МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Принята на заседании методического совета Протокол №7 от «26» августа 2022 года Утверждена: ИО директора МАУ ДО ДДТ Е.А. Буздес Приказ №90/1 от 01.09.2022 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Тестопластика» (детский развивающий центр «Мозаика») Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 год Автор-составитель: Конышева Елена Александровна, педагог дополнительного образования г. Кушва 2022г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Дети пятого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у детей познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования основ учебной деятельности. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. В рамках работы детского развивающего центра «Мозаика» реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Тестопластика», которая затрагивает образовательные области художественного развития. Направленность общеразвивающей программы: Художественная Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тестопластика», далее «Программа» разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 с изменениями; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Конвенция о правах ребенка; 5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р); 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 8. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. № 662; 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 10. Устав МАУ ДО ДДТ; 11. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ. Актуальность общеразвивающей программы: Данная программа является актуальной, поскольку основана на анализе родительского спроса на услуги дополнительного образования в области предшкольной подготовки и направлена на создание комфортных условий для интеллектуального, творческого и личностного развития ребенка дошкольного возраста. Среди многообразия видов творческой деятельности особое место занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом. Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый, эластичный и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью. Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Отличительные особенности общеразвивающей программы: Заключается в том, что конечной целью программы является не обучение, а вклад в умственное развитие каждого ребенка, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально и творчески развивать дошкольника. Адресат общеразвивающей программы: Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 4-7 лет. Обучающиеся занимаются по программе 2 года: Первый год обучения: дети в возрасте 4-5 лет, одна группа численностью 8-10 человек. Второй год обучения: дети в возрасте 6-7 лет, одна группа численностью 8-10 человек. Режим занятий: Программа реализуется в очной форме обучения. Режим работы: дети 4-5 лет – 2 раза в неделю по 3 занятия (6 занятий в неделю); дети 6-7 лет – 2 раза в неделю по 3 занятия (6 занятий в неделю). Недельная нагрузка обучающихся рассчитана с учетом норм СанПиН 2.4.4.1251-03. Длительность занятий (академический час) для данной возрастной категории определяется возрастом детей и по нормам СанПиН составляет 30 минут, перерыв между занятиями - 5 минут. Объем и сроки освоения общеразвивающей программы: Программа ДРЦ «Мозаика» рассчитана на 2 года обучения - 68 недель. 34 недели – 204 часа - 1 г.об.; 34 недели – 204 часа - 2 г.об.. Уровневость общеразвивающей программы: Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и предполагает реализацию в рамках СТАРТОВОГО УРОВНЯ в общедоступных и универсальных формах организации материала. Формы обучения и виды занятий: Форма организации учебной деятельности – очная, групповая с использованием занятий в формате беседы, мастер-класса, творческих мастерских, познавательной игры, практического занятия, эстафеты, соревнования. Формы подведения результатов общеразвивающей программы: В соответствии с Положением МАУ ДО ДДТ о соответствии оценивания достижений и успешности воспитанников Дома детского творчества для данной программы являются: • выставки художественных работ • открытые занятия • итоговые праздники с демонстрацией полученных знаний, умений и навыков. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель: Создание условий для развития и самореализации личности обучаемого посредством работы с соленым текстом. Задачи модуля: Обучающие: • познакомить детей с основами декоративно – прикладного искусства России, родного края; • научить детей владеть необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами, используемыми в работе с солёным тестом; • обучить технологии ленки из соленого теста при создании сувениров, панно, картин, композиций; • учить самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать её в жизнь: • учить стремиться к поиску, самостоятельности. Развивающие • развивать творческие способности ребенка, его фантазию, воображение при самocтoятeльнoм изготовлении работ и представлении их на