«Студия эстрадного вокала «EXPROMT»

Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3 Содержание общеразвивающей программы
1.4 Планируемые результаты освоения программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия эстрадного
вокала «EXPROMT» разработана в соответствии с нормативными документами и
методическими рекомендациями:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря
2012 года №273-Ф3;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 г. №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 года №533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями про проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2025 года».
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия
эстрадного вокала «EXPROMT» имеет художественную направленность, реализуется в

сфере дополнительного образования, так как ориентирована на формирование
эстетической культуры учащегося, развитие его художественно-творческого потенциала,
артистических способностей, социального, интеллектуального, нравственного уровня
средствами вокального искусства.
Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания.
Владение им, как уникальным природным живым музыкальным инструментом, требует
длительного изучения под руководством педагога.
Содержание программы основывается на принципе вариативности, обеспечивает
развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой
деятельности, развивает вокальные данные, а также ритмическую и интонационную
музыкальную память, способствует психофизическому развитию обучающихся.
Для закрепления интереса к занятиям и развития исполнительских навыков, в
занятия вокалом включены формы ансамблевого исполнения для получения
обучающимися специальных знаний, умений и навыков.
Дети учатся петь, держаться на сцене, развивают свои артистические навыки как в
сольном исполнении, так и в дуэтах и трио.
Программное музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое
развитие обучающихся может стать той эстетической ценностью, которая будет
обогащать их всю дальнейшую жизнь.
Актуальность программы
В культурной жизни нашего города всегда высока потребность в услугах
творческих вокальных коллективов. Эстрадный вокал сегодня является очень популярным
в сфере дополнительного образования.
Слово вокал происходит от итальянского «voce» — голос. Но голос служит только
инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно
рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только
звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс
художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными
приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять
своим голосом.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у молодежи этот
вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета
является не только обучение профессиональным творческим навыкам, но и развитие
творческих способностей детей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её
форм и жанров.
В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и
эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди детей и
молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей
крупные проекты в этом направлении: «Голос», «Ты – супер!», «Новая Волна»,
«Славянский базар», «Евровидение», «Детское Евровидение» и т.д.
С возросшим интересом к этому виду искусства естественным образом возникла
потребность в профессиональной подготовке обучающихся, острая необходимость в
разработке программ и методик по эстрадному направлению. И это неслучайно, т.к.
эстрадное пение развивает художественный вкус у обучающихся, расширяет и обогащает
их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта.
Эстрадное пение как вид вокального искусства, сформировалось от слияния
народного и академического пения. Несмотря на существенные различия с академическим
вокалом, эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе
голосового аппарата. Основные свойства, характерные для эстрадной манеры пения:
близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре, отсутствие
выраженного прикрытия «верхов». Для обучения физиологическим принципам в работе

голосового аппарата включены упражнения из разных методик по академическому и
эстрадному пению:
- дыхательной гимнастики индийских йогов;
- дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой;
- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова;
- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.
В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее важно осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как некий
технологический процесс художественного пения. Любой исполнитель, безусловно,
должен владеть вокальной техникой, то есть определенными знаниями и специальными
приемами. Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом.
Вокал, кроме всего прочего, это ведь еще и просто хорошее дыхание, что в свою
очередь означает отличную работу всех внутренних органов человека. Поэтому занятия
пением, даже на любительском уровне, оздоравливают наш организм. Что касается
профессионального пения, то это, прежде всего, тяжелый и упорный труд, сравнимый с
работой профессионального спортсмена.
Адресат общеразвивающей программы
Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет на 1 год обучения.
Занятия по данной программе проводятся индивидуально, а также в группе от 7 до
12 человек. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-9 лет)
Психологические особенности. Время бурного роста сказывается во временном
ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости,
беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей
группой проходят очень динамично.
В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат
гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока ещё
скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование
мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление
движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь
звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого
голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные
особенности и достигнутый младшим вокалистом уровень общего и музыкального
развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен, они уверенно
чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера
выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них
динамику развития музыкального образа; в этюдах использует язык жестов и мимики .
На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память
младших учащихся в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер и
восприятие отличается «созерцательной любознательностью».
Их внимание
непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс
обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры
внимания.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (10-15 лет)
При работе с вокалистами среднего школьного возраста, учитывается
необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.
К 11 годам в голосах детей появляются оттенки грудного звучания. В связи с
развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более
полно и насыщенно. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного

различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона
составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип
звукообразования. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и
переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых
детей могут быть больше указанных выше. В предмутационный период голоса
приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты,
свойственные каждому голосу.
13-15 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового
созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно
(наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и
ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного
периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей,
поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений
голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках
принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а
затем, может быть, и освободить временно от вокальных занятий. Важно, чаще
прослушивать голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя
реагировать на все изменения в голосе.
Режим занятий
Младшие группы - 2 раза в неделю по 1 академическому часу (40 мин.);
Средние группы - 2 раза в неделю по 2 академических часа (перерыв 15 мин.)
Старшие группы - 2 раза в неделю по 2 академических часа (перерыв 15 мин.).
Объем общеразвивающей программы
Объем общеразвивающей программы составляет 136 учебных часов.
Срок освоения общеразвивающей программы
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы 1 год.
Уровневость общеразвивающей программы
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления данной программы, а именно формирование
универсальных учебных действий в области вокала, расширение его информированности
в системе элементов вокального исполнительства, обогащения навыками владения
основными
выразительными
средствами
вокала,
развития
артистических,
исполнительских
способностей
учащихся,
становления
голоса,
духовного,
интеллектуального, социального, нравственного развития.
Формы обучения
Форма организации учебной деятельности: очная, возможно
дистанционной формы обучения с применением Интернет-ресурсов.

применение

Формы занятий
- групповые
- индивидуальные
Виды занятий
 занятие-знакомство
 практическое занятие (вокальные упражнения, разучивание и отработка эстрадных
песен)
 постановка вокала
 репетиционные занятия
 работа с солистами
 беседа
 открытое занятие
 отчётный концерт
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы
 открытые занятия
 итоговые занятия – творческий отчёт в форме контрольного урока или концерта
 творческие задания
 участие в концертной деятельности
 участие в конкурсах
 отчётный концерт
1.2 Цель и задачи образовательной программы
Цель программы:
Формирование музыкальной культуры и раскрытие средствами вокального
искусства творческой индивидуальности ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных
вокальных навыков в сольном и ансамблевом пении: певческой установки, дыхания,
звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;
- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе
работы над репертуаром и слушания музыки;
- формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого
голоса;
- формирование знаний основ музыкальной грамоты;
- формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения
Развивающие:
развивать
музыкальные
способности:
диапазон,
звуковысотность,
ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;
- развитие голосового аппарата;
- развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия
музыки, культуры чувств;
- развивать осмысленное выразительное исполнение вокальных произведений; •
творческая самореализация учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать певческую культуру исполнителя и слушателя;

- формирование сценической культуры исполнения;
- воспитание эстетического вкуса учащихся;
- накопление музыкального багажа, расширению музыкального кругозора,
эрудиции, формированию гармонично развитой личности;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости, осознанного отношения к труду
эстрадного певца и вокального коллектива;
- воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию
культуры общения;
- способствовать воспитанию любви к родному краю, уважению к его истории и
традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных
стран.
1.3 Содержание общеобразовательной программы
Содержание программы состоит из пяти разделов: музыкально-образовательные
беседы; вокальная организация эстрадного ансамбля; художественно-выразительные
средства; вокальные партии; репетиционно-постановочная работа.
Каждое занятие предусматривает дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся и имеет следующую структуру: теоретическая часть,
инструктаж; настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием; дыхательная гимнастика; речевые упражнения; распевание; работа
над произведением, разучивание и дальнейшее исполнение; – подведение итогов.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности развиваются и
совершенствуются следующие навыки: певческая установка, звукообразование, певческое
дыхание, артикуляции, ансамблевый и хоровой строй (в процессе пения без
сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т. п.); устный
инструктаж следования дирижерским указаниям.
Особая роль принадлежит вокально-хоровым упражнениям (распеваниям), с
которых начинается каждое занятие.
Педагог тщательно продумывает построение и содержание каждого распевания на
каждом занятии, продвигаясь от простого к сложному - начиная с пения унисона
вокализации отдельных гласных, их сочетаний и продвигаясь к пению интервалов,
аккордов, простейших гармонических последовательностей с кропотливой работой над
интонацией и всеми вокально-хоровыми навыками.
Учитывая, что в вокальный коллектив приходят дети, как правило, со средними
музыкальными данными, педагог не ставит главной целью профессиональное воспитание,
а использует формы работы для повышения заинтересованности обучающихся на
занятиях и их активного участия в учебном процессе.
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п
1
2
3

