Мозаика. Ритмопластика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
методического совета
Протокол №7
от «26» августа 2022 года

Утверждена:
ИО директора МАУ ДО ДДТ
Е.А. Буздес
Приказ №90/1 от 01.09.2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Ритмопластика»
(детский развивающий центр «Мозаика»)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 год

Автор-составитель:
Швыркова Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Кушва
2022г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об
окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и
закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять
полученные знания в доступной практической действительности. Дети пятого года жизни
уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них
преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном
мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы
позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков,
представлений.
Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия,
общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации,
создаваемой в игре. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей
об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Одна из
характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают
вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не
хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому,
единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на
любые вопросы детей. При этом средствами программы целенаправленно создаются условия
для развития у детей познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих
способностей, формирования основ учебной деятельности. Человек, природа и общество
рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В рамках работы детского развивающего центра «Мозаика» реализуется
дополнительная общеразвивающая программа «Ритмопластика».
Направленность общеразвивающей программы:
Художественная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмопластика»,
далее «Программа», разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года №273-Ф3 с изменениями;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Конвенция о правах ребенка;
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
8. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования»
от 5 августа 2013 г. № 662;
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
10. Устав МАУ ДО ДДТ;

11. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ.
Актуальность общеразвивающей программы:
Данная программа является актуальной, поскольку основана на анализе родительского
спроса на услуги дополнительного образования в области предшкольной подготовки и
направлена на создание комфортных условий для интеллектуального, творческого и
личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,
поэтому программа, основанная на движениях под музыку будет развивать и музыкальный
слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их
основе.
Данная программа развивает внимание, волю, память, подвижность и гибкость
мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и
эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в
движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
4. Отличительные особенности программы.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль,
начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина,
гражданина. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности,
закрепляются нравственные нормы поведения в обществе.
При всём разнообразии видов художественной деятельности особое место в воспитательнообразовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную
деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются
творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика,
жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные
диалоги.
Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует
формированию целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности.
Содержание программы направлено на то, чтобы жизнь ребёнка была насыщена различными
проявлениями искусства. Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии,
воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния.
Отличительные особенности общеразвивающей программы:
Заключается в том, что конечной целью программы является не обучение, а вклад в
умственное развитие каждого ребенка, количественные и качественные позитивные сдвиги
в нем. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому
взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.
Адресат общеразвивающей программы:
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 4-7лет. Обучающиеся занимаются
по программе 2 года:
Первый год обучения: дети в возрасте 4-5 лет, одна группа численностью 8-10 человек.
Второй год обучения: дети в возрасте 6-7 лет, одна группа численностью 8-10 человек.
Режим занятий:
Программа реализуется в очной форме обучения. Режим работы: дети 4-5 лет – 2 раза в
неделю по 3 занятия (6 занятий в неделю); дети 6-7 лет – 2 раза в неделю по 3 занятия (6
занятий в неделю).
Недельная нагрузка обучающихся рассчитана с учетом норм СанПиН 2.4.4.1251-03.
Длительность занятий (академический час) для данной возрастной категории определяется
возрастом детей и по нормам СанПиН составляет 30 минут, перерыв между занятиями - 5
минут.

