Мозаика. Волшебный карандашик

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
методического совета
Протокол №7
от «26» августа 2022 года

Утверждена:
ИО директора МАУ ДО ДДТ
Е.А. Буздес
Приказ №90/1 от 01.09.2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный карандашик»
(детский развивающий центр «Мозаика»)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 год

Автор-составитель:
Таможникова Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Кушва
2022г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об
окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и
закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять
полученные знания в доступной практической действительности. Дети пятого года жизни
уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них
преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном
мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы
позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков,
представлений.
Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях
действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой
ситуации, создаваемой в игре. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг
представлений детей об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях.
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно
задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут
или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает.
Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться
отвечать на любые вопросы детей. При этом средствами программы целенаправленно
создаются условия для развития у детей познавательных процессов, речи, эмоциональной
сферы, творческих способностей, формирования основ учебной деятельности. Человек,
природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В рамках работы детского развивающего центра «Мозаика» реализуется
дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный карандашик», которая
затрагивает образовательные области художественного развития.
Направленность общеразвивающей программы:
Художественная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный
карандашик», далее «Программа» разработана в соответствии с нормативными правовыми
актами и государственными программными документами:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года №273-Ф3 с изменениями;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Конвенция о правах ребенка;
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
8. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы
образования» от 5 августа 2013 г. № 662;
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

10. Устав МАУ ДО ДДТ;
11. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ.
Актуальность общеразвивающей программы:
Данная программа является актуальной, поскольку основана на анализе родительского
спроса на услуги дополнительного образования в области предшкольной подготовки и
направлена на создание комфортных условий для интеллектуального, творческого и
личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого
опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не
всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по
своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко
воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых
оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры,
графики.
Мир, окружающий маленького человека, огромен и многообразен. Способность
ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам, взрослым, возможность
развивать в нем эти качества. Если это способность ребенка будет своевременно замечена,
осознанна и утверждена в его собственных творческих планах, то она уже никогда не
покинет человека, и будет развиваться с возрастом.
Все дети способны, они рисуют, любят фантазировать. Рисование для них не просто
забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, который оказывает существенное
воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей.
Дополнительные занятия по изобразительной деятельности развивают у детей образные
художественные представления, творческое начало, воспитывают художественный вкус
Отличительные особенности общеразвивающей программы:
Заключается в том, что конечной целью программы является не обучение, а вклад в
умственное развитие каждого ребенка, количественные и качественные позитивные сдвиги
в нем. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому
взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.
Адресат общеразвивающей программы:
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 4 - 7лет. Обучающиеся
занимаются по программе 2 года:
Первый год обучения: дети в возрасте 4-5 лет, одна группа численностью 8-10 человек.
Второй год обучения: дети в возрасте 6-7 лет, одна группа численностью 8-10 человек.
Режим занятий:
Программа реализуется в очной форме обучения. Режим работы: дети 4-5 лет – 2 раза в
неделю по 3 занятия (6 занятий в неделю); дети 6-7 лет – 2 раза в неделю по 3 занятия (6
занятий в неделю).
Недельная нагрузка обучающихся рассчитана с учетом норм СанПиН 2.4.4.1251-03.
Длительность занятий (академический час) для данной возрастной категории определяется
возрастом детей и по нормам СанПиН составляет 30 минут, перерыв между занятиями - 5
минут.
Объем и сроки освоения общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения - 68 недель.
34 недели – 204 часа - 1 г.об.; 34 недели – 204 часа - 2 г.об..

