4.3.6. Теория: Оформление работ, способы выразительности, соотношение деталей по
размеру, использование при оформлении работы витой спирали, петель, кулечков,
способы изготовления травы, гофрировки и т.п.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Ракета на старте», оформление работы.
4.3.7. Теория: Оформление работ, способы выразительности, соотношение деталей по
размеру, использование при оформлении работы витой спирали, петель, кулечков,
способы изготовления травы, гофрировки и т.п.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Цветы для мамы», оформление работы.
4.3.8. Теория. Оформление работ, способы выразительности, соотношение деталей по
размеру, использование при оформлении работы витой спирали, петель, кулечков,
способы изготовления травы, гофрировки и т.п.
Практика. Изделие из полого цилиндра «Весеннее дерево», оформление работы
5. Тема: «Коллективная работа»
5.1. Теория. Варианты аппликации для оформления коллективной работы, замысел,
эскиз, композиция.
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «В волшебном осеннем
лесу».
5.2. Теория. Использование различных техник работы с бумагой при создании
коллективной работы
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «На лесной полянке».
5.3. Теория. Использование различных техник работы с бумагой при создании
коллективной работы
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «Зимний лес».
5.4. Теория. Использование различных техник работы с бумагой при создании
коллективной работы
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «На морском дне».
5.5. Теория. Использование различных техник работы с бумагой при создании
коллективной работы.
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «По морям, по волнам».
5.6. Теория. Использование различных техник работы с бумагой при создании
коллективной работы
Практика. Изготовление коллективной аппликации на тему: «Моя улица».
6. Тема: Работа по замыслу. Контрольные занятия:
6.1.-6.2. Практика. Изготовление творческой работы «Новогодние игрушки», используя
разные способы складывания бумаги и аппликации.
6.3.-6.4.Практика. Изготовление творческой работы, используя разные способы
складывания бумаги и аппликации.
6.5-6.6. Практика. «Открытка ветерану», изготовление творческой работы, используя
разные способы складывания бумаги и аппликации.

7. Итоговое занятие:
Практика. Подведение итогов за учебный год, анализ творческих работ, награждение.
Презентация творческой работы, посещение отчетной выставки детского творчества в
ДДТ.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами занятий по программе является формирование следующих
умений:
 проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной
деятельности;
 проявление трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
 проявления бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке педагога);
 при поддержке педагога и окружающих способность давать оценку своим
поступкам и поступкам других людей;
 понимание, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
 выражение своих эмоций, соблюдение этических норм;
 понимание эмоций других людей, умение сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами занятий по программе является формирование
следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
 готовность определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
 умение работать по предложенному педагогом плану;
 умение проговаривать последовательность действий на занятии;
 стремление высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом;
 умение отличать правильно выполненное задание от неправильного;
 совместно с педагогом и другими обучающимися готовность давать
эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей
группы;
 умение оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
 умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
 умение ориентироваться в технологических инструкционных картах;
 умение находить ответы на вопросы;
 умение сравнивать и группировать различные объекты;
 умение классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
 готовность делать выводы в результате совместной работы с педагогом.
Коммуникативные УУД:
 умение слушать и понимать речь других;

 умение ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
 умение оформлять свои мысли в устной форме;
 стремление строить понятные для партнера высказывания;
 умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
 совместно с педагогом готовность договариваться с другими обучающимися о
правилах поведения и общения и учиться следовать им;
 иметь навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, готовность
работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
 стремление сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в
случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике
ситуациях конфликтов интересов.
Предметными результатами занятий по программе является:
освоение необходимой теоретической базы для осмысления выполняемых действий:
 необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов
конструирования;
 приёмы и правила пользования инструментами;
 элементарные свойства бумаги и картона их использование и применение,
доступные способы обработки;
 правила организации рабочего места;
 умение узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник,
прямоугольник, круг) и объёмные геометрические тела (куб, шар, цилиндр, конус);
 способы применения шаблонов;
 способы соединения деталей из бумаги и картона.
 освоение
технологий
бумажной
пластики,
аппликации,
бумажного
конструирования, оригами.
освоение практических навыков работы с бумагой:
 вырезать из бумаги квадрат, треугольник, из квадрата вырезать круг;
 пользоваться распространёнными инструментами (ножницами, карандашом)
 правильно организовывать рабочее место;
 выполнять разметку несложных изделий на доступных материалах при помощи
шаблонов;
 прочно соединять детали между собой;
 конструировать из бумаги с применением различных материалов.
 применять различные выразительные средства, художественные материалы и
техники в своей творческой деятельности.
2. Организационно-педагогические условия
2.1.

