«Кукольный мир»

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

1.3.

Содержание общеразвивающей программы

1.4.

Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.

Условия реализации программы

2.2.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

3.

Список литературы

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный
мир» (далее Программа) имеет художественную направленность, носит практикоориентированный характер и направлена на овладение обучающимися базовых основ
ручного труда. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для
интеллектуального и духовного развития и воспитания личности ребёнка, развития
познавательной и творческой самореализации обучающихся.
Предлагаемая программа построена таким образом, что даёт обучающимся ясные
представления о системе взаимодействия творчества с жизнью. В ней предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и
практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.
Нормативно-правовая база программы
Программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской

федерации» от 29

декабря 2012 года №273-Ф3 с изменениями;
3. Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена

распоряжением Правительства РФ от04.09.2014г.№1726)
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам 30.11.2016 №11)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196

"Об

утверждении

деятельности

по

Порядка

организации

дополнительным

и

осуществления образовательной

общеобразовательным

программам"

Письмо

Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации"

(вместе

с

"Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)").
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-1

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской

области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской

области от 26.06.2019г. №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций « Правила
персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования

детей

в

Свердловской области».
10. Устав МАУ ДО ДДТ.
11. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ.
Основные идеи и актуальность программы
Актуальность данной программы неразрывно связанна с контекстом требований 75
статьи ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации». В частности том, что
«дополнительное

образование

детей

и

взрослых

должно

быть

направлено

на

формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени».
Программа

актуальна,

поскольку

является

комплексной,

вариативной,

предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность
не только репродуктивным путем освоить сложные и трудоемкие приемы и техники
работы с различными видами ткани, но и побудить творческую деятельность,
направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работ.
Актуальность данной программы определяют, с одной стороны, потребности
общества в людях, способных мыслить творчески, креативно подходить к решению
некоторых поставленных задач, с другой стороны, потребности детей в декоративно –
прикладном творчестве и общении с единомышленниками. Программа составлена с
учетом современных тенденций и соответствует уровню развития современной детской и
подростковой аудитории, потребностям детей и родителей. В нее включены задания,
которые выполняются в различных техниках, и направленные на развитие аналитического
мышления и зрительной памяти обучающихся.

Новизна программы в том, что она позволяет глубже освоить целый культурный,
этнографический слой именно так, как он исторически существовал. Именно в этой
последовательности всегда девочка осваивала рукоделие: кукла – мелкие изделия из
ненужных тряпочек (лоскут) – серьёзные изделия, применимые в быту.
Адресат программы
Программа предназначена для детей и подростков 10-16 лет.
Средний школьный возраст (10-16лет) характеризуется тем, что восприятие
подростка более планомерно, организованно и целенаправленно в сравнении с тем, как
воспринимает жизнь и учебу младший школьник. Характерной чертой детей данного
возраста можно назвать то, что теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на
чём-то одном. Но, в то же время, все еще возможно непроизвольное переключение
внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость.
Организация процесса обучения должна быть таковой, чтобы у подростка не было
возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние
дела.
Программа предназначена для освоения учебного материала обучающимися
разных возрастных групп (от 10 до 16 лет).
Программа может быть реализована в разновозрастной группе, сформированной по
интересу к данному виду творчества.
Набор детей в объединение осуществляется без конкурса, без предъявления
требований к уровню образованности и способностям.
В соответствии с уставом МАУ ДО ДДТ

и санитарно-гигиеническими

требованиями группы 1 -го года обучения комплектуются из расчета 7-13человек, 2-го
года обучения- 7 -11 человек, 7-10 чел. последующих лет обучения. Предварительный
набор детей в объединение осуществляется в конце учебного года (май- июнь),
дополнительный набор – в конце летних каникул и в начале учебного года (сентябрьоктябрь). При комплектации групп учитывается возраст и уровень подготовки. Уровень
подготовки учащихся при комплектации групп определяется собеседованием.
Режим занятий.
Программа реализуется в очной форме обучения. Возможно применение
дистанционной формы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
(продолжительность одного академического часа - 45 минут) с 15-минутным перерывом.

Сроки освоения и объем программы
Программа реализуется в течение 3 лет
Год обучения
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Общий объём
программы

Количество
недель в году
34
34
34

Всего часов в
год
136 ч
136 ч
136 ч

Периодичность занятий
2 занятия 2 часа в неделю
2 занятие 2 ч. в неделю
2 занятия по 2 ч. в неделю

408ч

Уровневость программы
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и
предполагает реализацию в трёх уровнях:
1 уровень СТАРТОВЫЙ
2 уровень БАЗОВЫЙ
3 уровень ПРОДВИНУТЫЙ
Формы обучения
Форма организации учебной деятельности – очная, групповая, с использованием
занятий в формате лекции, беседы, мастер-класса, познавательной игры, экскурсии,
практического занятия, выставки.
Формы подведения результатов
Основными формами подведения итогов реализации дополнительной программы в
соответствии с Положением о соответствии оценивания достижений и успешности
воспитанников Дома детского творчества для данной программы являются:
 выставки различных уровней;
 конкурсы учебно-исследовательских проектов;
 открытое мероприятие с демонстрацией умений и навыков детей.
Промежуточные

