Первоначальная подготовка юных пожарных

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи образовательной программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первоначальная
подготовка юных пожарных» относится к социально-педагогической направленности и
способствует изучению первичных основ пожарного дела и его составляющих, помогает
обучающемуся закрепить знания правил пожарной безопасности.
Программа разработана и реализуется с соблюдением нормативно-правовых документов:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года №273-Ф3 с изменениями;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008);
5. Конвенция о правах ребенка;
6. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р);
7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
9. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы
образования» от 5 августа 2013 г. № 662;
10. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019г. №461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
12. Стратегией национальной безопасности до 2020 г.;
13. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ

14. Постановление РФ от 4 ноября 2003 года №547 «О подготовке населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
15. Постановление РФ от 16 января 1995г. №738 «О порядке подготовки населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций»;
16.Устав МАУ ДО ДДТ;
17.Образовательная программа МАУ ДО ДДТ.
Направленность (профиль) общеразвивающей программы:
Физкультурно-спортивная направленность.
Актуальность общеразвивающей программы:
Программа актуальна, поскольку в настоящее время в деле подготовки населения в области
безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан привычек здорового образа жизни
возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно
обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны в области безопасности
жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на
безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Реализация программы
является одним из приоритетных направлений деятельности Дома детского творчества в
части формирования культуры здоровья и безопасной личности.
Отличительные особенности общеразвивающей программы:
Отличительные особенности программы заключаются не в накоплении знаний об опасных и
чрезвычайных ситуациях, а в создании мотивационных ориентаций личного поведения
учащихся для сохранения безопасности жизнедеятельности.
Адресат общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на обучающихся среднего школьного возраста – 10 - 15 лет.
Отбор в группы – свободный.
Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него
активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут
сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков, особенно это касается
личной безопасности и безопасности их окружения – особенно в таком возрасте нужно
привить ребенку ответственность за пожарную безопасность, так это касается напрямую
жизни и здоровья как самого учащегося, так и близких его людей.
В этом возрасте дети чувствуют себя взрослыми и сами могут научить кого-нибудь
определенным вещам, именно это качество хорошо играет при организации агитационных
массовых мероприятиях и акциях, где нужно, например, обучить правилам
противопожарной безопасности маленьких детей или же взрослых людей.

Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность,
внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно
отсутствие их у человека становится причиной несчастных случаев при неосторожном
обращении с огнем и легковоспламеняющимися веществами.
Набор детей в объединение осуществляется без конкурса, без предъявления
требований к уровню образованности и способностям. Состав группы может быть, как
постоянным, так и переменным, для достижения поставленных задач группы целесообразно
формировать разновозрастными. Наполняемость групп определяется в соответствии с
уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями. Образовательный процесс
осуществляется в соответствии с учебным планом. Количество детей в группе 10-20
человек.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа (45 мин) с перерывом между
занятиями - 10 мин.
Объем общеразвивающей программы:
Год обучения

Кол-во часов в

Количество

Всего часов в год

неделю

недель в году

1

3

34

102

2

3

34

102

Срок освоения общеразвивающей программы:
Общий срок освоения программы: 2 года
Общие число часов общеобразовательной программы: 204 часов
Год обучения

1

Кол-во часов в

Количество

Всего часов

Периодичность

неделю

недель в году

в год

занятий

3

34

102

2 занятия по 3 ч.
в неделю

2

3

34

102

2 занятия по 3 ч.
в неделю

Уровневость общеразвивающей программы:
Программа предполагает реализацию в трёх уровнях:
1 уровень СТАРТОВЫЙ - ознакомительный, общекультурный.
2 уровень БАЗОВЫЙ - элементарная грамотность.
3 уровень ПРОДВИНУТЫЙ функциональная и компетентностная грамотность.

Формы обучения:
групповая
Виды занятий:
- тематическая беседа;
- демонстрация;
- практикумы по пожарно-прикладным видам спорта;
- творческая работа;
- экскурсия
Формы подведения результатов:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
обучающихся практических заданий, в форме теоретического диалога и самостоятельных
работ.
Итоговый контроль реализуется в форме соревнований по пожарно-прикладному спорту,
олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, защите проектов.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
формировать активную гражданскую позицию подростков в процессе интеллектуального,
духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего
поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов
безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы
для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных
учебных заведениях МЧС России.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать понятийную базу по пожарной безопасности;
- научить оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим на пожарах;
- привить обучающимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении
пожароопасной ситуации;
- освоить различные способы применения первичных средств пожаротушения.
Развивающие:
- развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность;
- развитие технического, объемного, пространственного, логического и креативного
мышления;
- способствовать развитию у обучающихся быстроты реакции, внимательности,
наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления,

самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению
поведения в трудных и опасных ситуациях.
Воспитательная:
- воспитывать безопасную личность способную предупреждать и преодолевать опасных
ситуаций различного характера.
- формирование самостоятельности в решении поставленных задач.
- воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств: доброжелательности,
трудолюбия,

честности,

порядочности,

ответственности,

аккуратности,

терпения,

предприимчивости, патриотизма, чувства долга;
Таким образом, цель программы соответствует региональным социальноэкономическим и социокультурным потребностям и проблемам.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Модуль 1.
Цель модуля: повышать уровень знаний и навыков учащихся при возникновении
чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Задачи модуля:
Обучающие:
- Научить распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня,
формировать необходимые квалифицированные действия и спасательные мероприятия при
пожаре;
- Научить оказывать первую медицинскую помощь при пожаре;
- Формировать противопожарную культуру через систему мероприятий и уроков
окружающего мира и ОБЖ;
- Активизировать работу по пропаганде правил пожарной безопасности среди родителей.
Развивающие:
- Развитие психофизиологических качеств: памяти, внимания, творческого и логического
мышления, пространственных представлений, умения анализировать, проектировать,
планировать собственную деятельность, концентрировать внимание на главном;
-Развитие творческой инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
- Формирование умения и желания трудиться, выполнять задания в соответствии с
поставленной целью, планировать будущую работу;
- Воспитывать у учащихся грамотное поведение в экстренных случаях неукоснительное
выполнение правил пожарной безопасности;

Учебный (тематический план)
№

Название раздела,

п/п

темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

Блок 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
1.1

Вводное занятие.

5

3

2

Теоретический диалог

1.2

«Я уже взрослый, я
дома один»
«Что нас ждет на
улице?»

5

3

2

5

3

2

Викторина,
конкурс рисунков
Мероприятия,
викторина

1.3

Блок 2. Пожарная безопасность и поведение при пожарах
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3.1

«Опасность
электроприборов и
газового
оборудования»
Первичные средства
пожаротушения. Знаки
безопасности.
Противопожарный
щит.
« Действия при пожаре.
Обеспечение личной
безопасности в
повседневной жизни»
«Понятие о пожарной
профилактике»

6

3

3

Теоретический диалог,
самостоятельная работа

6

3

3

Тестирование,
Практическая отработка,
сдача нормативов

6

3

3

Мероприятия,
соревнования,

6

3

3

«Пожарный
автомобиль и
противопожарное
оборудование»

6

3

3

Тестирование,
Практическая отработка,
сдача нормативов
Теоретический диалог,
самостоятельная работа
Практическая отработка

Блок 3. Основы медицинских знаний.
Оказание помощи при
6
2
4
Теоретический диалог,
ожогах.
самостоятельная работа,
Практическая отработка.
Блок 4. Безопасное поведение на воде

4.1

«Вода – источник
жизни».

6

3

3

Теоретический диалог,
Самостоятельная работа

4.2

«Вода ошибок не
прощает».

6

3

3

Теоретический диалог,
Тестирование

4.3

Заключительное
занятие. Подведение
общих итогов курса.

5

3

2

Теоретический диалог,
Самостоятельная работа,
Тестирование

Блок 5. Строевая подготовка
8
5
3

5.1

Строевого устава ВС
РФ

5.2

Воинское приветствие

13

5

8

5.3

Строевая подготовка.

13

5

8

Итого

102

50

52

Теоретический диалог,
Практическая отработка,
Тестирование.
Теоретический диалог,
Практическая отработка,
Теоретический диалог,
Самостоятельная работа,
Практическая отработка.