Условия реализации программы:

Материально – техническое обеспечение:
 Бумага цветная и белая;
 Бумага цветная для принтера разных цветов;
 Бумага гофрированная;
 Картон: белый и цветной;
 Ватман, бумага для черчения;
 Калька;











Бумажные салфетки разных цветов;
Ножницы канцелярские с закругленными концами – 15 шт.;
Ножницы фигурные – 10 шт.;
Дыроколы фигурные разного размера;
Кисти для рисования и для клея по 15 шт.;
Карандаши: простые -15 шт.;
Фломастеры, мелки, цветные карандаши (по 15 наборов);
Клей ПВА – 15 шт.;
Губки, тряпочки, салфетки, клеёнка, скрепки, циркуль, точилка для карандашей,
резинки стирательные, трафареты, палочки с тонким концом для клея, линейка;
 Ноутбук.
Информационное обеспечение:
 подборка информационной и справочной литературы;
 информационные ресурсы;
 видеоматериалы;
 интернет – ресурсы;
 учебные пособия
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее
профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической
работы.
Методические материалы:
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники
выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого
раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена
для детей разных возрастов - от 5 до 7 лет. Она развивается «по спирали», т.е. основные
положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей
всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.
Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и
последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Учебно-методический компонент для ребенка и педагога
1. Наглядные материалы
 Образцы изделий по программе;
 Фотографии работ обучающихся (фотоальбом и презентации);
 Презентации к разделам образовательной программы («Как человек изобрел
бумагу», «Чудесная мозаика» и т.д.)
 Электронный каталог образцов изделий по разделам образовательной программы;
 Иллюстрации.
2.Раздаточные материалы
 Инструкционные карты к разделу «Оригами»;
 Технологические карты;
 Карточки с образцами, схемами изделий по программе;

 Шаблоны деталей изделий по программе;
 Развертки;
 Шаблоны.
3. Технологические разработки к образовательной программе «Мастерилки»
(конструирование из бумаги):
 Схемы;
 Развертки;
 Шаблоны;
 Технологические карты.
4.Учебные и методические материалы:
 Методическое пособие по конструированию из бумаги «Волшебные полоски»
(https://vk.com/doc415041562_558300958?hash=e108a487c6b0466804&dl=8e5a7d004
da20b86d7)
 Методическое пособие по оригами https://iknigi.net/avtor-valentina-degteva/72070origami-s-detmi-3-7-let-metodicheskoe-posobie-valentina-degteva/read/page-1.html;
 Конспекты, планы - конспекты занятий;
 Тексты игр, игровых упражнений, физкультминуток, комплекс гимнастики для
глаз,
 Демонстрационный материал по технике безопасности на занятиях (общие правила
для обучающихся, правила обращения с ножницами, правила обращения с клеем,
правила работы с мелкими предметами (скрепки, кнопки, пуговицы).
5. Интернет – ресурсы:
 http://educontest.net/ - всероссийский фестиваль педагогического творчества
 http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
 http://pedlib.ru/ - педагогическая библиотека
 http://bank.orenipk.ru/ - литература в помощь педагогу дополнительного
образования
 Материалы с сайтов: http://stranamasterov.ru; htt://detiseti.ru.
Реализация данной программы осуществляется на основе следующих педагогических
принципов обучения:
 принцип научности (при беседе с детьми и показе объяснять всё, используя
общепринятую терминологию);
 принцип проблемного обучения (ребёнок сам пытается тем или иным способом
разрешить данную ситуацию);
 принцип наглядного обучения (это ведущий принцип в обучении дошкольников).
использование схем, рисунков, образцов-поделок, показ способов выполнения и
т.п.;
 принципы доступности и индивидуализации обучения: учёт возрастных и
индивидуальных особенностей детей при объяснении материала, при организации
занятий и т.д.;
 принцип систематичного и последовательного обучения (новый материал
подаётся от простого к сложному: варианты складывания квадрата,
прямоугольника, изучение базовых форм, изготовление на их основе поделок:
"треугольник"- мордочки зверей, "двойной треугольник"- бабочка, рыбка,
лягушонок ... и т.п.
 принцип
результативности обучения (соответствие целей обучения и
возможностей их достижения).