Объем и сроки освоения общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения - 68 недель.
34 недели – 204 часа - 1 г.об.; 34 недели – 204 часа - 2 г.об..
Уровневость общеразвивающей программы:
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и
предполагает реализацию в рамках СТАРТОВОГО УРОВНЯ в общедоступных и
универсальных формах организации материала.
Формы обучения и виды занятий:
Форма организации учебной деятельности – очная, групповая с использованием занятий
в формате беседы, мастер-класса, творческих мастерских, познавательной игры,
практического занятия, эстафеты, соревнования.
Формы подведения результатов общеразвивающей программы:
В соответствии с Положением МАУ ДО ДДТ о соответствии оценивания достижений
и успешности воспитанников Дома детского творчества для данной программы являются:
• открытые занятия
• итоговые праздники с демонстрацией полученных знаний, умений и навыков.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель
Формировать знания у детей дошкольного возраста в области хореографической
культуры, развивать исполнительские способности у детей, приобщать детей к
богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Задачи модуля:
- Обучить детей основам хореографического мастерства.
- Развивать творческие способности воспитанников и ясно представлять музыкальный
образ. Развивать двигательные качества и умения: гибкость, пластичность, ловкость,
координацию движений, силу, выносливость.
- Воспитать культуру поведения и общения.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования
нетрадиционных техник рисования.
- Воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п Наименование модуля/темы
Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/
контроля
1.
«Давайте познакомимся»
1ч
0,5 ч
0,5 ч
2.
«Что такое танец?»
1ч
0,5 ч
0,5 ч
3
«Азбука танца»
1ч
0,5 ч
0,5 ч Наблюдение,
4
Разминка «Ходим - прыгаем»
1ч
0,5 ч
0,5 ч фронтальный
опрос,
5
Пляска «Ладошки и ножки»
1ч
0,5 ч
0,5 ч промежуточная
6
Пляска «Веселые малыши»
1ч
0,5 ч
0,5 ч аттестация
7
Азбука движения «У меня и у
1ч
0,5 ч
0,5 ч
тебя»

8

9
10
11

12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

Веселый тренинг «Птица»,
«Ходьба» ,«Качалочка», «
Карусель»
Разминка «Ой, что за народ?»
Танцевальная композиция «У
меня и у тебя»
Пальчиковые игры
«Стряпаем» , «Братцы», «Пила»,
«Добываем огонь»
Танец – игра «Листики осенние»
«Танец с платочком»
Пальчиковая гимнастика
«Ручки греем», «Точим ножи»,
«Пила», «Гуси»
Разминка «Прогулка»
Танец «Веселый поезд»
"Стрейтченг" партерная
гимнастика
Партерная гимнастика
Танец-игра "Барбарики"
Танец – игра «Лягушата»
"Прыжки"
"Лесная зверобика"
"Парный танец"
Пластический этюд
Танец-игра "Петушок"
Танец-игра "Антошка"
Пластический этюд "Тряпичные
куклы"
Танец-игра "Часики"
"Пластический этюд"
"Наши спинки гибкие"
Знакомство детей̆ с
элементами танцевальных
движений
Танцевальная разминка.
Партерная гимнастика.
Ритмопластика
Итоговое занятие
Итого

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч
1ч
1ч
1ч
34 ч.

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
17 ч.

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
17ч.

Содержание программы первого года обучения
Тема 1. «Давайте познакомимся»
Знакомство с детьми. Что такое танец?
Теоретическая часть: Основные правила поведение в танцевальном зале, правилами
техники безопасности.
Практическая часть: Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.

Тема 2. «Что такое танец?»
Теоретическая часть: Дать детям элементарное представление о танце. Основные элементы
танца.
Практическая часть: Повтор пройденного материала: положение рук на талии, позиции
ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.
Тема 3. «Азбука танца».
Теоретическая часть: Опрос в игровой форме что же такое танец? И какие позиции рук и
ног запомнили?
Практическая часть: Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я
свободная, 2-я, 3-я свободная.
Тема 4. Разминка «Ходим - прыгаем»
Теоретическая часть: Рассказ детям о видах шагов и прыжка
Практическая часть: Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок,
прыжки.
Тема 5. Пляска «Ладошки и ножки»
Теоретическая часть: Рассказ о видах рисунков в хореографическом искусстве
Практическая часть: Обучение перестраиваться из одного рисунка в другой. Под музыку
исполняют движения ладонями: «хлопки», образуя при этом круг.
Тема 6. Пляска «Веселые малыши»
Теоретическая часть: Обучение ориентироваться в пространстве.
Практическая часть: Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Ставить
ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга
врассыпную и обратно.
Тема 7. Азбука движения.
Теоретическая часть: Демонстрационный показ как можно одновременно владеть всеми
частями своего тела.
Практическая часть: «У меня и у тебя», «Пружинка», Ходим – прыгаем», «Ножками
затопали», «Выставление ноги на пятку», «Выставление ноги на носочек», «Легкий бег».
Тема 8. Веселый тренинг
Теоретическая часть: Умение правильно ориентироваться
Совершенствование в исполнении выученных движений.
Практическая часть: «Птица», «Ходьба», «Качалочка», « Карусель»

в

пространстве.

