УТВЕРЖДЕНО: Директор МАУ ДО ДДТ Е. А. Буздес приказ от 06.04.2023 г. № 15/1 ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества 1. Общие положения 1.1. Настоящие положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы, порядок организации и функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества (далее – МАУ ДО ДДТ), а также функции и полномочия субъектов ВСОКО, критерии, показатели и инструментарий осуществления ВСОКО и разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года; − Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» до 2024 года; − Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; − Методические рекомендации Федерального института оценки качества образования по развитию муниципальных механизмов управления качеством образования от 29.04.2022; − Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»; − Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 18.06.2020 № 502-Д «О совершенствовании региональных механизмов управления качеством образования в Свердловской области»; − Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.07.2021 № 689-Д «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области»; − Методические рекомендации Государственного автономного нетипового образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодёжи» по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях; − Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20; − «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; − Устав МАУ ДО ДДТ (утвержден Начальником Управления образования Кушвинского городского округа, приказ от 23.12.2015 №371); − Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (утверждены директором МАУ ДО ДДТ, приказ от 15.01.2016 №2/а). 1.2 Терминология: ВСОКО – это совокупность оценочных процедур, направленных на обеспечение качества образовательной деятельности, условий, результата, выстроенных на единой концептуальной основе. Качество образования – это интегральная характеристика системы дополнительного образования, отражающая степень соответствия достигаемых результатов деятельности Учреждения нормативным требованиям, социальному заказу, сформированному потребителями образовательных услуг. Контроль – процесс, протекающий в рамках определенных временных границ, в ходе которого выявляются отклонения величины фактических параметров управляемой системы от норм функционирования, оценивается степень достижения поставленных целей, желаемых и определенных в управленческом решении. Мониторинг качества образования – это система сбора, обработки данных по внутренним показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности МАУ ДО ДДТ. Внутренние показатели и индикаторы мониторинга качества образования – это комплекс показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования. Анкетирование – метод проведения социологических опросов, при котором общение между интервьюером и респондентом осуществляется в соответствии с разработанной анкетой (может проводиться в электронном виде через сеть «Интернет»). 1.3 Настоящее Положение согласовывается Педагогическим советом и утверждается директором образовательной организации. 1.4 Настоящее Положение закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности в образовательной организации, являющейся неотъемлемой частью системы управления качеством образования. 1.5 ВСОКО основывается на следующих принципах: − объективности, достоверности, открытости, полноты и системности информации; − реалистичности требований, норм, показателей и инструментария оценки качества образования, их социальной и личностной значимости; − надежности, прозрачности и оптимальности процедур оценки качества образования; − учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; − доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп пользователей; − рефлексивности, реализуемой через включение работников образовательной организации в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; − повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого работника образовательной организации; − соблюдения морально-этических норм при проведении оценки качества образования в образовательной организации, − соблюдения конфиденциальности при работе с базами персональных данных; − непрерывности развития и интеграции в региональную и муниципальную систему оценки качества образования. 1.6. Основными принципами формирования системы критериев (показателей и индикаторов) ВСОКО являются: − ориентация на требования пользователей; − учет потребностей системы образования (сопоставимость ВСОКО с федеральными, региональными критериями); − минимизация системы критериев (показателей, индикаторов); − инструментальность и технологичность используемых критериев (показателей, индикаторов) с учетом существующих возможностей автоматизированного сбора и обработки данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных; − оптимальность использования источников первичных данных для определения уровня качества образования. 1.7 Результаты ВСОКО могут обсуждаться всеми участниками образовательных отношений с целью повышения качества образования. 1.8 ВСОКО является главным источником информации для диагностики состояния образовательной деятельности МАУ ДО ДДТ и динамики ее развития, для принятия эффективных управленческих решений. 