выставках, конкypcax; • развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером; • формировать умения интегрировать разные техники работы, самостоятельно выбирать наиболее оптимальные варианты для выполнения авторской работы; • развивать такие личностные качества, как внимание, аккуратность, целеустремленность; • прививать навыки работы в группе на основе доброжелательного отношения к друг другу, формирование культуры труда; • обогащать внутренний мир детей через посещение выставок, участие в конкурсах, выставках. Воспитательные • воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам; • воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий; • воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой; • воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь воспитанникам в их желании сделать свою работу общественно значимой; № Учебно-тематический план первого года обучения Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов Теория Практи ка Форма аттестации/ контроля Наблюдение, опрос 1. Всё о солёном тесте 5ч 1ч 4ч 1.1. 1.2 1ч 2ч 0,5 ч 0,5 ч 0,5 ч 1,5 ч 2ч - 2ч 10 ч 1ч 9ч 2.1. 2.2 2.3. 3. История солёного теста Оборудование и приспособления для работы с солёным тестом , способы приготовления солёного теста и его окрашивание. Лепка простейших поделок из солёного теста Плоские поделки из солёного теста, выполненные с помощью шаблона, формочек Пряники Кулоны Подковки Объёмные поделки из теста 4ч 3ч 3ч 11 ч 0,5 ч 0,5 ч 0,5 ч 3,5 ч 2,5 ч 3ч 10,5 ч 3.1 3.2. 3.3. 3.4. 4. рыбы композиция «Аквариум» птицы животные Народная игрушка 2ч 3ч 3ч 3ч 8ч 0,5 ч 1,5 ч 2ч 2 ,5 ч 3ч 3ч 6,5 ч 4.1. 4.2. 4.3 4.4. История народной игрушки Дымковская игрушка Ярославская игрушка Итоговое занятие Итого: 1ч 3ч 3ч 1ч 34 0,5 ч 0,5 ч 0,5 ч 4ч 0,5 ч 2,5 ч 2,5 ч 1ч 30 ч 1.3. 2. Анализ, Тестирование Выставка Тестирование Выставка Тестирование Содержание программы первого года обучения Тема 1. Всё о солёном тесте: 1.1. История солёного теста. Практические сведения. Беседа об истории возникновения поделок из теста. Знакомство с работами учащихся. Фотоиллюстрации. Организация работы в кабинете. 1.2. Теоретические сведения. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Правила работы с ними. Правила техники безопасности. Практическое задание. Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями при работе с солёным тестом. 1.3. Способы приготовления солёного теста и его окрашивание. Теоретические сведения. Способы приготовления и окрашивания солёного теста. Практические задание. Приготовление солёного теста с соблюдением пропорций. Окрашивание его двумя способами. 1.4. Теоретические сведения. Правила подготовки рабочего стола. Приёмы лепки простейших поделок из солёного теста. Практическое задание. Лепка поделок. Тема № 2. Плоские поделки из солёного теста, выполненные с помощью шаблонов, формочек. (10 ч). 2.1.Пряники. Теоретические сведения. История русского пряника. Показ образца, иллюстраций. Практическое задание. Лепка пряников из солёного теста с помощью шаблонов, формочек. 2.2.Кулоны. Теоретические сведения. Особенности изготовления кулонов. Подручные средства. Формы кулонов. Показ иллюстраций. Практическое задание. Изготовление кулонов с помощью формы и с применением подручных средств. 2.3.Подковки. Теоретические сведения. Знакомство с образцами. Способы и приёмы обработки, соединение деталей между собой. Практическое задание Изготовление изделия по шаблону. Тема № 3. Объёмные изделия из теста. (11 ч) 3.1.Рыбы. Теоретические сведения. Беседа о разновидностях рыб. Загадки. Приёмы и способы лепки рыб. Практическое задание. Изготовление изделий. 3.2.Композиция «Аквариум». Теоретические сведения. Рассматривание иллюстраций, слайдов, образцов Практическое задание. Сборка композиции. Подбор разноцветного теста. Использование оттисков, природного и бросового материалов. 3.3.Птицы. Теоретические сведения Беседа о птицах. Иллюстрации. Способы и приёмы лепки птиц. Экскурсия в музей. Практические задания. Изготовление птиц из солёного теста. 3.4. Животные Теоретические сведения. Беседа о животных. Рассматривание образцов, иллюстраций. Способы Лепки животных. Практическое задание. Изготовление животных из солёного теста. Тема № 4. Народная игрушка. (8 ч) 4.1.История народной игрушки. Теоретические сведения. Беседа с детьми о происхождении народной игрушки. Её особенности. Показ образцов, фотоиллюстраций. Экскурсия в художественную школу. 4.2. Дымковская игрушка. 4.3. Ярославская игрушка. Теоретические сведения. История рождения дымковской и ярославской игрушек. Рассматривание игрушек. Обучение приёмам лепки фигурок по типу народных игрушек. Элементы росписи. Практическое задание. Изготовление игрушек. № 1. 1.1. 1.2 1.3. 2. 2.1 Учебно-тематический план второго года обучения Наименование разделов и тем Общее кол-во учебны х часов Изготовление мелких деталей и 5 ч композиции из них Техника безопасности при работе с 1 ч инструментами Растительная тематика 2ч Композиция «Осень» 2ч Освоение технологии изготовления 6 ч простых полуобъёмных изделий. Косы и венки 2ч Теория Практ ика Форма аттестации /контроля 1,5 ч 3,5 ч 1ч - Тестирован ие, опрос Опрос 0,5 ч 0,5 ч 2ч 1,5 ч 5,5 ч 0,5 ч 1,5 ч 2.2. 