 «От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок
переходит к выполнению сложных творческих работ.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их
самовыражения.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно
целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение,
технологию изготовления, назначение и др.
В программе для организации образовательного процесса используются:
Основные методы и приёмы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- наглядный метод
Приёмы:
- наблюдение;
- рассматривание;
- работа по образцу;
- демонстрация;
- показ способов изготовления, образцов или приёмов действия;
- показ мультимедийных материалов и т.п.
Словесный метод
Приёмы:
- рассказ педагога;
- рассказ детей;
- объяснение;
беседы (индивидуально или со всеми детьми);
художественное слово и т.п.
Практический метод
Приёмы:
- упражнения;
- выполнение работ по схемам, инструкционным картам4
- игра;
- изготовление творческой работы,
- выполнение творческого задания.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
 частично-поисковый –участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
 исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на
занятии:
 фронтальный – одновременная работа со всеми.
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы.
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Педагогические технологии:
На занятиях используются игровые педагогические технологии для обеспечения
личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в
творческую деятельность: игры: ролевые; дидактические; имитационные;
соревновательные; игры-путешествия.
Игры-путешествия, в которых дети с помощью мультимедийной презентации
попадают в разные страны и эпохи «Чудесная мозаика», «Как человек изобрел бумагу» и
т.д.
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Летает, бегает, прыгает», «На что
похоже?», «Волшебная полоска», «У кого какой дом?», «Птицы-рыбы-звери», «Что
сначала, что потом?», «Выбери правильно» и т.д.
Критерии выбора игры – программные задачи на каждом занятии, уровень
подготовленности обучающихся.
Информационно-коммуникативные технологии:
 обеспечивают наглядное представление учебного материала.
 дают возможность увидеть цветовое решение и вид итогового результата работы,
как мотивация к творчеству.
Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления
задатков, развития интересов и способностей);
Здоровьесберегающие технологии: проведение физкультминуток, пальчиковой
гимнастики и динамических пауз. Такие паузы играют огромную роль в сохранении
высокой работоспособности на протяжении занятия и в развитии положительных эмоций
и чувств дошкольников.
Технологии дистанционного обучения: обучение с использованием технических
ресурсов (для расширения разных способов общения педагога и обучающихся,
формирования новых знаний, умений, которые потребуются в новой информационной
среде, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения).
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля результативности обучения по ДООП.
Для определения результативности образовательной деятельности по программе
проводятся следующие виды контроля:
 Входная диагностика (сентябрь) проводится с целью выявления первоначальных
знаний и умений, возможностей детей и готовности их к освоению программы.
Формы контроля: педагогическое наблюдение; выполнение практических заданий.
 Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года
после прохождения разделов программы для отслеживания уровня освоения
учебного материала программы и развития личностных качеств обучающихся.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, устный опрос, выполнение контрольных
заданий по разделам программы, выставка, анализ педагогом и обучающимися качества
выполнения творческих работ.