Уровневость общеразвивающей программы:
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и
предполагает реализацию в рамках СТАРТОВОГО УРОВНЯ в общедоступных и
универсальных формах организации материала.
Формы обучения и виды занятий:
Форма организации учебной деятельности – очная, групповая с использованием занятий
в формате беседы, мастер-класса, творческих мастерских, познавательной игры,
практического занятия, эстафеты, соревнования.
Формы подведения результатов общеразвивающей программы:
В соответствии с Положением МАУ ДО ДДТ о соответствии оценивания
достижений и успешности воспитанников Дома детского творчества для данной
программы являются:
• выставки художественных работ
• открытые занятия
• итоговые праздники с демонстрацией полученных знаний, умений и навыков.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель: учить детей дошкольного возраста самостоятельно создавать художественные
образы, используя различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в
художественном творчестве.
Задачи раздела:
Обучающие:
- Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники,
разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с
целью получения выразительного образа.
- Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую
активность, желание рисовать.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования
нетрадиционных техник рисования.
Воспитательные:
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,
индивидуально.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в
следующих направлениях:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к
сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к
более сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые
необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник
изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов
нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким
образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать
удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых
техник в рисовании.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№п/п Наименование модуля/темы
Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/
контроля
1.
Чудесные бабочки
1ч
0,5 ч
0,5 ч
2.
Цветочная полянка
1ч
0,5 ч
0,5 ч
Наблюдение,
3.
В садах поспели яблоки
1ч
0,5 ч
0,5 ч фронтальный
опрос.
4.
Золотая рыбка
1ч
0,5 ч
0,5 ч Аудиторное
выставление.
5.
Дымковский коврик
1ч
0,5 ч
0,5 ч
6.

Золотая осень

1ч

0,5 ч

0,5 ч

7.

Гирлянда из осенних листьев

1ч

0,5 ч

0,5 ч

8.

Скатерть-самобранка

1ч

0,5 ч

0,5 ч

9.

Волшебная бумага

1ч

0,5 ч

0,5 ч

10.

Стройная сосна

1ч

0,5 ч

0,5 ч

11.

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

13.

Выпал первый снег (рисование
лесного пейзажа)
Выпал первый снег (рисование
снега в воздухе)
Зима пришла

1ч

0,5 ч

0,5 ч

14.

Снежинка-балерина

1ч

0,5 ч

0,5 ч

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

В лесу родилась ёлочка
Нарядим ёлку шариками
В гостях у Снегурочки
Морозные узоры
Снегири прилетели
Полярное сияние
Еловые шишки на ветке
Берёзки,
опушённые
инеем
(ознакомительное;
рисование
фона)
Берёзки,
опушенные
инеем
(рисование берёзки в инее)
Весёлый снеговик
Красивые цветы в подарок маме
Красивые цветы в подарок маме
Волшебный карандаш

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч
1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

12.

23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Солнечный зайчик
1ч
Букет цветов в вазе
1ч
Букет цветов в вазе
1ч
Лети, ракета, к звёздам
1ч
Подводный мир
1ч
Праздничный салют Победы
1ч
Пушистые одуванчики, белые 1 ч
сарафанчики...»
Итого
34 ч.

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

17 ч.

17 ч.

Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Чудесные бабочки. (1 ч)
Теоретическая часть: Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств
выразительности образа бабочки
Практическая часть: Упражнение в рисовании по-сырому (предметная монотипия).
Бабочка.
Тема 2. Цветочная полянка. (1 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с техникой пластилинографии.
Практическая часть: Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на
цветном картоне с использованием приемов налеп и растяжка
Тема 3. В садах поспели яблоки (1 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками.
Практическая часть: Учить заполнять контуры объекта цветными точками, оставляя
между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики).
Тема 4. Золотая рыбка (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками
Практическая часть: Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между
ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики).
Тема 5. Дымковский коврик (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с Дымковским промыслом.
Практическая часть: Украшение квадратной формы в технике рельефной лепки и
пластилинографии по мотивам дымковской росписи. Развитие цветовосприятия.
Тема 6. Золотая осень (1ч)
Теоретическая часть: Познакомить с техникой печатания засушенными листьями «эстамп».
Практическая часть: Создание в изучаемой технике картины осеннего пейзажа.
Тема 7. Гирлянда из осенних листьев (1ч)
Теоретическая часть: Цветовая гармония. Цветосочетание.
Практическая часть: Развивать технические навыки смешивания красок на палитре.
Выполнение тематической творческой работы.
Тема 8. Скатерть-самобранка (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с жанром живописи — натюрмортом.
Практическая часть: Учить рисовать овощи, фрукты различными изобразительными