Тема 9. Разминка «Ой, что за народ?»
Теоретическая часть: Ознакомление детей с темпами музыки, (медленный, быстрый,
умеренный).
Практическая часть: Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса.
Тема 10. Танцевальная композиция «У меня и у тебя»
Теоретическая часть: Умение правильно ориентироваться
Совершенствование в исполнении выученных движений.
Практическая часть: Показ танца родителям.

в

пространстве.

Тема 11. Пальчиковые игры
Теоретическая часть: Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию

движений рук
Практическая часть: «Стряпаем», «Братцы», «Пила», «Добываем огонь»
Тема 12. Танец – игра «Листики осенние»
Теоретическая часть: Умение правильно ориентироваться в пространстве.
Практическая часть: Совершенствование в исполнении выученных движений.
Тема 13. «Танец с платочком»
Теоретическая часть: Совершенствование находить свое место в строю организованно
Практическая часть: Совершенствование в исполнении выученных движений.
Тема 14. Пальчиковая гимнастика
Теоретическая часть: Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию
движений рук
Практическая часть: «Ручки греем», «Точим ножи», «Пила», «Гуси»
Тема 15. Разминка «Прогулка»
Теоретическая часть: Пробудить интерес к занятиям.
Практическая часть: Изучение танцевальной ходьбы.
Тема 16. Танец «Веселый поезд»
Теоретическая часть: Разучивание движений и перестроений
Практическая часть: Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг»,
«Линия
Тема 17. "Стрейтченг" партерная гимнастика
Теоретическая часть: Наглядный показ и рассказ о строении тела человека
Практическая часть: Развивать выворотность стопы
Тема 18. Партерная гимнастика
Теоретическая часть: Формировать правильную осанку, развивать мышцы спины
Практическая часть: Изучение акробатических элементов в партере.
Тема 19. Танец-игра "Барбарики"
Теоретическая часть: Разучивание танцевальных элементов, отработка их с увеличиваем
скорости
Практическая часть: Развитие музыкального восприятия, воображения, скорости
исполнения танцевальных движений
Тема 20. Танец – игра «Лягушата»
Теоретическая часть: Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с
динамическими оттенками в музыке. Передавать задорный характер музыки.
Практическая часть: Развитие ритмопластики движений детей под музыку.
Тема 21. "Прыжки»
Теоретическая часть: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку формировать
умение реагировать на смену частей музыки развить навык выделять сильную долю в музыке
Практическая часть: Умение согласно представленному произведению сориентироваться и
выполнить задание озвученное педагогом.
Тема 22."Лесная зверобика"

Теоретическая часть: Развивать тембровый слух, умение связывать звуковой образ со
звучанием определённого инструмента развивать умение перевоплощаться в танце
Практическая часть: Умение отличать настроение музыки, образ героя.
Тема 23."Парный танец"
Теоретическая часть: Обучение работать в паре и чувствовать партнера
Практическая часть: Усвоение приобретённых танцевальных навыков
Тема 24. Пластический этюд
Теоретическая часть: демонстрационный показ, что такое пластический этюд.
Практическая часть: Развивать умение эмоционального выражения творчества в
танцевальных движениях.
Тема 25. Танец-игра "Петушок"
Теоретическая часть: Опломб – что это такое и для чего он нам нужен?
Практическая часть: Развивать умение правильно исполнять шаг с высоким поднятием
колена, сохраняя при исполнении шага правильную осанку и равновесие.
Тема 26. Танец-игра "Антошка"
Теоретическая часть: умение услышать музыку и исполнить движение точно.
Практическая часть: Развивать интерес к потребности исполнения движения под музыку.
Тема 27. Пластический этюд "Тряпичные куклы"
Теоретическая часть: Развивать умение владеть своим телом
Практическая часть: Поочерёдно расслаблять и напрягать разные группы мышц .
Тема 28. Танец-игра "Часики"
Теоретическая часть: Умение быстро перестроиться, услышав смену части.
Практическая часть: Развивать умение чётко и ритмично исполнять движения в танце,
реагировать на смену частей в музыке.
Тема 29. "Пластический этюд" "Наши спинки гибкие"
Теоретическая часть: Подготовка спинык сложным акробатическим элементам
Практическая часть: Усвоение танцевальных и гимнастических навыков.
Тема 30. Знакомство детей̆ с элементами танцевальных движений.
Теоретическая часть: Наглядный показ танцевальных движений, используемых в
комбинациях.
Практическая часть:
Притопы: удар одной̆ ногой̆ в пол, поочередные удары правой̆
и левой̆ ногой̆.
Тема 31. Танцевальная разминка.
Теоретическая часть: Что такое гимнастика? Что такое партер?
Практическая часть: Партерная гимнастика.
Тема 32. Партерная гимнастика.
Теоретическая часть: Виды шагов и их использование в комбинациях
Практическая часть: Разучивание основных шагов классического танца – шаг галоп,
подскоки, танцевальный бег.
Тема 33. Ритмопластика
Теоретическая часть: Комплекс упражнений направленный на укрепление, расслабление и
улучшение эластичности мышц и связок, спины, брюшного пресса, ног, стоп, повышение

