УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУШВИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Принята на заседании методического совета Протокол №5 Утверждена: Директор МАУ ДО ДДТ Е. А. Буздес Приказ № 27 от 31.05.2023 года от 31.05.2023 года Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Патриот» Возраст обучающихся: 11 - 17 лет Срок реализации: 2 года Автор – состовитель: Носонова Екатерина Валерьевна педагог дополнительного образования Аверкин Николай Андреевич, педагог дополнительного образования г. Кушва 2 Содержание 1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы 1.3. Планируемые результаты освоения программы 1.4. Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 3. Список литературы Приложения 3 1. Комплекс основных характеристик программы Патриотическое воспитание, являясь основополагающей и неотъемлемой частью общего воспитательного процесса, представляет собой систему совместной целенаправленной деятельности органов государственной власти, образовательных учреждений, спортивных и общественных организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и рассматривается как самая главная составляющая в воспитании и формировании личности человека. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие подростов, их адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной службы. Программа разработана в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3; 2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 4 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»; 14. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.; 15. Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.; 16. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества; 17. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ. Актуальность данной программы обусловлена: - нацеленностью на развитие чувства патриотизма; - целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ; - формированием здорового образа жизни; - необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся. Программа разработана с учетом задач поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества»; Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военнопатриотическое общественное движение «Юнармия». Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей Кушвинского городского округа к подготовке будущих защитников Отечества. У детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. 5 Отличительной особенностью, данной дополнительной образовательной программы является то, что она направлена на реализацию широкого спектра направлений деятельности (общая и специальная физическая подготовка, основы выживания, ориентирование и топография, стрелковая и парашютная подготовка, история Вооруженных сил России), объединенных общей целью и задачами. Другая особенность программы и ее новизна заключается в отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил, что традиционно существует в военнопатриотических клубах. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Занятие по программе не является узкоспециализированным, а имеет интегрированный характер. Изучая азы военного дела, дети и подростки узнают секреты воинских специальностей, первой помощи пострадавшим. Программа является разноуровневой. Особенностью содержания программы является дифференциация содержания по уровням сложности: «Стартовый уровень», «Базовый уровень», «Продвинутый уровень». При реализации программы предусмотрена возможность последовательного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося. Адресат общеразвивающей программы Дополнительная общеразвивающая программа «Патриот» предназначена для детей в возрасте 11-17 лет. На обучение по данной программе принимаются все желающие дети и подростки, без предъявления требований к уровню образованности и способностям. Количество детей в группе 10-20 человек. Состав группы может быть, как постоянным, так и переменным, для достижения поставленных задач группы формируются разновозрастными. Средний школьный возраст (11-14 лет) – этот возраст, не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и старшеклассниками, входящими в избранную профессию. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Очень важно, что в круг значимых людей для среднего школьного возраста входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним. Старший школьный возраст (15-17 лет) — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний Вот почему у старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность. Режим занятий Продолжительность одного академического часа – 45 мин. 6 Перерыв между учебными занятиями – 15 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Курс медицинской подготовки - 1 раз в месяц по 1 часу (9 часов в год) Объем общеразвивающей программы Объем программы − 290 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 145 часов в год. Срок освоения программы ̶ 2 года. Особенности реализации программы: традиционная модель реализации. Формы обучения: групповая. Виды занятий: тематическая беседа, демонстрация; практикумы по военно-прикладным видам спорта; творческая работа; строевая подготовка, проектная деятельность. Формы подведения итогов реализации программы: самостоятельная работа; участие в военно-спортивных играх, смотрах; зачет, защита проекта 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование у подрастающего поколения осознания значимости военной службы, как особого вида государственной службы, стремления к служению Отечеству и готовности в случае необходимости к защите его интересов. Задачи программы Обучающие: - формировать знания по начальной военной подготовке, военной истории Отечества, физической и специальной подготовке; - познакомить подростков с движением «Юнармия», её основными документами и ритуалами; - обучать правилам обращения с огнестрельным оружием; - обучать разборке/сборке автомата- АК74; - формировать навыки прицеливания, стрельбы, из положения, сидя, лежа, стоя; - обучать применять средства радиационной, химической, биологической защиты; - обучать основам медико-санитарной подготовки; - обучать решать тактические задачи при стрельбе; - обучать основам строевой подготовки. Развивающие: - укреплять физическое и психическое здоровье подростков; - развивать интерес к воинским специальностям; - формировать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие; - развивать навык адекватной оценки результатов своей деятельности. Воспитательные: - воспитывать чувства гордости и глубокого уважения к государственным символам и законам; 7 - формировать чувства ответственности; - развивать коллективные взаимоотношения, личностное общение и совместную деятельность в объединении; - приобщать к здоровому и безопасному образу жизни; - воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию. 1.3. Планируемые результаты освоения программы Предметные - знают дисциплинарный устав, права командиров и подчиненных, порядок поощрений взысканий, - знают, что такое воинская дисциплина; - знают меры безопасности при стрельбе, условия выполнения начального упражнение - применяют меры безопасности при выполнении физических упражнений; - знают основы строевой подготовки; - знают устройство противогаза; - умеют осуществлять разборку/сборку автомата АК -74; - умеют применять индивидуальные средства химической защиты; - умеют стрелять из пневматической винтовки. Метапредметные: - принимают решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; - самостоятельно определяют причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Личностные: - с интересом относятся к воинским специальностям; - самостоятельны, аккуратны, трудолюбивы; - адекватно относятся к оценки результатов своей деятельности; - испытывают чувство гордости и глубокого уважения к государственным символам и законам; - сформировано чувства ответственности; - ведут здоровый образ жизни; - имеют активную гражданскую позицию. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 Название раздела, Количество часов Формы темы аттестации/контроля Всего Теория Практика Блок 1. «Боевая Слава России» и Краеведение. Вводное занятие. 6 4 2 Теоретический диалог Историко-правовая 6 4 2 Викторина, подготовка. конкурс рисунков История вооруженных 7 4 3 Мероприятия, викторина сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных 7 5 2 Тестирование, сил Практическая отработка 8 1.5 1.6 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4.1 Урок патриотизма 6 3 3 Теоретический диалог, «Стояли со взрослыми самостоятельная работа рядом мальчишки у стен «Ленинграда» Час исторической 6 3 3 Теоретический диалог, памяти «Ты выстоял, самостоятельная работа великий Сталинград» Блок 2. «Огневая и строевая подготовка» Воинское приветствие 4 2 2 Теоретический диалог, самостоятельная работа Строевая подготовка. 6 3 3 Тестирование, Практическая отработка, сдача нормативов История армейского 5 3 2 Мероприятия, вооружения соревнования, Огневая подготовка 6 3 3 Тестирование, Практическая отработка, сдача нормативов Основные приемы 6 3 3 Теоретический диалог, обращения с оружием. самостоятельная работа Практическая отработка Блок 3. «Тактическая подготовка». Понятия «бой» и его 8 3 5 Теоретический диалог, основные самостоятельная работа, характеристики. Практическая отработка. Приемы наблюдения за 8 3 5 Теоретический диалог, противником и Практическая работа, местностью. Сдача нормативов Изучение местности в 8 3 5 Теоретический диалог, назначенном секторе и Практическая работа, зонах для наблюдения. Сдача нормативов Минные заграждения. 