средствами (восковыми мелками, пастелью, фломастерами).
Тема 9. Волшебная бумага (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём
выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»).
Практическая часть: Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма,
эстетического вкуса
Тема 10. Стройная сосна (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с понятием «фактура».
Практическая часть: Передача в рисунке красоты и особенностей внешнего вида хвойного
дерева (высокий ствол, крона в верхней его части). Тампонирование хвои губкой.
Тема 11. Выпал первый снег (1ч)
Теоретическая часть: Понятие «композиция картины».
Практическая часть: Рисование лесного пейзажа.
Тема 12. Выпал первый снег (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с техникой «набрызг».
Практическая часть: Натирание бумаги свечой, изображение падающего снега в технике
набрызга
Тема 13. Зима пришла (1ч)
Теоретическая часть: Техника печати.
Практическая часть: Печатание засушенными листьями лесного пейзажа. Использование
белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса.
Дорисовка дополнительных деталей кистью.
Тема 14. Снежинка-балерина (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с техникой тампонирования.
Практическая часть: Тампонирование губкой по трафарету в сочетании с техникой
набрызга.
Тема 15. В лесу родилась ёлочка (1ч)
Теоритическая часть: Объемная аппликация.
Практическая часть: Выполнение изображения ели способом объёмной аппликации.
Тема 16. Нарядим ёлку шариками (1ч)
Теоритическая часть: Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования на
фольге («гравюра», «чеканка»).
Практическая часть: Сочетание рисования с аппликацией: украшение узором силуэтов
ёлочных шариков и наклеивание их на изображение ели, выполненное на предыдущем
занятии.
Тема 17. В гостях у Снегурочки (1 ч)
Теоритическая часть: Контраст. Знакомство с понятием.
Практическая часть: Использование белого цвета как выразительного средства передачи
сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в
царстве Снегурочки и их хозяев). Развитие творческой фантазии и воображения.
Тема 18. Морозные узоры (1 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с понятием «граттаж».

Практическая часть: Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать
простой карандаш для выполнения предварительного наброска.
Тема 19. Снегири прилетели (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с анималистическим жанром.
Практическая часть: Рисование снегирей на ветке.
Тема 20. Полярное сияние (1ч)
Теоретическая часть: Цветовой контраст как средство выразительности.
Практическая часть: Передача образа красивого природного явления путём
комбинирования приёмов и средств изображения: яркие сполохи полярного сияния —
пастелью; снега, льды на поверхности земли — в обрывной аппликации.
Тема 21. Еловые шишки на ветке (1ч)
Теоретическая часть: Техника «сухая кисть».
Практическая часть: Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка
контуров простым карандашом. Закрепление навыка раскрашивания изображения
тычкованием полусухой жёсткой кистью.
Тема 22. Берёзки, опушённые инеем (1 ч)
Теоретическая часть: Понятие «фон».
Практическая часть: Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и
оттенками (розоватым, желтоватым...), смешивание краски на палитре и создание полутона.
Тема 23. Берёзки, опушённые инеем (1ч)
Теоретическая часть: Изобразительные планы.
Практическая часть: Способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы
(серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви).
Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным движениями.
Тема 24. Весёлый снеговик (1ч)
Теоретическая часть: Знакомство с понятием «оттенок».
Практическая часть: Закрепление приёмов работы в технике пластилинографии, способы
смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков.
Тема 25. Красивые цветы в подарок маме (1 ч)
Теоретическая часть: Понятие «смешанная техника».
Практическая часть: Выполнение композиции различными изосредствами, сочетая
рисунок и аппликацию.
Тема 26. Красивые цветы в подарок маме (1 ч)
Теоретическая часть: Понятие «смешанная техника».
Практическая часть: Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы).
Тема 27. Волшебный карандаш (1 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с техникой рисования штрихом.
Практическая часть: Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая
капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать
умение регулировать силу нажима
Тема 28. Солнечный зайчик (1 ч)
Теоретическая часть: Понятие «образ».