Название раздела,
темы
Вводное занятие.
Техника безопасности.
Работа над певческим
дыханием
Вокальноинтонационные

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
-

Формы
аттестации/контроля
Опрос

19

3

16

Опрос

24

-

24

Опрос, наблюдение,
зачет

4

5
6

7
8
9

упражнения
Работа над
произведениями:
разучивание мелодии,
работа над текстом
Постановка голоса
Стилистические
особенности эстрадной
музыки: краткая
история, прослушивание
музыкальных
произведений
Работа с микрофоном
Сценическое движение,
сценическое мастерство
Техника речи, вокальная
дикция
Итого

45

5

40

Педагогическое
наблюдение,
прослушивание

30
11

5
5

25
6

Зачёт
Опрос

10

1

9

9

2

7

10

2

8

Опрос, наблюдение,
открытое занятие
Наблюдение,
открытое занятие
Наблюдение, зачет

160

19

141

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой: цели и задачи обучения, основные темы занятий.
Организационные моменты. Правила поведения в репетиционном зале, за кулисами, на
сцене. Вводный инструктаж по технике безопасности.
2. Работа над певческим дыханием.
Теория. Основные типы дыхания. Координация дыхания и звукообразования.
Правила дыхания.
Практика. Упражнения для развития дыхания. Пение упражнений.
3. Вокально-интонационные упражнения.
Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний,
содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники
(пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение 10
звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Развиваем
способность слушать свои ощущения. Контроль за собственным телом с помощью
зеркала. Упражнения на развитие гармонического слуха.
4. Работа над произведением.
Теория. Прослушивание произведений на выбор для дальнейшего исполнения.
Разбор музыкального текста, выучка мелодии. Разбор произведения по смыслу (для
понимания исполнения). Работа над художественным образом произведения.
Практика. Исполнение произведений наизусть. Исполнение песен под фонограмму
с микрофоном. Исполнение произведений без музыкального сопровождения (A Capella).
Расстановка динамических оттенков при исполнении. Работа над музыкальностью и
выразительностью исполнения. Концертная практика выступлений.
5. Постановка голоса.
Теория. Понятие голосового аппарата и его устройство. Физиология

голосообразования: понятие о голосе, речи, певческом голосе. Свойства голоса,
классификация певческих голосов. Понятие дыхания: певческое и речевое.
Практика. Подготовка голосового аппарата. Правильная постановка при пении.
Снятие мышечных зажимов. Упражнения на развитие певческого дыхания. Понятие
певческих резонаторов. Упражнения для разогрева голосовых складок. Выравнивание
голосовых регистров, выявление переходных нот.
6. Стилистические особенности эстрадной музыки.
Теория. Краткая история
Практика. Прослушивание музыкальных произведений.
7. Работа с микрофоном
Теория. Что такое микрофон и для чего его используют. Типы и виды микрофонов.
Практика. Отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Основные
принципы работы.
8. Сценическое движение, сценическое мастерство.
Теория. Раскрытие понятия сценическое движение и сценическое мастерство.
Стилистика и имидж сценической деятельности. Правила поведения на сцене.
Практика. Отработка выхода и ухода со сцены. Упражнения на снятие
психологических барьеров. Элементарные движения (головой, корпусом) во время
вокального исполнения. Просмотр видеоматериалов с последующим анализом.
9. Техника речи, вокальная дикция.
Теория. Понятие дикции и артикуляции. Правила орфоэпии.
Практика. Разучивание распевок, способствующих развитию
артикуляции.

дикции

и

1.4 Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
 владеть навыками индивидуального и ансамблевого мастерства исполнения;
 уметь ощущать красоту звучания, эмоционально чувствовать и передавать образ;
 владеть специальной терминологией по вокалу;
 держать правильную осанку;
Метапредметные:
 планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
 овладение способностью к творческой реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового
характера;
 умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном,
природном и художественном разнообразии.
 уважение к традициям коллектива, гордость за причастие к жизни коллектива;
 формирование чувства личной ответственности;
 приобщение к сотрудничеству в коллективе;
 приобщение к здоровому образу жизни.
Личностные:
 стремление к дисциплине и ответственности;







стремление к творчеству;
обладание высокой трудоспособностью и самостоятельностью;
обладание сформированной системой нравственных качеств и культурой
поведения;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных творческих задач;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.
Календарный учебный график