результаты

освоения

программы

представлены

методами

наблюдения, анкетирования, представлением и защитой проектов и т.д.
1.2 Цель и задачи.
Цель программы: Развитие личности ребёнка, способного к творческому
самовыражению посредством овладения основ теоретических знаний, умений и навыков
через изучение и изготовление своими руками кукол.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- формирование у обучающихся знаний базовых основ о работе с тканью любого

вида;
-

формирование

знаний

о

правилах

построения

выкроек

различного

уровня(количество деталей);
- формирование знаний об основах цветоведения;
- формирование умений и навыков работы с различными материалами,
инструментами и техниками;
Развивающие задачи:
- развитие природных задатков и творческого потенциала;
- развитие художественного вкуса, творческого воображения, пространственногои
абстрактного мышления;
- формирование стиля мышления, направленного на преобразование окружающей
среды, понимание основных критериев гармоничности объекта;
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса учащихся к декоративно – прикладному ;
- воспитание активного эстетического отношения к действительности,
миру искусству
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
- воспитание культуры общения в детском коллективе;
- воспитание аккуратности и усидчивости при выполнении работы;
- воспитание бережного отношения к культурному наследию, к истории
и традициям России.
1.3 Содержание программы
1 год обучения
Разработан с целью выявления индивидуальных наклонностей и способностей,
формирования мотивации к выбранной сфере деятельности. Имеет ярко выраженную
познавательную направленность.
Основные задачи:
- помочь ребенку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
- дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
- научить вести себя в коллективе;
- развить мелкую моторику;
- освоить основные приёмы работы
- привить культуру труда.

Учебный (тематический) план 1-го года обучения

№п/п

Название раздела, темы
Вводное занятие.Мир игрушек.
История кукол.Русская народная
кукла.

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/контроля
Вводное
тестирование,

4

3

1

Вводное занятие. Техника
1.1 безопасности, Правила
поведения

2

1

1

Мир игрушек. История
1.2 кукол.Русская народная кукла.

2

1

1

фронтальный
опрос

Виды работ. Организация
рабочего места. Материалы и
инструменты. Т/Б на рабочем
месте и при работес
инструментами.

2

1

1

Вводное
тестирование,
фронтальный
опрос

Ручные швы.

20

6

14

Виды швов, применяемые при
пошиве мягкой игрушки: «вперед
3.1 иголку», «назад иголку»,
«строчка», петельный шов, шов
«через край», потайной шов.

10

4

6

Фронтальный
опрос
Практическая
работа

Отработка различных видов
3.2 швов на примере простейших
изделий из ткани.

10

2

8

Практическая
работа

20

6

14

Фронтальный
опрос,
собеседование

Элементы выкройки. Чтение
4.1 выкройки. Знакомство с
лекалами и количеством деталей.

6

2

4

Работа с чертежами и
выкройками. Снятие лекал с
4.2 журнала на кальку. Увеличение и
уменьшение выкроек.

6

2

4

Раскрой. Бережное
использование и экономное
4.3 расходование материалов.
Размещение лекал на ткани с
учётом экономичности

8

2

6

1.

2.

3.

4.

Выкройка.

раскладки.

Текстильная кукла.

26

10

16

4

3

1

6

3

3

16

4

12

14

6

8

4

2

2

10
4

4
2

6
2

46

2

18

Выкройка ( 1 уровня сложности:
8.1 2-4т детали). Изготовление
игровой куклы.
Декоративное оформление
8.2 куклы. Кукольная одежда и
аксессуары.
9.0 «Творческие работы»
Работа на свободную тему
9.1

32

6

26

14

4

10

10. Оформление работ
Подготовка работ к
выставкам и конкурсам.
10.1
Виды оформления работ.

2
2

5.
5.1

История текстильной куклы.
Виды кукол: народная, игровая,
интерьерная

Виды тканей,используемых для
изготовления текстильнойкуклы.
материалов
по
их
5.2 Выбор
свойствам. Набивка. Кукольная
фурнитура.
5.3
6.

Народная кукла. Виды.
Выкройка. Изготовление.
Волосы для куклы

Виды волос: искусственные,
6.1 натуральные, тесы, нитки,
шерсть для валяния и др.
6.2 Прически из ниток для кукол.
Глаза и нос куклы. Различные
способы изготовления. Способы
7.
прикрепления. Рисование глаз
куклы.
Игровая кукла.
8.