Практическая часть: Создание выразительного образа персонажа путём комбинирования
приёмов изображения: прокатывание по трафарету поролоновым валиком; рисование
кистью
Тема 29. Букет цветов в вазе (1 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с техникой монотипии.
Практическая часть: Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии.
Тема 30. Букет цветов в вазе (1 ч)
Теоретическая часть: Виды монотипии.
Практическая часть: Использование шаблона и простого карандаша для контурного
изображения вазы к цветочному букету. Раскрашивание и роспись силуэта вазы пастелью
Тема 31. Лети, ракета, к звёздам! (1 ч)
Теоретическая часть: Космический пейзаж.
Практическая часть: Передача образа космического пространства в технике печати по
трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью
Тема 32. Подводный мир (1 ч)
Теоретическая часть: Масштаб.
Практическая часть: Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины.
Создание созвучного тона восковому рисунку с помощью акварели
Тема 33. Праздничный салют Победы (1 ч)
Теоретическая часть: Знакомство с приёмом
(процарапывание рисунка заострённой палочкой).
Практическая часть: Творческая работа

рисования

в

технике

«граттаж»

Тема 34. «Пушистые одуванчики, белые сарафанчики...»
Теоретическая часть: Цвет и образ.
Практическая часть: Передача выразительного образа одуванчиков через использование
различных изотехник: набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование
ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№п/п Наименование модуля/темы
Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/ко
нтроля
1.
«Цветное коромысло над рекою 1 ч
0,5 ч
0,5 ч
повисло...»
Наблюдение,
2.
Бабочка на лужайке
1ч
0,5 ч
0,5 ч
фронтальный
3
Бабочка на лужайке
1ч
0,5 ч
0,5 ч
опрос.
4
Узор из ягод и веток рябины
1ч
0,5 ч
0,5 ч
Аудиторное
5
Узор из ягод и веток рябины
1ч
0,5 ч
0,5 ч
выставление.
6
Берёза в золотом наряде
1ч
0,5 ч
0,5 ч
7
«Листик,
листик
вырезной, 1 ч
0,5 ч
0,5 ч
солнышком окрашенный...»
8
Яблоневый сад осенью
1ч
0,5 ч
0,5 ч
9
Осенний пейзаж
1ч
0,5 ч
0,5 ч
10
Вечерний город
1ч
0,5 ч
0,5 ч
11
Ёжик в ельнике
1ч
0,5 ч
0,5 ч

12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Первый снег
Аленький цветочек
Белая
пушинка
ажурная снежинка
Новый год в лесу. (по мотивам
стихотворения
«Заячье новогоднее»)
Хлопушка-новогодняя игрушка
«Что такое снежинка?»
Ветка ели с шишками
Пингвины на льдине
В цирке
«Дремлет лес под сказкой сна...»
Жар-птица
«Сказка о золотой рыбке...»
«Сказка о золотой рыбке...»
Портрет моей мамы
Кружевные шляпы
Царевна-лебедь
Расцвели подснежники
«Уж верба вся пушистая...»
Космические корабли
Космические корабли
Морское царство
Праздничный салют в городе
Весеннее настроение
Итого

1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
34 ч.

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
17 ч.

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
17 ч.

Содержание программы второго года обучения
Тема 1. «Цветное коромысло над рекою повисло...» (1 ч)
Теоретическая часть: Пейзажная монотипия.
Практическая часть: Рисование речного пейзажа (небо, берег, река) в технике пейзажной
монотипии. Изображение радуги веерной кистью.
Тема 2. Бабочка на лужайке (1 ч)
Теоретическая часть: Смешанная техника.
Практическая часть: Передача в нетрадиционной технике «эстамп» внешнего вида
насекомого. Дорисовывание деталей тонкой кистью (тельце, головка, усики).
Тема 3. Бабочка на лужайке (1ч)
Теоретическая часть: Смешанная техника.
Практическая часть: Доведение работы до логического завершения (изображение
цветущей лужайки). Передача выразительности рисунка путём комбинирования различных
изо материалов (кисть, восковые мелки, пастель).
Тема 4. Узор из ягод и веток рябины (1ч)
Теоретическая часть: Узор.
Практическая часть: Создание растительного узора: рисование ягод губкой, последующая