Содержание учебного (тематического) плана
1 модуль
Блок 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
1.1. Вводное занятие
Теория. Знакомство. Название объединения, краткое сообщение о содержании курса.
Вводная ТБ. Входная диагностика.
Практика. Экскурсии по Дому творчества и кабинету «Безопасности».
1.2. «Я уже взрослый, я дома один»
Теория. Данный раздел

позволит детям найти необходимые решения сложных задач

возникших в опасных ситуациях. Их профилактика. Как вести себя, когда ребенок
остается дома один? Рассказать детям о правилах поведении дома, если остались одни.
Практика. Сюжетно-ролевая игра «Если вам позвонили в дверь». Просмотр видеофильма
«Уроки Безопасности».
1.3. «Что нас ждет на улице?»
Теория. Знакомство с правилами поведения на улице. Прививать навыки безопасного
поведения в общественных местах и толпе. Обучающиеся приобретут умение
устанавливать контакты, навыки выхода из затруднительных и опасных отношений с
другими, навыки самозащиты. Достижения уважения со стороны других, особенно
сверстников, завоевание авторитета и как конечный результат адаптация среди других.
Практика. Экскурсия по улицам города.
Блок 2. Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
2.1. «Опасность электроприборов и газового оборудования»
Теория. Правила обращения с электрическими приборами и газовым оборудованием. Как
правильно тушить электроприборы. Какую опасность они могут представлять для человека.
Практика. Конкурс рисунков «Электроприборы – наши друзья, но…».
2.2. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности. Противопожарный щит.
Теория. Ознакомление с видами огнетушителей, их устройство и порядок применения во

время пожара. Разъяснить, что относится к первичным средствам пожаротушения, знакам
безопасности (предупреждающим, запрещающим, предписывающим, указательным.
Назначение и оборудование пожарного щита. Правила содержания пожарного щита.
Практика. Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов.
2.3. « Действия при пожаре. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»
Теория. Виды и терминология пожаров. Что делать, если в доме большой пожар. Почему
нужно срочно эвакуироваться и как. Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте.
Порядок экстренных действий в случае возникновения при пожаре, когда невозможно
покинуть квартиру. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания помощи. Правила
поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона.
Практика. Учебная эвакуация.
2.4. «Понятие о пожарной профилактике»
Теория. Функции муниципальных органов пожарной охраны по пожарной профилактике.
Основные профилактические мероприятия в образовательном учреждении, дома, на улице.
Нормативно - правовая документация по пожарной безопасности.
2.5. «Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование»
Теория. Основные технические данные и характеристики пожарного автомобиля.
Противопожарное оборудование (пожарные рукава, водопенное оборудование, стволы
пожарные, пеносмесители, шкаф пожарный, пожарный инвентарь, пожарные гидранты,
колонки, мотопомпы, боевая одежда пожарного, аварийно- спасательное снаряжение и их
назначение).
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране.
Пункт связи части, его оборудование.
Практика. Экскурсия в 206 пожарно-спасательную часть им. полного кавалера Славы Ф.И.
Бородулина.
Блок 3. Основы медицинских знаний.
3.1 Оказание помощи при ожогах.
Теория. Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при
ожогах кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при
ожогах.
Практика. Практическая отработка оказания первой доврачебной помощи, при отравлении
газом, травмах. Оказание экстренной помощи при поражении электрическим током на
муляже «Максим».
Блок 4. Безопасное поведение на воде.

4.1. «Вода – источник жизни».
Теория. Закрепить полученные знания о качестве воды (нет вкуса, нет запаха). Рассказать о
пользе воды, о том, что без воды нет жизни на земле.
Практика. Просмотр видеофильма «Вода – источник жизни».
4.2. «Вода ошибок не прощает»
Теория. Объяснить правила поведения на воде. Рассказать, что таит в себе вода и лед.
Выявить познания детей по данной теме.
Практика. Проведение рейда «Тонкий лед», «Талая вода».
4.3.Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса.
Блок 5. Строевая подготовка
5.1. Строевого устава ВС РФ.
Теория: Знакомить детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ.
Практика: Сдача контрольного теста по изучению Строевого устава ВС РФ
5.2. Воинское приветствие
Теория: одиночное выполнение основных приемов, строй и управление ими.
Практика: Отработка правильного и быстрого выполнения воинского приветствия.
5.3. Строевая подготовка.
Теория: строи и их элементы, строевые приемы.
Практика: выполнение основных приемов и движений, участие в Слете ДЮП.
2 модуль
Цель модуля: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности
и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного
поведения.
Задачи модуля:
Обучающие:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической
культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
Развивающие:
- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками
пожарной охраны.
Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению
трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Учебный (тематический план)
№

Название раздела,

п/п

темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

Блок 1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
1.1

Вводное занятие.