1.9 Результаты ВСОКО представлены в ежегодном отчете о самообследовании МАУ ДО ДДТ. 1.10 Настоящее Положение обязательно для исполнения работниками образовательной организации и рекомендовано для всех участников образовательных отношений. 1.12. Текст настоящего Положения размещается на официальном сайте МАУ ДО ДДТ. 2. Основные цели, задачи, функции, направления и объекты ВСОКО 2.1. Целью ВСОКО является формирование объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. 2.2. Основными задачами являются: − установление оптимальных показателей (индикаторов) с учетом значимых критериев региональной системы качества образования; − планирование единой системы оценочных процедур, обеспечивающих контроль состояния образования для выявления его реального уровня и факторов, влияющих на динамику качества образования в МАУ ДО ДДТ с учетом возможностей городских сервисов и независимых оценок; − сопровождение оценочных мероприятий, получение объективной и достоверной информации о функционировании и развитии качества образования в образовательной организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, с использованием различных информационно-аналитических систем; − обеспечение качественного и своевременного проведения оценки качества образования; − сравнительный и всесторонний анализ полученных результатов оценочных мероприятий; − соответствие внутренней оценки качества образования внешней оценке; − формирование системы мер, направленных на устранение выявленных дефицитов и сбоев; − определение системы мероприятий, направленных на корректировку полученных результатов; − прогнозирование развития качества образования в образовательной организации, предупреждение негативных тенденций с учетом возможностей ОО; − принятие обоснованных эффективных и своевременных управленческих решений по повышению качества образования; − представление результатов для заинтересованных категорий пользователей. 2.3 Основными функциями ВСОКО являются: − формирование критериальной основы для оценки качества образования; − информационное и аналитическое обеспечение управления качеством образования; − прогнозирование, диагностика, экспертиза и оценка качества образования; − обеспечение открытости и доступности информации ВСОКО для всех заинтересованных пользователей. 2.4. ВСОКО строится по направлениям, включающим в себя три объекта мотивирующего мониторинга: 2.4.1. Оценка условий реализации дополнительных образовательных программ: − количество публикаций (статей, пособий, рекомендаций, сборников научнометодического и учебного характера); − доля педагогов учреждения, прошедших повышение квалификации по профилю своей профессиональной деятельности (в рамках реализуемой направленности дополнительного образования) за последние 3 года, от их общего числа; − доля педагогов учреждения, системно использующих информационнокоммуникационные технологий (в том числе дистанционных технологий обучения и цифровые образовательные ресурсы) в организации образования обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, от их общего числа; − количество помещений для осуществления образовательной деятельности (в том числе, учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, спортивных залов и т.д.); − количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся (в том числе, актовый зал, концертный зал, игровые площадки); − доля учебных помещений, оснащенных автоматизированными рабочими местами педагогов (%); − наличие переносных и стационарных компьютеров с выходом в Интернет, расположенных в учебном помещении; − отражение образовательной деятельности на официальном сайте МАУ ДО ДДТ. 2.4.2. Оценка содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: − доля дополнительных общеобразовательных программ, содержание и формы образования которых ориентированы на образовательные потребности учащихся, (в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из группы социального риска, детиинвалиды); − доля дополнительных общеобразовательных программ, содержание которых включает заочные и дистанционные формы; − доля победителей соревнований, конкурсов муниципального, регионального и российского, международного уровня к общему количеству учащихся по дополнительной общеобразовательной программе. 2.4.3. Оценка качества образовательных результатов: − количество учащихся, в полной степени освоивших программу; − соответствие теоретических и практических умений и навыков программным требованиям (уровень освоения учащимися содержания изучаемой образовательной программы); − результативность программы (объединенный показатель по количеству и статусу наград, полученных учащимися в конкурсных событиях различного уровня); − количество учащихся, принявших участие в межведомственных профилактических, социальных и благотворительных акциях, в волонтерской деятельности; − разнообразие творческих достижений: по видам деятельности, по количеству детей, принявших участие в конкурсных и неконкурсных событиях различного уровня; − степень удовлетворенности родителей (законных представителей) учащихся образовательным процессом и результатами обучения по дополнительной общеобразовательной программе. 