Содержание 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Пояснительная записка Адресат программы Объём и срок освоения программы Цель и задачи образовательной программы Содержание образовательной программы Планируемые результаты освоения программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 Учебный план Оценочные материалы Образовательные и учебные форматы Материально-техническое обеспечение программы Информационно-методические материалы 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные танцы» разработана в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3; 3. Конвенция о правах ребенка; 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; 9. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. № 662; 10. Должностная инструкция педагога дополнительного образования; 11. Образовательная программа Дома детского творчества; 12. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества. Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные танцы» имеет художественную направленность, реализуется в сфере дополнительного образования, так как ориентирована на формирование эстетической культуры учащегося, развитие его художественно-творческого потенциала, артистических способностей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня средствами хореографического искусства. Направленность хореографического обучения в рамках данной программы основана на синтезе различных видов искусств, включающих основы детской, классической, народной хореографии, современных постановок, обладающих широким спектром возможностей для максимального удовлетворения творческих потребностей учащихся на основе современного социального заказа на образовательные услуги системы ДОД. Именно на занятиях по хореографии успешнее всего развивается толерантность учащихся, способность к сотрудничеству, ответственность, формируется умение принимать решения и осуществлять их, позволяет учащимся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей. Актуальность программы Динамичные изменения современного общества, стремительный научно-технический прогресс, обуславливают осознание ценности культурного наследия, необходимости его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы, поэтому, сегодня одной из ведущих тенденций дополнительной системы образования является художественное развитие подрастающего поколения как эффективного механизма формирования культурного потенциала и сохранения традиций и наследия страны. Хореография – это самый впечатляющий вид искусств. Сегодня социальный заказ, предъявляемый к современному образованию, ориентирует нас на творческое развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, успешной социализации и адаптации на рынке труда. Учреждения дополнительного образования формируют новую образовательную политику, обеспечивающую доступность, современность, соответствие социальному заказу на образовательные услуги. Специфика дополнительного образования детей предполагает социальную неоднородность контингента детей и задача квалифицированных педагога помочь учащимся и их семьям преодолевать трудности в различных жизненных ситуациях, внедрять элементы инклюзивного образования, решать вопросы многонационального состава учащихся в силу регионального компонента, что позволяет в рамках Концепции развития дополнительного образования 2014 года помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, решать ряд других социально значимых проблем, таких как: занятость детей, их самореализацию и социальную адаптацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, профилактику безнадзорности и правонарушений. Народный танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох чрезвычайно важно, потому что каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа необходимо, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, т. к. в этом заключены основы национального характера, этической самобытности, выработанные в течение многих веков. В культурной жизни любого города всегда высока потребность в услугах творческих хореографических коллективов. Большая часть культурно-массовых мероприятий уровня города и учреждения включают в концертную программу танцевальные номера ансамбля народного танца «Звёздочки», который повышает культурный уровень населения, что свидетельствует об авторитете и престижности нашего творческого коллектива, этим и обусловлена актуальность данной программы. Отличительные особенности программы: Основными отличительными особенностями данной программы являются: ознакомление учащихся с различными танцевальными стилями и направлениями через постоянное расширение ассортимента образовательных услуг согласно современному социальному запросу; комплексный подход при реализации учебно-воспитательных задач, подразумевающих работу в нескольких направлениях: основы детского, классического, народного, постановочной и концертной деятельности; дифференцированный подход к учащимся, исходя из их подготовленности и природных данных; подача материала по «восходящей спирали», каждый год знания, умения и навыки по определенным темам преподаются и развиваются на более высоком и сложном уровне. Региональный компонент программы направлен на актуализацию интереса подрастающего поколения Свердловской области к отечественной и зарубежной культуре и современным тенденциям в искусстве, понимания художественных образов посредством выразительных средств хореографии, через палитру красок ощутить насыщенность шедевров культуры. Назначение регионального компонента в программе - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России. Ведущий метод образовательной деятельности интегративный, обеспечивающий реализацию программы «Народные танцы», включающей модули детского, классического, народного, овладение искусствами на основе их синтеза в пространстве художественных ценностей по трем уровням усложнения материала согласно возрасту: стартовом, базовом и продвинутом уровне. Реализация программы на стартовом уровне направлена на удовлетворение потребностей в творческом, интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, на организацию их свободного времени. Ознакомительный уровень программы направлен на обновление содержания современного дополнительного образования, формируя у учащихся углубленные навыки танцевальной техники (физические данные: сила, выносливость, ловкость, гибкость, осанка, рост, выворотность стопы, выразительность телодвижений и поз; музыкальная память: чувство ритма, координация движений, музыкальный слух; темперамент и моторика: правильное выполнение движений, энергичность, подвижность, жизнерадостность; сценические способности, артистизм, желание успешно выступать на сцене), а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, дальнейшей социализации. Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления данной программы, а именно формирование универсальных учебных действий в области хореографии, расширение его информированности в системе элементов хореографического исполнительства, обогащения навыками владения основными выразительными средствами танца, развития артистических, исполнительских способностей учащихся, становления голоса, грации, осанки, красоты тела, духовного, интеллектуального, социального, нравственного развития. Продвинутый уровень предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы, а именно разработку современных психолого-педагогических методик, позволяющих обеспечить организацию такой учебной деятельности, в которой доминантным становится поиск путей, обеспечивающих успешное освоение личностью многообразия мира, гармонизации ее взаимодействия с обществом путем эффективного применения современного знания в различных областях культуры и искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, искусство помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию подрастающего поколения, выявить свои личностные возможности. Выбор профессии хореографа не является конечным результатом программы. С целью выявления уровней обученности предполагается следующая градация уровней выполнения практических заданий: 1 уровень - 1 год обучения - репродуктивный с помощью педагога; 2 уровень - 2 год обучения - репродуктивный без помощи педагога; 3 уровень – 3 год обучения - продуктивный, творческий. Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные танцы» предназначена для детей в возрасте от 7 до 14 лет. Учащиеся занимаются по программе: 1 год обучения – 7-9 лет. 2 год обучения – 9-11 лет. 3 год обучения – 11-14 лет. В младшем школьном возрасте (7-11 лет) учащиеся отличаются постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение. Младшие школьники легко вступают в общение. Для них большое значение приобретают оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Неудача вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться во всем, у них ярко выражено стремление к самореализации. Активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Именно в 7-11 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. Подростковый возраст (11-14 лет) время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей. Повышаются требования как в школе, так и в семье. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Место предмета в учебном плане: Учебный предмет «Народные танцы» является одним из предметов образовательной деятельности обучающихся. Его направление реализует как духовно-нравственное, так и оздоровительное воспитание. Предмет помогает обучающимся не только развивать навыки умения, но и получать социальные и общекультурные знания. Содержание предмета взаимосвязано с содержанием школьных предметов «История», «МХК», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Литература». Данный предмет содержит основы изучения танцевальной культуры XIX века, ознакомление обучающихся с наиболее важными событиями данной эпохи, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манеры и т.д. Современное образование рекомендует использовать современное техническое оснащение для получения углубленных знаний обучающихся. Поэтому учебный предмет дополнен современным материалом, дающим возможность расширить знания в области хореографии и совершенствовать исполнение танцевальных движений, композиций. 1.3 Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на три года обучения 408 учебных часа. 1 уровень – ознакомительный - первый год обучения (7-9 лет) - 2 раза в неделю по 1академическому часу (45 мин.), т.е. 2 часа в неделю (68 часов в год); 2 уровень – базовый - второй год обучения (9-11 лет) - 2 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин. с перерывом 15 мин.), т.е. 4 часа в неделю (136 часов в год); 3 уровень – продвинутый - третий год обучения (11-14 лет) - 3 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин. с перерывом 15 мин.), т.е. 6 часов в неделю (204 часа в год). Наполняемость в группах составляет: 1 год обучения – 7- 9 лет - одна группа численностью 10 - 15 человек. 2 год обучения – 9 – 11 лет - одна группа численностью 10 - 12 человек. 3 год обучения – 11 – 14 лет - одна группа численностью 8 - 10 человек. Уменьшение числа учащихся на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объёма и сложности изучаемого материала. Особенности организации образовательного процесса: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные танцы» составлена с учётом физиологических и психологических особенностей каждого возраста. Очная форма обучения. Набор детей в объединение осуществляется в начале учебного года по желанию, имеющих склонность к танцевальному искусству и не имеющих медицинских противопоказаний. При комплектации групп учитывается возраст и уровень подготовки. Предполагаемый состав групп: одного и разных возрастов. В течение учебного года производится дополнительный приём детей в коллектив на вакантные места на второй и третий года обучения и зачисление их по результатам собеседования и наличия базовых знаний в области хореографии. Наполняемость в группах определяется в соответствии с уставом Дома детского творчества, санитарно-гигиеническими требованиями. Занятия проводятся от 2 до 3 раз в неделю в зависимости от учебного плана и предстоящего конкурсного или концертного мероприятия, репетиции, постановки. Продолжительность занятия 45 минут с перерывом 15 минут. В каникулярный период приоритет отдаётся внеаудиторным занятиям: концертная деятельность, экскурсии, поездки на конкурсы, участие в городских социально-значимых мероприятиях. Расписание занятий каждой группы составлено с учётом благоприятного режима труда и отдыха детей, то есть в свободное от основной учёбы время. Программа предусматривает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения. 1.4 Цель и задачи образовательной программы Цель данной программы: создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей детей средствами хореографии. Задачи 1 года обучения: Обучающие: формирование основ музыкальной грамоты; формирование художественно-образного мышления. формирование элементарных знаний и умений (основная терминология, базовые движения и элементы); обучение учащихся технике хореографического движения (физические данные: сила, выносливость, ловкость, гибкость, осанка, рост, выворотность стопы, выразительность телодвижений и поз; музыкальная память: чувство ритма, координация движений, музыкальный слух); формирование знаний о культуре здорового и безопасного образа жизни (режим дня, питание, физическая культура, гигиена). Развивающие: развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства; развитие общих физических данных учащихся, улучшение координации движений, ориентации в пространстве, пластичности, хорошей выворотности; развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности; формирование положительной мотивации учащихся к обучению детской хореографии и успешному их освоению на примерах высокохудожественных произведений; формирование первичных представлений об этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре народов и групп, проживающих на территории Среднего Урала; обеспечение избавления от стеснительности, зажатости; развитие творческого потенциала учащихся, стимулирование нравственно-эстетических переживаний, способности к эмоциональной отзывчивости. Воспитательные: эстетическое воспитание учащихся средствами музыкально-хореографического искусства; формирование внимания, чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия; воспитание личности учащихся, ориентированных на успешность (радоваться успехам других и вносить вклад в общее дело); формирование художественного вкуса учащихся. Задачи 2 года обучения: Обучающие: - обучение учащихся технике хореографического движения (темперамент и моторика: правильное выполнение движений, энергичность, подвижность, жизнерадостность; сценические способности, артистизм, желание успешно выступать на сцене). формирование элементарных знаний и умений (основная терминология, базовые движения и элементы); формирование знаний о культуре здорового и безопасного образа жизни (режим дня, питание, физическая культура, гигиена). Развивающие: формирование положительной мотивации учащихся к обучению классическому танцу и успешному их освоению на примерах высокохудожественных произведений; развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости); развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости координации); развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности; Развитие способности эстетического восприятия достижений культуры разных народов, населяющих Средний Урал, уважительного отношения к произведениям национального искусства и литературы. Воспитательные: формирование внимания, целеустремленности, трудолюбия; формирование эстетического вкуса; понимание своей национальной и этнической принадлежности, уважительное отношения к истории и культуре других народов и этнических групп воспитание личности учащегося, ориентированного на успешность (радоваться успехам других и вносить вклад в общее дело); обеспечение избавления от стеснительности, зажатости. Задачи 3 года обучения: Обучающие: обучение учащихся технике исполнения народного танца; совершенствование исполнительского мастерства обучающихся; формирование знаний, умений и навыков исполнения танцев в танцевальных коллективах и сольно. Развивающие: развитие умений коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся; развитие творческого потенциала, индивидуальных особенностей (внутренняя свобода, активность, общительность) учащихся средствами классического и народного танцев, предоставление возможности дальнейшей профессиональной самореализации на основе сформированной системы знаний; формирование положительной мотивации учащихся к обучению, успешному освоению и самопознанию основ народного танца на примерах высокохудожественных произведений, истории, быта и национальной культуры; формирование умения выделять прекрасное, возвышенное в произведениях искусства, народном творчестве этносов, которые населяют Средний Урал, Россию. Воспитательные: формирование потребности в дальнейшем повышении профессионального мастерства и применении практических навыков; приобщение к культурным ценностям и сохранению традиций своего народа; воспитание уважения и толерантности к лучшим образцам разных национальных культур; воспитание адекватной самооценки. 