23 3. Панно «Ваза с фруктами» Фоторамки Объёмные лепные фигурки. 2ч 2ч 8ч 1ч 2ч 2ч 7ч З.1. 3.2. Сказочные животные Фигурка человека 3ч 3ч 0,5 ч - 2,5 ч 3ч Опрос, выставка Выставка, тестирован ие 3.3. 4. Герои мультфильмов Народная игрушка 2ч 6ч 0,5 ч 1ч 1,5 ч 5ч 4.1. 4.2. 5. Филимоновская Каргапольская В гостях у сказки 3ч 3ч 9ч 0,5 ч 0,5 ч 1ч 2,5 ч 2,5 ч 8ч 5.1. Панно «Баба Яга» 4ч 0,5 ч 3,5 ч 5.2. 5.3 Панно «Курочка Ряба» Оформление выставки Итого: 3ч 2ч 34 ч 0,5 ч 5ч 2,5 ч 2ч 29 ч Выставка, тестирован ие Выставка, тестирован ие Содержание программы второго года обучения Тема №1. Изготовление мелких деталей и композиции из них (5 ч) 1.1. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Правила работы с ними. Правила техники безопасности. Практическое задание. Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами и приспособлениями при работе с солёным тестом. 1.2. Растительная тематика Теоретические сведения Способы изготовления цветов и листьев и соединение их с основным изделием Практическое задание Изготовление деталей 1.3 Композиция «Осень» Теоретические сведения Способы лепки листьев, ягод, деревьев, грибов и т.д. Практическое задание Изготовление деталей. Тема №2. Освоение технологии изготовления простых полуобъёмных изделий. (12 ч) 2.1. Косы и венки. Теоретические сведения Способы раскатывания колбасок. Скручивание, соединение, переплетение. Практическое задание. Выполнение плетёных и витых кос и венков. Украшение изделий специями, бисером. 1.2. Панно «Ваза с фруктами», Теоретические сведения Просмотр работ и фотоиллюстраций. Подбор разноцветного теста. Приёмы изготовления отдельных изделий и их соединения композиции. Практическое задание. Сборка композиции и наклеивание деталей на холст или бумагу. 2.3. Фоторамки. Теоретические сведения Рассматривание образца. Способы изготовления рамок. Приёмы оформления рамок и их украшения. Практическое задание Изготовление фоторамок. Тема №3. Объёмные лепные фигурки. 3.1, Фигурки людей. Теоретические сведения Рассматривание иллюстраций. Приёмы ленки людей с соблюдением пропорций тела. Практическое задание. Изготовление фигурок 3.2.Фигурки сказочных животных. Теоретические сведения Рассматривание иллюстраций из сказок. Особенности и отличия сказочных животных. Практическое задание. Изготовление поделки по эскизу, по представлению. 3.3.Герои мультфильмов Теоретические сведения Беседа по сказкам. Просмотр иллюстраций. Выбор композиции для работы. Практическое задание. Выполнение работ по образцу, замыслу. Тема №4. Народная игрушка (13 ч). 4.1. Филимоновская игрушка. Теоретические сведения Знакомство с народными промыслами. Оригинальность Филимоновской игрушки. Элементы росписи. Показ образца. Практическое задание. Изготовление игрушки. 4.2.Каргопольская игрушка. Теоретические сведения Продолжение знакомства с творчеством народных мастеров. Закрепить приёмы лепки народной игрушки. Элементы росписи. Показ образца. Практическое задание. Изготовление игрушки. Тема №5. В гостях у сказки (18 ч). 5.1. -5.2.Панно «Баба-Яга», «Курочка Ряба». Теоретические сведения Беседа о русских народных сказках. Просмотр фрагментов сказок на DVD. Использование трафаретов, шаблонов. Практическое задание. Изготовление панно. 5.3.оформление выставки Теоретические сведения Практическое задание. Планируемые результаты освоения 1 модуля: Метапредметные результаты • знать историю солёного теста • знать способы приготовления и окрашивания солёного теста; • знать правила личной гигиены и поведения в кабинете; • знать названия приспособлений и инструментов для лепки, технику безопасности при работе с ними; • пользоваться инструментами и приспособлениями для лепки • • • владеть приёмами лепки делать несложные поделки, сувениры, картины из солёного теста с помощью педагога; владеть простейшими трудовыми умениями и навыками. Личностные результаты: • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания • развивать усидчивость, терпение, аккуратность • умение доводить начатое дело до конца • устойчивость познавательного интереса к творческой деятельности • умение работать в коллективе . • Предметные результаты • овладение основами художественной грамоты • познакомятся с историей изучаемых видов народных художественных • промыслов России создавать элементарные композиции на заданную тему определять название и форму изделия. Планируемые результаты освоения 1 модуля: Предметные результаты знать технику безопасности при работе с инструментами и приспособлениями для лепки; • знать правила поведения па занятиях, личной гигиены, содержания рабочего места; • знать последовательность технологических операций при выполнении поделок по эскизу; • Знать отличительные особенности народной игрушки (Дымковской, Филимоновской, Ярославской), знать их элементы росписи; • Понятия «скульптура», «натюрморт» • Самостоятельно готовить и окрашивать солёное тесто, соблюдая