5

3

2

Теоретический диалог

1.2

«Что делать если в
школе возник пожар?»
«Основы пожарной
безопасности при
использовании
электроприборов»
«Пожарная опасность и
безопасность в
транспорте»

5

3

2

5

3

2

Викторина,
конкурс рисунков
Кроссорд,
Викторина

6

3

3

1.3

1.4

Теоретический диалог,
Самостоятельная работа,
Акция

Блок 2. Пожарная безопасность в природной среде
2.1

2.2
2.3

3.1

3.2

«Чрезвычайные
ситуации локального
характера»
«Зоны повышенной
пожарной опасности»
«Люди огненной
профессии»

6

3

3

Теоретический диалог,
самостоятельная работа

6

3

3

6

3

3

Тестирование,
Практическая отработка
Мероприятия,
соревнования,
Акция

Блок 3. Основы медицинских знаний.
«Первая помощь при
8
4
4
Теоретический диалог,
термическом ожоге»
самостоятельная работа,
Практическая отработка.
Первая помощь при
электрических и
лучевых ожогах.

8

4

4

Теоретический диалог,
самостоятельная работа,
Практическая отработка.

3.3

3.4

Оказание первой
помощи при
отравлении угарным
газом.
Заключительное
занятие. Подведение
общих итогов курса.

8

5

3

Теоретический диалог,
Тестирование

5

3

2

Теоретический диалог,
Самостоятельная работа,
Тестирование

Блок 4. Строевая подготовка
8
5
3

4.1

Строевого устава ВС
РФ

4.2

Воинское приветствие

13

5

8

4.3

Строевая подготовка.

13

5

8

Итого

102

50

52

Теоретический диалог,
Практическая отработка,
Тестирование.
Теоретический диалог,
Практическая отработка,
Теоретический диалог,
Самостоятельная работа,
Практическая отработка.

Содержание учебного (тематического) плана
Блок №1 «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни»
1.1. «Что делать если в школе возник пожар?»
Теория: Действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!». Действия при
экстремальной эвакуации из здания.
Практика: Практическая отработка эвакуации из школы.
1.2. «Основы пожарной безопасности при использовании электроприборов»
Теория: Пожарная безопасность в нежилом помещении и общественных местах. Правила
безопасности при использовании электрических приборов дома и в нежилых помещениях.
Опасности короткого замыкания.
Практика: Решение кроссворда «Электроприборы», конкурс рисунков.
1.3. «Пожарная безопасность в транспорте»
Теория: Знаки пожарной безопасности. Пять правил пожарной безопасности.
Практика: отработка действий сигнала «Внимание всем». Акция «Впереди каникулы!»
Блок №2 «Пожарная безопасность в природной среде»
2.1. «Чрезвычайные ситуации локального характера»
Теория: Чрезвычайные ситуации локального характера. Эвакуация при чрезвычайных
ситуациях локального характера. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера.
Практика: Отработка эвакуации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера.
2.2. «Зоны повышенной пожарной опасности»

Теория: Зоны повышенной пожарной опасности. Виды лесных пожаров. Действия при
лесном пожаре. Степной пожар и его последствия.
Практика: просмотр и обсуждение фильма «Берегите лес!»
2.3. «Люди огненной профессии»
Теория: Изучение особенностей работы пожарной охраны и спасателей МЧС, Герои –
пожарные.
Практика: Экскурсии.
Блок №3 Основы медицинских знаний.
3.1. «Первая помощь при термическом ожоге»
Теория: Термин «Термический ожог». Степени ожогов. Первая помощь при термическом
ожоге.
Практика: Обработка и наложение повязок при термических ожогах.
3.2. Первая помощь при электрических и лучевых ожогах.
Теория: Термин «лучевые и электрические ожоги». Простейшие средства защиты органов
дыхания.
Практика: Изготовление простейших средств защиты органов дыхания.
3.3. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом.
Теория: Термин «Угарный газ». Признаки отравления угарным газом. Оказание первой
медицинской помощи при отравлении угарным газом.
Практика: Обработка алгоритма оказания первой медицинской помощи при отравлении
угарным газом.
3.4 Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса.
Блок 4. Строевая подготовка
4.1. Строевого устава ВС РФ
Теория : Продолжать знакомить детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ.
Практика: Тест.
4.2. Воинское приветствие
Теория: выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Практика: Отработка правильного и быстрого выполнения основных строевых элементов.
4.3 Строевая подготовка.
Теория: строи и их элементы, строевые приемы: перестроение взвода из одношереножного в
двухшереножного и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Перемена
направления движения взвода в походном строю

Практика: выполнение основных приемов и движений, участие в районном смотре строя.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение
этой цели;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе
ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
-оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом,
выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
-осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося,
информационной

среде образовательного

учреждения,

в федеральных хранилищах

информационных образовательных ресурсов;
-использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
-ориентироваться на разнообразие способов решения поставленных задач;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
-устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
-выслушивать собеседника и вести диалог;
-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою;
-планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
-осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
-разрешать