прорисовка деталей (пользование точкой, мазком, линией).
Тема 5. Узор из ягод и веток рябины (1ч)
Теоретическая часть: Орнамент.
Практическая часть: Использование смешанной техники (восковые мелки+акварель),
выделение в рисунке особенностей фруктов (форма, цвет, величина).
Тема 6. Берёза в золотом наряде (1ч)
Теоретическая часть: Пейзаж.
Практическая часть: Рисование пейзажа кистью и губкой. Развитие умения работать с
палитрой, использование определённой цветовой гаммы в соответствии с настроением и
временем года.
Тема 7. «Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный...» (1ч)
Теоретическая часть: Тепло холодность в цвете.
Практическая часть: Использование шаблона кленового листа. Закрепление навыка
аккуратного закрашивания предмета, не выходя за контуры; развитие умения выразительно
сочетать тёплые тона, использование приёма вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок
тонкой кистью.
Тема 8. Яблоневый сад осенью (1 ч)
Теоретическая часть: Закрепление представлений о пейзаже.
Практическая часть: Творческая работа
Тема 9. Осенний пейзаж (1ч)
Теоретическая часть: Плановость в композиции.
Практическая часть: Использование техники тычкования для рисования осенней листвы.
Формировать умение композиционно располагать предметы, используя приём «ближедальше».
Тема 10. Вечерний город (1ч)
Теоретическая часть: Городской пейзаж.
Практическая часть: Рисование многоэтажного дома. Развитие умения передавать в
рисунке архитектурное строение здания.
Тема 11. Ёжик в ельнике (1ч)
Теоретическая часть: Графика. Графические выразительные средства.
Практическая часть: Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки —
короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько
рядов. Учитывать пропорцию между предметами.
Тема 12. Первый снег (1ч)
Теоретическая часть: Композиция
Практическая часть: Рисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике
пейзажной монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка;
техника «набрызг»), а также их сочетание. Развивать чувство композиции.
Тема 13. Аленький цветочек (1ч)
Теоретическая часть: Ниткография
Практическая часть: Экспериментирование с цветной пряжей: создание образа сказочного
сверкающего цветка из обрезков ниток на бархатной бумаге.

Тема 14. Белая пушинка-ажурная снежинка (1ч)
Теоретическая часть: Симметрия.
Практическая часть: Созданию узорных форм при помощи ножниц.
Тема 15. Новый год в лесу (по мотивам стихотворения «Заячье новогоднее») (1ч)
Теоретическая часть: Фон. План.
Практическая часть: Изготовление в технике пластилинографии пейзажной композиции
(пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде). Передача плановости.
Тема 16. Хлопушка-новогодняя игрушка (1ч)
Теоретическая часть: Техника гравирования
Практическая часть: Закрепление умения работать с фольгой (техника гравирования):
рисование узора на силуэте хлопушки по собственному замыслу.
Тема 17. «Что такое снежинка?» (1ч)
Теоретическая часть: Образ.
Практическая часть: Передача образа фантастического растения гуашью белого,
«золотого», «серебряного» цветов, используя приёмы рисования разными материалами
(веерная и тонкая кисти, ватные палочки, губка).
Тема 18. Ветка ели с шишками (1ч)
Теоретическая часть: Смешанная техника.
Практическая часть: Передача выразительного образа заснеженной ветки ели в
смешанной технике.
Тема 19. Пингвины на льдине (1ч)
Теоретическая часть: Контур. Эскиз.
Практическая часть: Закреплять умение использовать простой карандаш для рисования
контурного эскиза. Раскрашивание методом тычкования.
Развитие представлений детей об обитателях Антарктиды.
Тема 20. В цирке (1ч)
Теоретическая часть: Пропорции фигуры человека.
Практическая часть: Рисование фигуры человека в одежде в технике пальчиковой
палитры, передача его пропорций. Свободный выбор материалов для печатания (катушки
из-под ниток, пробки, пластиковые колпачки...). Создание выразительной композиции
клоуна-жонглёра.
Тема 21. «Дремлет лес под сказкой сна...» (1 ч)
Теоретическая часть: Колорит.
Практическая часть: Закреплять навыки рисования в технике «граттаж»
(процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать
колорит вечернего (ночного) зимнего леса.
Тема 22. Жар-птица (1ч)
Теоретическая часть: Смешанная техника
Практическая часть: Закрепление навыков работы с фольгой: украшение перьев Жарптицы в технике гравирования.
Тема 23. «Сказка о золотой рыбке...» (1ч)
Теоретическая часть: Книжная графика.
Практическая часть: Воспитание интереса к книге и книжной графике. Выбор материалов

