УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАУ ДО ДДТ
Е. А. Буздес
приказ от 06.04.2023 г. № 15/1
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном автономном
учреждении дополнительного образования Дом детского творчества
1.
Общие положения
1.1. Настоящие положение о внутренней системе оценки качества образования (далее –
Положение) определяет цели, задачи, принципы, порядок организации и функционирования
внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) в муниципальном
автономном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества (далее –
МАУ ДО ДДТ), а также функции и полномочия субъектов ВСОКО, критерии, показатели и
инструментарий осуществления ВСОКО и разработано в соответствии со следующими
нормативно-правовыми актами:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года;
− Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» до 2024 года;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 №
955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;
− Методические рекомендации Федерального института оценки качества образования
по развитию муниципальных механизмов управления качеством образования от 29.04.2022;
− Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013
№462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной
организацией»;
− Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 18.06.2020 № 502-Д «О совершенствовании региональных механизмов управления качеством
образования в Свердловской области»;
− Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 20.07.2021 № 689-Д «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества
образования Свердловской области»;
− Методические рекомендации Государственного автономного нетипового
образовательного учреждения Свердловской области «Дворец молодёжи» по разработке
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20;
− «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
− Устав МАУ ДО ДДТ (утвержден Начальником Управления образования
Кушвинского городского округа, приказ от 23.12.2015 №371);
− Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся (утверждены директором МАУ ДО ДДТ, приказ от 15.01.2016 №2/а).
1.2 Терминология:
ВСОКО – это совокупность оценочных процедур, направленных на обеспечение
качества образовательной деятельности, условий, результата, выстроенных на единой
концептуальной основе.
Качество образования – это интегральная характеристика системы дополнительного
образования, отражающая степень соответствия достигаемых результатов деятельности
Учреждения
нормативным
требованиям,
социальному
заказу,
сформированному
потребителями образовательных услуг.
Контроль – процесс, протекающий в рамках определенных временных границ, в ходе
которого выявляются отклонения величины фактических параметров управляемой системы
от норм функционирования, оценивается степень достижения поставленных целей,
желаемых и определенных в управленческом решении.
Мониторинг качества образования – это система сбора, обработки данных по
внутренним показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве
образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности МАУ ДО ДДТ.
Внутренние показатели и индикаторы мониторинга качества образования – это
комплекс показателей и индикаторов, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение
информации о состоянии и динамике качества образования.
Анкетирование – метод проведения социологических опросов, при котором общение
между интервьюером и респондентом осуществляется в соответствии с разработанной
анкетой (может проводиться в электронном виде через сеть «Интернет»).
1.3 Настоящее Положение согласовывается Педагогическим советом и утверждается
директором образовательной организации.
1.4 Настоящее Положение закрепляет основные направления и цели оценочной
деятельности в образовательной организации, являющейся неотъемлемой частью системы
управления качеством образования.
1.5 ВСОКО основывается на следующих принципах:
− объективности, достоверности, открытости, полноты и системности информации;
− реалистичности требований, норм, показателей и инструментария оценки качества
образования, их социальной и личностной значимости;
− надежности, прозрачности и оптимальности процедур оценки качества
образования;
− учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке
результатов их обучения и воспитания;
− доступности информации о состоянии и качестве образования для различных
групп пользователей;
− рефлексивности, реализуемой через включение работников образовательной
организации в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на
объективные критерии и показатели;
− повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
работника образовательной организации;
− соблюдения морально-этических норм при проведении оценки качества образования
в образовательной организации,
− соблюдения конфиденциальности при работе с базами персональных данных;
− непрерывности развития и интеграции в региональную и муниципальную систему
оценки качества образования.
1.6. Основными принципами формирования системы критериев (показателей и
индикаторов) ВСОКО являются:
− ориентация на требования пользователей;
− учет потребностей системы образования (сопоставимость ВСОКО с федеральными,
региональными критериями);
− минимизация системы критериев (показателей, индикаторов);
− инструментальность и технологичность используемых критериев (показателей,
индикаторов) с учетом существующих возможностей автоматизированного сбора и обработки
данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных;
− оптимальность использования источников первичных данных для определения
уровня качества образования.
1.7
Результаты ВСОКО могут обсуждаться всеми участниками образовательных
отношений с целью повышения качества образования.
1.8 ВСОКО является главным источником информации для диагностики состояния
образовательной деятельности МАУ ДО ДДТ и динамики ее развития, для принятия
эффективных управленческих решений.
1.9
Результаты ВСОКО представлены в ежегодном отчете о самообследовании
МАУ ДО ДДТ.
1.10 Настоящее
Положение
обязательно
для
исполнения
работниками
образовательной организации и рекомендовано для всех участников образовательных
отношений.