8 3 5 Теоретический диалог, Практическая работа, Сдача нормативов Оборона в населенном 8 3 5 Теоретический диалог, пункте. Самостоятельная работа Оборона в лесу. 8 3 5 Теоретический диалог, Самостоятельная работа Самостоятельная работа Блок 4. «Картография с основами топографии» Общие сведения о 6 3 3 Теоретический диалог, географической карте и Самостоятельная работа глобусе. Форма и Самостоятельная работа размеры Земли. 9 4.2 4.3 4.4 5.1 5.2 5.3 5.4 Мелкомасштабные 6 географические карты и их использование. Математическая основа мелкомасштабных карт. Картографическая генерализация Тематические карты. 6 3 3 Теоретический диалог, письменная работа Теоретический диалог, Практическая работа. Серии карт. Итоговая 5 2 3 Теоретический диалог, форма контроля Практическая работа, Сдача нормативов Блок 5. «Первая медицинская помощь и ОБЖ». Правила оказания 4 2 2 Теоретический диалог, медицинской помощи самостоятельная работа, при ранениях, травмах, Практическая отработка. отравлении поражении током, при остановке сердца. Личная и коллективная 2 1 1 Теоретический диалог, гигиена. Практическая работа, Сдача нормативов Порядок 2 1 1 Теоретический диалог, транспортировки Практическая работа, раненых. Сдача нормативов Заключительное 1 0 1 Теоретический диалог, занятие. Подведение Практическая работа, общих итогов курса. Сдача нормативов Итого 145 70 75 3 3 Содержание учебного (тематического) плана Блок 1. «Боевая Слава России» и Краеведение. 1.1. Вводное занятие. Теория. Знакомство. Название объединения, краткое сообщение о содержании курса. Вводная ТБ. Входная диагностика. 1.2 Историко-правовая подготовка. Теория: Знакомство детей с историей создания Вооруженных Сил России в ХХ веке. Изучить структуру и содержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей создания уставов в России. Просмотр и обсуждение фильма «История вооруженных сил России» 1.3. История вооруженных сил Российской Федерации. Теория: история и традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе 10 обеспечения национальной безопасности страны. Практика: Экскурсии в музеи. 1.4. Уставы Вооруженных сил Теория: основы подготовки к воинской службе, символы воинской чести, устав внутренней службы, уставы Вооруженных сил разных стран, основные понятия российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю. Практика: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские обязанности. 1.5. Урок патриотизма «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда» Теория: изучение исторического наследия города Героя - Ленинграда и биография его защитников в годы Великой Отечественной войны. Практика: Создание тематических презентаций. 1.6. Час исторической памяти «Ты выстоял, великий Сталинград» Теория: Изучение Истории Сталинградской битвы, героических поступков участников сражения. Практика: Просмотр фильма «Сталинград». Изготовление мини макетов «Сталинградское сражение». Блок №2: «Огневая и строевая подготовка». 2.1. Воинское приветствие Теория: одиночное выполнение основных приемов, строй и управление ими. Знакомить детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ. Практика: Отработка правильного и быстрого выполнения воинского приветствия. 2.2.Строевая подготовка. Теория: Одиночная строевая подготовка. Движение строевым шагом. Изменение скорости движения. Воинское приветствие. Практика: выполнение основных приемов и движений одиночной строевой подготовки, отработка отдания воинского приветствия, на месте, в движении, в не строя. Участие в районном смотре строя. 2.3. История армейского вооружения Теория: история развития оружия, знаменитые конструкторы-оружейники; Практика: Посещение музея. 2.4. Огневая подготовка Теория: Изучение общих сведений внешней и внутренней баллистики. Формирование необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач. Практика: Обучить детей основным приемам обращения с оружием. 2.5. Основные приемы обращения с оружием. Теория: Изучение разнообразия огнестрельного и холодного оружия ВС; меры безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы. 11 Практические знания: стрельба в тире, сборка и разборка автомата. Блок №3: «Тактическая подготовка». 