Содержание 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи образовательной программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 2 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка Правила дорожного движения Российской Федерации – это основной закон, регулирующий взаимоотношение всех участников дорожного движения: от пешехода, рядового автолюбителя до инспектора ГИБДД. Они все руководствуются разрешениями или запретами, прописанными в ПДД. Важно знать, что отличное знание правил дорожного движения или ПДД поможет чувствовать себя уверенно не только при вождении автомобиля, но и при встрече с инспекторами ГИБДД. С раннего детства необходимо прививать основы знаний ПДД. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, закона Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 года № 390-ФЗ. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожного транспортного травматизма рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка. Реализация теоретической части этой программы позволит обучающимся получить представление об опасностях на дорогах, приобрести навыки безопасного поведения человека на дорогах и в общественном транспорте, а также изучить «дорожную азбуку» района проживания. Практическая часть программы направлена на формирование навыков пропаганды знаний правил дорожного движения и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся. Программа ЮИДД направлена на проведение профилактической работы по безопасности дорожного движения и подготовку юных инспекторов дорожного движения. Программа составлена в соответствии с требованиями к структуре дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами: 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 с изменениями; 2. Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; 3. Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (с изменениями и дополнениями); 4. Конвенция о правах ребенка; 3 5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р); 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 9. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. № 662; 10. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") 12. Устав МАУ ДО ДДТ. 13. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ. Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮИДД» направлена на создание условий для личностного развития, формирования навыков здорового и безопасного образа жизни подростков средствами обучения правилам дорожного движения, рассчитана на 2 года обучения. Данная образовательная программа Юный инспектор движения относится к социально-педагогической направленности. Правильное истолкование и соблюдение дорожных знаков, разметки и пунктов правил дорожного движения (ПДД) необходимо не только для уверенного вождения велосипеда, автомобиля, но и позволяет принять правильное решение в критической ситуации на дороге, и, что гораздо важнее, это поможет зачастую избегать таких ситуаций. Из этого следует, что актуальность программы Юный инспектор дорожного движения является своевременное формирование у ребенка правильного поведения на дорогах. Дети должны знать к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах города в нашем современном мире, в котором движение на дорогах 4 становится все более активнее. Знания в соответствии с потребностями времени по безопасности дорожного движения, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. А изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является одной из главных задач на сегодняшний день. Так же актуальность данной программы в том, чтобы создать систему передачи полученных знаний юными инспекторами младшим школьникам и дошкольникам, что постепенно приведет к привычке самому выполнять и соблюдать правила дорожного движения в течении всей жизни. В нашем обществе Безопасность дорожного движения, на данный момент, является одной из достаточно важных городских проблем. Учитывая значимость проблемы была и разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения». Особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ЮИДД является то, что она построена на сотрудничестве с отрядами ЮИД образовательных учреждений города, совместном планировании и проведении мероприятий с сотрудниками ГИБДД, созданием своего обьединения из учащихся разных школ, где обучение и воспитание будет проходить в процессе практики, интересных форм и методов обучения правилам дорожного движения, направленных на формирование грамотного организатора и участника, а значит убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Отличительные черты программы: использование информационных, игровых технологий, проведение акций и рейдов, запись телепередач, встречи с интересными людьми, экскурссии, конкурсы рисунков и сочинений, которые дают возможность включиться всем учасникам движения в практическую деятельность, в ситуации, направленные на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, что дает возможность подготовки актива юных инспекторов дорожного движения. Сотрудничество с инспекторами ГИБДД, совместные беседы и игры по БДД производит на детей сильное впечатление. В атмосфере общего творчества всё усваивается намного легче, что помогает вести педагогу дополнительного образования агитацию дорожно-транспортной безопасности среди детей и родителей и умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме. В реализации программы есть возможность детям проверить свои знания и умения на городских соревнованиях «Безопасное колесо», что является итогом работы объединения. Социально-педагогическая целесообразность программы «Юный инспектор дорожного движения» состоит в том, что изучение детьми правил дорожного движения, приобщение к культуре поведения на дороге, формирование основ медицинских знаний даст возможность 5 обучающимся стать более грамотными участниками безопасного дорожного движения и научиться применять эти знания в будущем при выборе професии. Адресат программы Юный инспектор дорожного движения: программа рассчитана для обучающихся 10 – 13 лет. Количество обучающихся в группе 10-25 человек. Режим занятий. Очная форма обучения. Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 2 года. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом между занятиями - 10 мин. Итого – 136 часов. Объём и срок освоения программы: Программа рассчитана на два года и содержит 68 часов в год: 1 год обучения: 2 часа в неделю продолжительностью 45 минут, 1 раз по 2 часа; 2 год обучения: 2 часа в неделю продолжительностью 45 минут, 1 раз по 2 часа. Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части. Занятия групповые (минимальное количество обучающихся в группе 10 человек, максимальное - 15 человек). Уровневость программы: Программа предполагает реализацию в двух уровнях: - на стартовом уровне - (ознакомительный, общекультурный) минимальная сложность предлагаемого материала. - на базовом уровне – предполагается использование и реализация более сложных форм материала, которые допускают освоение специализированных знаний по ПДД. Формы обучения: Программа Юный инспектор дорожного движения предусматривает очную и дистанционную формы обучения. Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Виды занятий: Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно транспортного травматизма, то с этой целью рекомендуется использование следующих видов занятий: тематические занятия; игровые тренинги; разбор дорожных ситуаций на настольных играх; экскурсии; конкурсы, соревнования, КВН, викторины; изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; выпуск стенгазет; разработка проектов по правилам дорожного движения; встреча с работниками ГИБДД; просмотр видеофильмов. Формы подведения результатов: соревнования, викторины, открытые занятия, беседы, тестирование. 6 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: Создание условий для обучения, профилактики и пропаганды БДД для юных инспекторов дорожного движения. Задачи: - Обучающие: научить основным правилам дорожного движения; обеспечить юному инспектору требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. - Развивающие: развивать мотивацию к безопасному поведению; умение ориентироваться юному инспектору в дорожно-транспортной ситуации; развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. - Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения, культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 года обучения Цель: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода. Задачи: ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части; воспитать осознание опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения; воспитать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения. № Название Количество часов п/п раздела, темы Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. 2 1 1 Правила техники безопасности 2 Юный инспектор 2 движения 1 1 Формы аттестации/контроля Учебное тестирование для эрудитов по истории правил дорожного движения Интерактивное учебное тестирование по правилам дорожного движения 7 3 История ГИБДД 6 4 2 Встречи и беседы с инспектором ГИБДД 4 Правила дорожного движения (ПДД) Дорожные знаки 8 4 4 16 12 4 Акция - как форма профилактики детского дорожнотранспортного травматизма Велосипед. Правила велосипедиста. Техническое состояние велосипедиста Повторение правил безопасности на улице зимой Пропаганда изучения правил дорожного движения Основы медицинских знаний Виды транспорта 8 2 6 Просмотр презентаций по пропаганде правил дорожногодвижения Учебное тестирование по теме «Дорожные знаки» Акция по пропаганде правил дорожного движения среди детей, их родителей 6 4 2 Учебное тестирование «Правила движения на велосипеде» 6 4 2 Конкурс рисунков «Осторожно-дорога зимой! » 4 2 2 Оформление стенда «Уголок безопасности» 4 2 2 Встреча и беседа с врачом 2 2 0 Проверка знаний по правилам дорожного движения ИТОГО 4 2 2 Фотоконкурс «Виды транспорта» Участие в конкурсе «Безопасное колесо» 68 36 32 5 6 7 8 9 10 11 12 Содержание учебного (тематического плана) 1 года обучения 8 Тема № 1. Вводное занятие. Техника безопасности Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год. Тема № 2 «История развития ЮИД» Теория. Изучение истории возникновения и развития ЮИД. Практика. Оформление стенда. Тема №3 «История ГИБДД» Теория. Знакомство с историей развития ГИБДД, с особенностями и достоинствами профессии сотрудника ГИБДД. Знакомство с символикой ГИБДД. Практика. Встреча с сотрудниками ГИБДД. Тема №4 «Правила дорожного движения» Теория. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Повторение прав и обязанностей пешехода. Правила перехода перекрёстка. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Просмотр учебного фильма «Азбука Безопасности на дороге». Практика. Подбор материала для презентации на тему «Правила дорожного движения». Подготовка презентаций на тему: «Правила дорожного движения». Тема №5 «Дорожные знаки» Теория. Знакомство с историей появления дорожных знаков. Повторение классификации дорожных знаков. Практика. Викторины «Азбука безопасности» для обучающихся объединения. Разработка положения городского конкурса рисунков «Безопасность глазами детей». Итоговое занятие – диспут. Тема №6 «Акция - как форма профилактики ДДТТ» Теория.Что такое акция, виды акций, особенности их проведения. Практика. Проведение акции «Письмо водителю». Тема №7 «Правила велосипедиста» Теория.Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста. Практика.Решение тематических карточек. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.). Сборка и разборка велосипеда. Тема №8 «Повторение правил безопасности на дорогах зимой» Теория.Гололед. Пурга. «Осторожно сосульки!». Тема №9 «Пропаганда изучения правил дорожного движения» Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения. Практика.Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Просмотр учебного фильма «Азбука безопасности на дороге». Тема №10 «Основы медицинских знаний» Теория.Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические 9 основы помощи при ожогах и обморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых. Практика.Наложение жгута, повязок на практике. Проведение веселых стартов. Оказание первой медицинской помощи внутри группы. Подготовка фотоотчета о проделанной работе. Тема №11 «Виды транспорта» Теория.Знания обеспечения личной безопасности на наземных видах транспорта, на водном и воздушном транспорте. Практика.Проведение тестов для проверки знаний. Просмотр учебного фильма «Азбука дороги». Тема №12 «Проверка знаний по правилам дорожного движения» Теория. Знакомство с формами проверки знаний по правилам дорожного движения. Практика. Проверка знаний по правилам дорожного движения. Подведение итогов обучения по программе «ЮИД». Награждение лучших обучающихся ЮИД. Учебный (тематический) план 2 года обучения Цель: формирование у юного инспектора дорожного движения культуры безопасного поведения на дорогах и общественном транспорте, а также навыков пропагандисткой работы. Задачи: - Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися - Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение - Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения - Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи - Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения № Название п/п раздела, темы 1 2 Количество часов Всего Теория Практика Инструктаж по 2 технике безопасности Юный инспектор 6 движения 1 1 4 2 Формы промежуточной аттестации и контроля 1 раз в месяц Интерактивные учебное тестирование по правилам дорожного 10 3 Улица полна неожиданностей 10 6 4 4 Велотехника (устройство велосипеда) 10 4 6 5 Вождение велосипеда 6 2 4 6 Основы медицинских знаний Основы безопасности движения Выступление агитбригады 10 4 6 6 4 2 10 4 6 9 Агитационная работа 6 2 4 10 Итоговое занятие 2 - 2 31 37 7 8 ИТОГО 68 движения Теоретические занятия, практические занятия, классные часы по правилам дорожного движения для учащихся младших классов Разборка и сборка велосипеда (практические занятия) Знакомство с препятствиями (практические занятия) Оказание практической помощи Теоретические занятия, учебное тестирование Составление сценариев; разучивание выступлений агитбригады Выступление перед учащимися школ, родителями. Рисование плакатов и рисунков. Практические занятия, тестовые задания Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения Тема № 1. Инструктаж о ТБ. Теория. Ознакомление с правилами техник безопасности. Цели и задачи на год. Тема № 2. Юный инспектор Теория. Разработка изучения положения об отряде ЮИД. Задачи на новый 11 учебный год. Практика. Оформление стенда «ЮИД». Тема №3. Улица полна неожидонностей Теория. Знакомство с устройством улиц - тротуар, проезжая часть, газон, бордюр, трамвайные пути, перекрестки, пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки. Традиции движения пешеходов. Правило правой стороны. Основные правила пешеходов.. Практика. Подготовка к акции посвящённой памяти жертв дорожнотранспортных происшествий. Подготовка рисунков для конкурса «Безопасность глазами детей». Тема № 4. Велотехника Теория. Знакомство с историей появления велосипеда. Повторение прав и обязанностей велосипедиста. Практика. Разборка и сборка велосипеда. Тема № 5. Вождение велосипеда Теория.Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. Практика. Отработка технических элементов на велосипеде («качели», «восьмерка», «круг», «слалом» и др.). Тема №6 «Основы медицинских знаний» Теория. Классификация кровотечений, способов остановки кровотечений. Изучение основ накладывания повязок при ранах, ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Транспортировка пострадавших. Теоретические основы помощи при ожогах и обморожениях, остановке дыхания, тепловых и солнечных ударах, отравлениях, при укусах змей и насекомых. Практика. Наложение жгута, повязок на практике. Проведение весёлых стартов «Оказание первой медицинской помощи» внутри группы. Подготовка фотоотчёта о проделанной работе. Тема № 7. «Основы безопасности движения» Теория. Причины и последствия транспортных происшествий, детский дорожно-транспортный травматизм, опасности на пути в школу, анализ дорожной ситуации, меры безопасности. Разбор конкретных дорожных ситуаций на аварийно- опасных перекрестках и улицах города. Практика. Подготовка к массовым конкурсным мероприятиям: групповые и индивидуальные консультации Тема № 8. «Выступление агитбригады» Теория. Составление и разучивание сценариев. Заучивание стихов, песен. Практика. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по правилам дорожного движения. Тема № 9. «Агитационная работа» Теория. Формы пропаганды изучения правил дорожного движения. Практика. Проведение конкурса рисунков «Моя дорога домой». Рисование дорожных знаков для воспитанников детского сада. Изготовление поделок на тему ЮИД. Рисование плакатов по предупреждению правонарушений 12 на дороге. Тема № 10. «Итоговое занятие» Практика.