1.12. Текст настоящего Положения размещается на официальном сайте МАУ ДО ДДТ.
2. Основные цели, задачи, функции, направления и объекты ВСОКО
2.1. Целью ВСОКО является формирование объективной информации о состоянии
качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
2.2. Основными задачами являются:
− установление оптимальных показателей (индикаторов) с учетом значимых
критериев региональной системы качества образования;
− планирование единой системы оценочных процедур, обеспечивающих контроль
состояния образования для выявления его реального уровня и факторов, влияющих на
динамику качества образования в МАУ ДО ДДТ с учетом возможностей городских сервисов и
независимых оценок;
− сопровождение оценочных мероприятий, получение объективной и достоверной
информации о функционировании и развитии качества образования в образовательной
организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, с
использованием различных информационно-аналитических систем;
− обеспечение качественного и своевременного проведения оценки качества
образования;
− сравнительный и всесторонний анализ полученных результатов оценочных
мероприятий;
− соответствие внутренней оценки качества образования внешней оценке;
− формирование системы мер, направленных на устранение выявленных дефицитов и
сбоев;
− определение системы мероприятий, направленных на корректировку полученных
результатов;
− прогнозирование развития качества образования в образовательной организации,
предупреждение негативных тенденций с учетом возможностей ОО;
− принятие обоснованных эффективных и своевременных управленческих решений
по повышению качества образования;
− представление результатов для заинтересованных категорий пользователей.
2.3 Основными функциями ВСОКО являются:
− формирование критериальной основы для оценки качества образования;
− информационное и аналитическое обеспечение управления качеством образования;
− прогнозирование, диагностика, экспертиза и оценка качества образования;
− обеспечение открытости и доступности информации ВСОКО для всех
заинтересованных пользователей.
2.4. ВСОКО строится по направлениям, включающим в себя три объекта
мотивирующего мониторинга:
2.4.1. Оценка условий реализации дополнительных образовательных программ:
− количество публикаций (статей, пособий, рекомендаций, сборников научнометодического и учебного характера);
− доля педагогов учреждения, прошедших повышение квалификации по профилю своей
профессиональной деятельности (в рамках реализуемой направленности дополнительного
образования) за последние 3 года, от их общего числа;
− доля педагогов учреждения, системно использующих информационнокоммуникационные технологий (в том числе дистанционных технологий обучения и цифровые
образовательные ресурсы) в организации образования обучающихся по дополнительным
общеобразовательным программам, от их общего числа;
− количество помещений для осуществления образовательной деятельности (в том
числе, учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, спортивных залов и т.д.);
− количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся (в том
числе, актовый зал, концертный зал, игровые площадки);
− доля учебных помещений, оснащенных автоматизированными рабочими местами
педагогов (%);
− наличие переносных и стационарных компьютеров с выходом в Интернет,
расположенных в учебном помещении;
− отражение образовательной деятельности на официальном сайте МАУ ДО ДДТ.
2.4.2. Оценка содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ:
− доля дополнительных общеобразовательных программ, содержание и формы
образования которых ориентированы на образовательные потребности учащихся, (в том числе
дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из группы социального риска, детиинвалиды);
− доля дополнительных общеобразовательных программ, содержание которых
включает заочные и дистанционные формы;
− доля победителей соревнований, конкурсов муниципального, регионального и
российского, международного уровня к общему количеству учащихся по дополнительной
общеобразовательной программе.
2.4.3. Оценка качества образовательных результатов:
− количество учащихся, в полной степени освоивших программу;
− соответствие теоретических и практических умений и навыков программным
требованиям (уровень освоения учащимися содержания изучаемой образовательной
программы);
− результативность программы (объединенный показатель по количеству и статусу
наград, полученных учащимися в конкурсных событиях различного уровня);
− количество
учащихся,
принявших
участие
в
межведомственных
профилактических, социальных и благотворительных акциях, в волонтерской деятельности;
− разнообразие творческих достижений: по видам деятельности, по количеству детей,
принявших участие в конкурсных и неконкурсных событиях различного уровня;
− степень удовлетворенности родителей (законных представителей) учащихся
образовательным
процессом
и
результатами
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной программе.
3. Функциональная и организационная структура ВСОКО
3.1. ВСОКО формируется на основе трех основных компонентов:
1)
системы внутреннего мониторинга (систематического регламентированного
отслеживания состояния постоянно осуществляемых основных процессов в школе,
непосредственно или опосредованно влияющих на качество образования), направленного на:
− улучшение состояния материально-технического обеспечения МАУ ДО ДДТ;
− оценку результативности участия обучающихся и педагогических работников в
конкурсном и олимпиадном движении, проектной деятельности и др.;
− оценку
удовлетворенности
обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей);
− оценку вовлеченности органов общественного самоуправления в образовательные и
воспитательные процессы, осуществляемые в образовательной организации.