3.1. Понятия «бой» и его основные характеристики . Теория: основная тактическая форма – бой, характеристика содержания боя, условия, обеспечивающие выполнение боевой задачи. Практика: ведения огня по условному противнику, маневры, отработка элементов боя. 3.2. Приемы наблюдения за противником и местностью. Теория: Изучение приемов наблюдения за противником и местностью. Демаскирующие признаки различных целей, их обнаружение. Сочетание наблюдения невооруженным глазом и с использованием приборов наблюдения. Наблюдение в ночных условиях, порядок освещения местности, подслушивание. Соблюдение светомаскировки. Целеуказание от ориентиров и местных предметов. Практика: Отработка сдачи доклад о результатах наблюдения. 3.3 Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения. Теория: Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения. Определение расстояний до ориентиров, местных предметов и целей по отрезкам местности, по степени видимости. Практика: Составление схемы местности. 3.4. Минные заграждения. Теория: Изучение правил и требований к минным заграждениям в условиях обороны подразделения на занимаемом рубеже. Практика: Установка Минных заграждений. 3.5. Оборона в населенном пункте. Теория: Изучение боя и обороны в населенных пунктах. Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в населенных пунктах. 3.6. Оборона в лесу. Теория: Изучение боя и обороны в лесном массиве. Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в лесном массиве. Блок №4: «Картография с основами топографии». 4.1. Общие сведения о географической карте и глобусе. Форма и размеры Земли. Теория: Введение. Общие сведения о географической карте и глобусе. Форма и размеры Земли. Практика: Раскрыть понятия: географическая карта, географический глобус, ортодромия, ортогональная проекция, дуга большого круга, экватор, меридиан, параллель. 4.2. Мелкомасштабные географические карты и их использование. Математическая основа мелкомасштабных карт. Картографическая генерализация. Теория: Изучение терминов: мелкомасштабные карты, картографическая генерализация. Практика: Составление схематической карты. Построение профиля. .3. Тематические карты. Теория: Анализ тематических карт материков. Практика: Проведите анализ карты природных зон в географическом атласе. .4. Серии карт. Итоговая форма контроля. Теория: Школьные карты и атласы. Краткие сведения из истории географической карты. Практика: Составить описание экономического района по картам атласа СССР(1985г.). Описать вид сетки меридианов и параллелей и определить вид картографической проекции. 12 Блок №5: «Первая медицинская помощь и ОБЖ». 5.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении током, при остановке сердца. Теория: понятие «травма», «жгут», «шина», правила оказание первой медицинской помощи при различного рода травм. Практика: наложение жгута, наложение шины, бинтование ран, проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, изготовление транспортировочных средств. 5.2. Личная и коллективная гигиена. Теория: понятие «Гигиена» личная и коллективная. Изучение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний. Практика: умение на практике применять правила гигиены и использовать дезинфекционные средства. 5.3. Порядок транспортировки раненых Теория: виды транспортировки, средства транспортировки. Практика: транспортировка раненых. 5.4. Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса. № п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2.1 2.2 2.3 Учебный (тематический) план 2 год обучения Название раздела, Количество часов Формы темы аттестации/контроля Всего Теория Практика Блок 1. «Боевая Слава России» и Краеведение. Вводное занятие. 6 4 2 Теоретический диалог Историко-нравственная 6 4 2 Теоретический диалог, подготовка. конкурс рисунков История вооруженных 7 4 3 Мероприятия, викторина сил Российской Федерации. Уставы Вооруженных 7 5 2 Тестирование, сил Практическая отработка Боевые традиции 6 3 3 Теоретический диалог, Вооруженных Сил самостоятельная работа России Час исторической 6 3 3 Теоретический диалог, памяти «Дни воинской самостоятельная работа, Славы» мероприятие Блок 2. «Огневая и строевая подготовка» Воинское приветствие 4 2 2 Теоретический диалог, Практическая отработка Строевая подготовка. 6 3 3 Тестирование, Практическая отработка, сдача нормативов История армейского 5 3 2 Мероприятия, викторина, вооружения 13 2.4 Огневая подготовка 2.5 Основные приемы 6 3 3 обращения с оружием. Автомат Калашникова АК-47. Блок 3. «Тактическая подготовка». Понятия «бой» и его 8 3 5 Теоретический диалог, основные самостоятельная работа, характеристики. Практическая отработка. 