для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка). Рисование
моря.
Тема 24. «Сказка о золотой рыбке...» (1ч)
Теоретическая часть: Книжная иллюстрация.
Практическая часть: Передача образа сказочной рыбки в рисунке и аппликации
(вырезывание рыбки из бумаги, используя шаблон; расписывание и наклеивание силуэта
рыбки на фон — море).
Тема 25. Портрет моей мамы (1ч)
Теоретическая часть: Портрет
Практическая часть: Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз,
причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью.
Тема 26. Кружевные шляпы (1 ч)
Теоретическая часть: Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения.
Практическая часть: Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая
плотные его части с лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами,
гелевыми ручками.
Тема 27. Царевна-лебедь (1ч)
Теоретическая часть: Образ.
Практическая часть: Закреплять навык тычкования щетинистой кистью. Образ сказочной
птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона
Тема 28. Расцвели подснежники (1ч)
Теоретическая часть: Цветовая гармония.
Практическая часть: Рисование подснежников восковыми мелками и пастелью, обращая
внимание на склонённую головку цветка. Развитие цветовосприятия.
Тема 29. «Уж верба вся пушистая...» (1 ч)
Теоретическая часть: Техника работы «по сырому»
Практическая часть: Упражнять в рисовании «по сырому», развивать технический приём
работы с гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки
вербы с мохнатыми почками
Тема 30. Космические корабли (1ч)
Теоретическая часть: Кляксография.
Практическая часть: Знакомство с книжной графикой, изображающей форму, строение
космического корабля, образ звёздного неба. Подготовка фона для будущей композиции в
технике кляксографии.
Тема 31. Космические корабли (1ч)
Теоретическая часть: Кляксография
Практическая часть: Самостоятельность в выборе изобразительных средств (акварель,
цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и
фантазию в изображении разных конструкций космических кораблей.
Тема 32. Морское царство (1ч)
Теоретическая часть: Цветной «граттаж».
Практическая часть: Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря.
Развивать фантазию, творческую инициативу.