конфликты

–

выявление,

идентификация проблемы,

поиск и

оценка

альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные результаты:
- Развить способности к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;
- Ответственного поведения и осознания ценности жизни человека при соблюдении правил
пожарной безопасности;
- Бережного отношения к окружающей природе.
Предметные результаты:
знать:
- Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;
- Знать основные правила пожарной безопасности;
- Знать назначение и оборудование пожарного щита;
- Знать телефон вызова пожарной охраны.
уметь:
- Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;
- Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;
- Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;
- Умение использовать первичные средства пожаротушения;
- Умение оказывать первую помощь пострадавшим при ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• поиска, преобразования, хранения и применения информации для решения различных
задач;
• соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения
2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение программы:
Материальное обеспечение:
1.Учебный кабинет
3.Столы одноместные – 12 шт.
4.Стулья ученические - 12 шт.
5.Стол учительский - 2 шт.
6.Стулья учительские- 2 шт.
7. Доска магнитно-маркерная – 1 шт.
8. Выставочные шкафы – 3 шт.
9. Цифровое оборудование: компьютеры, Bluetooth-адаптер, wi-fi-роутер.
10. Положение о дружинах юных пожарных, наглядные пособия, стенды, плакаты.
11. Пожарные знаки.
12. Пожарно-технические средства, учебные огнетушители: углекислотный, порошковый,
пенный, пожарные рукава, каски.
13.СИЗы (ГП -5,7, костюмы Л-1).
14.Медицинская аптечка - АИ-2.
Организационно – педагогические
 Компьютерный класс, соответствующий санитарным нормам (Сан ПиН 2.2.2.542-96) с
индивидуальными рабочими местами обучающихся, с доступом в Интернет.
 Формирование групп и расписания занятий в соответствии с программой.
 Пространственно-предметная среда (наглядные пособия, дидактические материалы).
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования первой или высшей квалификационной категории,
имеющий базовое образование, соответствующее профилю модулю или опыт деятельности
в соответствующей профессиональной сфере.
Занятия по строевой подготовке ведет педагог первой квалификационной категории –
Аверкин Николай Андреевич.
Как правило, занятия по профилактической деятельности
соревновательной

завершается игровой и

деятельностью. Дети используют полученные знания

в сюжетно-

ролевых играх, в соревнованиях и конкурсах.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются

следующие виды и формы контроля:
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о
знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды
и формы контроля:
Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его
проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для
выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и
выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие
формы, как теоретический диалог, практическая и самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация осуществляется по мере прохождения темы, раздела и
подготавливает обучающихся к контрольным занятиям (соревнованиям, конкурсам). Здесь
используются следующие формы – сдача нормативов и зачетов.
Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года по сумме показателей за время
обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы. К формам
данного контроля относят: соревнования, открытое занятие для родителей, самоанализ.
Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким
показателям как развитие личных качеств обучающихся, развитие социально значимых
качеств личности, уровень общего развития и уровень развития коммуникативных
способностей.
Формами и методами отслеживания является: педагогическое наблюдение, анализ
самостоятельных и творческих работ, беседы с детьми, отзывы родителей.
Программой предусмотрен также мониторинг освоения результатов работы по таким
показателям как развитие личных качеств обучающихся, развитие социально значимых
качеств личности, уровень общего развития и уровень развития коммуникативных
способностей.
Используются

следующие

диагностические

карты

успеваемости

воспитанников

объединения:
ТАБЛИЦА 1.
ФИО

Знать /

Уметь

Владеть

Умение найти

Личностные

понимать

использовать

опытом

сильные и слабые

качества

стороны
Результаты деятельности каждого обучающегося по каждому из показателей суммируются

для определения итогового балла. Показатель усвоения (продуктивности обучения)
вычисляется по формуле:
К усв = Ф/П *100% ,
Кусв- коэффициент усвоения
Ф – фактический объем знаний (набранная сумма баллов)
П – полный объем знаний (максимальная сумма баллов).
Коэффициент сформированности:
80-100 - «отлично»
50-79 - «хорошо»
30-49 - «удовлетворительно»
Менее 29 - «неудовлетворительно»
ТАБЛИЦА 2. Участие в соревнованиях.
ФИО

Конкурсы

Муниципальные

Областные

Конкурсы

«внутри»

конкурсы

конкурсы

дистанционные

объединения

(интернет-конкурсы)