 Промежуточный контроль (декабрь - январь) с целью выявления уровня
освоения программы обучающимися и корректировки процесса обучения.
Формы контроля: викторина, презентация творческой работы.
Критерии оценки см. таблицу №1. Результаты заносятся в информационную карту
«Оценка освоения обучающимися разделов программы».
 Итоговый контроль (проводится в конце обучения по программе).
Формы контроля: выполнение тестового задания (викторина), презентация творческой
работы, мини-выставка.
Диагностика уровня личностного развития обучающихся проводится по
следующим параметрам: умение слушать и слышать педагога, отношение к оценке
взрослого, оценка ребенком созданной
им творческой работы (самооценка),
конфликтность, уровень самостоятельности, терпение, воля, самоконтроль,
коммуникабельность, сотрудничество эмоциональное отношение к деятельности
(интерес).
После серии занятий по определенной теме детям предлагаются творческие
задания.
Варианты заданий:
На основе одной базовой формы (оригами) можно изготовить несколько поделок.
Ребёнок выбирает одну поделку,
показывая на ней все приёмы складывания.
Например, базовая форма «двойной треугольник» - фигурки: мотылёк, бабочка, рыбка,
тюльпан, паучок.
С обучающимися группы проводятся конкурс «Юный мастер», выставки: «Цветы для
мамы», «Морская коллекция», «Новогодний сувенир» и др.
Задания позволяют:
 выявить у детей уровень овладения знаниями, умениями и навыками при
изготовлении поделок на заданную тему;
 выявить степень применения детьми новых приёмов работы;
 выявить уровень самостоятельности детей при создании поделок, выбор
 материалов для выразительности образов, оригинальность изделия.
Итоговое изделие (творческая работа) ребенка должно отвечать следующим критериям:
 образность;
 качество исполнения работы;
 самостоятельность, проявление индивидуальности ребенка;
 использование разнообразных способов конструирования.
Формы фиксации результатов: информационная карта « Оценка освоения
обучающимися разделов программы», информационная карта «Оценка освоения ДООП»,
бланк фиксации результатов обучения (индивидуальные), диагностические и
информационные карты по освоению обучающимися ДООП «Мастерилки».
Подведение итогов за год осуществляется в форме выполнения итоговых
творческих работ, участия работ обучающихся в разнообразных выставках, итоговой
выставки с обсуждением творческих достижений детей.
Контрольные вопросы и задания к «Мастерилки» (конструирование из бумаги)
1. Задание «Инструменты» (Промежуточный контроль):
Загадки:
Два кольца
Над бумажным над листом
Два конца,
Машет палочка хвостом.

а посередине – гвоздик.

И не просто машет –
Бумагу клеем мажет.

Я люблю прямоту
И сама я прямая
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.

Инструмент бывалый,
Не большой, не малый.
У него полно забот –
Он и режет, и стрижет.

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где носом ведет,
Там заметку кладет.
2. Задание «Правила техники безопасности при работе с инструментами» (Промежуточный
контроль):
При работе с клеем следует: ответить «Да» или «Нет»:
1. застилать стол перед работой с клеем;
2. оставлять клей открытым после окончания работы;
3. мыть руки с мылом после работы с клеем;
4. беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея;
5. тереть глаза во время работы с клеем.
При работе с ножницами следует: ответить «ДА» или «НЕТ»:
оставлять ножницы на столе после окончания работы;
1. размахивать руками, держа в них ножницы;
2. передавать ножницы ручками вперед;
3. держать ножницы за режущую поверхность.
3. Задание «Свойства бумаги»:
Перед ребенком размещается набор бумаги и картона разной фактуры. Педагог
предлагает объяснить, какую бумагу и как можно использовать при изготовлении
поделок. Почему?
4. Задание «Композиция»:
Ребенку предлагается набор геометрических фигур разного размера. Необходимо
разместить их на стандартном листе, предложив возможные варианты декоративного
оформления.
5.Задание (практическое) «Подарок другу»
Ребенку предлагается самостоятельно выбрать материалы для изделия, технику
выполнения и сюжет. Необходимо выполнить самостоятельно творческую работу.
Оборудование: набор картона, набор цветной бумаги, клей, ножницы, двухсторонний
скотч, шаблоны, цветные карандаши.
Викторина «Что я знаю?» (итоговый контроль):
1. Из чего изготавливают бумагу?
а) из древесины
б) из хлопка
в) из песка
г) из нефти

2. Вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных
деталей и закреплении их на фоне с помощью клея
а) аппликация
б) оригами
в) плоская игрушка
3. Орнамент – это…
а) узор, в котором элементы только чередуются
б) узор, в котором элементы только повторяются
в) узор, в котором элементы и чередуются и повторяются
4. Какие инструменты и приспособления используют для аппликации
а) ножницы, кисточка, салфетка, клеенка, подставка
б) ножницы, степлер, кисточка, салфетка
в) плоскогубцы, пинцет, ножницы, салфетка, кисточка
5. Какая аппликация выполняется без ножниц
а) мозаика
б) обрывная
в) торцевание
6. Какой клей используют в аппликации
а) ПВА
б) столярный
в) момент
7. Как с японского переводится слово «оригами»?
а) «Ори» - сложенная, «Кама» - бумага
б) «Ори» - бумага, «Кама» - камень
в) Слово оригами не переводится
8. Какая форма является основной в оригами?
а) треугольная
б) прямоугольная
в) квадратная
9. Как называют основу, заготовку изделия в оригами?
а) форма оригами
б) базовая форма
в) база изделия
10. Как называется базовая форма, где складывается квадратный лист бумаги
пополам?
а) блин
б) книга
в) дверь
11. Техника сминания бумаги называется:
а) бумажный комочек
б) ситцевый мешочек
в) бумажный кулечек

12. Конструировать можно на основе:
а) полос и полого цилиндра
б) полого треугольника
в) полого конуса
В течение года проводятся самостоятельные практические работы.
Практическая работа оценивается по следующим критериям:

организация рабочего места;

качество выполнения отдельных элементов;

качество и аккуратность готовой работы;

самостоятельность выполнения работы;

Креативность.
Оценка практического задания проводится по следующим критериям:
«Высокий» - 15 баллов; «Средний» - 10 баллов; «Низкий» - 5 и менее баллов.

Таблица №1
Критерии оценки качества выполнения практической работы
1. Качество выполнения отдельных элементов
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Детали сделаны с большим
Детали выполнены с
Детали выполнены
дефектом, не
небольшим замечанием,
аккуратно, имеют ровную
соответствуют образцу.
есть небольшие
поверхность,
отклонения от образца.
соответствуют эскизу.
2.Качество готовой работы
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Сборка отдельных
Работа выполнена с
Работа выполнена
элементов не
небольшими замечаниями,
аккуратно.
соответствует образцу.
которые легко исправить.
Композиционные
требования соблюдены.
3. Организация рабочего места
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Испытывает серьезные
Готовит рабочее место при
Способен самостоятельно
затруднения при
помощи педагога
готовить свое рабочее
подготовке рабочего места
место
4. Трудоемкость, самостоятельность
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Работа выполнена под
Работа выполнена с
Работа выполнена
контролем педагога, с
небольшой помощью
полностью
постоянными
педагога. Темп работы
самостоятельно. Темп
консультациями. Темп
средний. Иногда
работы быстрый. Работа
работы медленный.
приходится переделывать,
хорошо спланирована,
Нарушена
возникают сомнения в
четкая последовательность
последовательность
выборе
выполнения.
действий, элементы не
последовательности
выполнены до конца.
изготовления изделия.
5. Креативность
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Изделие выполнено на
Изделие выполнено на
Изделие выполнено по
основе образца. Ребенок в
основе образца с
собственному замыслу. В
состоянии выполнять
разработкой своего.
технологии изготовления
лишь простейшие
Технология изготовления
воплощены свои новые
практические задания
на основе уже известных
идеи. Есть творческая
педагога.
способов, но внесено чтонаходка.
то свое.

Таблица №2

Система начисления баллов за освоение ДООП
№

Задание

Баллы
min
max
Аппликация

Задание 1 Изготовление
творческой работы
«Осенний лист», используя
5
15
разные способы
аппликации.
Аппликация и оригами
Промежуточный
контроль Практика.
Задание 2. Презентация
творческой работы
3
9
«Новогодние игрушки»,
используя разные способы
складывания бумаги и
аппликации
Промежуточный
контроль. Теория.
Викторина:
0
14
«Инструменты»
(загадки); «Правила ТБ
при работе с
инструментами»
ВСЕГО за I полугодие:
8
38

1

1

2

1

2

3

4

Критерии
Критерии № 1 - 5

Критерии № 2,4,5

Правильный ответ – 1 б.