3. Функциональная и организационная структура ВСОКО 3.1. ВСОКО формируется на основе трех основных компонентов: 1) системы внутреннего мониторинга (систематического регламентированного отслеживания состояния постоянно осуществляемых основных процессов в школе, непосредственно или опосредованно влияющих на качество образования), направленного на: − улучшение состояния материально-технического обеспечения МАУ ДО ДДТ; − оценку результативности участия обучающихся и педагогических работников в конкурсном и олимпиадном движении, проектной деятельности и др.; − оценку удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей); − оценку вовлеченности органов общественного самоуправления в образовательные и воспитательные процессы, осуществляемые в образовательной организации. 2) системы внутреннего контроля (системного процесса всестороннего изучения и анализа образовательной деятельности с целью контроля соблюдения законодательства в сфере образования, использования нормативных и организационно-распорядительных актов образовательной организации, выполнения мероприятий по повышению качества образования), направленного на: − оценку качества образовательных результатов учащихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ); − оценку качества организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования; − определения уровня соответствия локальных актов образовательной организации федеральным, региональным и муниципальным документам; − оценку качества реализации дополнительных общеобразовательных программ; − оценку качества проведения досуговых мероприятий; − оценку качества воспитательной работы в творческих объединениях; − оценку условий реализации дополнительных общеобразовательных программ; − оценку профессиональной компетентности педагогических работников, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования. 3) независимой внешней оценке качества образования, направленной на: − определение уровня соответствия результатов внутреннего мониторинга внешней оценке. 3.2. Целостная система оценки качества образования обеспечивается двумя постоянно взаимодействующими уровнями ВСОКО: − индивидуальный уровень – как система оценочных (диагностических) мероприятий, осуществляемых педагогами на занятиях и досуговых мероприятиях; − обобщенный уровень – как система оценочных (диагностических) мероприятий, единых для всей образовательной организации. 3.3 Направления ВСОКО, включающие в себя объекты мотивирующего мониторинга: качество условий, качество процессов и качество результатов, определяют организационную структуру ВСОКО, состав лиц, привлекаемых к внутренней оценке качества образования, условия проведения оценочных процедур и др. Направления ВСОКО соответствуют методическим рекомендациям Федерального Института оценки качества образования (ФИОКО). 3.4 Организационная структура системы оценки качества образования построена в соответствии с тремя основными функциями: − функция управления оценкой качества образования, созданием механизмов оценивания и принятия решения по его результатам; − функция проведения оценки и мониторинга качества образования, сбора, систематизации и обобщения полученной информации; − функция интерпретации результатов оценивания и подготовки проектных решений. 3.5 Общее руководство организацией проведения оценочных процедур осуществляет директор МАУ ДО ДДТ. Оценка качества образования в образовательной организации проводится существующими организационными структурами, а также общественностью и профессиональными объединениями, привлекаемыми для экспертизы. 3.6 Организационная структура, осуществляющая внутреннюю оценку качества образования, интерпретацию полученных данных, в том числе от независимой внешней оценки, включает в себя: − администрацию МАУ ДО ДДТ; − рабочие группы (временные или постоянно действующие объединения администрации, педагогов дополнительного образования, методистов и др.); − органы управления (педагогический совет). 3.6.1 Директор МАУ ДО ДДТ: − осуществляет нормативное регулирование ВСОКО; − координирует деятельность всех структурных звеньев ВСОКО; − определяет приоритетные направления и стратегию ВСОКО; − корректирует деятельность субъектов ВСОКО на любом этапе; − привлекает общественность к внешней оценке качества образования; − принимает обоснованные эффективные управленческие решения на основе результатов оценочных процедур; − вносит предложения по совершенствованию ВСОКО. 3.6.2 Управленческая команда: − разрабатывает Программу развития, локальные акты; − разрабатывает план-график внутреннего мониторинга качества образования; − контролирует исполнение федеральных, региональных, муниципальных документов и внутренних локальных актов МАУ ДО ДДТ. 3.6.3 Заместитель директора по образовательной деятельности: − планирует/организует проведение оценочных мероприятий; − осуществляет анализ результатов оценочных мероприятий; − осуществляют анализ результатов внутренних диагностических мероприятий, текущего контроля и промежуточной аттестации, в том числе в сравнении с внешними независимыми диагностиками/результатами; − обеспечивает полноту, достоверность, открытость предоставляемой информации о качестве образования; − доводит результаты оценочных процедур до сведения всех участников образовательных отношений; − обеспечивает подготовку кадров и общественное наблюдение для проведения оценочных процедур; − формирует информационно-аналитические материалы по результатам проведенных оценочных процедур; − вносит предложения для принятия управленческих решений на основе анализа полученных результатов. 