МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Принята на заседании методического совета Протокол №7 от «26» августа 2022 года Утверждена: ИО директора МАУ ДО ДДТ Е.А. Буздес Приказ №90/1 от 01.09.2022 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Учимся говорить, играя» (детский развивающий центр «Мозаика») Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 год Автор-составитель: Долгобородова Анастасия Юрьевна, педагог дополнительного образования г. Кушва 2022г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Дети пятого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей. При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у детей познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования основ учебной деятельности. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. В рамках работы детского развивающего центра «Мозаика» реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Учимся говорить, играя», которая затрагивает образовательные области познавательного и речевого развития. Направленность общеразвивающей программы: Социально-педагогическая Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся говорить, играя», далее «Программа», разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 с изменениями; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Конвенция о правах ребенка; 5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р); 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 8. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. № 662; 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 10. Устав МАУ ДО ДДТ; 11. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ. Актуальность общеразвивающей программы: Данная программа является актуальной, поскольку основана на анализе родительского спроса на услуги дополнительного образования в области предшкольной подготовки и направлена на создание комфортных условий для интеллектуального, творческого и личностного развития ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит, владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. 4. Отличительные особенности программы. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе. При всём разнообразии видов художественной деятельности особое место в воспитательнообразовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги. Введение программы в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности. Содержание программы направлено на то, чтобы жизнь ребёнка была насыщена различными проявлениями искусства. Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния. Отличительные особенности общеразвивающей программы: Заключается в том, что конечной целью программы является не обучение, а вклад в умственное развитие каждого ребенка, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Адресат общеразвивающей программы: Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 4-7лет. Обучающиеся занимаются по программе 2 года: Первый год обучения: дети в возрасте 4-5 лет, одна группа численностью 8-10 человек. Второй год обучения: дети в возрасте 6-7 лет, одна группа численностью 8-10 человек. Режим занятий: Программа реализуется в очной форме обучения. Режим работы: дети 4-5 лет – 2 раза в неделю по 3 занятия (6 занятий в неделю); дети 6-7 лет – 2 раза в неделю по 3 занятия (6 занятий в неделю). Недельная нагрузка обучающихся рассчитана с учетом норм СанПиН 2.4.4.1251-03. Длительность занятий (академический час) для данной возрастной категории определяется возрастом детей и по нормам СанПиН составляет 30 минут, перерыв между занятиями - 5 минут. Объем и сроки освоения общеразвивающей программы: Программа рассчитана на 2 года обучения - 68 недель. 34 недели – 204 часа - 1 г.об.; 34 недели – 204 часа - 2 г.об.. Уровневость общеразвивающей программы: Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и предполагает реализацию в рамках СТАРТОВОГО УРОВНЯ в общедоступных и универсальных формах организации материала. Формы обучения и виды занятий: Форма организации учебной деятельности – очная, групповая с использованием занятий в формате беседы, мастер-класса, творческих мастерских, познавательной игры, практического занятия, эстафеты, соревнования. Формы подведения результатов общеразвивающей программы: В соответствии с Положением МАУ ДО ДДТ о соответствии оценивания достижений и успешности воспитанников Дома детского творчества для данной программы являются: • открытые занятия • итоговые праздники с демонстрацией полученных знаний, умений и навыков. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель: Общее речевое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, направленное на формирование социальнокоммуникативной и познавательной активности в развитии личности дошкольников. • • • • • • • • • • • • Задачи модуля: Обучающие: Формировать звуковую культуру речи Формировать словарь Формировать грамматический строй речи: синтаксис, морфология, словообразование. Связная речь. Творческое рассказывание. Ознакомление с художественной литературой. Развивающие: Развивать в игре речь детей, обогащать и активизировать словарный запас. Развивать наблюдательность и любознательность детей, умение понимать поставленную задачу и способы ее решения. Развивать способность замечать красоту родного языка. Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Воспитательные: Воспитывать волевые качества: доводить начатое дело до конца, выполнять установленные норму поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру. Воспитать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихов. Воспитывать любовь к родному языку, художественной литературе, малым фольклорным формам. Воспитывать умение слушать художественное произведение, следить за развитием действия, сопереживать героям. Учебно-тематический план первого года обучения № п/п Количество часов Блок, тема Всего Теория Практика Вводное занятие. 1 «Надо ли учиться говорить?» «Путешествие в 17 ч мир сказок»: 1 - 0,5 ч 16,5 ч 2.1 «Расскажи сказку». 2ч - 2 2.2 Русские сказки. народные 7 ч - 7 2.3 Авторские сказки. 5ч 0,5 ч 4,5 ч 2.4 Придумывание сказок Составление описательного рассказа. 3ч - 3ч 7ч 0,5 ч 6,5 ч В мире загадок 3ч 0,5 ч 2,5 ч 1. 2. 3. 4. Формы аттестации/ контроля наблюдение Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос 5. Мои стихи. любимые 5 ч 6. Итоговое занятие. Всего часов: - 5ч 1ч - 1ч 34 ч 2,5 ч 31, 5 ч Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Содержание программы первого года обучения Тема 1. Вводное занятие. «Надо ли учиться говорить?» Теория: введение обучающихся в дисциплину, пробуждение интереса к занятиям в объединении. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи: учить составлять небольшие рассказы, развивать логическое мышление, память. Тема 2. «Путешествие в мир сказок» 2.1. Расскажи сказку. Практика: рассказываем свою любимую сказку. 2.2. Русские народные сказки: 2.2.1. Практика: Русская народная сказка «Теремок». Разыгрывание диалогов по ролям. 2.2.2.Практика: Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок. Прослушивание по аудиозаписи. 2.2.3.Практика: Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание сказки. 2.2.4.Практика: Русская народная сказка «Соломенный бочок – смоляной бочок». Просмотр сказки по видеозаписи. 2.2.5.Практика: Русская народная сказка «Гуси – лебеди». Прослушивание сказки. 2.2.6.Практика: Русская народная сказка «Как Лиса с Овцой Волка наказали». Просмотр сказки по видеозаписи. 2.2.7.Практика: Русская народная сказка «Заяц хваста». Просмотр сказки. 2.3. Авторские сказки: 2.3.1.Теория:Что такое «авторские сказки»? Какую сказку называют авторской? Чем похожи и чем отличаются от народных? Практика: Сказка К. Чуковского "Телефон". Инсценировка отрывков из произведения. 2.3.2.Практика: Знакомство с английской сказкой "Три поросенка" (пер. С. Михалкова).Разучивание весёлой песенки Наф-Нафа. 2.3.3. Практика: Произведение С. Прокофьевой «Сказка про маму». 2.3.4.Практика: Сказки Сутеева В. Г. «Кто сказал «мяу»? 2.3.5.Практика: Сказка Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» 2.3.6. Практика: Сказки Сутеева В. Г. «Мышонок и карандаш». 2.4. Придумывание сказок: 2.4.1. Практика: Самостоятельное творчество детей. Придумывание сказки по картинкам. 2.4.2.Практика: Самостоятельное творчество детей. Придумывание сказки с использованием масок. 2.4.3.Практика: Самостоятельное творчество детей. Придумывание с использованием с игрушек. Тема 3. Составление описательного рассказа: 3.1. Теория: Учимся составлять рассказы – описания. Практика: Составление рассказа – описания игрушек.Придумывание загадок описательного характера об игрушке. Продолжить начатый рассказ. 3.2.Практика: Составление рассказа о кукле. Игра «Магазин». 3.3. Практика: Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение "Что из чего?" 3.4. Практика: Обучение рассказыванию по картинке «Вот это снеговик» по плану. Графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её. 3.5. Практика: Составление рассказа по картинке «Собака со щенятами» по опорным вопросам. 3.6. Практика: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза». Рассказ – описание «по цепочке». 3.7.Практика: Составление рассказа - описания по раздаточным картинкам «На полянке". Игра «Продолжи начатый рассказ». Тема 4. В мире загадок: 4.1. Теория: Понятие о загадке. Виды загадок для детей. Практика: Загадки – подсказки. Игра «Один-много». 4.2.Практика: загадки-обманки. Игра – соревнование «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто правильней докажет?» 4.3.Практика: Загадки-описание.Придумывание загадок описательного характера об игрушке. Отгадывание загадок по образцу и по плану доказательства в соответствии со структурой загадки. Тема 5. Мои любимые стихи: 5.1.Практика: Стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Пересказ стихотворения. О ролям. 