Бумагопластика и свободное конструктивное творчество
Задание 3.
Критерии № 1 - 5
Конструирование на
основе полос и полого
5
15
цилиндра «Весеннее
дерево»
Задание 4.
Критерии № 1 -5
Конструирование на
5
15
основе из полого конуса
«Ракета на старте»
Правильный ответ -1 б.
Итоговый контроль.
0
12
Теория. Викторина
Критерии № 2,4,5
Итоговый контроль.
Практика
Задание 5. Презентация
3
9
творческой работы
«Петушок»
Всего за II полугодие:

13

51

Итого за программу

21

89

Информационная карта

Оценка освоения обучающимися разделов программы
Объединение ______________________

Группа № ____________

Название раздела: _____________________________________________
Задание №
№

Фамилия, Имя

Задание №

Задание №

Задание №

Общий
балл

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Подпись педагога ______________________

Дата ___________________

Информационная карта. Оценка освоения ДООП
Объединение:________________________

Группа № __________

Название программы: _____________________________________________
Раздел 1
№

Фамилия,
Имя

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Конструирование Конструирование Общий
Аппликация Аппликация на основе полос
на основе полого балл
и полого
и оригами
конуса
цилиндра

1
2
3
4
5
6
…
15
Подпись педагога ______________________

Дата ___________________

Фиксация результатов обучения
Аппликация

Фамилия, имя обучающегося
Задание 1

Аппликация и оригами
Задание 2
Конструирование на основе полос и полого цилиндра
Задание 3
Задание 4
Конструирование на основе полого конуса
Задание 5

Таблица №3
Критерии оценки метапредметных и личностных результатов
1. Умение слушать и слышать педагога
(адекватность восприятия информации, идущей от педагога)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Обучающийся испытывает
Воспринимает основную
Внимательно слушает
серьезные затруднения в
информацию, идущую от
педагога, полностью
восприятии информации,
педагога, но нуждается в
воспринимает его
нуждается в постоянной
контроле (не всегда
информацию.
помощи и контроле педагога
внимателен)
2. Регуляция деятельности
отношение к оценке взрослого
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Безразличен к оценке
Эмоционально реагирует на
Адекватно реагирует на
взрослого (деятельность не
оценку взрослого (при
замечания взрослого,
изменяется)
похвале – радуется, темп
стремится исправить
работы увеличивается, при
ошибки, неточности
замечании - сникает,
деятельность замедляется
или вовсе прекращается
оценка ребенком созданной им творческой работы (самооценка)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Отсутствует
Неадекватна (завышенная/
Адекватна
заниженная)
3.Конфликтность
(отношение обучающегося к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Периодически провоцирует
Сам в конфликтах не
Пытается самостоятельно
конфликты
участвует, старается их
уладить возникающие
избежать
конфликты
4. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
(соответствие реальных навыков соблюдения правил
безопасности программным требованиям)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Обучающийся овладел
Объем усвоенных навыков
Обучающийся освоил
менее ½ объема навыков
составляет более ½
практически весь объем
соблюдения правил
навыков, предусмотренных
безопасности,
программой за конкретный
предусмотренной
период
программой
5. Самоконтроль
(умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

31
(1 балл)
Постоянно действует под
воздействием контроля
извне;
импульсивен,
несамостоятелен, требуется
постоянный контроль со
стороны педагога
Низкий уровень
(1 балл)
Необходима поддержка и
стимуляция деятельности со
стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не
обращается
Низкий уровень
(1 балл)
Безразличен, необщителен,
замкнут в себе

(2 балла)
Периодически контролирует
себя сам;
часто затрудняется
контролировать себя

6.Уровень самостоятельности
Средний уровень
(2 балла)
Требуется незначительная
помощь, с вопросами к
взрослому обращается редко
7.Коммуникабельность
Средний уровень
(2 балла)
Неохотно идет на контакт с
детьми или с педагогом