Тема 33. Праздничный салют в городе (1ч)
Теоретическая часть: Архитектурный пейзаж.
Практическая часть: Совершенствование навыков рисования в смешанной технике
(восковые мелки+акварель). Передача в рисунке строения городской улицы и
выразительного образа салюта в вечернем небе.
Тема 34. Весеннее настроение (1ч)
Теоретическая часть: Многоплановая композиция.
Практическая часть: Многоплановый пейзаж. Совершенствование умений пользоваться
различными изоматериалами для создания выразительного образа цветущего сада
(восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая кисть).
Планируемые результаты:
К концу первого года обучения дети должны
Знать:
- правила техники безопасности и личной гигиены;
- художественные материалы и принадлежности изобразительного искусства;
- основные цвета, цветовые гаммы, характеристики цвета;
- основные и составные цвета контрастные, тёплые и холодные;
- первоначальные способы передачи пространства (приёмы: «загораживание»,
расположение относительно линии горизонта, использование линий разной толщины);
- механическое смешение цветов;
- художественно-выразительные средства живописи ;
- владеть основными терминами (тон, линия, штрих, пятно и т. д).
Уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- рисовать с натуры, по памяти и представлению элементы растительного и животного
мира: цветы, листья, ягоды, грибы, овощи, фрукты, кустарники, деревья и т.д;
- пользоваться различными техническими приёмами в работе простым карандашом;
- составлять тёплую и холодную цветовые гаммы;
- изображать предметы симметричной формы;
- получать плавные цветовые переходы в акварельной живописи.
- владеть элементарными приемами работы кистью в технике акварельной и гуашевой
живописи;
- владеть навыками смешивания красок;
- владеть основными техническими приёмами акварели («по сырому», лессировка)
К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
- правила техники безопасности;
- основные закономерности линейной (наблюдательной) перспективы;
- выразительные средства и некоторых народных художественных промыслов;
- различные приемы работы кистью акварельной и гуашевой живописи.
Уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях
изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы быта,
животных, птиц - с передачей их характерных особенностей, конструктивного строения,
тональных отношений, цветовой окраски
- передавать в рисунках явления природы в разных ее состояниях;

- применять законы перспективы;
- передавать пропорциональные соотношения между предметами;
- грамотно размещать изображение в листе:
- получать нужные цветовые сочетания в работе с разными живописными материалами;
Предметными результатами изучения программы по изобразительному искусству
«Веселый карандаш»:
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация,
коллаж;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками;
- использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и
других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое и информационное обеспечение
Материальное обеспечение:
•
Учебный кабинет для проведения занятий (класс
оборудованием).
В наличии:
•
ученические столы в комплекте со стульями;
•
шкафы для хранения;
•
игры (комплекты учебно-дидактических игр)
•
дидактические пособия;
•
аудио и видеозаписи;
•
мультимедийное оборудование;
•
компьютеры
•
музыкальный центр;

с

мультимедийным

Кадровое обеспечение:
Реализация дополнительной общеобразовательной обещеразвивающей программы
осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим педагогическое
образование, владеющим основами образовательной деятельности по представленной
программе в соответствии с указанным направлением.
Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного
обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных
познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности
Технология
индивидуализации
обучения – технология
обучения,
прикоторой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными
(Инге Унт, В.Д. Шадриковости).
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию,
общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Здоровьесберегающие технологии
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов)
Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их
к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который
можно фиксировать.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
1. Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся).
2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие).
3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы
за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
• через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала в игровой форме);
• через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки).
Критерии оценки результатов
Критерии
Уровень форсированности действия
Мотивация
0 — отсутствие у ребенка желания осуществлять трудовую
деятельности
и деятельность.
творчества
1 — выполняет трудовую деятельность, следуя прямым
указаниям взрослого.
2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по
устной просьбе взрослого или инструкции.
3 –самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но

Теоретические знания

обращается за помощью к взрослому.
4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность
5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает
творческие работы.
1 – отличают данное явление (объект) от их аналогов, показывая
при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными
характеристиками.
2 – обучающийся способен рассказать содержание текста,
правила, дать определение основным понятиям.
3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений,
предметов на основе анализа, синтеза, логического
умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную
информацию с имеющимися знаниями.
4 – умеет применять в практической деятельности свои
теоретические знания, может решать задачи с применением
усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные
связи при изучении теоретического материала, умеет находить в
окружающей действительности изучаемые законы и явления
5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в
ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит
оригинальные решения поставленной перед ним задачи.

Список литературы для педагога
1. Григорьева Г.Г. “Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной
деятельности”, М.: Просвещение, 1995 г.
2. “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение,
2001 г.
3. Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.:
Просвещение, 2004 г.
4. Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез,
2006 г.
5. “Коллективное творчество дошкольников”, п/р Грибовской А.А., М.: Сфера, 2004 г.
6. “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.:
Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
7. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
8. Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.:
ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Список литературы для детей и родителей.
1. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г
2. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».