гибкости суставов.
Практическая часть: «Замок», «Выпрут», «Складка», «Качалка», «Верблюд», «Печать» и
т.д.
Тема 34. Итоговое занятие
Теоретическая часть: Показ изученного и усвоенного материала
Практическая часть: Демонстрационный показ педагогическому коллективу и родителям,
пройдённого материала за учебный год.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п Наименование модуля/темы

1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21

22
23

«Давайте познакомимся»
«Что такое танец?»
«Азбука танца»
Партерная гимнастика
Партерная гимнастика.
Ориентировка в пространстве.
Танцевальная разминка.
«Прыжки»
Постановка корпуса
«Рисунки»
Танцевальная азбука и элементы
танцевальных движений
Партерная гимнастика
Партерная гимнастика.
Танцевальные элементы
Упражнения на развитие
гибкости
Словесно-двигательная игра
«Пластилиновая ворона»
Коллективно – порядковые
упражнения: «Узоры»
Коллективно – порядковые
упражнения: «Зайчата» Дать
представление передавать
заданный образ.
Знакомство с эстрадным танцем
«Божья коровка»
Игра «По секрету всему свету»
Постановка танца
Танцевальные элементы и
композиции «Клуб веселых
человечков», «Ворота».
Музыкальные ролевые игры:
«Музыкальные змейки»
Общеразвивающие упражнения с
предметами

Количествочасов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/ко
нтроля
1ч
0,5 ч
0,5 ч
1ч
0,5 ч
0,5 ч
1ч
0,5 ч
0,5 ч Наблюдение,
1ч
0,5 ч
0,5 ч фронтальный
опрос,
1ч
0,5 ч
0,5 ч промежуточна
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч
1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

я аттестация

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Изучение элементов эстрадного
танца
Партерная гимнастика на полу
Партерная гимнастика на полу по
парам
Игры, этюды, танцы по выбору
детей
«Танцевальная шкатулка»
«Импровизация»
«Ритмопластика»
«Я сам»
Танец-игра
"Танцевальный калейдоскоп"
Партерная гимнастика.
Мини концерт: «До встречи!»
Итого:

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч

1ч

0,5 ч

0,5 ч

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч
1ч
34 ч.

0,5 ч
0,5 ч
17 ч.

0,5 ч
0,5 ч
17 ч.

Содержание программы второго года обучения
Тема 1. Знакомство с детьми. Что такое танец?
Теоретическая часть: Основные правила поведение в танцевальном зале, правилами
техники безопасности.
Практическая часть: Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.
Тема 2. «Что такое танец?»
Теоретическая часть: Элементарное представление о танце.
Практическая часть: Основные элементы танца.
Тема 3. «Азбука танца»
Теоретическая часть: Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног.
Практическая часть: Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии,
позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.
Тема 4. Партерная гимнастика
Теория: Повтор понятия «партер» и значение. Партерная гимнастика.
Практика: Знакомство с новыми элементами партерной̆ гимнастики.
Тема 5. Партерная гимнастика.
Теория: Закрепление пройденного материала
Практика: Ориентация в пространстве.
Танцевальная разминка: постановка корпуса, упражнения для рук, кистей̆, и пальцев.
Тема 6. Танцевальная разминка.
Теория: Повтор упражнений за педагогом, разогрев.
Практика: Партерная гимнастика. Разучивание и выполнение хореографических этюдов.
Тема 7. «Прыжки»
Теория: Знакомство с новыми элементами танцевальных движений: легкие, равномерные,
высокие прыжки.
Практика: Прыжок гранджете (grand jete), issonneouverte, sissonnesoubresaut, assemble