пропорции; • Владеть приёмами лепки из солёного теста; • Применять клей ПВА и «Мастер»; • Работать с эскизами; • Выполнять изученные изделия (объёмные фигурки, картины, панно) • Производить подготовительные и оформительские работы; • Использовать в работе дополнительный материал. Личностные результаты: • Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности • навык самостоятельной работы в группе при выполнении практических работ • бережное отношение к инструментам, материалам, трудолюбие и организованность любознательность и эстетический вкус Предметные результаты: • овладение основами художественной грамоты • сформируют элементарные знания цветов и используемых материалов • демонстрировать знания изученных видов декоративно-прикладного творчества • работать в различными материалами и приспособлениями • выполнять основные приёмы разметки и соединения деталей • выполнять разнообразные виды оформления работ. Материальное обеспечение: • Оборудованный кабинет тестопластики В наличии: • ученические столы в комплекте со стульями; • шкафы для хранения; • игры (комплекты учебно-дидактических игр) • дидактические пособия; • аудио и видеозаписи; • мультимедийное оборудование; • компьютеры • музыкальный центр; • спортивный инвентарь. Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной общеобразовательной обещеразвивающей программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим педагогическое образование и владеющим основами образовательной деятельности по представленной программе в соответствии с указанным направлением. Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии: Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности Технология индивидуализации обучения – технология обучения, прикоторой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриковости). Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Здоровьесберегающие технологии Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать. Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: 1. Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся). 2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие). 3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала в игровой форме); • через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки). Критерии оценки результатов Критерии Уровень форсированности действия Мотивация 0 — отсутствие у ребенка желания осуществлять трудовую деятельности и деятельность. творчества 1 — выполняет трудовую деятельность, следуя прямым указаниям взрослого. 2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по устной просьбе взрослого или инструкции. 3 –самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но обращается за помощью к взрослому. 4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность 5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает творческие работы. Теоретические знания 1 – отличают данное явление (объект) от их аналогов, показывая при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными характеристиками. 2 – обучающийся способен рассказать содержание текста, правила, дать определение основным понятиям. 3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений, предметов на основе анализа, синтеза, логического умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную информацию с имеющимися знаниями. 4 – умеет применять в практической деятельности свои теоретические знания, может решать задачи с применением усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные связи при изучении теоретического материала, умеет находить в окружающей действительности изучаемые законы и явления 5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит оригинальные решения поставленной перед ним задачи. Список литературы для педагога: 1. Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии. Москва «Вако», 2009г. 2. Горнова Л В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. Волгоград. Учитель. 2008г. 3. Картина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. :Школьная Пресса.2006г. 4. Гусева И. В. Солёное тесто: Лепка и роспись. – СПБ: Издательский дом «Литра»,2005г. 5. Хворостунина С. А. Оригинальные поделки для дома. – М. Издательство «Мир книги».2010г. 6. Бардала В. А. Рукоделие- Новоуральск Для обучающихся: 1. Лыкова И.А Лепка из солёного теста ООО Лира, г. Москва 2010г. 2. Пицык А.А. Игрушки из солёного теста ООО Издательство Мир книг 3. Г. Москва 2010 4. Романовская А.Л. Поделки из солёного теста г. Москва 2009г. 5. Рубцова Е.С. Лучшие поделки из солёного теста г. Москва 2010 6. Кискальт И. Солёное тесто г. Москва 2008 г. Для родителей: 7. Горнова, Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград 2008г. 8. Данильченко Л.А. Солёное тесто: лепим поделки и сувениры. ФЕНИКС 2009г. 9. Лыкова И. Лепка из солёного теста. Сувениры. Издательство «Сфера», 2008г. 10. Ращупкина С.Ю. Солёное тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно. РИПОЛ КЛАССИК Москва 2011г. 11. Рубцова Е. Фантазии из солёного теста. ЭКСМО, 2007г. 12. Чаянова В.С. «Солёное тесто» 2009г.