8
8

8
8
1

1
2

Фронтальный
опрос, выставки

Фронтальный
опрос, выставка

Фронтальный
опрос,
аудиторное
выставление
Аудиторное
выставление,
фронтальный
опрос

Аудиторное
выставление,
фронтальный
опрос
Аудиторное
выставление,
фронтальный
опрос

Итого 136 часов
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Вводное занятие. Вводная беседа. «Ручной труд: его назначение и

возможности». Выявление творческих способностей. Творческое задание.
Теория: Знакомство с группой. Беседа о значении ручного труда вжизни человека.
История кукол.
Практика: Выполнение творческого задания на свободную тему.
Раздел 2. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами.
Теория: Организация рабочего места. Материалы и инструменты.Порядок
расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила
посадки обучающихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими
предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу.
Правила поведения учащихся во время занятий.
Практика: обустройство своего рабочего места.
Раздел 3. Ручные швы.
Тема 3.1. Виды швов.
Теория: Виды швов, применяемые для изготовления игрушки: «вперед иголку»,
«назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край», потайной шов.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.2. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов. Выполнение
творческого задания
Теория: Назначение различных видов швов в изготовлении игрушки.
Практика: Выполнение творческого задания.
1. Отработка выполнения швов на примере украшения салфетки.
2. Соединение деталей петельным швом при изготовлении футляра, кошелька из
фетра.
Раздел 4. Выкройка.
Тема 4.1. Элементы выкройки. Чтение выкройки. Знакомство с лекалами и
количеством деталей.
Теория: Работа с чертежами и выкройками. Знакомство с лекалами и количеством
деталей в выкройках. Назначение определенных символов в выкройке. Лексическое
значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
Практика: Творческое задание:
1. Построение простейших выкроек;
2. Практическая работа с чертежами и выкройками
Тема 4.2. Раскрой.
Теория: Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Бережное
использование и экономное расходование материалов. Крепление лекала с помощью

булавок на ткань. Обводка лекал на ткани. Тепловой маркер. Определение припусков на
швы.
Практика: Творческое задание:
1.Изготовление лекала по выкройке;
2. Раскрой на ткани по лекалам выкройки 1ой сложности
Раздел 5. Текстильная кукла.
Тема 5.1. История текстильной куклы.
Теория: Знакомство с историей возникновения и развития кукол из ткани. Виды
кукол: народная, игровая, интерьерная. Назначение кукол в жизни человека.
Практика: Выполнение творческого задания.
1. Создание рисунка своей модели рисунка
2. Создание слайд – фильма об истории кукол
Тема 5.2 Материал для изготовления кукол.
Теория: Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Выбор
материалов по их свойствам. Набивка. Кукольная фурнитура.
Практика: Выполнение творческого задания.
Аппликация из подобранной ткани рисованного манекена куклы.
Тема 5.3Народная игрушка.
Теория:

История

и

развитие

народной

игрушки.

Обереги.

Материалы,

используемые при изготовлении. Особенности русской народной куклы.
Практика: Выполнение творческого задания.
1. Изготовление народной куклы по определенному чертежу.
2. Разработка и изготовление самостоятельной модели народной куклы.
Раздел 6. Волосы для кукол .
Тема 6.1. Виды волос при оформлении куклы.
Теория: Виды волос: искусственные, натуральные, тесы, нитки, шерсть для валяния
и др. Инструменты и материалы для крепления волос: клей-пистолет, клей «момент»,
иглы и др.
Практика: Выполнение творческого задания.
1.использование полученных знаний при оформлении манекенов
Тема 6.2Нитки для крепления волос кукле
Теория: Нитки, используемые для крепления волос.Различные способы крепления
волос из ниток.. Дополнительные материалы при работе с нитками.
Практика: Выполнение творческого задания.
1. Плетем косички из ниток;

2. Прическа из косичек из ниток.
Раздел 7. Глаза и нос куклы.
Теория: Различные способы изготовления глаз, носа, губ. Способы крепления
(приклеивание, нитяной прикреп, вышивание). Рисование глаз. Материалы, инструменты
для оформления лица.
Практика: Выполнение творческого задания.
1.Рисунок лица куклы на бумаге карандашом с соблюдением пропорций;
2. Крепление клеевое элементов лица на тканевую основу.
Раздел 8. Игровая кукла.
Тема 8.1. Выкройки игровых кукол.
Теория: Выкройки 1 уровня сложности(2-4 детали) для игровой куклы.
Практика: Выполнение творческого задания.
1. Изготовление игровой куклы по предложенным выкройкам;
2. Самостоятельная разработка выкройки игровой куклы и ее изготовление.
Тема 8.2Декоративное оформление куклы.
Теория: Разные способы украшения игрушек. Кукольная одежда и аксессуары.
Выкройки кукольной одежды. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного
жабо, колпачка, беретика. Создание образа куклы при помощи аксессуаров.
Практика: Выполнение творческого задания.
1. Изготовление одежды по предложенным выкройкам.
2. Самостоятельный выбор и изготовление аксессуаров для игровой куклы с
использованием бижутерии.
Раздел 9: «Творческие работы»
Тема 9.1 «Работа на свободную тему»
Теория: Выбор темы.Обсуждение выбранной техники.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 10. Оформление работ.
Тема 10.1 Подготовка работ к выставкам и конкурсам. Виды оформления
работ.
Теория: Беседа о видах оформления работ.Значение правильновыбранного
оформления в передаче содержания работы. Последовательность оформления работы.
Практика: Оформление работы.
2 год обучения
Разработан с целью наработки базовых знаний, умений и навыков при работе с
тканью и изготовлению кукол.

Основные задачи:
- наработка базового арсенала техник
- расширение представлений о возможностях предлагаемых техник
- развитие навыков владения инструментами и материалами
- стимулировать самостоятельное творческое мышление.

Учебный (тематический) план 2-го года обучения
№п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория

Формы
аттестации/ко
Практика
нтроля
2
Вводное
тестирование,
фронтальный
опрос
1

1.