Тема 8. Постановка корпуса
Теоретическая часть: Продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой̆ головы.
Практическая часть: работа над опломбом.
Тема 9. «Рисунки»
Теоретическая часть: Знакомство с танцевальными рисунками в партере.
Практическая часть: Танцевальные этюды в партере.
Тема 10. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Теоретическая часть: Правила выполнения упражнений. Последовательность.
Практическая часть: Отработка изученного материала
Тема 11. Партерная гимнастика
Теоретическая часть: Выполнение упражнений танцевальной̆ азбуки.
Практика: Работа над репертуаром.
Тема 12. Партерная гимнастика.
Теоретическая часть: Отработка на практике пройденного материала
Практическая часть: Выполнение изученных элементов танцевальных движений
Тема 13. Танцевальные элементы
Теоретическая часть: Повышение гибкость суставов.
Практическая часть: «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги
Тема 14. Упражнения на развитие гибкости
Теоретическая часть: Разогрев, первоначальные навыки координации движений.
Практическая часть: Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают
движение «Ворота».
Тема 15. Словесно-двигательная игра «Пластилиновая ворона»
Теоретическая часть: Развивать навык синхронного выполнения движений в одном темпе.
Передавать в движении содержание текста песни, характерные особенности игрового образа
животных
Практическая часть: Работа в коллективе, чувствовать партнеров, двигаться как
однородная субстанция.
Тема 16. Коллективно – порядковые упражнения: «Узоры»
Теоретическая часть: Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям.
Практическая часть: Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного
порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения
в цепочку, круг.
Тема 17. Коллективно – порядковые упражнения: «Зайчата»
Теоретическая часть: Дать представление передавать заданный образ.
Практическая часть: Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного
порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения
в цепочку, круг.
Тема 18. Знакомство с эстрадным танцем «Божья коровка»
Теоретическая часть: Знакомство с новой композицией. Разбор: содержание, настроение,
разобрать основные движения
Практическая часть: поиск изобразительных движений, импровизация.

Тема 19. Игра «По секрету всему свету»
Теоретическая часть: Закреплять эмоционально-выразительное исполнение танца,
продолжать развивать умение общаться друг с другом посредством движений.
Практическая часть: Работать над сольными партиями.
Тема 20. Постановка танца
Теоретическая часть: Отработка изученного ранее материала
Практическая часть: Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над
техникой исполнения
Тема 21. Танцевальные элементы и композиции
Теоретическая часть: Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары»
образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения
«Встреча», по парам делают движение
Практическая часть: «Клуб веселых человечков», «Ворота».
Тема 22. Музыкальные ролевые игры: «Музыкальные змейки»
Теоретическая часть: Развивать умение запоминать и передавать ритмический «рисунок»,
развивать слуховое внимание
Практическая часть: Импровизация каждого ребёнка.
Тема 23. Общеразвивающие упражнения с предметами
Теоретическая часть: Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами.
Практическая часть: Медленные и глубокие приседания с мячом, выпады, обратная
гиперестезия, отжимания на мяче, выкатывание, клин, уголок.
Тема 24. Изучение элементов эстрадного танца
Теоретическая часть: Поощрять стремление к импровизации. Развивать умение
вслушиваться в музыку, танцевать в характере музыки, используя изобразительные
движения
Практическая часть: Сольная импровизация
Тема 25. Партерная гимнастика под музыкальное сопровождение
Теоретическая часть: Умение самостоятельно различать темповые исполнения в музыке,
отвечать на них движением.
Практическая часть: «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед».
Тема 26. Партерная гимнастика в паре
Теоретическая часть: Улучшение эластичности мышц и связок
Практическая часть: «Тик-так», «мячик», «змейка».
Тема 27. Игры, этюды, танцы по выбору детей
Теоретическая часть: Поддерживать желание детей играть в музыкальные игры, исполнять
знакомые танцы.
Практическая часть: Импровизированный концерт
Тема 28. «Танцевальная шкатулка»
Теоретическая часть: Формирование правильную осанку Повышение гибкости суставов.
Практическая часть: Повторение пройденных тем.
Тема 29. «Импровизация»
Теоретическая часть: Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов,
танцевальных этюдов