Подведение итогов обучения Награждение лучших обучающихся ЮИД. 1.4. по программе «ЮИД». Планируемые результаты Метапредметные результаты - формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: обучающиеся научатся понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; научатся осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; Познавательная УУД: обучающиеся научатся проводить сравнение и классификацию объектов; научатся понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; научатся проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД: обучающиеся научатся: работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению; осуществлять взаимный контроль. Личностные результаты - формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения соблюдения правил дорожного движения; объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Предметные результаты: формирование понятий и представлений о правилах безопасности дорожного движения; овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения. Выполнение задач, стоящих перед программой позволит: сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся; повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного движения; расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения; повысить дорожную грамотность обучающихся; сформировать мотивационно - поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой; повысить ответственность детей за своё поведение на дороге. К концу 1 года обучения: Предметные результаты: знают опасные места вокруг школы, домов и на дорогах; безопасные участки дорог; типичные ошибки поведения в 13 дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; опасности на дорогах, связанные с погодными условиями и освещением; места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.; названия и назначения дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. Знают правила: перехода дорог по пешеходным переходам; перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом; движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии по обочине и краю проезжей части со взрослыми); передвижения группы детей в сопровождении взрослых; безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на дороги. Умеют: правильно переходить дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам; вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при передвижении в группе; в транспорте, при езде на велосипеде. К концу 2 года обучения: Предметные результаты: знают историю детского объединения Юные Инспектора движения; знают правила дорожного движения; знают классификацию дорожных знаков: информационных, предписывающих, особых предписаний, дополнительной информации; новые формы агитаций и пропаганды правил дорожного движения: викторины, игры, конкурсы, пятиминутки, акции; устройство велосипеда; правила поведения в различных видахтранспорта; символику одежды сотрудникаГИБДД. Умеют: самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу; работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; работать по карточкам, предложенным педагогом; оценивать дорожную ситуацию, принимать правильное решение; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Имеют: представление о профессии сотрудника ГИБДД; имеют навыки дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста; имеют навыки взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий; имеют навыки участия в конкурсах, соревнованиях. Формы и методы контроля: организация тестирования и контрольных опросов по правилам дорожного движения; проведение викторин, смотров знаний по правилам дорожного движения; организация игр-тренингов; анализ результатов деятельности. Основные методы, используемые для реализации программы Юный инспектор движения: В обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. В воспитании – методы формирования сознания личности, 14 методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. Программа объединения «ЮИД» относится к социальнопедагогической направленности: создаются условия для социальной практики обучающихся в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Работа объединения «ЮИД» основывается на различных видах деятельности: - Создание уголка безопасности дорожного движения; - Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах; - Встречи и беседы с инспектором ГИБДД; - Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике; - Проведение практических занятий по вождению велосипеда; - Участие в различных конкурсах по профилактике дорожнотранспортной безопасности; - Проведение игр, конкурсов, соревнований. 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы: 2.1. Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение программы: светлое и просторное помещение, столы, стулья, компьютер, мультимедийный проектор, тёмные шторы, магнитная доска, набор магнитов, фотоаппарат. Информационное обеспечение: Интернет источники: https://экзамен-пдд-онлайн.рф/ - Правила дорожного движения http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области https://infourok.ru – сайт для организаторов https://гибдд.рф/ - Госавтоинспекция МВД России видеоролики Кадровое обеспечение: - педагог дополнительного образования детского объединения «Юный инспектор дорожного движения» Методические материалы: Подборка памяток для детей и родителей; Дорожные знаки с методическими указаниями; Тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов; Разработки игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых финальных слётов и др. Положения о конкурсах, смотрах и др. 15 Атрибуты к сюжетно-ролевым играм; Видеоматериалы «Ситуации на дорогах»; Макет светофора, жезлы; Стенд «Дорожная разметка». 