5.2.Практика: Стихотворения А. Барто "Я знаю, что надо придумать". Заучивание стихотворения с опорой на наглядно-иллюстративный материал (мнемотаблицы). 5.3. Практика: Стихотворение И. Винокурова И. «Осень". Пересказ стихотворения. 5.4.Практика: Стихотворение Т. Белозерова "Праздник Победы". 5.5. Практика: Стихотворение М. Стремена «Подарок»». Игра - заучивание «смотать из стихотворения клубочек». Тема 6. Итоговое занятие. Практика: Обобщение полученных знаний. Тестирование. Рассказывание, инсценировки, пересказы. Чтение стихов. Учебно-тематический план второго года обучения № Количество часов п/п Блок, тема Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. 1 ч 1ч Делимся летними впечатлениями. 2. Осенняя красота 1 ч 1ч природы. Приметы осени. 3. Мы – природы! друзья 2 ч - 2ч Формы аттестации/ контроля наблюдение Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная опрос 3.1 Братья наши 1 ч меньшие. Птицы: зимующие и перелетные; - 1ч 3.2 Животные: дикие и 1 ч домашние. Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца» Сравнение и 1ч описание предметов. - 1ч - 1ч Бабушки и 1ч дедушки. Генеологическое древо семьи. Рассказы русских 5 ч писателей: 0,5 ч 0,5 ч - 5ч 6.1. Рассказ К. Д. 1 ч Ушинского «Четыре желания». - 1ч 6.2. Рассказ В. Бианки «Купание 1 ч медвежат». - 1ч 6.3. Рассказ Е. Пермяка «Первая 1 ч рыбка». - 1ч 6.4. Н.Носова горке». Рассказ «На 1 ч - 1ч 6.5.Рассказ Н.Носова 1 ч «Живая шляпа». - 1ч 0,5 ч 0,5 ч 4. 5. 6. 7. Путешествие подводный мир. в 1ч 8. Рассказывание на 1 ч тему «Моя любимая игрушка» - 1ч 9. Зимние изменения 2 ч в природе. - 2ч оценка, Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, 10. Зимние зимние спорта. забавы, 1 ч виды 11. Придумывание рассказа заданную тему. - 1ч 1ч - 1ч на 12. «Дети Севера». 1ч - 1ч 13. Описание 1ч предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий. Письмо Деду 1 ч Морозу. - 1ч - 1ч 15. Современные профессии. 1ч 6ч 15.1 «Все работы хороши, 1 ч выбирай на вкус!» 0,5 ч 0,5 ч 15.2 Профессия спасателя. Как себя 1 ч надо вести, чтобы не понадобилось помощь спасателей? 14. 15.3 15.4 7ч 0,5 ч 0,5 ч Профессия военного. 1ч - 1ч 1ч - 1ч 1ч - 1ч 1ч - 1ч 1ч - 1 Профессия: Медицинская сестра. Профессия: Повар. 15.5 15.6 Профессия: Учитель, воспитатель. 15.7 Все профессии важны. Все профессии нужны. словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос 16. Путешествие в 3ч сказочную страну: - 3ч 16.1 Русская народная сказка «У страха глаза велики»; Ушинский К. Д. Сказка «Как аукнется, так и откликнется»; Русская народная сказка «Лиса и козел» « 8 марта -женский день». - 1ч 16.2 16.3 17. 1ч 1ч 1ч - 1ч 2ч - 1ч 2ч - 17.1 «Подарки маме к 8 1 ч Марта». Стихотворение Д. Чуяко «Стирка». - 1ч 17.2 «Подарок любимой 1 ч бабушке к 8 Марта». Весенние 1ч изменения в природе, жизнь животных и птиц. Итоговое занятие. 1ч - 1ч 0,5 ч 0,5 ч - 1ч Всего часов: 3,5 ч. 30,5 ч. 18. 19. Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос 34 ч. Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Педагогическое наблюдение, словесная оценка, опрос Диагностика, фронтальный опрос Содержание программы второго года обучения Тема 1. Вводное занятие. Делимся летними впечатлениями. Теория:Цели и задачи 2-ого года обучения. Перспективы обучения. Вводный инструктаж по технике безопасности. Рассказ «Как я провёл лето». Тема 2. Осенняя красота природы. Приметы осени. Теория: Представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Практика: Стихотворение М. Ходякова «Осень» о приметах. Загадки про осень. Составление рассказа - описания по картинке «Осенняя природа». Тема 3. Мы – друзья природы! 3.1.Братья наши меньшие. Птицы: зимующие и перелетные. Практика:Составление текста-повествования на тему: «Птицы». 3.2. Животные: дикие и домашние. Практика: Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца». Тема 4. Сравнение и описание предметов. Практика: Составление рассказа с использованием антонимов и синонимов.Стихотворение И. Токмаковой «Плим». Тема 5. Бабушки и дедушки. Генеалогическое древо семьи. Теория: Расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными. Практика: Составление рассказа по сюжетной картинке «Семья». Дидактическая игра «Подбери признаки». Тема 6. Рассказы русских писателей. Практика: 6.1. Рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания». Пересказ и рассказывание на темы из личного опыта. 6.2. Рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Коллективный пересказ. 6.3. Рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка». Пересказ. 6.4. Рассказ Н.Носова «На горке». Рассказ «по цепочке». 6.5. Рассказ Н. Носова «Живая шляпа». Придумывание его продолжения и концовки. Тема 7. Путешествие в подводный мир. Теория: Практика: Тема 8. «Моя любимая игрушка». Практика: Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка». Скороговорки. Тема 9. Зимние изменения в природе. 