Практическая часть: Полная импровизация каждого участника коллектива.
Тема 30. «Ритмопластика»
Теоретическая часть: Выполнение изученных упражнение партерной̆ гимнастики на
растяжку и гибкость.
Практическая часть: Повтор пройденного материала. Подготовка к итоговому занятию.
Тема 31. «Я сам»
Теоретическая часть: Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или
в продвижении
Практическая часть: Демонстрационный показ полученного материала.
Тема 32. Танец-игра "Танцевальный калейдоскоп"
Теоретическая часть: Закрепление повторение танцевальных умений и навыков
Практическая часть: Закрепление повторение танцевальных умений, приобретённых в
течении года.
Тема 33. Партерная гимнастика.
Теоретическая часть: Работа над репертуаром.
Практическая часть: Подготовка к мероприятиям и концертам
Тема 34. Мини концерт: «До встречи!»
Теоретическая часть: Обучение детей танцевальным движениям. Костюмированное
представление пройденных танцевальных номеров
Практическая часть: Итоговый урок – концерт.
Планируемые результаты:
К концу первого года обучения дети должны
Знать:
- правила техники безопасности и личной гигиены;
- основные позиции рук и ног, корпуса и головы;
- основные шаги в танце;
- первоначальные способы перестроения в пространстве (рисунки простые и сложные)
- комплекс упражнений, направленный на укрепление, расслабление и улучшение
эластичности мышц и связок, спины, брюшного пресса, ног, стоп, повышение гибкости
суставов.
Уметь:
Организовывать свое пространство;
- уметь реагировать на смену частей музыки развить навык выделять сильную долю в
музыке;
- уметь владеть своим телом;
- развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук;
-уметь перестраиваться из одного рисунка в другой;
- уметь связывать звуковой образ со звучанием определённого инструмента развивать
умение перевоплощаться в танце;
К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
- правила техники безопасности;
- основные позиции рук и ног, корпуса и головы;
- основные элементы танца.

- знать элементы музыкальной грамоты необходимые для определения характера музыки,
темпа, ритма, динамики, структуры музыкального произведения;
- что такое партерная гимнастика;
Уметь:
- Развивать навык синхронного выполнения движений в одном темпе;
- передавать свое эмоциональное отношение к исполняемому;
- упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами;
- применять законы перспективы;
-работать над техникой исполнения;
-работать в паре:
Предметными результатами изучения программы по хореографическому искусству
«Ритмопластика»:
Обучающийся научится:
- уметь выполнять музыкально-ритмические упражнения;
- исполнять элементы современного танца;
- выполнять простейшие перестроения;
- узнает значение слов: танец, партерная хореография, композиция, выворотной,
координация, танцевальная композиция;
- различать динамические изменения в музыке;
- создавать музыкально-двигательный образ;
- импровизировать, используя движения и вариации свободной танцевальной пластики.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- ориентация на здоровый образ жизни;
- устойчивая потребность в занятиях хореографией;
- самостоятельность в достижении поставленной цели;
- самокритичность в оценке своих способностей.
Метапредметные результаты:
- умение организовывать самостоятельную деятельность, в том числе концертную;
- умение выбирать средства для реализации художественного замысла;
- организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных
источников;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Методическое обеспечение программы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство» (Т.И. Бабаева, А. Г.,
Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014.-352 с.
2. Программа по хореографии «Хореографическая мозаика» Танцевальная мозаика
/хореография в детском саду/ С.Л. Слуцкая. – М.: Линка-Пресс,2006;
3. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и
младшего школьного возраста, СПб, 1997, «Ритмическая мозаика».
4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Москва, Просвещение, 1991
5. Костровицкая В. Сто уроков классического танца, СПб. 1999.
6. Урунтаева Г. Дошкольная психология, Москва, 1996 .
7. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос, 2008)
8. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для
детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство-пресс, 2001.
9. Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва: Айрис Пресс, 1999.