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы: Результатом освоения программы является участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работа над творческими заданиями, активность в пропаганде безопасного поведения на улице среди младших товарищей и сверстников, результаты учебного тестирования. При обучении используются следующие формы аттестации/контроля: дорожные знаки – вопросы; медицина – билеты; знания устройства велосипеда – тестовая работа; соревнования; конкурсы; круглый стол; конкурсы рисунков; конкурсы стенгазет. Критерии оценок Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибальной шкале по каждому показателю. Все баллы суммируются и вычисляется среднеарифметический балл, которые заносятся в графу «Итог освоения программы в баллах». Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале: Если средний арифметический балл обучающегося составил: от 1 до 2,5 – уровень низкий от 2,6 до 4 – уровень средний от 4,1 до 5 – уровень высокий 1.Знание дорожных знаков. Каждому обучающемуся предлагается выполнить 15 заданий на знания дорожных знаков. Каждый правильный ответ на вопрос начисляется 1 балл. 15 баллов – оценка 5 13-14 баллов – оценка 4 9-7баллов – оценка 3 6-1незачёт 2. Первая помощь (медицина) Обучающимся предлагаются 12 билетов с теоретическими вопросами по оказанию первой доврачебной помощи. В каждом билете содержится 5 вопросов с тремя вариантами ответов к каждому, один из которых верный. За каждый правильный ответ начисляются баллы. 5 баллов – оценка 5 4 балла – оценка 4 3 балла – оценка 3 2 балла – не зачет 3. Знание велосипеда (теория) Обучающимся выдается рисунок велосипеда. Каждый обучающийся 16 определяет устройство велосипеда. За правильный ответ начисляются баллы 5 баллов – оценка 5 - нет ошибок 4 балла – оценка 4 – 2ошибки 3 балла- оценка 3 – 3-4 ошибки 2 балла - оценка 2 - 5 и более ошибок Контрольно-измерительные материалы Промежуточная аттестация (проводится в мае-июне) 1. С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля? А. 14 лет Б. 7 лет В. 12 лет 2. Как называется боковая часть дороги? А. Обочина Б. Перекресток В. Ограждение 3. Какой поворот опаснее: левый или правый? А. Правый. Б. Левый В. Оба 4. Водители-лихачи очень любят его совершать. А. Происшествие Б. Столкновение В. Обгон 5.Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? А. Светофору Б. Регулировщику В. Никому 6. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? А. Один Б. Три В. Два 7. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? А. Рука поднята вверх; Б. Руки опущены В. Руки разведены в стороны 8. Как выглядят запрещающие знаки? А. знак в виде синего круга; Б. знак в виде красного круга; В. знак в виде красного треугольника; 9. Что показывает стрелка спидометра? А. Скорость Б. Время В. Температуру 10. Как называется пересечение дорог и улиц? А. Шоссе Б. Обочина В. Перекресток 11. С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам? А. 14 лет Б. 16 лет В. 10 лет 12. Как называется изменение направления движения? А. Остановка Б. Поворот В. Дорожка 13. Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда пассажиров. А. Ступенька Б. Ремень В. Поручни 14. С какого возраста можно обучаться вождению автомобиля? А. 12 лет. Б. 16 лет. В. 14 лет. 15. Остановка – это … А. Вынужденное прекращение движения на время до 5 мин. 17 Б. Вынужденное прекращение движения на время свыше 5 мин. В. Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин. для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. КЛЮЧ к тесту "Правила дорожного движения" 1)В; 2)А; 3)Б; 4)В; 5)Б; 6)В; 7)А; 8)Б; 9)А; 10)В; 11)А; 12)Б; 13)В; 14)Б; 15)В. Оценка достижений предполагает комплексный подход к отслеживанию результатов освоения программы. В системе оценивания используется оценка, характеризуемая по разным признакам: субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.); внешняя оценка (в форме мониторинговых исследований, разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; интегральная оценка (портфолио, соревнования, конкурсы, презентации) и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий выбраны следующие виды заданий: работа с разного вида таблицами; составление и распознавание схем, карт; работа с различными источниками. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий: поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль. Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий: составь задание партнеру; групповая работа; разработка безопасного маршрута; проектная работа и т.д. Для диагностики социокультурных навыков применяются: оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения о действиях, поступках, поведении); способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать и работать в группе, коллективе; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать проблемные ситуации; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе. В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические зачеты. Формами итогового контроля является участие в городских и окружных соревнованиях по безопасному колесу, а также участие в творческих видах деятельности: в конкурсах, выставках, фестивалях, проектах. Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение Программы по годам обучения. Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива группы, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества. Реализация образовательной программы «Юный инспектор дорожного движения» направлена на формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции: формулировать 18 собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; убежденности и активности в пропаганде, добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. Данная компетенция формируется на теоретических занятиях по ПДД, воспитательных мероприятиях, проводимых индивидуально и в группах, нацеленных на обеспечение механизма самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности. Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения – наблюдения или опыта; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). Учебнопознавательные компетенции формируются посредством практических групповых занятий, направленных на формирование технико-тактических умений (умение пользоваться картой, схемой «Безопасный маршрут», выбор пути следования «Школа-дом-школа» и т.д.). Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Для достижения высокого уровня сформированности специальных умений необходимо сознательное приложение усилий посредством информационных технологий (поиск карт, схем местности, ответов на поставленную задачу во время учебно-тренировочного процесса. Проведение тест- контролей). Коммуникативные компетенции: владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо). Данная компетенция формируется на теоретических и практических занятиях, соревнованиях, занятиях-состязаниях. При выполнении групповых заданий приобретается навык общения внутри группы сверстников и между детьми различных возрастных категорий. 19 При распределении обязанностей в группах, оценке качества выполненного задания друг друга и самооценке также формируются коммуникативные компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Данная компетенция формируется на теоретических занятиях по ПДД, воспитательных мероприятиях, проводимых индивидуально и в группах, нацеленных на обеспечение механизма самоопределения воспитанника в ситуациях учебной и иной деятельности. Оценка качества реализации программы включает в себя текущий, промежуточный и итоговый контроль учащихся. Может проводиться также входной контроль: определение исходного уровня знаний и умений обучающихся. Входной контроль осуществляется в начале первого года обучения. Промежуточный контроль: осуществляется в середине и в конце первого и второго года обучения и направлен на определение уровня усвоения изучаемого материала. Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических УУД, сформированности личностных качеств. Кроме того, учебно-тематический план обучения содержит в себе вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие — промежуточную или итоговую диагностику. По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий. Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике (сумма баллов по каждой диагностической карте более 50). Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний и практических умений (сумма баллов по каждой диагностической карте от 35 до 50). Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели лишь частью теоретических знаний и практических навыков (сумма баллов по каждой диагностической карте ниже 35). Оценочные материалы. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация учащихся, а по завершении курса обучения по программе проходит итоговая аттестация с использованием 20 диагностических методик: Развитие познавательных процессов: «Память на образы», «Исключение лишнего», «Определение активного словарного запаса». 21 3. Список литературы для педагога 1. Алексеев А.П.- М.: Эксмо, 2013г.-144 с. 2. Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2016 с иллюстрациями с последними изменениями/А.П. Алексеев- М.: Эксмо, 2016г.-160 с. 3. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/д, 2011г. 4. Громаковский А.А. Правила дорожного движения для начинающих 2013 (со всеми последними изменениями)/А.А. Громаковский. - М.: Эксмо,2016.-208с. 5. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014г. 6. Комментарии к Правилам дорожного движения, 2017г. 7. Кузнецов В.В., Цыпкин А.Е. От велосипедиста до автомобиля. Пособие для учителя и учащихся. - Библиотека газеты: Ежедневные новости. Подмосковье, 2011г. 8. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012г. 9. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012г. 10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011г. 11. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012г. 12. Профилактика и предупреждение детского дорожнотранспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012г. 13. Романова Е.А. Занятия по правилам дорожного движения/Е.А. Романова-М.:ТЦ Сфера, 2013-64с. 14. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011г. 15. Учителю о правилах дорожного движения. / Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2011г. 16. Финкель А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016.)/А.Е. Фикель.-М.:Эксмо,2016.-104с. 17. Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва,2011г. 18. Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2012г. Список литературы для обучающихся 1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «СтрекозаПресс», Москва, 2012г. 2. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребёнка -М.: Улыбка, 2014г.-231с. 22 3. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014. - 533 c. 4. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения для начинающих 2016 (со всеми изменениями)/Н.Я. Жульнев.-М.: Эксмо, 2016г.-304с. 5. Правила дорожного движения. - Москва, 2014г. 6. Шельмин Е.В. Правила дорожного движения 2013 с примерами и комментариями/Е.В. Шельмин.- СПб: Питер,2013г.-160с. 7. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации / В.А. Шипунова. - М.: Карапуз, 2014. - 712 c. Интернет - источники 1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960). 2. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962). 3. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965). 4. Комплексный проект профилактики детского дорожнотранспортного травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372). 23