1.5 Содержание образовательной программы 1 уровень Ознакомительный (1 год обучения) – 68 ч. 1 блок: Введение в хореографию: 1.1 Вводное занятие. Теория. Знакомство. Название объединения. Перспективы развития коллектива в учебном году. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практика. Правила поведения в хореографическом кабинете. Знакомство с изучаемым предметом – народные танцы. Правила поведения за кулисами и около сцены, в ходе конкурсного выступления на сцене, в поездке за пределы города. Просмотр презентации ансамбля «Звёздочки»; Просмотр видео танцев ансамбля «Звёздочки». Игры «Круг имен», «Снежный ком», «Спроси-расскажи». 1.2 История возникновения и развития хореографического искусства. Теория. Происхождение танца. Танец эпохи первобытно-общинного строя. Танцевальный фольклор. Народный танец – исток хореографической культуры народов. Знакомство с истоками русского танцевального искусства. Практика. Просмотр презентации «Русский народный танец – «золотой фонд» национальной культуры». Видеопросмотр отрывков балетных спектаклей, детских мюзиклов и концертных выступлений. Беседы по книгам А. Дешковой «Загадки Терпсихоры». 1.3 Знакомство с азбукой ритмики. Теория. Знакомство с простейшими видами хлопков в различных метроритмических сочетаниях. Практика. Выполнение упражнений на умение слушать и слышать ритмический узор музыки. 1.4 Основы образно-игровой партерной гимнастики. Теория. Объяснение понятия партерного экзерсиса. Образно – словесная подача движений педагогом. Практика. Упражнения для улучшения эластичности мышц: плеча, предплечья, бедра, голени, стопы. Упражнения для развития: локтевого, плечевого. Поясного, тазобедренного, коленного, голеностопного суставов. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, гибкости позвоночника, выворотности ног и танцевального шага. Упражнения на исправление осанки. 1.5 Танцевальные игры. Теория. Что такое игра. Понятие - работа с предметом. Образ танца (оригинальность). Инсценировка песен. Сюжетные композиции. Придумывание персонажей и сочинение историй. Практика. «Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Любитель-рыболов», «Кошкимышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Голубая вода», «Буратино». «Море волнуется», «Гулливер и лилипуты», «Цапля и лягушка», «Птичий двор». «Медведи и медвежата», «Пингвины», «Раки», «Гуси и гусеницы», «Слоны», «Бежим по горячему песку» (острый бег), «Зайцы», «Белки», «Лягушата», «Лошадки». Тренировка образного мышления: «Зоопарк», «Тугая резинка», «Под дождем», «Лесные жители», «Тряпичные куклы и деревянные». 2 блок: Народно-сценический танец. 2.1 Основы русского народного танца. Теория. Знакомство с характером и манерой русского народного танца. Образный показ движений педагогом. Практика. Постановка корпуса, рук, ног, головы. Отработка базисных элементов русского народного танца: ходы, бег, гармошка, притопы, переступания, ковырялочка, поочередные выносы ног на носок, на каблук, на воздух. 2.2 Постановка танцевальных этюдов. Теория. Значение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. Импровизация в этюде. Правила составления этюдов на основе изученных танцевальных элементов. Знакомство с танцевальными образами. Знакомство с приемами освоения сценического пространства. Построение композиций. Правила создания хореографического номера. Средства художественной выразительности. Анализ избранного произведения с художественной стороны. Практика. Сочинение танцевальных этюдов на основе изученных танцевальных элементов. Работа над постановкой танцевальных этюдов: «Большая стирка», «Танец зайчиков», «Весёлая карусель», «Часики». 2.3 Актерское мастерство. Теория. Понятия об эмоциональной сфере человека: горе, радость, ликование, грусть, обида и т.д. Этюд на выразительность жестов. Этюд на сопоставление разных характеров. Мимическая игра (передача мимики). Этюд, имитирующий действия человека. Практика. Эмоциональная сфера обучающегося в танце. Игра-упражнение «Расскажи стихотворение» с помощью жестов и мимики. Школа-студия стилизованная игра «Веселые превращения». Пластические этюды: «Ежик», «Дельфин», «Змея», «Пантера», «Морская звезда». Актерская пятиминутка и актерская выразительность в танцевальном репертуаре. 2.4 Освоение танцевального репертуара. Теория. Психологическая подготовка к выступлению. Коммуникативные аспекты танцевального выступления – «танцор» - «зритель». Освоение ограниченного сценического пространства. Объяснение положения тела исполнителя в сценическом пространстве. Понятие 1,2,3 кулис, авансцены, задника. Ориентация учеников на сцене. Практика. Приобретение навыков репетиционной, исполнительской работы с хореографическим материалом. Генеральная репетиция. Отработка танцевальных движений. Рисунки: колонна по одному, по два, по четыре. Круг – два круга. Круг – звездочка. Круг в круге. Перестроения в танце. 3 блок: Концертные выступления. Итоговая аттестация. Теория. Навыки выступления перед аудиторией. Психологическая настройка на публичный показ.Оценка своего исполнения. Практика. Групповые выступления на мероприятиях различного уровня. Участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях Кушвы. Выступление на отчётном концерте в ДДТ. 2 уровень Базовый (2 год обучения) – 136 ч. 1 блок: Вводное занятие. Практика: Ознакомление обучающихся с учебными задачами данного учебного года. Перспективы развития коллектива в учебном году Инструктаж по технике безопасности в хореографическом кабинете. Вариации национальных поклонов. Танец-поклон. Построение в классе. Просмотр видео танцев ансамбля «Звёздочки».Игра на сплочение коллектива «Паутина». 2 блок: Ритмическая мозаика. Теория. Понятие метроритмического рисунка музыки для выражения его в танце. Понятие танцевальных жанров: вальс, полька, марш, русский народный танец и т.д. Основные танцевальные движения. Танцевальный шаг. Сочетание практического показа и словесных объяснений в ходе разучивания танцевальных движений. Понятие о движение по линии танца и обратно Практика. Длительное изучение, проработка небольшого количества движений, качественного его усвоения, для формирования прочного фундамента знаний через систему упражнений. Воплощение ритмоформулы музыки в образно-танцевальных движениях. Танцевальные движения: вальса, польки, марша, русского народного танца и т.д. 3 блок: Партерная гимнастика. Теория. Значение ускорения темпа исполнения движений. Понятия «гибкость суставов» «эластичность связок», «сила мышц». Постановка локальных задач конкретного упражнения. Растяжка и эластичность мышц ног, спины, живота. Подъем и выворотность стопы. Значение культуры здорового и безопасного образа жизни танцора. Правила полезного, диетического питания. Практика. Расширение и усложнение упражнений партерной гимнастики. Упражнения для улучшения эластичности мышц: плеча, предплечья, бедра, голени, стопы. Упражнения для развития: локтевого, плечевого. Поясного, тазобедренного, коленного, голеностопного суставов. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, гибкости позвоночника, выворотности ног и танцевального шага. Упражнения на исправление осанки. 4 блок: Основы обучения классическому и народному танцу. Теория. Значение движений классического танца в процессе развития умений и навыков исполнительского мастерства. Роль и значение постановки корпуса, ног, рук, головы в процессе освоения движений классического танца. Соподчиненность классической постановки корпуса развитию техники исполнения. Правила постановки корпуса. Позиции ног в классическом танце. Методика изучения позиций ног. Последовательность изучения позиций ног. Функции кисти (кистей) рук. Положения и приемы рук. Развитие выразительности рук – координации, пластичности, естественности и т.д. Методика постановки рук. Функции головы в технике и пластике движений классического танца. «Выразительность» взгляда как средство эмоциональности и образности в классическом танце. Основные приемы развития движений классического танца на середине зала. Практика. Позиции ног – I, II, III, IV (IV – как наиболее трудная, изучается последней). Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III. Grand pliés. Battements tendus и его разновидности. Battements tendus jetés и его разновидности. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans. Battements fondus и его разновидности. Battements soutenus. Battements frappés и его разновидности. Battements développés и его разновидности. Battements relevé lent и его разновидности. Rond de jambe en 1΄air. Grand battements jetés и его разновидности. Petits battements sur le cou de pied и т.д. 5 блок: Танцевальный репертуар. 5.1 Освоение танцевального репертуара. Теория. Технология построения формы танцевальной комбинации. Особенность построения танцевальных комбинаций на середине зала: adagio, allegro, вращений и т.д. Построение учебной формы танцевальной комбинации во взаимодействии с музыкальным материалом (8–16 тактов). Анализ структуры учебного примера. Выявление ошибок, их корректировка. Терминология классического танца.Озвучивание движений. Расклад и объяснение фигур, композиций, сюжета номеров. Образный показ педагога. Практика. Подбор музыкального материала для сочинения учебной танцевальной комбинации. Консультативная работа с концертмейстером по подбору музыкального материала для сочинения учебной формы танцевальной комбинации, в соответствии с ритмом, темпом, характером. Определение цели и задач формы танцевальной комбинации в структуре учебных занятий: в экзерсисе у станка, на середине зала, adagio, allegro и т.д. Задания на логику комбинирования движений классического экзерсиса. Задания на использование законов динамического развития движений классического танца в процессе работы. Выявление ошибок, их корректировка. Составление словаря терминов классического танца.. 5.2 Актерское мастерство. Теория. Расширение понятия об эмоциональной сфере человека: горе, радость, ликование, грусть, обида и т.д. Практика. Расширение эмоциональной сферы ученика в танце. Актерская пятиминутка и актерская выразительность в танцевальном репертуаре. 5.3 Музыкально-танцевальные игры. Теория. Алгоритм сочинение сюжета. Практика. Темы: «Куклы», «Сыщики», «Гномики», «Тучка» и др. Работа с предметами. 5 блок: Концертные выступления. Итоговая аттестация. Теория. Навыки выступления перед аудиторией. Психологическая настройка на публичный показ. Оценка своего исполнения. Практика. Групповые выступления на мероприятиях различного уровня. Участие в концертных программах, Новогодних спектаклях, конкурсах, фестивалях ДДТ и Кушвы. В конце первого и второго полугодия исполняется один танец с последующей оценкой руководителя и педагогов ДДТ. 3 уровень Продвинутый (3 год обучения) – 204 ч. 1 блок: Вводное занятие. Практика. Техника безопасности поведения в зале. Перспективы развития коллектива в учебном году. Вводный инструктаж по технике безопасности. Земные, поясные (мужские женские) поклоны. Много вариантность поклонов. 2 блок: Ритмика в танцевальных фрагментах. Теория. Самостоятельное определение танцевальных жанров (вальс, полька. марш, русский народный танец). Практика. Воспроизведение метроритма музыки в хлопках, в притопах, в танцевальном движении. 3 блок: Партерная гимнастика. Теория. Постановка локальных задач конкретного упражнения Практика. Расширение и усложнение упражнений партерной гимнастики. Упражнения для улучшения эластичности мышц: плеча, предплечья, бедра, голени, стопы. Упражнения для развития: локтевого, плечевого. Поясного, тазобедренного, коленного, голеностопного суставов. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, гибкости позвоночника, выворотности ног и танцевального шага. Упражнения на исправление осанки. 4 блок: Классический танец. Теория. Раскладка движений. Локальные задачи конкретного движения. Практика. 1. Усложнение движений по мере полного усвоения материала. 2. Классический экзерсис у станка и на середине I II III arabesque battemenf fondu battemenf frappe battemenfbn releve lent passé battemenf developpe grand battemenf jete pasde bourre simple pas assamble pas ballonnee (в сторону с подменой ноги) полуповорот полный поворот на двух ногах и т.д. 5 блок: Народно-сценическая хореография. 5.1 Танцы народов мира. Теория. Объяснение национальных особенностей в танце. Привитие исполнителям уважительного отношения к национальным традициям. Беседа по истории традиций и обрядов. Показ костюмов и рассказ о значении сценического костюма. Игра-сравнение народных костюмов различных стран «Угадай откуда». Игра «Крестьянская семья». Посещение концертов с участием детских народных коллективов. Расклад движений. Образный показ педагога. Практика. Выполнение элементов народного танца: русского, башкирского, китайского, греческого, американского и т.д. Посещение концертов с участием детских народных коллективов. 5.2 Освоение танцевального материала. Теория. Раскрытие национального характера и манеры исполнения народного танца. Особенности взаимоотношений партнеров в различных народных танцах. Значение постоянной отработки исполнения технически сложных комбинаций народного танца в более сложных ритмических рисунках и ускоренных темпах. Объяснение процесса объединения движений в более сложные по композиции комбинации и танцевальные этюды народного танца. Уровень выразительности исполнения. Ансамблевое исполнение технически насыщенных танцев. Объяснение сюжета, композиция номера. Образный показ педагога. Практика. Приобретение навыков репетиционной, исполнительской работы с хореографическим материалом. Постановка вокально-хореографических номеров. Генеральная репетиция. 6 блок: Концертные выступления. Итоговая аттестация. Теория. Приобретение навыков репетиционной, исполнительской работы с хореографическим материалом. Генеральная репетиция. Психологическая настройка на публичный показ. Практика. Групповые выступления на мероприятиях различного уровня. Участие в концертных программах, мюзиклах, Новогодних представлениях, конкурсах, фестивалях Кушвы и Свердловской области. 