3.1 6 3 3.2 Приемы наблюдения за противником и местностью. 3.3 Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения. Минные заграждения. 8 3 5 8 3 5 3.5 Оборона в населенном пункте. 8 3 5 3.6 Оборона в лесу. 8 3.4 4.1 4.2 4.3 4.4 8 Тестирование, Практическая отработка, сдача нормативов Теоретический диалог, самостоятельная работа Практическая отработка 3 3 5 Теоретический диалог, Практическая работа, Сдача нормативов Теоретический диалог, Практическая работа, Сдача нормативов Теоретический диалог, Практическая работа, Сдача нормативов Теоретический диалог, Самостоятельная работа Теоретический диалог, Практическая отработка, Самостоятельная работа Блок 4. «Картография с основами топографии» Надписи на картах 6 3 3 Теоретический диалог, Самостоятельная работа Самостоятельная работа Картографические 6 3 3 Теоретический диалог, знаки. Изображение Тестирование рельефа. Изготовление карт и 6 3 3 Теоретический диалог, атласов. Практическая работа, Использование карт. 5 2 3 Теоретический диалог, Итоговая форма Практическая работа, контроля. Сдача нормативов Блок 5. «Первая медицинская помощь и ОБЖ». Правила оказания 4 2 2 медицинской помощи при ранениях, травмах, 3 5 14 отравлении поражении током, при остановке сердца. Психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах. 2 1 1 Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях 2 1 1 Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса. Итого 1 0 1 145 70 75 Содержание учебного (тематического) плана Блок №1: «Боевая и Духовная Слава России», краеведение. 1.1. Вводное занятие. Теория. Сообщение о содержании курса. Вводная ТБ. Входная диагностика. 1.2 Историко-нравственная подготовка. Теория: Знакомство детей с историей духовенства на Руси. Роль православной церкви в годы вооруженных конфликтов и войн. Просмотр и обсуждение фильма «Притча». 1.3. История вооруженных сил Российской Федерации. Теория: Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание. Пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, их предназначение. Практика: Экскурсии в 206 ПСЧ, МО МВД «Кушвинский». 1.4. Уставы Вооруженных сил Теория: основы подготовки к воинской службе, символы воинской чести, устав внутренней службы, уставы Вооруженных сил разных стран, основные понятия российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю. Практика: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские 15 обязанности. 1.5. Боевые традиции Вооруженных Сил России Теория: Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. Практика: Просмотр и обсуждение фильма «В бой идут одни старики». 1.6. Час исторической памяти «Дни воинской Славы» Теория: Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Практика: Просмотр фильма «Они сражались за Родину» Изготовление открыток ко Дню Защитников Отечества. Блок №2: «Огневая и строевая подготовка». 2.1. Воинское приветствие Теория: выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Знакомить детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ. Практика: Отработка правильного и быстрого выполнения основных строевых элементов. 2.2.Строевая подготовка. Теория: строи и их элементы, строевые приемы: перестроение взвода из одношереножного в двухшереножного и наоборот. Перестроение взвода в походном строю. Перемена направления движения взвода в походном строю Практика: выполнение основных приемов и движений, участие в районном смотре строя. 2.3. История армейского вооружения Теория: история развития оружия, знаменитые конструкторы-оружейники; Практика: Посещение музея. 2.4. Огневая подготовка Теория: Изучение общих сведений внешней и внутренней баллистики. Формирование необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач. Практика: Обучить детей основным приемам обращения с оружием. Меткость стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы. 2.5. Основные приемы обращения с оружием. Автомат Калашникова АК-47. Теория: Изучение биографии М.Т. Калашникова. Автомат Калашникова АК-47: назначение и боевые свойства АК. Общее устройство, принцип работы автоматики. Меры безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы, разновидности стрелкового оружия. Практические знания: стрельба в тире, порядок неполной сборки и разборки автомата, снаряжение магазина АК – 74 патронами и заряжение автомата. Блок №3: «Тактическая подготовка». 