3.6.4 Начальник структурного подразделения: − организуют проведение оценочных процедур дополнительных общеобразовательных программ; − организует мониторинг библиотечного фонда учебников и учебных пособий; − участвует в организации курсовой подготовки педагогических работников; − контролирует включенность обучающихся и педагогических работников в олимпиадное движение, городские проекты, конкурсы; − формирует информационно-аналитические материалы по результатам проведенных оценочных процедур; − вносит предложения для принятия управленческих решений на основе анализа полученных результатов. 3.6.5 Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности: − организует мониторинг состояния материально-технического обеспечения МАУ ДО ДДТ; − формирует информационно-аналитические материалы по результатам проведенных оценочных процедур; − вносит предложения для принятия управленческих решений на основе анализа полученных результатов. 3.6.6 Рабочие группы (временные или постоянно действующие объединения администрации, педагогов дополнительного образования, методистов и др.): − участвуют в разработке плана-графика проведения ВСОКО; − участвуют в создании фонда оценочных средств; − участвуют в формировании анализа результатов внутренних диагностических мероприятий, текущего контроля и промежуточной аттестации; − формируют предложения по корректировке образовательной деятельности с целью повышения показателей для педагогов дополнительного образования и методистов, для администрации – по возможным управленческим решениям и устранению образовавшихся дефицитов. 3.6.7 Педагогический совет МАУ ДО ДДТ: − участвует в определении направлений развития ВСОКО; − содействует реализации оценочных процедур в качестве общественного наблюдения; − участвует в обсуждении результатов ВСОКО и формировании управленческих решений. 4. Требования к реализации ВСОКО 4.1 Реализация ВСОКО осуществляется в ходе оценочных процедур: − мониторинга (наблюдение, анкетирование, опросы и т.д.); − диагностических мероприятий (внутренних и внешних (независимых)); − экспертиз. 4.2 В рамках ВСОКО могут использоваться результаты (внешние и внутренние): 4.2.1 Внешние: − лицензирование; − государственная аккредитация; − олимпиады, конкурсы и др.; − независимые диагностики; − национальные и международные исследования, рейтинги образовательных организаций и др.; − результаты городских проектов; − самодиагностики; − материалы цифрового ресурса. 4.2.2 Внутренние: − мониторинги качества образования; − иные. 4.3. В основу содержания процедур ВСОКО заложены следующие критерии: − индивидуальные образовательные и личностные достижения обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ; − профессиональные компетенции работников МАУ ДО ДДТ и качество их образовательной деятельности; − организация образовательного процесса; − − − − − − ресурсное обеспечение, качество условий; образовательная среда; деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся; деятельность по воспитанию и социализации обучающихся; эффективность управленческой деятельности; иное. 4.4 К методам проведения оценочных процедур относятся: − тестирование; − анкетирование; − наблюдение; − опрос; − анализ баз данных; − экспертиза; − иное. 4.5 При анализе результатов ВСОКО используется: − сравнение средневзвешенных муниципальных и региональных показателей с фактическими результатами образовательной организации; − показатели других учреждений и информационно-аналитических систем для различных категорий участников образовательного процесса. 4.6 Инструментарий, используемый для проведения оценочных процедур в рамках ВСОКО, должен соответствовать следующим характеристикам: − создан на единой методологической основе; − открытый; − валидный; − полный; − достоверный; − надежный; − единый; − создан с соблюдением однозначности интерпретации критериев (показателей, индикаторов). 4.7 Перечень критериев (показателей, индикаторов), используемых во ВСОКО, определяется в соответствии с: − федеральными показателями; − региональными показателями; − муниципальными показателями; − показателями, заложенными в аттестационной справке руководителя образовательной организации. 4.8 Номенклатура критериев (показателей, индикаторов) ВСОКО, а также периодичность проведения процедур оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов устанавливаются для проведения внутренней оценки качества соответствующими локальными актами образовательной организации, при проведении внешней оценки – документами внешних организаций. 4.9 В отношении характеристик, которые не поддаются количественному измерению, могут применяться качественные оценки. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку, являются: − анализ характеристик с течением времени (динамический анализ); − сравнение одних характеристик с другими аналогичными в рамках образовательной системы (сравнительный анализ). 4.10 По итогам анализа полученных данных готовятся соответствующие документы (аналитические материалы, справки, отчеты и др.). 4.11 В рамках ВСОКО обеспечивается реализация прав всех участников образовательных отношений на получение качественного образования. 4.12 Оценочные процедуры в рамках ВСОКО могут проводиться с привлечением органов власти, общественных организаций, родительской общественности, независимых экспертов. 4.13 Мероприятия, проводимые в рамках ВСОКО с участием обучающихся, осуществляются на основании внутренних локальных актов МАУ ДО ДДТ.