7 блок: Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Практика. В конце первого и второго полугодия исполняется один танец с последующей оценкой руководителей и педагогов ДДТ. 1.6 Планируемые результаты освоения программы По окончании 1 года обучения по программе обучающимися будут достигнуты следующие результаты: Личностные: развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; развиты этические чувства, доброжелательность, отзывчивость; сформированы основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну; сформированы эстетические потребности, ценности и чувства; развиты навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми людьми; развиты основы экологической культуры; сформированы установки на культуру здорового и безопасного образа жизни и начальные навыки адаптации в социуме. Метапредметные: сформированы умения планировать, контролировать и оценивать выполнение действий; сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности; сформированы базовые предметные и межпредметные понятия; развиты умения ориентации на разнообразие способов решения задач. Предметные: владеют навыками детского танцевального исполнительства (правильно исполняет разученные комбинации и танцы, четко определяет на слух начало и окончание музыкальной фразы, управляет координацией движений, владеет чувством ритма и темпа, ориентируется в пространстве); знает точки зала, умеет выполнять самостоятельное перестроение в соответствие с заданием; знает примеры детских постановок в рамках хореографического искусства; владеет навыками художественной выразительности исполнения танца (раскрытие художественного содержания, правила вхождения в образ, различать различные характеры музыки); знают и соблюдают основные правила техники безопасности на занятии, поведения за кулисами и около сцены, в ходе конкурсного выступления на сцене, в поездке за пределы города. По окончании 2 года обучения по программе обучающимися будут достигнуты следующие результаты: Личностные: развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы, региональной общности; сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; развиты этические чувства, доброжелательность, отзывчивость. Метапредметные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; развиты умения и навыки решения проблем творческого и поискового характера; развиты умения определять общую цель и пути ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умеют осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; развито умение конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов разных сторон. Предметные: владеют техникой классического хореографического движения (освоение и совершенствование основных пяти позиций ног, трех основных позиций рук, корпуса, формирование выворотности; укрепление общего физического состояния; ознакомление с профессиональной терминологией); владеют навыками художественной выразительности исполнения танца (применять пластику для выражения танцевального образа, использование приемов создания художественного образа, первоначальные знания о законах сценического движения, общая хореографическая культура учащихся); грамотно используют современные технические средства концертной деятельности (точки сцены, фонограмма, костюм, общий образ исполнителя, связь со зрителем); имеют навыки выступления (подготовка к концертной деятельности учащихся, создающих индивидуальный и коллективный репертуары). По окончании 3 года обучения по программе учащимися будут достигнуты следующие результаты: Личностные: развиты чувства патриотизма, уважения к Отечеству; сформированы основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированы ценности многонационального российского общества; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформировано целостное мировоззрение; сформированы ценности культуры здорового и безопасного образа жизни; сформированы коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего школьного возраста, взрослыми; сформированы основы хореографической культуры и актерского мастерства. способность выделения прекрасного, возвышенного в окружающем мире, продуктах человеческой деятельности и произведениях искусства сформировано умение выделять прекрасное, возвышенное в произведениях искусства, народном творчестве этносов, которые населяют Средний Урал, Россию. Метапредметные результаты: ставить познавательную задачу на основе задачи практической деятельности; обосновывать выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; планировать и реализовывать способ достижения цели собственного обучения с опорой на собственный опыт достижения аналогичных целей; осуществлять текущий контроль своей деятельности; оценивать продукт своей деятельности по заданным и(или) самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям; указывать причины успехов и неудач в деятельности; осуществлять взаимоконтроль и коррекцию деятельности участников группы в процессе решения познавательной задачи; отбирать содержание и определять жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией. Предметные: владеют техникой танцевального исполнительства (знать основные позиции и положения рук и ног, положение головы и корпуса, элементы народного танца, освоение их на «середине», грамотно выполнять экзерсис у станка); владеют навыками художественной выразительности (исполнение движений народного танца с сохранением характера музыки, грамотно, выразительно раскрывать художественное содержание, создавать музыкально-хореографический образ). владеют техникой народного танца (знать движения, ходы, проходки, верчения, сценические движения на середине зала, у станка с силовой нагрузкой, в движении по диагонали); владеют навыками танцевального исполнительства (уметь танцевать в паре, владеть корпусом, движением рук, головы, иметь культуру выразительного исполнения танцев и комбинаций, способность исполнять трюковые движения мужского и женского танца); владеют средствами исполнительской выразительности (выражение танцевального образа, использование приемов создания художественного образа); импровизируют 1-2 минуты, используя знания о детских постановках в рамках хореографического искусства, имеют собственные хореографические предпочтения (оценочное музыкальное мышление на основе элементарных знаний истории хореографического искусства). 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Учебный план 1 уровень Ознакомительный (1 год обучения) – 68 ч. № п/п Блок, тема Количество часов Всего 1. Введение в хореографию: 1.1 Вводное занятие. 1.2 Практика 0,5 0,5 История возникновения и 4 развития хореографического искусства. 1 3 1.3 Знакомство ритмики. азбукой 7 1 6 1.4 Основы образно-игровой 8 партерной гимнастики. 1 5 1.5 Танцевальные игры. 1 5 2. Народно-сценический танец: 2.1 Основы русского народного танца. 6 1 5 2.2 Постановка танцевальных этюдов. 10 2 8 2.3 Актерское мастерство. 6 1 5 2.4 Освоение танцевального репертуара. 14 2 12 3. Концертные выступления. Итоговая аттестация. 6 1 5 Всего 68 11,5 56,5 с 1 Теория 6 Формы промежуточной аттестации Опрос, словесная оценка деятельности, коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков, анализ, сравнение, демонстрация полученных навыков Опрос, обсуждение, открытое занятие для родителей. словесная оценка пластической выразительности, музыкальности и артистизма, анализ выступления. 2 уровень Базовый (2 год обучения) – 136 ч. № п/п 1 2 Блок, тема Вводное занятие Ритмическая мозаика. Количество часов Всего Теория 1 10 1 Практик а 1 9 Формы аттестации/ контроля Наблюдение, опрос, Опрос, словесная оценка деятельности, коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков, 3 Партерная гимнастика. 19 2 17 4 26 Основы обучения классическому и народному танцу. 2 24 5 Танцевальный репертуар. 5.1 Освоение танцевального 50 репертуара. 4 46 5.2 Актерское мастерство. 16 2 14 6 Концертные выступления. Итоговая аттестация. 12 - 12 Итого 136 12 124 Опрос, словесная оценка деятельности, коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков, Опрос, словесная оценка деятельности, коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков, анализ, сравнение, открытое занятие для родителей. Опрос, словесная оценка деятельности педагогом коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков, анализ, демонстрация полученных навыков, сравнение, обсуждение результатов. словесная оценка пластической выразительности, музыкальности и артистизма, анализ выступления. 3 уровень Продвинутый (3 год обучения) – 204 ч. № п/п Блок, тема Количество часов Всего Теория 1 - Практик а 1 1 Вводное занятие 2 Ритмическая мозаика. 11 1 10 3 Партерная гимнастика. 22 3 19 Формы аттестации/ контроля Наблюдение педагога, фронтальный опрос, Наблюдение педагога, фронтальный опрос, обсуждение. Наблюдение педагога, фронтальный опрос, обсуждение. 4 Классический танец. 5 Народно-сценическая хореография: 5.1 Танцы народов мира. 50 6 44 34 4 30 5.2 Освоение танцевального 58 материала. 4 54 6 Концертные выступления. 