2) системы внутреннего контроля (системного процесса всестороннего изучения и
анализа образовательной деятельности с целью контроля соблюдения законодательства в
сфере образования, использования нормативных и организационно-распорядительных актов
образовательной организации, выполнения мероприятий по повышению качества образования),
направленного на:
− оценку качества образовательных результатов учащихся (степень соответствия
индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения учащимися
дополнительных общеобразовательных программ);
− оценку качества организации образовательного процесса, включающей условия
организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия
комфортности получения образования;
− определения уровня соответствия локальных актов образовательной организации
федеральным, региональным и муниципальным документам;
− оценку качества реализации дополнительных общеобразовательных программ;
− оценку качества проведения досуговых мероприятий;
− оценку качества воспитательной работы в творческих объединениях;
− оценку условий реализации дополнительных общеобразовательных программ;
− оценку профессиональной компетентности педагогических работников, их
деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования.
3) независимой внешней оценке качества образования, направленной на:
− определение уровня соответствия результатов внутреннего мониторинга внешней
оценке.
3.2. Целостная система оценки качества образования обеспечивается двумя
постоянно взаимодействующими уровнями ВСОКО:
− индивидуальный уровень – как система оценочных (диагностических) мероприятий,
осуществляемых педагогами на занятиях и досуговых мероприятиях;
− обобщенный уровень – как система оценочных (диагностических) мероприятий,
единых для всей образовательной организации.
3.3 Направления ВСОКО, включающие в себя объекты мотивирующего мониторинга:
качество условий, качество процессов и качество результатов, определяют организационную
структуру ВСОКО, состав лиц, привлекаемых к внутренней оценке качества образования,
условия проведения оценочных процедур и др. Направления ВСОКО соответствуют
методическим рекомендациям Федерального Института оценки качества образования
(ФИОКО).
3.4 Организационная структура системы оценки качества образования построена в
соответствии с тремя основными функциями:
− функция управления оценкой качества образования, созданием механизмов
оценивания и принятия решения по его результатам;
− функция проведения оценки и мониторинга качества образования, сбора,
систематизации и обобщения полученной информации;
− функция интерпретации результатов оценивания и подготовки проектных решений.
3.5 Общее руководство организацией проведения оценочных процедур осуществляет
директор МАУ ДО ДДТ. Оценка качества образования в образовательной организации
проводится существующими организационными структурами, а также общественностью и
профессиональными объединениями, привлекаемыми для экспертизы.
3.6 Организационная структура, осуществляющая внутреннюю оценку качества
образования, интерпретацию полученных данных, в том числе от независимой внешней
оценки, включает в себя:
− администрацию МАУ ДО ДДТ;
− рабочие группы (временные или постоянно действующие объединения
администрации, педагогов дополнительного образования, методистов и др.);
− органы управления (педагогический совет).
3.6.1 Директор МАУ ДО ДДТ:
− осуществляет нормативное регулирование ВСОКО;
− координирует деятельность всех структурных звеньев ВСОКО;
− определяет приоритетные направления и стратегию ВСОКО;
− корректирует деятельность субъектов ВСОКО на любом этапе;
− привлекает общественность к внешней оценке качества образования;
− принимает обоснованные эффективные управленческие решения на основе
результатов оценочных процедур;
− вносит предложения по совершенствованию ВСОКО.
3.6.2 Управленческая команда:
− разрабатывает Программу развития, локальные акты;
− разрабатывает план-график внутреннего мониторинга качества образования;
− контролирует исполнение федеральных, региональных, муниципальных документов и
внутренних локальных актов МАУ ДО ДДТ.
3.6.3 Заместитель директора по образовательной деятельности:
− планирует/организует проведение оценочных мероприятий;
− осуществляет анализ результатов оценочных мероприятий;
− осуществляют анализ результатов внутренних диагностических мероприятий, текущего
контроля и промежуточной аттестации, в том числе в сравнении с внешними независимыми
диагностиками/результатами;
− обеспечивает полноту, достоверность, открытость предоставляемой информации о
качестве образования;
− доводит
результаты оценочных процедур до сведения всех участников
образовательных отношений;
− обеспечивает подготовку кадров и общественное наблюдение для проведения
оценочных процедур;
− формирует информационно-аналитические материалы по результатам проведенных
оценочных процедур;
− вносит предложения для принятия управленческих решений на основе анализа
полученных результатов.
3.6.4 Начальник структурного подразделения:
− организуют проведение оценочных процедур дополнительных общеобразовательных
программ;
− организует мониторинг библиотечного фонда учебников и учебных пособий;
− участвует в организации курсовой подготовки педагогических работников;
− контролирует включенность обучающихся и педагогических работников в
олимпиадное движение, городские проекты, конкурсы;
− формирует информационно-аналитические материалы по результатам проведенных
оценочных процедур;
− вносит предложения для принятия управленческих решений на основе анализа
полученных результатов.