Вводное занятие «Снова вместе».

4

2

1.1

Занятие – праздник «И снова
Здравствуйте!»
Занятие «Снова вместе».
Организация рабочего места.
Материалы и инструменты. Т/Б
на рабочем месте и при работе с
инструментами.
Народная кукла.

2

1

2
2

1
2

1

6

2

4

История создания народной
куклы
Занятие «Изготовление народной
куклы»
Организация выставки
«Народная кукла»
Игрушки Тильда

2

1

1

2

1

1

1.2
2.

3.
3.1
3.2
3.3
4.

4.1

4.2
4.3

История игрушек Тильда.
Современные направления
развития Тильдомании
Особенности выкроек кукол и
игрушек Тильда
Оформление игрушек Тильда

2

2

выставка

40

Фронтальный
опрос,
выставка

50

10

2

2

24

4

20

24

4

20

5.

Текстильная кукла
«Тыквоголовка»

60

14

46

5.1

Ткань, фурнитура для
текстильных кукол. Выкройка.
Лекала.
Работа над телом текстильной
куклы
Прическа текстильной куклы.
Обзор по различным видам
волос.
Одежда куклы. Особенности
кроя. Создание выкройки
одежды (платье, штанишки,
пальто).

4

2

2

20

2

18

10

2

8

10

2

8

5.2
5.3

5.4

Фронтальный
опрос,

Выставка,
тестирование

5.5

Образ куклы. Обувь. Виды
обуви.

10

4

6

5.6

Аксессуары для текстильных
кукол.

6

2

4

6.0

Творческая работа.

10

2

8

7.0
8.0

Оформление работ.
Подведение итогов.

2
2

Итого 136 часов

Аудиторное
выставление

2
2

Фронтальный
опрос

Содержание учебного (тематического плана)
Раздел 1. Вводное занятие «Мы снова вместе».
Теория: Беседа о лете, каникулах. Просмотр работ сделанных летом. Обсуждение
перспектив на новый учебный год.
Практика: Выполнение творческого задания:
Раздел 2. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами.
Теория: Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Порядок
расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила
посадки обучающихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими
предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу.
Правила поведения учащихся во время занятий.
Практика: обустройство своего рабочего места.
Раздел 2. Народная национальная кукла
Теория: Народная кукла в культуре и традициях народов России. Инструменты и
приспособления для шитья. Виды тканей и их применение в шитье. Сочетание цвета,
пропорции. Виды ручных швов. Кукла-скрутка «Веснянка», «Желанница», «Кубышка травница» и их роль в быту. Показ готовых изделий. Техника безопасности с режущими и
колющими предметами
Практика: Выполнение творческого задания:
1. Упражнения по: работе с иглой и ножницами, технике выполнения ручных швов.
Работа с цветовым кругом.
2. Выполнение швейных работ народных кукол «Веснянка», «Желанница»,
«Кубышка-травница».
Раздел 4. Игрушки Тильда
Тема 4.1.История игрушек Тильда
Теория: «Знакомство» с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в
разных странах. Современные направления развития ТильдоманииВиды игрушек-тильд.
Ткани-тильда и прочие хлопчатобумажные ткани, используемы для их пошива.
Практика: Выполнение творческого задания.
Сбор информации дляслайд – фильма про историю игрушекТильд.
Тема 4.2.Особенности выкроек кукол и игрушек Тильда
Теория: Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд.
Последовательность кроя. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты
экономного кроя. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания
деталей небольшой ширины. Инструменты и приспособления.

Сборка куклы.

Особенности набивки тильд. Пуговичное крепление.
Практика: Выполнение творческого задания.
1.Иготовление игрушек Тильда по предложению готовых выкроек.
2. Самостоятельная разработкавыкройки и изготовление игрушек Тильда.
Тема 4.3. оформление игрушек Тильд
Теория:

Одежда

для

кукол-Тильд.

Аксессуары-Тильда.

Материалы

для

изготовления кукольныхпричесок. Изготовление волос куклы разными способами и из
различных материалов.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 5. Текстильная кукла «Тыквоголовка»
Тема 5.1. Ткань, фурнитура для текстильных кукол. Выкройка. Лекала.
Теория: История создания текстильной куклы «Тыквоголовки». Цветовое решение
игрушек. Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Особенности
выбора материалов по их свойствам. Набивка. Кукольная фурнитура.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 5.2.Работа над телом текстильной куклы
Теория: Раскрой. Бережное использование и экономноерасходование материалов.
Размещение лекал наткани с учётом экономичности раскладки.Классификация деталей
срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы.Вырезание лекал.
Обработка деталей тела куклы. Выворачивание и набивка частей тельца, особенности
набивки и утяжки ручек и ножек. Соединение деталей куклы. Тонировка.
Практика: Выполнение творческого задания.
1.Иготовление текстильной куклы Тыквоголовки по предложенным готовым
выкройкам.
Тема 5.3. Прическа текстильной куклы. Обзор по различным видам волос..
Теория: Прическа текстильной куклы. Обзор по различным видам волос. Создание
прически с помощью:
-искусственныхтресов пришиванием и приклеиванием;
- шерсти для валяния;
- ниток для вязания.
Локоны: технология изготовления.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 5.4. Одежда куклы. Особенности кроя. Создание выкройки одежды (трусики,
платье, штанишки и др.).
Теория: Подбор ткани и аксессуаров для одежды. Простейшие выкройки для