26 - 26 7 Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Всего 2 - 2 204 18 186 Опрос, контрольное задание Опрос, словесная оценка деятельности, Коррекция процесса усвоения знаний, умений, навыков, коллективный анализ, сравнение. словесная оценка пластической выразительности, музыкальности и артистизма, коллективный анализ выступления. 2.2 Оценочные материалы Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся объединения «Народные танцы» (по А.В. Хуторскому). Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности Возмож Методы оцениваемого качества ное кол- диагности во ки баллов I.Теоретическая подготовка воспитанника: 1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям -минимальный уровень 1 (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем 2 усвоенных знаний составляет более 1/2); -максимальный уровень 3 (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); 1.2 Осмысленность и правильность -минимальный Владение использования (ребенок, как 1 уровень правило Наблюден ие, тестирован ие, контрольн ый опрос специальной терминологией специальной терминологии избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); -максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). II. Практическая - минимальный уровень( подготовка ребенок овладел менее ребенка: чем 1/2 предусмотренных 2.1. Соответствие умений и навыков); Практические практических - средний уровень (объем умения и умений и усвоенных умений и навыки, навыков навыков составляет предусмотренны программным более1/2); е программой ( требованиям -Максимальный уровень( по основным ребенок овладел разделам учебно практически всеми – умениями и навыками, тематического предусмотренными плана программой за программы) конкретный период.) Отсутствие затруднений в -Минимальный уровень 2.2. Владение использовании умений (ребенок специальным специального испытывает серьезные оборудованием оборудования и затруднения при работе с и оснащением оснащения оборудованием); Средний уровень(работает с оборудованием с помощью педагога); -Максимальный уровень(работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых Креативность в трудностей); выполнении 2.3. Творческие практических -Начальный навыки заданий (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); -Репродуктивный уровень (Выполняет в 2 3 1 Контрольн ое задание 2 3 1 Контрольн ое задание 2 3 Контрольн ое задание 1 2 3 III. Обще учебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно – интеллектуальн ые умения: основном задания на основе образца); -Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) -Минимальный уровень 1 умений (обучающийся испытывает серьезные Самостоятельно затруднения при работе с сть в подборе и литературой, нуждается в анализе постоянной помощи и литературы контроле педагога); -Средний уровень 2 (работает с литературой с помощью педагога и родителей); - Максимальный уровень 3 (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Анализ Мониторинг воспитанности обучающихся в объединении «Народные танцы» Показатели (оцениваемые параметры) 1.Профессиональн ая воспитанность 1.1. Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов. Критерии Степень выраженности Возможн оцениваемого качества ое к-во баллов Минимальный уровень 1 (в редких случаях Завершение доводит выполнение работы, работы до конца) ; использование Средний уровень 2 необходимых (полностью завершает дополнений каждую работу, не использует необходимые дополнения); Максимальный уровень 3 (полностью завершает каждую работу, использует необходимые Аккуратность в дополнения) 1 1.2. Культура выполнений организации своей практической Минимальный уровень деятельности работы, (ребенок проявляет терпение и низкий уровень работоспособн работоспособности 2 ость работы небрежные); Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и 3 работоспособность); Максимальный уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и 1 1.3. Уважительное Объективность работоспособен). отношение к при профессиональной высказывании Минимальный уровень деятельности критических (ребенок не объективен 2 других. замечаний в при оценивании работы адрес чужой сверстников); работы Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы 3 сверстников, подчеркивает положительные моменты); Максимальный уровень Методы диагностики Наблюдение Наблюдение Наблюдение (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет 1 1.4. Адекватность объективность, восприятия Стремление подчеркивает профессиональной исправить положительные оценки своей указанные моменты) деятельности и ее ошибки, 2 результатов умение Минимальный уровень прислушиватьс (не прислушивается к я к советам советам педагога, в педагога редких случаях исправляет ошибки); 3 Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога); Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога). 2. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Коллективная Аккуратность Минимальный уровень 1 ответственность выполнения (не аккуратен при части выполнении работы); коллективной Средний уровень 2 работы (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы); Максимальный уровень 3 (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы) 2.2. Умение взаимодействоват Участие в Минимальный уровень 1 ь с другими выполнении (не принимает участие в членами коллективных коллективных работах, коллектива работ, умение с трудом находит входить в контакт с другими контакт с детьми, конфликтен); 2 другими Средний уровень детьми, (принимает участие в конфликтность коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен) 3 Максимальный уровень (принимает активное Наблюдение Наблюдение Наблюдение участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен) 1 2.3. Стремление к самореализации Стремление к социально саморазвитию, адекватными получению способами новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы 2.4. Соблюдение нравственноэтических норм Выполняет правила поведения занятиях Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков); Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы) Высокий уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы) Наблюдение 2 3 1 2 на Наблюдение Минимальный уровень (нарушает правила 3 поведения на занятиях); Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях). Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях. 2.3 Образовательные и учебные форматы Педагогом используются основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач: метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения; метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям; метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение, создание ситуации успеха; метод рефлексии – основан на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности; метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов о лучших народных коллективах России, прослушивание аудиозаписей. метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы. игровой метод - включение элементов игры, которые создают хорошее эмоциональное настроение и отвечают задачам и содержанию занятий, возрасту и подготовленности детей. В педагогической работе используется ряд приемов, которыми педагог пробуждает у детей желание к творчеству. Метод показа и словесный метод объединяются и подкрепляются методическим приемом - музыкальным сопровождением, что помогает детям согласовывать движения с музыкой. В работе используется импровизационный и вариативный приемы, когда дети свободно и непринужденно двигаются под музыку, где каждый в движении выражает себя индивидуально. Методическое обеспечение направлено на решение программных задач, которые носят социально-значимый, общественно полезный характер и поддерживают социальные новации, воспитывают энергию коллективной творческой деятельности, чувство сопричастности к общему делу, формируют развитие личности. Задача педагога состоит в создании атмосферы соревнования, которые обеспечивают реальные достижения и ведут к включению механизма самореализации. В педагогической деятельности используются следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата: групповая форма (группы формируются от 10-12 человек с учетом возраста детей); коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций или постановок танцев, где задействовано несколько возрастных групп); индивидуальная форма (работа с одаренными детьми (солистами), детьми с ограниченными возможностями, а также работа с детьми, которые не усвоили пройденный материал). В процессе обучения тренируются все виды памяти: слуховая, моторная, обучающиеся чувствуют себя раскованно и комфортно. Применение нетрадиционных форм занятий развивает познавательный интерес, снимает напряжение, оказывает эмоциональное воздействие на детей и является мотивацией и стимулом в обучении. Формы проведения нетрадиционных занятий подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. В своей работе использую следующие технологии обучения: личностно – ориентированная; технология обучения в сотрудничестве; технология игрового обучения (творческие задания); здоровьесберегающая технология; информационно – коммуникативная технология; технология проектного обучения. технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и методического материала. Педагогика, ориентированная на личности обучающегося, должна выявлять субъективный опыт обучающегося и предоставлять ему выбирать способы и формы учебной работы. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция обучающегося изменяется. Обучающийся активно участвует в обучении – принимает учебную задачу, проявляет интерес к предмету, анализирует способы решения предложенных задач, выдвигает свои гипотезы, определяет причины и степень ошибок, что становится хорошим «помощником» в развитии мышления и воображения и помогает сделать обучение хореографией сознательным, продуктивным и более результативным процессом. Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания необходимые условия для становления самобытного интеллектуального личностного образа. Во время обучения создаются условия для полноценного развития следующих функций: способность ребенка к самостоятельному и творческому выбору; умение рефлексировать и эмоционально оценивать свои возможности; поиск эстетического смысла жизни посредством творчества; формирование конструктивного и индивидуального образа; гражданского чувства ответственности; автономность целостности личности и возможности саморазвития. Технология обучения в сотрудничестве позволяет организовать обучение детей по Программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией и включает индивидуально-групповую и командно-игровую работу. В первом случае обучающиеся разбиваются на группы по 2-4 человека (дети в группах обязательно разные по уровню обученности). Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидуально-групповой работы также служит индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, анализируют, указывают на ошибки. Учитывая психологию подростков, используется технология игрового обучения, выстраиваются занятия в форме танцевальных и музыкальных игр. В практической работе используется готовый, хорошо проработанный игровой материал, который помогает обучающимся ощутить себя в данной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Для занятий подбираются игровые танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий. На занятиях используются различные подвижные игры, такие как: игра «Картина» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу); «Танцевальные импровизации» (танцевальные этюды); «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения). Здоровьесберегающие технологии обладают мощным здоровьесберегающим потенциалом и используются мною в процессе обучения хореографии, обеспечивая развитие ума, нравственных и эстетических чувств, потребность в деятельности, в общении с людьми, природой, искусством. Применяя данную технологию, ставим следующие задачи: организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения радости в процессе обучения; формирование у подростков устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела; мотивация на здоровый образ жизни. Информационно-коммуникативная технология в обучении хореографическому искусству используется, как традиционная форма передачи информации от педагога к обучающемуся. Она основана на показе и демонстрации движений. Внедрение ИКТ в обучении хореографией оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционную форму подачи информации. Во время занятий осуществляется просмотр видеоматериалов, различных мастер – классов, выступлений профессиональных коллективов и воспитанников, что позволяет обсудить просмотренный видео материал в группах, сформировать правильное представление о танце, технике исполнения, амплитуде и динамики тех или иных движений при разучивании. Также информационные технологии используются для обеспечения материальнотехнического оснащения, которое необходимо для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям. Компьютер позволяет накапливать и хранить музыкальные файлы, фото- и видеоматериалы коллектива, производить монтаж, компоновку музыкального произведения, менять темп и звук музыкального произведения, осуществляет доступ в Интернет, поиск и переработку информации из сети Интернет, помогает поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение в Интернете. Технология проектного обучения обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Творческие задания и практико-ориентированные проектные работы обучающиеся выполняют как в группах, так и индивидуально. Применяя данную технологию по Программе совместно с воспитанниками, предполагается реализовать следующие творческие проекты: «Творчество юных» (творческий отчетный концерт): составление сценария и программы концерта с помощью обучающихся, обсуждение концертных костюмов и атрибутов к танцам. Проект «Влияние танца на здоровье человека» (творческий исследовательский проект): создание активной группы, сбор информации по теме, анализ материала для создания презентации, создание презентации. Все вышеизложенные педагогические технологии используются в работе с обучающимися, обобщая и систематизируя знания, при изучении нового материала, на занятиях контроля знаний, а также во внеклассной работе. Перечисленные методы помогают оживить занятие, придают ему эмоциональную окраску, обеспечивая развитие индивидуальности и самостоятельности, помогая заинтересовать каждого обучающегося. В работе хореографического коллектива педагог использует открытые педагогикой принципы обучения: Принцип ценностно-смыслового равенства. У педагога и обучающегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиция равенства. Принцип коллективности. Педагогу необходимо воспитывать социально-значимые качества у ребёнка, развить его как члена общества, коллектива. Принцип доступности обучения. Обучение должно соответствовать возрастным, интеллектуальным и индивидуальным особенностям обучающихся. Принцип комплексности, системности и последовательности. Обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а владение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено. Принцип наглядности Предусматривает яркий эмоциональный и практический показ движений при разучивании нового материала. Принцип сознательности. Предусматривает заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений. Принцип креативности. Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего. Все эти принципы отражают личностно-ориентированный подход к детям и являются по существу единым и взаимосвязанным процессом образования. В работе с детьми педагог может использовать и варьировать любые активные формы воспитательной работы: посещать выставки, музеи, парки культуры и отдыха, участвовать в фестивалях, конкурсах и концертах, обсуждать и приходить к единому мнению о культурном наследии. Через такое активное общение педагог сможет правильно организовать процесс обучения и общения с обучающимися, лучше понять мотивацию ребенка, устранить конфликтные ситуации. В процессе воспитательной деятельности педагог использует «принцип тройственного союза»: дети – педагог – родители. Привлечение родителей к решению воспитательных вопросов положительно влияет на сплоченность коллектива и как следствие – повышается качество образовательного процесса. Такая форма работы помогает педагогу объединять и развивать коллектив обучающихся, увлеченных одним общим делом – познанием хореографического искусства. Структура занятия: Подготовительная часть занятия: Вход учащихся в танцевальный зал (марш). Дети выстраиваются по росту. Построение детей в несколько линий в шахматном порядке, в зависимости от размеров зала и численности групп. Поклон. Разминки (для головы, плеч, рук, корпуса, ног). Партерная гимнастика. Основная часть занятия: Изучение музыкально – ритмического материала, вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки. Работа над этюдами, танцами. тренировочных Заключительная часть занятия: Закрепление музыкально – ритмического материала в игре. Музыкально – танцевальные импровизации. Основное построение для выхода из зала. Упражнения расслабление. Поклон. Выход из танцевального зала (марш). Специфика обучения танцу в том, что преподавание теории осуществляется на практических занятиях. Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время танцевального занятия. Педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдания, размышление и т. д.). Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно – грустно, вкусно – невкусно, весело – страшно, интересно – неинтересно, любопытно – безразлично и т. д. Подобным же образом, в игровой форме, идет знакомство учащихся с анатомией частей тела – суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более осознанно усваивать танцевальные па и избегать возможных травм и ошибок. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства активно используются на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев – игр, а впоследствии при изучении танцевального репертуара. Программа состоит из отдельных тематических частей, но, в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном занятии происходит изучение элементов классического и народного танца, одновременно выполняется задача музыкального развития, здесь же изучаются движения танца, и осуществляется постановочная работа. Учебный процесс в коллективе имеет свои специфические черты, отличающие его от профессионального хореографического обучения: значительно меньший объём изучаемого материала по различным видам танца, выделение основного, главного; более дифференцированный подход к различным группам обучающихся, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора с учётом возможностей каждого ребёнка, группы в целом. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, общение, творчество. Учебно-воспитательный процесс в коллективе строится согласно дидактическим принципам: строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой техническими приёмами танца; систематичность и регулярность занятий, обеспечивающих постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся; доступность в овладении техническими приёмами; комплексность средств воздействия. Такая организация учебного процесса даёт возможность участникам коллектива не только овладеть основами хореографии, но и углубить знания в этой области, сделав их всесторонними, связав танец с широким кругом явлений искусства и жизни. Прохождение каждой новой теоретической и практической темы предполагает постоянное повторение пройденного материала, так как они тесно взаимосвязаны между собой и являются развитием, совершенствованием предыдущего. Формы аттестации: Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля: Педагогический контроль предполагает такие виды как: вводный, систематический, периодический, промежуточный, итоговой годовой. Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений. Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания. Периодический контроль проводиться по окончанию темы, здесь решается такая же задача – проверить, как освоена тема, внимание обращается на правильность исполнения, техничность, активность, знания теоретической и практической части. Запись занятий и концертных выступлений на видеокамеру с последующим просмотром, обсуждением и анализом; проведение открытых занятий для родителей и педагогов; участие в новогодних представлениях, смешанных концертах, праздничных мероприятиях, участие в фестивалях и конкурсах. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам первого полугодия, задачами являются: выявить уровень освоения учащимися программы, определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Формы: проведение индивидуальных отчётов; демонстрация танцевальных возможностей воспитанников; проведение занятий в форме просмотра работы всей группы; оценка правильно исполненного танцевального движения, пластической выразительности, музыкальности и артистизма. Итоговая аттестация проходит в конце учебного года (апрель – май), служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год. В ходе итоговой аттестации оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность. Формой контроля являются: просмотр и коллективный анализ выступлений, тестирование, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах и фестивалях, в отчетных концертах объединения и учреждения. 2.4 Материально – техническое обеспечение образовательной программы: Материальная платформа: хореографический зал, оборудованный зеркалами; фортепиано Коврики; Комната для хранения сценических костюмов и аксессуаров; наличие специальной танцевальной обуви для народного танца; костюмы, головные уборы (в соответствии с репертуаром). танцевальные атрибуты (платочки, ленты, обручи, мячи); USB-флеш-накопитель, CD- диски; наглядные пособия, дидактические материалы; шумовые инструменты (ложки, трещотки, бубны) по необходимости. Информационное обеспечение: подборка информационной и справочной литературы; информационные ресурсы; видеоматериалы; интернет – ресурсы: www.horeograf.com, www.narodko.ru, http://dancehelp.ru учебные пособия. Дидактическое обеспечение: аудио- и видео- фонд; презентации по темам: «Народный костюм», наглядное пособие: «Основные фигуры хоровода», схемы – рисунки танца, карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног; краткий словарь хореографических терминов; сценарии массовых мероприятий и викторин разработанных для досуга воспитанников; стенд с позициями рук и ног в классическом и народном танцах. Техническая платформа: музыкальный центр; ноутбук; мультимедийный проектор. 2.5 информационно-методические материалы Для педагога: 1.Конституция РФ; 2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3; 3. Конвенция о правах ребенка; 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 6. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; 9. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. № 662; 10. Должностная инструкция педагога дополнительного образования; 11. Образовательная программа Дома детского творчества; 12. Устав МАУ ДО ДДТ. 13. Образовательная программа (на 2015-2016 уч. г.) Кушвинского Дома детского творчества. 14. Учебная программа «Хореографическое развитие детей в ансамбле танца «Детство» (дополнительное образование детей с 5 до 16 лет),- г. Екатеринбург, 2009. 15. Учебная программа «Развитие ребёнка средствами хореографии»,- Екатеринбург, 2004. 16. Сценическая практика в хореографической студии для детей 9-13 лет.- Екатеринбург, 2010. 17. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие (Под общ. Ред. А.П. Тропициной.-СП б.:КАРО, 2008. 18. Жукова В.П. Развитие ребёнка средствами хореографии.- Екатеринбург, 2000. 19. Заплатина С.С Танец и дети.- Ревда, 2004. Для детей и родителей: 1. Бесова М. Веселые игры для дружного отряда.- Ярославль.: Академия холдинг, 2004. 2. Васильева Т. К. Секреты танца.- Санкт- Петербург.: Диамант, 1997. 3. Володина О.В., Анисимова Т.Б. Самоучитель клубных танцев.- Ростов н/Д. : Феникс, 2005.155 с. 4. Лоскутова З. С. Школьные праздники .- Екатеринбург.: Изд-во Т. И. Возяковой, 2000.- 32 с. 5. Нагаева Л. И. Танцы восточных башкир. –М.: Издательство «Наука», 1998.- 125 с. 6. Холл Д. Учимся танцевать.-М.: АСТ: Астрель, 2009.-184 с. 7. Шевлюга С., Горяинова О. Самоучитель испанских и цыганских танцев.Фламенко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 154 с.