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

1.4. Планируемые результаты:
Компетенции и личностные качества (результаты: предметные, метапредметные,
личностные).
умение понимать, направлять и удерживать внимание в соответствии с целью деятельности;
умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, с одного этапа
деятельности на следующий;
умение классифицировать предметы и явления по их различным признакам;
умение ясно и последовательно выражать свои мысли, используя различные виды
предложений;
умение проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные
операции (сравнивать предметы, находить сходства и различия, проводить классификацию
предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и уметь их
применять и объяснять);
проявление таких положительных качеств, как отзывчивость, сопереживание, дружелюбие;
умение оценивать свои поступки и события (хорошо-плохо, правда-неправда, добрый-злой,
честный-нечестный и т.д.);
умение разрешать возникающие споры и конфликты;
активность в общении;
умение легко входить в контакт с детьми и педагогом;
умение вступать в диалог, поддерживать его (задавать вопросы, отвечать на них).
Формы отслеживания результатов освоения программы:
Текущий контроль за освоением программы осуществляется педагогом в течение учебного
года по итогам изучения отдельных тем и по итогам первого полугодия, по итогам каждого
года обучения, в целях соотнесения прогнозируемых и реальных результатов.
Формы текущего контроля:
интерактивные игры;
беседы;
устные опросы;
дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и
воображения ребенка.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое и информационное обеспечение
Материальное обеспечение:
•
Танцевальный класс
•
аудио и видеозаписи;
•
мультимедийное оборудование;
•
компьютеры
•
музыкальный центр;
•
спортивный инвентарь.
Кадровое обеспечение:
Реализация дополнительной общеобразовательной обещеразвивающей программы
осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющего педагогическое
образование, владеющего основами образовательной деятельности по представленной
программе в соответствии с указанным направлением,
Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение

(индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного
обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных
познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности
Технология
индивидуализации
обучения – технология
обучения,
прикоторой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге
Унт, В.Д. Шадриковости).
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию,
общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Здоровьесберегающие технологии
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов)
Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их
к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который
можно фиксировать.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
1. Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся).
2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие).
3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы
за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
• через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала в игровой форме);
• через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки).
Критерии оценки результатов
Уровень форсированности действия
0 — отсутствие у ребенка желания осуществлять трудовую
и деятельность.
1 — выполняет трудовую деятельность, следуя прямым
указаниям взрослого.
2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по
устной просьбе взрослого или инструкции.
3 –самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но
обращается за помощью к взрослому.
4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность
5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает
творческие работы.
Теоретические знания
1 – отличают данное явление (объект) от их аналогов, показывая
при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными
характеристиками.
2 – обучающийся способен рассказать содержание текста,
правила, дать определение основным понятиям.
Критерии
Мотивация
деятельности
творчества

3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений,
предметов на основе анализа, синтеза, логического
умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную
информацию с имеющимися знаниями.
4 – умеет применять в практической деятельности свои
теоретические знания, может решать задачи с применением
усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные
связи при изучении теоретического материала, умеет находить в
окружающей действительности изучаемые законы и явления
5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в
ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит
оригинальные решения поставленной перед ним задачи.

Список литературы для педагога
1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006
2. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М., 1999
3. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006
4. Ваганова А.Я., Основы классического танца. – СПб., 2003
5. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005
6. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.
7. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного
образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.:
АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
8. Конорова Е. Ритмика. – М., 1997
9. Ритмика и танец. – М., 1972
10. Руднева С. Фиш Э. Ритмика Музыкальное движение. – М., 1972
11. Смирнова А. Искусство балетмейстера. – М., 1984
12. Танцы для детей. – М., 1982
Список литературы для детей и родителей.
1. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону
2007
2. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003
3. Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб.,1997
4. Конорова Е. Ритмика. – М., 1997
5. Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985
6. Танцы для детей. – М., 1982
7. Тарасов Н. Классический танец. – СПб.,2005
8. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».