одежды. Швы для шитья одежды. Самостоятельное изготовление лекал одежды на свою
куклу.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 5.5. Образ куклы. Виды обуви для текстильной куклы.
Теория: Материалы и инструменты для создания обуви: текстиль, фоамиран, кожа,
замша и др. Технологии работы с этими материалами. Выройки обуви:
-как определить по размерам своей кукле,
-как увеличить или уменьшить графически и электронно.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 5.6. Аксессуары для текстильной куклы.
Теория: Что можно отнести к аксессуарам?(сумочки, ранцы, игрушки мелкие,
цветочки).Материалы и инструменты для создания аксессуаров: текстиль, фоамиран,
кожа, замша, мех .Создание выкроек и цветовой и размерный подбор.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 6. Творческая работа.
Теория: Выбор темы.Эскиз.Обсуждение выбранной техники.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 7. Оформление работ.
Теория: Беседа о видах оформления работ. Правила и техника безопасности.
Практика: Оформление работы.
Раздел 8. Подведение итогов.
Теория: Подведение итогов учебного года.
3 год обучения
Практика:
образовательные

Предназначен
потребности

для
в

обучающихся,
творческом

имеющих

самовыражении

повышенные
средствами

изобразительного искусства.
Основная задача:
- углублённое изучение предмета.

Учебный (тематический) план 3-го года обучения
№п/п

Количество часов
Название раздела, темы

1.

Вводное занятие «Мы снова
вместе».

Всего

Теория

2

1

Формы
Практика аттестации/контроля
1
Вводное
тестирование,

фронтальный
опрос
2.

3.

Организация рабочего места.
Материалы и инструменты. Т/Б
на рабочем месте и при работе с
материалами и инструментами.
Современная интерьерная
кукла

История. Обзор современных
моделей
3.2 Выкройка интерьерной куклы.
Подбор материалов для тела
3.3
куклы
Раскрой по лекалам (выкройка
3.4
свыше 8 деталей)
3.5 Пошив элементов куклы
3.6 Обработка краев
3.7 Набивка деталей тела куклы
3.8 Соединение деталей тела куклы
3.9 Голова куклы
3.10 Прическа для куклы
3.11 Одежда интерьерной куклы
3.12 Обувь для куклы
Аксессуары для интерьерной
3.13
куклы
Творческая работа
4.0
Выбор темы. Работа в выбранной
4.1
технике.
Подготовка к фестивалям и
5.0
конкурсам.
6.0 Подведение итогов.
Итого 136 часов
3.1

2

2

72

20

2

2

6
2

2
2

52

4

2

2

6
2
4
4
8
8
10
10
8

6
1
3
2
6
6
8
8
6

1
1
2
2
2
2
2
2

56

Фронтальный
опрос,
тестирование

56

2

1

2

2

1

Содержание учебного (тематического плана).
Раздел 1. Вводное занятие «Мы снова вместе».
Теория: Беседа о новых направлениях работы на новый учебный год. Просмотр
работ сделанных летом. Обсуждение.
Раздел 2. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами.
Теория: Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Порядок
расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила
посадки обучающихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими
предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу.
Правила поведения учащихся во время занятий.
Практика: обустройство своего рабочего места.

Раздел 3. Современная интерьерная кукла
Тема 3.1. История интерьерной куклы
Теория: История куклы из ткани. Современное направление создания интерьерных
кукол. Обзор новинок, моделей, видов кукол в мире(видеоматериалы из итнтернета).
Тема 3.2.Выкройка куклы.
Теория: Стандартная выкройка. Моделирование стандарта под определенную
модель. Назначение вытачек . Объём тела. Форма головы, рук, ног, туловища. Пропорции
в выкройке. Увеличение или уменьшение выкройки графически или электронно.
Практика: Выполнение творческого задания.
- моделирование стандартной выкройки под выбранную модель куклы
Тема 3.3. Ткань для кукол.
Теория: Современные виды ткани для пошива кукол(трикотаж, интерлок, лайкра и
др.). Плотность ткани. Учет свойств определенного вида ткани при изготовлении
определенной модели куклы. Дополнительная ткань, при пошиве(бязь, х/б, сатин, лен и
др.)
Тема 3.4. Раскрой куклы.
Теория: Учет свойств и качества ткани при раскрое. Расположение лекал согласно
направлению долевой нити и указанию на выкройке. Экономичное расположение деталей
на ткани. Тепловой маркер.
Практика: Выполнение творческого задания.
- выполнение крепления лекала на ткани;
- раскрой.
Тема 3.5. Пошив деталей интерьерной куклы.
Теория: Скрепление деталей вручную и машинным швом. Иглы и нитки при работе
с трикотажем вручную и устройства на швейных машинках при работе с определенным
видом ткани.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.6. Обработка краев у деталей при пошиве куклы.
Теория: Применение ножниц – зигзаг при обработке краев деталей, срезание до
минимума лишней ткани на припуски. Надсечки при круглом или остром переходах .
Срезание . запасов на углах
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.7. Набивка.
Теория: Современные виды ткани для набивки деталей(халафайбер, синтепон,
синтепух, пластиковые шарики и др.). Их свойства .Правильная набивка деталей.