9.1. Практика: Составление рассказа по картине «Река замерзла». Чтение рассказа Н. Носова «На горке». 9.2.Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Тема 10. Зимние забавы, зимние виды спорта. Практика. Зимние забавы, зимние виды спорта. Рассказ из личного опыта на тему «Игры зимой» (любимые зимние игры). Тема 11. Придумывание рассказа на заданную тему. Практика: Развитие сюжета на тему «Как Миша варежку потерял». Тема 12. «Дети Севера». Рассказывание по картине «Дети Севера». Упражнение на отработку дикции и развитие речевого дыхания. Тема 13. Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий. Практика: Коллективный описательный рассказ по предметным картинкам. Тема 14. Письмо Деду Морозу. Практика. Написание устного письма Деду Морозу. Тема 15. Современные профессии. 15.1. «Все работы хороши, выбирай на вкус!». Теория: Знакомство с новыми военными профессиями. Практика: Просмотр слайдов о разных профессиях. Рассказ о профессиях своих родителей. Игра “Доскажи словечко”. 15.2. Профессия спасателя. Практика: Как себя надо вести, чтобы не понадобилось помощь спасателей? Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки». - Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Спасатели». 15.3. Профессия военного. Теория: Расширение знаний о профессии военного. Практика: Рассматривание иллюстраций на тему " Где работают военные ". Чтение художественной литературы Пантелеев "Честное слово". Пересказ. 15.4. Профессия: Медицинская сестра. Практика: Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит». Обыгрывание проблемных ситуаций. 15.5. Профессия: Повар. Практика: Чтение стихотворения Овчинниковой Т. С. «Повар». Игра «Здоровая еда». Дидактическая игра «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок». 15.6. Профессия: Учитель, воспитатель. Практика: Пересказ стихотворения И. Токмаковой «Мы кому букет подарим?». Игры «Найди школу», «Что лишнее?» Составление рассказа «Мой любимый воспитатель». 15.7. Все профессии важны. Все профессии нужны. Практика: Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» Рассказ «по цепочки». Тема 16. Путешествие в сказочную страну: (1 ч) 16.1. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Практика: Чтение сказки. Инсценирование сказки. 16.2.Ушинский К. Д. Сказка «Как аукнется, так и откликнется». Практика: Прослушивание сказки. Пересказ по ролям. 16.3. Русская народная сказка «Лиса и козел». Практика: Пересказ сказки по опорным картинкам. Тема 17. «8 марта - женский день». 17.1. «Подарки маме к 8 Марта». Стихотворение Д. Чуяко «Стирка». Практика: Стихотворение Д. Чуяко «Стирка». Инсценировка стихотворения. Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта». Рассказывание на тему из личного опыта. 17.2. «Подарок любимой бабушке к 8 Марта». Практика: Заучивание стихотворения Агнии Барто «Две бабушки» с помощью «клубка». Тема 18. Весенние изменения в природе, жизнь животных и птиц. Теория: Представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях. Практика: Чтение рассказаК. Д. Ушинскиого «Четыре желания». Загадки про весну. Составление рассказа - описания по картинке «Весна пришла». Просмотр презентации "Звери и птицы весной". Тема 19. Итоговое занятие. Практика: Обобщение полученных знаний. Тестирование. Рассказывание, инсценировки, пересказы. Чтение стихов. Планируемые результаты освоения 1 модуля: Предметные результаты · Умеют отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; · Умеют задавать свои вопросы по содержанию услышанного произведения; · Умеют рассказывать наизусть небольшое стихотворение; · Умеют составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; · выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать · узнавать и различать буквы русского алфавита; · Расширяется словарный запас. Личностные результаты: · Умеют определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); · Умеют в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке педагога); · Умеют при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; · Умеют понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; · Умеют высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам. Метапредметные результаты: · Развивается познавательная деятельность (анализ, сравнение); · Умеют оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения · Умеют отличать новое от уже известного; · Умеет находить ответы на вопросы в иллюстрациях; · Слушают и понимают речь других; · Развивается способность чувствовать и понимать образный язык сказок. · У детей сформируется мотивация к обучению. Планируемые результаты освоения 2 модуля: Предметные результаты: · Умеют воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение); · Умеют отвечать на вопросы педагога по содержанию прочитанного; · Расширится словарный запас детей; · Умеют подробно пересказывать текст; · Умеют составлять устный рассказ по