(3 балла)
Постоянно контролирует
себя сам;
способен контролировать
свои эмоции, поведение,
деятельность на занятии

Высокий уровень
(3 балла)
Выполняет задание
самостоятельно, без помощи
педагога, в случае
необходимости обращается с
вопросами
Высокий уровень
(3 балла)
Дружелюбен, проявляет
сострадание, всегда
приходит на помощь

8.Самооценка
(способность оценить себя адекватно реальным достижениям)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Завышенная
Заниженная
Адекватная
9.Сотрудничество
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Отказывается принимать
Неохотно сотрудничает с
С удовольствием участвует в
участие в коллективной
другими воспитанниками
коллективных проектах,
работе
мероприятиях, оказывает
поддержку и помощь
другим
10. Терпение
(способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного
времени, преодолевать трудности))
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Терпения хватает < чем на
Терпения хватает > чем на
Терпения хватает на все
1/2 занятия;
1/2 занятия;
занятие;
не способен довести работу
часто отвлекается,
на протяжении всего занятия
до завершения, часто
нуждается в частой смене
терпелив, доводит начатое
раздражителен
вида деятельности
дело до конца
11. Воля
(способность активно побуждать себя к практическим действиям)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Волевые усилия ребенка
Иногда-самим ребенком
Всегда – самим ребенком

32
побуждаются извне
12. Интерес к занятиям в детском объединении
эмоциональное отношение к деятельности (интерес)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
Часто отказывается
С неохотой принимается за
С удовольствием
заниматься творческой
предложенный вид работы,
принимается за любую
деятельностью
предлагая альтернатив
деятельность
3. Список литературы
Для педагога:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Уроки оригами в школе и дома", М.,1996.
2. Богатеева З.А."Чудесные поделки из бумаги", М.,1992.
3. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу: Математика и конструирование.– М.:
Просвещение,2004. – 142 с.
4. Долженко Г.И. "100 поделок из бумаги", Ярославль, 1999.
5. Игрушки из бумаги, СПб.,2004.
6. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного
конструирования.– Ярославль: Академия развития, 2001.– 142 с.
7. Коротеев И.А. "Оригами для малышей", М.,1996.
8. Лыкова И.А., Максимова Е.В. Коллаж из бумаги. Детский дизайн.- М.:«Цветной мир», 2015.
9. Ляшко Т.В., Синицына Е.И. "Через игру - к творчеству", Обнинск, 1994.
10. Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
11. Нестеренко А.А. "Страна загадок", Ростов-на-Дону, 2005.
12. Новикова И.В. «Большой альбом поделок из бумаги», Ярославль, 2010
13. Новикова И.В. «Диковинные животные конструируем из бумаги», Ярославль, 2010
14. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.– М.: Изд. Скрипторий, 2008. –
48 с.
15. Соколова С.В. Оригами для дошкольников, СПб, Детство-Пресс, 2008.
16. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент.– М.: Изд-во Ниола Пресс, 2006. – 112 с.
17. http://educontest.net/ - всероссийский фестиваль педагогического творчества
18. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
19. http://pedlib.ru/ - педагогическая библиотека
20. http://bank.orenipk.ru/ - литература в помощь педагогу дополнительного образования
21. http://www.twirpx.com/ - учебно-методическая и профессиональная литература для
студентов и преподавателей технических, естественнонаучных и гуманитарных
специальностей
22. Материалы с сайтов: http://stranamasterov.ru; htt://detiseti.ru

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Для обучающихся:
"Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного
возраста", М.,1989.
Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Изд-во Лада,
2007.– 240 с.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и
картона.– М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с..
Долженко Г.И. "100 поделок из бумаги", Ярославль, 2005.
Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. – 78 с.
Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.– СПб.: Паритет,
2007. – 127 с.

33
7. Русские народные сказки, загадки, стихи... (Д. Хармс, А. Барто, К. Чуковский, В. Берестов,
В. Квитко и др.)
8. Столярова С.В. «Я машину смастерю – папе с мамой подарю», Ярославль, 2000.
9. Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера.– М.: Арт –
Родник, 2007. – 30 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».