Плотность набивки. Инструменты для набивки.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.8. Соединение деталей.
Теория: Симметричная разметка крепления деталей. Подвижное и строгое
соединение.
Соединение с помощью:
- пуговиц;
- ниток;
- дисков.
Подвижные части тела. Соединение с помощью бусин.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.10. Лицо интерьерной куклы.
Теория: Формирование головы различными способами (накладка, валяние, утяжка
и др.). Оформление лица. Приклеивание деталей. Рисование лица. Грунтовка. Материалы
для рисования (клей, краска по ткани, кисти и пр.)
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.11. Прическа интерьерной куклы.
Теория: Виды волос : натуральные, искусственные, трессы, жгуты, пучки. Способы
крепления волос: пришивание, приклеивание. Разметка для крепления. Круговое

и

линейное крепление волос. Использование валяния для создания прически.
Практика: Выполнение творческого задания.
- крепление волос различными способами.
Тема 3.12. Одежда для куклы.
Теория: Ткани для одежды. Цветогамма при подборе тканей для создания
комплекта одежды. Выкройки одежды. Дополнительная фурнитура при отделке одежды
(кружево, тесьма, ленты, пайетки, пуговицы, термонаклейки и др.)
Практика: Выполнение творческого задания:
- изготовление по готовым выкройкам;
- моделирование самостоятельной выкройки.
Тема 3.12. Обувь куклы.
Теория: Материалы и инструменты для создания обуви: текстиль, фоамиран, кожа,
замша и др. Технологии работы с этими материалами. Выкройки обуви:моделирование
стандарта обуви для конкретной модели куклы
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.12. Аксессуары.

Теория: Создание образа куклы. Понятие аксессуара. Подбор по цветогамме
аксессуаров к одежде и обуви. Материалы для изготовления дополнительных элементов
для создания полного образа куклы.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 4. Творческая работа.
Тема 4.1. Выбор темы. Эскиз. Композиция. Работа в выбраннойтехнике.
Теория: Выбор темы.Эскиз.Обсуждение выбранной техники.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 4.2. Подготовка к фестивалям и конкурсам.
Теория: Выбор темы.Эскиз.Обсуждение выбранной техники.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 5. Оформление работ.
Теория: Виды оформительских работ.Значение правильновыбранного
оформления работы в передаче содержания.
Практика:
Оформление работы.
Раздел 6. Подведение итогов
Теория: Обсуждение итогов учебного года.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения

программы дифференцируются по следующим знаниям,

умениям и навыкам поэтапно:
Планируемые результаты
I ступень обучения (первый год обучения)
Личностные результаты
 чувство гордости за культуру и искусство своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
Предметные результаты


знание художественных терминов;



соблюдение последовательности выполнения работы;



умение анализировать, выделять особенности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:


определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;



учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом;


учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:


находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в предложенных вариантах

готовых работ;


делать выводы в результате совместной работы с педагогом;



преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью

художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:


оформлять свои мысли в устной форме и с помощью эскизов, рисунков,

изделиях;


слушать и понимать речь других;



договариваться о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и

следовать им;


учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя).
II ступень обучения (второй год обучения)
Личностные результаты
 способность к самооценке на основе критерия;


овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной

творческой работы в команде под руководством педагога;
Предметные результаты


знание и соблюдение правил безопасной работы с разными материалами

инструментами;


знание правил подготовки рабочего места;



знание основных технологий работы с тканью;



знание технологий изготовления основ для разного вида текстильных кукол;



область применения и назначение материалов и инструментов;



знание основных законов цветоведения;



умение сравнивать и правильно определять пропорции;



знание принципов пропорции, симметрии;

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:


составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую



(составлять план последовательности работы);
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, информацией из



соцсетей;


строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:


владеть монологической и диалогической формами речи с использованием
терминологии соответствующего направления деятельности.



слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку

зрения;


договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

III ступень обучения (3 год обучения)
Личностные результаты
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
 умение анализировать собственную художественную деятельность с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты


умение осуществлять организацию и планирование собственной трудовой

деятельности, контроль над ее ходом и результатами;


умение применять полученные умения, знания и представления в процессе

выполнения художественно-творческих работ;


умение изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по

выкройкам и описанию;


умение выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;



умение проектировать , моделировать и изготавливать собственную модель

игрушки ;


умение осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы с

учетом цветогаммы;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать тему и цели занятия;



работать самостоятельно выработанному плану, сверяя свои действия с



в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень

целью;
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:


пользоваться литературой по профилю и интернет источниками;



осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:


высказывать и обосновывать свою точку зрения;



слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;


договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;



задавать вопросы, находить ответы.

Обучаемые
Должны знать:


Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделия.



Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.



Название

и

назначение

материалов,

их

элементарные

свойства,

использование, применение и доступные средства обработки.


Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с

колющими, режущими инструментами.


Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными

материалами.


Основные принципы моделирования и конструирования при работе с

тканью.


Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.



Инструменты и приспособления для работы с материалами, используемыми

при изготовлении текстильной куклы.


Правила и технику безопасности при работе с электроприборами (швейная

машинка, клеевой пистолет, утюг и др.):


Технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;



Владеть

основами

технологию

сухого

валяния

и

пользоваться

инструментами, используемыми в этой технологии;


Основные требования дизайна к изделиям (польза, аккуратность, красота).

Должны уметь:


Правильно организовать свое место.



Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные

навыки на практике.


Выполнять правила техники безопасности.



Осуществлять

организацию

и

планирование

собственной

трудовой

деятельности, контроль над ее ходом и результатами;


Работать по шаблону и самостоятельно моделировать его.



Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.



Самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке.



Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению

изделий: экономную разметку по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с
помощью клея, скотча, эстетично и аккуратно распределять рисунок на изделии.


Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения.



В процессе работы ориентироваться на качество изделий.



Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения

и навыки, полученные по предмету.


Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь,

проявлять самостоятельность.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы имеется помещение для занятия (оборудованный
кабинет).
Перечень оборудования, инструментов, материалов и приборов
Инструменты и приспособления общего пользования:


Машинка швейная – 2 шт.;



Утюг – 1 шт;



Клеевой пистолет – 4 шт.;



Ножницы портновские – 3 шт;



Ножницы обычные – 15 шт;



Измерительные ленты, линейки;



Иглы различной нумерации, булавки:



Набор лапок для выполнения различных операций – 8 шт.:



2х-местный ученический стол в комплекте со стульями – 7 шт.,



учительский стол – 1 шт.,



шкафы для хранения натурного фонда, драпировки, натурный фонд ;



компьютер с возможностью выхода в интернет, принтер

Материалы индивидуального пользования: простые и цветные карандаши, ластик
для составления эскизов, бумага белая, различные виды ткани для изготовления кукол и
одежды к ним, бижутерия, дополнительный материал.
Информационное оснащение 1.

Банк аудио, видео записей

2.

Коллекция фото, тематических картинок, рисунков

3.

Интернет-ресурсы:

http://stranamasterov.ru/

http://bibliokompas.blogspot.ru/p/blog-page_30.html

сайт «Страна Мастеров». Статьи и
публикации о ручном творчестве:
описание техник, фотогалерея
работ и др. Каталог детской и
методической литературы. Блоги.
Интернет-конкурсы. Мастерклассы.
сайт для читателей и
библиотекарей. Сценарии,
полезные советы, интересные
книги

журнал для детей «Солнышко».
Загадки, ребусы, стихотворения,
игротека, советы родителям и др.
http://master.forblabla.com/blog/46056279053/YOlochki- сайт «Очумелые ручки». Мастер –
iz-bumagi
классы по изготовлению поделок
для детей и преподавателей
http://www.paperland.org.ua/index.php/Modeli-dlyaБумажная страна – целый мир из
Pechati/Kosmicheskie-korabli.html
бумаги. Модели для печати:
корабли, космические корабли,
роботы
http://old.spas-extreme.ru/el.php?EID=23071
Спас-Экстрим Портал детской
безопасности
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
социальная сеть работников
образования nsportal.ru
http://4stupeni.ru/holidays.html
это клуб учителей начальной
школы. Конспекты уроков,
олимпиады, олимпиадные
задания, тематическое
планирование, сценарии
праздников
http://masterclassy.ru/origami
сайт, где размещены мастерклассы
http://www.zavuch.info/news/announces/165/#
ЗАВУЧ.инфо - сайт, где
размещены новости образования,
методическая библиотека,
педагогические конференции ,
телеканалы для учителей
uhu4kids.ru/materials/masterklassy_11/
сайт «Детское творчество и
креатив с UHU». Мастер-классы,
конкурсы, мини-сайты
http://festival.1september.ru/свторские программы и
разработки
http://www.solnet.ee/sol/001/s_321.html

Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, имеющий высшее
или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу
педагогической работы.
Методические материалы.
Для реализации программы необходимы следующие

оценочные комплексы и

материалы:
1.

Методические

комплексы,

состоящие

из

информационного

материала,

инструкционных и технологических карт, методических разработок и планов конспектов
занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: вопросники,
контрольные упражнения, тесты и кроссворды.

3. Развивающие и диагностические процедуры: тесты, развивающие игры,
вопросники.
4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные альбомы,
журналы, буклеты, книги, электронные материалы.
Методика работы.
Технология

личностно-ориентированного

развивающего

обучения

(И.С.

Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного
обучения

–

максимальное

развитие

(а

не

формирование

заранее

заданных)

индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования
имеющегося у него опыта жизнедеятельности
Технология индивидуализации обучения – технология обучения, при которой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными
(Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Групповые

технологии

предполагают

организацию

совместных

действий,

коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Технология

проектного

обучения

—

альтернативная

технология,

которая

противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а
используется технология защиты индивидуальных проектов.
Здоровьесберегающие технологии - охрану здоровья детей можно назвать
приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые
дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны
заниматься производительно-полезным трудом.
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов)
Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить
их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который
можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и
т.п.)
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу
положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта.