2.3 Образовательные и учебные формы
Последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и
экспериментальных действий дети развивают свои практические навыки, логическое
мышление, у них формируется умение пользоваться картами, инструкциями, чертежами.
В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:
1.Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия.
2.Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в
активную деятельность.
3.Сюжетно-ролевая игра. Как правило, военно-патриотические навыки переходит в игровую
деятельность: дети используют полученные ими знания и умения в ролевых играх, а также
соревнованиях.
4.Дидактическая игра.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном
процессе используются современные педагогические технологии, дающие возможность
повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать
долю репродуктивной деятельности.
- Проблемное обучение;
- Разноуровневое обучение;

- Исследовательские методы в обучении;
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других
видов обучающих игр;
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- Информационно коммуникационные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии
Обучающимся предлагается:
- Выдвигать идеи в технологии «мозгового штурма» и обсуждать их;
- Планировать, тестировать и оценивать работу;
- Обсуждать возможности и способности обучающихся по улучшению результатов
проделанной работы.
В основу данной программы положены следующие принципы обучения:
 принцип деятельности (обучающийся должен уметь самостоятельно ставить цели и

организовывать свою деятельность для их достижения).
 принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения);
 принцип целостности (формирование у обучающихся обобщенного системного

представления о мире (природе, обществе, самом себе));
 принцип психологической комфортности (создание на занятиях доброжелательной

атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие
диалоговых форм общения)
 принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном

процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности).
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в русле личностноориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов, позволяет
создать условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее
социальной компетентности и гражданской ответственности.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный этап
 Приветствие участников занятия.
 Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия.
Проверочный опрос.
2. Подготовительный этап
 Введение в предлагаемый образовательный материал. Введение начинается с вопросов,
которые способствуют наращиванию интереса у обучающихся к новому материалу.

3. Основной этап
 Предлагаемый образовательный материал.
 Обобщение. Обучающимся предлагается самим дать оценку полученной информации.
Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале
занятия.
 Заключение. Советы и рекомендации по практическому применению материала.
4. Заключительный этап
 Контрольный опрос обучающихся по всему ходу занятия. Проводится в
соревновательной форме.
3. Список литературы
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего
(полного) общего образования.
2. Примерные программы внеурочной деятельности (под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.:
Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения)
3.

Конституция Российской Федерации: Официальный текст – М.: Юридическая

литература, 1997.
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими
изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с
последующими изменениями и дополнениями).
6. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности".
7. Указ Президента РФ от 21 сентября 2002 г. № 1011 «Вопросы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий» (с последующими изменениями).
8. Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 539 «Об установлении
Дня пожарной охраны».
9. Приказ МЧС России от 17 марта 2003 г. № 132 «Об утверждении Инструкции по
организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской
Федерации».
10. Приказ МЧС России от 19 ноября 2002 г. № 536 «О повышении эффективности и
организации деятельности системы МЧС России».

11. Приказ МЧС России от 05 апреля 2002 г. № 173 «О Концепции образовательной
деятельности и подготовки кадров для Государственной противопожарной службы МЧС
России».
12. Инструкция по порядку применения пенообразователей для тушения пожаров. М.:
ВНИИПО МВД России, 1996.
13. Инструкция по эксплуатации пожарных рукавов. М.: ГУГПС МВД России, 1994.
14. Справочник спасателя. Книга 2. ВНИИ ГО ЧС. М., 1995.
15. Моторин В.Б., Алексеев А.А., Шелепенькин А.А., Марченко В.Л. Организация службы и
подготовки: Учебное пособие в схемах. – СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004.
16. Шойгу С.К. Учебник спасателя МЧС России. М., 1997.
17. Айдаралиев А.П., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. Л.,
«Наука», 1988.
18. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизни» ,М., 1996 г.
19. Ди Снайдер «Курс выживания», Екатеринбург, 1992 г.
20. Пола Статмен «Безопасность вашего ребёнка» , С- П., 1996 г.
21. Масленников М.М. «Основы пожарной безопасности», М. 2004 г.
22. Журналы «ОБЖ»№ 65 (2001 г.), № 11 (1998 г.), №6 (2006 г.) , №9 (2006 г.).
23. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. В.: Учитель,2007г.
24. Фисенко М.А. ОБЖ. В.: Корифей, 2007г.
25. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизни» ,М., 2006г.
26. Хромцов Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. М., 2007г.
27. Круглов Д.Г. Усков С.В. Методическое пособие. М., 2006г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».