3.6.5
Заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности:
− организует мониторинг состояния материально-технического обеспечения МАУ ДО
ДДТ;
− формирует информационно-аналитические материалы по результатам проведенных
оценочных процедур;
− вносит предложения для принятия управленческих решений на основе анализа
полученных результатов.
3.6.6
Рабочие группы (временные или постоянно действующие объединения
администрации, педагогов дополнительного образования, методистов и др.):
− участвуют в разработке плана-графика проведения ВСОКО;
− участвуют в создании фонда оценочных средств;
− участвуют в формировании анализа результатов внутренних диагностических
мероприятий, текущего контроля и промежуточной аттестации;
− формируют предложения по корректировке образовательной деятельности с целью
повышения показателей для педагогов дополнительного образования и методистов, для
администрации – по возможным управленческим решениям и устранению образовавшихся
дефицитов.
3.6.7 Педагогический совет МАУ ДО ДДТ:
− участвует в определении направлений развития ВСОКО;
− содействует реализации оценочных процедур в качестве общественного наблюдения;
− участвует в обсуждении результатов ВСОКО и формировании управленческих
решений.
4. Требования к реализации ВСОКО
4.1 Реализация ВСОКО осуществляется в ходе оценочных процедур:
− мониторинга (наблюдение, анкетирование, опросы и т.д.);
− диагностических мероприятий (внутренних и внешних (независимых));
− экспертиз.
4.2 В рамках ВСОКО могут использоваться результаты (внешние и внутренние):
4.2.1 Внешние:
− лицензирование;
− государственная аккредитация;
− олимпиады, конкурсы и др.;
− независимые диагностики;
− национальные и международные исследования, рейтинги образовательных
организаций и др.;
− результаты городских проектов;
− самодиагностики;
− материалы цифрового ресурса.
4.2.2 Внутренние:
− мониторинги качества образования;
− иные.
4.3. В основу содержания процедур ВСОКО заложены следующие критерии:
− индивидуальные образовательные и личностные достижения обучающихся, в том
числе обучающихся с ОВЗ;
− профессиональные компетенции работников МАУ ДО ДДТ и качество их
образовательной деятельности;
− организация образовательного процесса;
−
−
−
−
−
−
ресурсное обеспечение, качество условий;
образовательная среда;
деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
деятельность по воспитанию и социализации обучающихся;
эффективность управленческой деятельности;
иное.
4.4 К методам проведения оценочных процедур относятся:
− тестирование;
− анкетирование;
− наблюдение;
− опрос;
− анализ баз данных;
− экспертиза;
− иное.
4.5 При анализе результатов ВСОКО используется:
− сравнение средневзвешенных муниципальных и региональных показателей с
фактическими результатами образовательной организации;
− показатели других учреждений и информационно-аналитических систем для
различных категорий участников образовательного процесса.
4.6
Инструментарий, используемый для проведения оценочных процедур в рамках
ВСОКО, должен соответствовать следующим характеристикам:
− создан на единой методологической основе;
− открытый;
− валидный;
− полный;
− достоверный;
− надежный;
− единый;
− создан с соблюдением однозначности интерпретации критериев (показателей,
индикаторов).
4.7 Перечень критериев (показателей, индикаторов), используемых во ВСОКО,
определяется в соответствии с:
− федеральными показателями;
− региональными показателями;
− муниципальными показателями;
− показателями, заложенными в аттестационной справке руководителя
образовательной организации.
4.8 Номенклатура критериев (показателей, индикаторов) ВСОКО, а также
периодичность проведения процедур оценки качества образования, субъекты оценочной
деятельности, формы представления результатов устанавливаются для проведения внутренней
оценки качества соответствующими локальными актами образовательной организации, при
проведении внешней оценки – документами внешних организаций.
4.9
В отношении характеристик, которые не поддаются количественному
измерению, могут применяться качественные оценки. Основными инструментами,
позволяющими дать качественную оценку, являются:
− анализ характеристик с течением времени (динамический анализ);
− сравнение одних характеристик с другими аналогичными в рамках
образовательной системы (сравнительный анализ).
4.10 По итогам анализа полученных данных готовятся соответствующие документы
(аналитические материалы, справки, отчеты и др.).
4.11 В рамках ВСОКО обеспечивается реализация прав всех участников
образовательных отношений на получение качественного образования.
4.12 Оценочные процедуры в рамках ВСОКО могут проводиться с привлечением
органов власти, общественных организаций, родительской общественности, независимых
экспертов.
4.13
Мероприятия, проводимые в рамках ВСОКО с участием обучающихся,
осуществляются на основании внутренних локальных актов МАУ ДО ДДТ.