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются
следующие виды и формы контроля:
Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При
его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа
для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего
материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении
используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос,
практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
Промежуточная аттестация осуществляется по мере прохождения темы,
раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются
следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение
изделий по предложенным выкройкам). Данный вид контроля также предусматривает
участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года по сумме показателей
за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы,
включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по
собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для
родителей, выставку-презентацию творческих работ, самоанализ.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на
3 уровень обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Основными

формами

подведения

итогов

реализации

дополнительной

программы в соответствии с Положением о соответствии оценивания достижений и
успешности воспитанников Дома детского творчества для данной программы являются:
 выставки различных уровней
 конкурсы учебно-исследовательских проектов
 открытое мероприятие с демонстрацией умений и навыков детей
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на
правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей,
учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребёнка.
Обращается внимание на малейшее проявление инициативы, самостоятельности и
творческого мышления каждого учащегося. При индивидуальной оценке работ делается

акцент на те моменты, которые давались ребёнку с трудом, но он смог выполнить задание.
Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах и награждаются грамотами,
дипломами, благодарностями.
При подведении промежуточных итогов при изучении тематических блоков
используются следующие формы
№ п\п
Тема
1. Введение.
2. ТБ при работе с различными видами
электроприборов, инструментов и
материалов, обустройство рабочего
места, правила пожарной безопасности
3. Текстильная кукла (народная, Тильда,
интерьерная)
4. Итоговое занятие/ Творческая работа

Формы подведения итогов
Фронтальная беседа
Фронтальная и индивидуальная беседы,
выполнение дифференцированных
практических заданий.
Фронтальная и индивидуальная беседы,
выполнение практических заданий, выставки
различного уровня
Контрольное занятие, конкурсы, выставки

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
Теоретические знания
показатель
Теоретическая
подготовка по
основным
разделам
программы
Владение
специальной
терминологией

критерии
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
Осмысленность и
правильность
использования

Практическая подготовка
Практические
Соответствие
умения и навыки, умений и навыков
предусмотренные программой
программой
требованиям
Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
творческих
заданий

Базовые компетенции
Коммуникативная Умение слушать и
компетентность
слышать педагога.

Степень
выраженности
Мин. уровень
(менее1/2)
Средний уровень (1/2)
Максимальный (весь
объем)
Мин. уровень
(менее1/2)
Средний уровень (1/2)
Максимальный (весь
объем)
Мин. уровень
(менее1/2)
Средний уровень (1/2)
Максимальный (весь
объем)
1 -репродуктивный с
помощью педагога
2- репродуктивный без
помощи педагога
3- продуктивный,
творческий
Минимальный –
необходим

К-во
баллов
1 балл
2 балла
3 балла
1 балл

Методы
диагностики
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос.
Наблюдение

2 балла
3 балла
1 балл

Контрольное
задание

2 балла
3 балла
1 балл

Наблюдение

2 балла
3 балла

1 балл

Наблюдение

Конструктивное
общение со
сверстниками и
педагогом.
Самоорганизация

Самообразование

Умение
организовать
рабочее место
Аккуратность в
выполнении
работы
Соблюдение
правил ТБ
Стремление и
самостоятельность
в получении
информации

постоянный контроль
со стороны педагога
Средний – необходим
частичный контроль
Максимальный – не
испытывает
затруднений
Мин. уровень
(менее1/2)
Средний уровень (1/2)
Максимальный (весь
объем)

2 балла

Минимальныйиспытывает
затруднения,
необходим
постоянный контроль
педагога
Средний – необходим
частичный контроль
педагога
Максимальный –
работает
самостоятельно не
испытывая
затруднений

1 балл

3 балла

1 балл

Наблюдение

2 балла
3 балл

Наблюдение

2 балла
3 балла

3. Список литературы
Литература для педагога
1.
Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа
кружка рукоделия.СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил.
2.

Ванханен Н. А.Фантазии из колготок. -Москва. Профиздат, 2010

3.

Воробьёва Н.П.. Декоративно-прикладное творчество.5-9 классы:

Традиционные народные куклы. Керамика / Авт. -сост. О. Я.–Волгоград: Учитель, 2009
4.

Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции,

технология. – М.: Культура и традиции, 2007. Демидова Н. Г. Моя народная кукла //Я
вхожу в мир искусств. – 2019. – №8.
5.

Кочеткова Н. В.Мастерим игрушки сами:образовательная программа и

конспекты занятий: (для детей 7-16 лет) –Волгоград: Учитель, 2013
6.

Морозова Г.А. «Народное декоративно прикладное творчество:- Теория,

история, практика» Ростов Н. Д 2010

7.

Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия

развития, 2018

Литература для обучающихся (родителей)
1.

БондаренкоТ. В. «Куклы своими руками» Полиграфиздат, 2009

2.

Войдинова М. Н. «Куклы в моём доме» М. Профиздат 2012

3.

Журнал «Валя-Валентина»

4.

КочетоваС.Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.;

5.

Неботова Страдитти И. «Делаем куклы сами» Пер. с ит. -М. ; Издательство

«Ниола-Пресс», 2006
6.

З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».