№

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

34
68
18
136
1 сентября
С 1 по 9 января
Воскресенье
31 мая

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническая база:
- Учебный кабинет;
- Ноутбук;
- Звукотехническое оборудование;
- Акустическая система (колонки);
- Фортепиано (музыкальный инструмент);
- Микрофон концертный (радиомикрофон).
Информационное обеспечение:
- описание техники безопасности;
- комплекс игр и заданий по тематическим разделам;
- презентации по тематическим разделам;
- иллюстрации по вокалу;
- иллюстрации с изображением животных, сказки, стихи;
- подборка музыкальных произведений;
- подборка общеразвивающих упражнений;
- видеоматериалы с записями выступлений детских танцевальных коллективов.
Кадровое обеспечение:
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Студия
эстрадного вокала «EXPROMT» реализует педагог дополнительного образования,
имеющий среднее профессиональное образование.
Методические материалы:
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:












метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется
освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной
работой, осуществляется поиск художественного и технического решения;
метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному
усвоению программы, повышает интерес к занятиям;
метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных
произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты,
описывается техника вокала в связи с музыкой, терминология, историческая
справка и др.
метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение,
создание ситуации успеха;
метод рефлексии – основан на индивидуальном переживании, самоанализе и
осознании собственной ценности в реальной действительности;
метод сенсорного восприятия - просмотры видеофильмов о лучших эстрадных
вокалистах России, прослушивание аудиозаписей.
метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в
образных представлениях.
игровой метод - включение элементов игры, которые создают хорошее
эмоциональное настроение и отвечают задачам и содержанию занятий, возрасту и
подготовленности детей.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются
следующие виды и формы контроля:
Педагогический контроль предполагает такие виды как: вводный,
систематический, периодический, промежуточный, итоговой годовой.
Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся.
При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая
беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления
уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность
исполнения, техничность, активность, формами контроля являются: прослушивание,
анализ выполненного задания.
Периодический контроль проводится по окончанию темы, здесь решается такая
же задача – проверить, как освоена тема, внимание обращается на правильность
исполнения, техничность, активность, знания теоретической и практической части.
- Запись занятий и концертных выступлений на видеокамеру с последующим
просмотром, обсуждением и анализом;
- проведение открытых занятий для родителей и педагогов;
- участие в новогодних представлениях, смешанных концертах, праздничных
мероприятиях, участие в фестивалях и конкурсах.
Промежуточная аттестация осуществляется по итогам первого полугодия,
задачами являются:
- выявить уровень освоения учащимися программы,
- определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный
период обучения.
Формы:

- проведение индивидуальных отчётов;
- демонстрация вокальных возможностей воспитанников;
- оценка правильно исполненного вокально-эстрадных песен, музыкальности и
артистизма.
Итоговая аттестация проходит в конце учебного года (апрель – май), служит для
выявления уровня освоения учащимися программы за год. В ходе итоговой аттестации
оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; знание теоретической и
практической части; творческий подход, артистичность.
Формой контроля являются: прослушивание и коллективный анализ выступлений,
участие в городских, областных и всероссийских конкурсах и фестивалях, в отчетных
концертах объединения и учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Вербицкая А.В. Основы сценического движения. - М.: ГИТИС, 1983.
2. Гонтаренко Н.Б. Секреты вокального мастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
3. Дрознин А. Б. Физический тренинг по методике А. Дрознина. - М.: ВЦХТ, 2004.
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб., 1997.
5. Маркуорт Л. Самоучитель по пению. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. – Москва, 2002.
7. Риггс С. Школа для вокалистов «Как стать звездой». – М., 2000.
8. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.
9. Сухин И.Г. Весѐлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль, Академия
Холдинг, 2002.
10. Хачатуров В.Х. Видео-школа по эстрадному вокалу. 1996 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ:
1. Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 (Учебнометодическое пособие с аудиоприложением). – М., Музыкальная палитра, 2002.
2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., Просвещение, 2000.
3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебнометодическое пособие. –
М., Музыкальная палитра,2005.
4. Марголис М. Крепкий Турок. Цена успеха Хора Турецкого. – М.: ВКТ: Астрель, 2012.
5. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и
упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
6. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у
детей 6-7 лет. - М., Просвещение, 1988.
7. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
8. Полятков С.С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
9. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. - К.:Факт, 2000.
10. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом!: Сто секретов музыки для детей: Вып. 1: Игры
звуками. - СПб: ЛОИРО, 2003.
11. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.,1991.
12.Чередниченко Т.В. Поп-музыка. - М., Изд. ИФ РАН, 1999.
13.Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой век, 1996г.
14.Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. - М., 1994.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».