картинке; · Заучивают наизусть небольшие стихотворения. Метапредметные результаты: · Умеют оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); · Слушают и понимают речь других; · Развивается способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихов. · Сформируется интерес к познавательной деятельности; · Научится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). · У детей сформируется мотивация к обучению чтению, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п. Личностные результаты: · Сформируется уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей; · Разовьётся самостоятельность в поиске решения различных речевых задач; · Сформируются нравственные и эстетические потребности; · Сформируется готовность к отстаиванию своего мнения; · Сформируется культура речевого общения; · Сформируются навыки общения с взрослыми и сверстниками; · Умеют понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы: Материально-техническое и информационное обеспечение Материальное обеспечение: • Учебные кабинеты для проведения занятий (класс с мультимедийным оборудованием) В наличии: • ученические столы в комплекте со стульями; • шкафы для хранения; • игры (комплекты учебно-дидактических игр) • дидактические пособия; • аудио и видеозаписи; • мультимедийное оборудование; • компьютеры • музыкальный центр; Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной общеобразовательной обещеразвивающей программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим педагогическое образование, владеющим основами образовательной деятельности по представленной программе в соответствии с указанным направлением. Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии: Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности Технология индивидуализации обучения – технология обучения, прикоторой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриковости). Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Здоровьесберегающие технологии Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать. Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: 1. Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся). 2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие). 3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала в игровой форме); • через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки). Критерии оценки результатов Критерии Уровень форсированности действия Мотивация 0 — отсутствие у ребенка желания осуществлять трудовую деятельности и деятельность. творчества 1 — выполняет трудовую деятельность, следуя прямым указаниям взрослого. 2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по устной просьбе взрослого или инструкции. 3 –самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но обращается за помощью к взрослому. 4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность 5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает творческие работы. Теоретические знания 1 – отличают данное явление (объект) от их аналогов, показывая при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными характеристиками. 2 – обучающийся способен рассказать содержание текста, правила, дать определение основным понятиям. 3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений, предметов на основе анализа, синтеза, логического умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную информацию с имеющимися знаниями. 4 – умеет применять в практической деятельности свои теоретические знания, может решать задачи с применением усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные связи при изучении теоретического материала, умеет находить в окружающей действительности изучаемые законы и явления 5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит оригинальные решения поставленной перед ним задачи. Список литературы для педагога: 1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c. 2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c. 3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c. 4. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c. 5. Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c. 6. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c. 7. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c. 8. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c. 9. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. 192 c. 10. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 80 c. 11. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 288 c. Список литературы для детей и родителей: 1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2016. - 64 c. 2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2017. - 208 c. 3. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c. 4. Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 80 c. 5. Знатнова, Ирина Юрьевна Игры, которые учат читать / Знатнова Ирина Юрьевна. М.: Феникс, 2015. - 755 c