3.1. Понятия «бой» и его основные характеристики . Теория: основная тактическая форма – бой, характеристика содержания боя, условия, 16 обеспечивающие выполнение боевой задачи. Практика: ведения огня по условному противнику, маневры, отработка элементов боя. 3.2. Приемы наблюдения за противником и местностью. Теория: Изучение приемов наблюдения за противником и местностью. Демаскирующие признаки различных целей, их обнаружение. Сочетание наблюдения невооруженным глазом и с использованием приборов наблюдения. Наблюдение в ночных условиях, порядок освещения местности, подслушивание. Соблюдение светомаскировки. Целеуказание от ориентиров и местных предметов. Практика: Отработка сдачи доклад о результатах наблюдения. 3.3. Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения. Теория: Изучение местности в назначенном секторе и зонах для наблюдения. Определение расстояний до ориентиров, местных предметов и целей по отрезкам местности, по степени видимости. Практика: Составление схемы местности. 3.4. Минные заграждения. Теория: Изучение правил и требований к минным заграждениям в условиях обороны подразделения на занимаемом рубеже. Практика: Установка Минных заграждений. 3.5. Оборона в населенном пункте. Теория: Изучение боя и обороны в населенных пунктах. Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в населенных пунктах. 3.6. Оборона в лесу. Теория: Изучение боя и обороны в лесном массиве. Практика: Отработка навыков ведения боя и обороны в лесном массиве. Блок №4: «Картография с основами топографии» 4.1. Надписи на картах. Теория: Виды надписи, картографические шрифты, понятия о картографической топонимики. Практика: Условные знаки их виды и функции. 4.2. Картографические знаки. Изображение рельефа. Теория: Картографические знаки их применение и дифференциация. Практика: Изображение рельефа, перспективная горизонтальная, значки, высокие отметки. 4.3. Изготовление карт и атласов. Теория: Построение математической основные, разработка содержания. Понятия об издании карт и атласов. Практика: Разработка и изготовления карты. .5. Использование карт. Итоговая форма контроля. Теория: Основные направления использования карт. Совместное использование и переработка карт. Практика: Итоговое тестирование. Блок №5 «Первая медицинская помощь и ОБЖ». 5.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении током, при остановке сердца. Теория: понятие «травма», «жгут», «шина», правила оказание первой медицинской помощи при различного рода травм. 17 Практика: проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, изготовление транспортировочных средств. 5.2. Психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах. Теория: понятие «психотренинг», понятия «коллектив», «самооценка», правила адаптации в новом коллективе. Практика: умение общаться, умение расположить к себе человека, умение избегать конфликтов. 5.3. Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях Теория: понятие «автономия», «тактика выживания», факторы выживания. Практика: умение не заблудиться в лесу, тактика выживания в лесу, питание и добыча воды при автономном изолированном существовании. 5.4. Заключительное занятие. Подведение общих итогов курса. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график № 1 2 3 4 5 6 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Начало занятий Каникулы Окончание учебного года 34 68 2 68 1 сентября 30 декабря – 8 января 31 мая 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы 1.Учебный кабинет 3.Столы одноместные – 12 шт. 4.Стулья ученические - 12 шт. 5.Стол учительский - 2 шт. 6.Стулья учительские- 2 шт. 7. Доска магнитно-маркерная – 1 шт. 8. Выставочные шкафы – 3 шт. 9. Цифровое оборудование: компьютеры, Bluetooth-адаптер, wi-fi-роутер. 10.Макеты автоматов АК-74, 11. Магазины АК-74, 12. Пневматические винтовки, 13.Макеты противотанковых мин, 14.СИЗы (ГП -5,7, костюмы Л-1), 15.Мишени, стрелковые стенды, 16.Медицинская аптечка - АИ-2, 17.Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.) 18 Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования первой или высшей квалификационной категории, имеющий базовое образование, соответствующее профилю модулю или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Методические материалы Образовательный процесс осуществляется в очной форме с использованием следующих методов: Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога; Поисковый – самостоятельное решение проблем; Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении. Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей. Как правило, занятия по военной патриотке завершается игровой и соревновательной деятельностью. Дети используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх, в соревнованиях и конкурсах. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои практические навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться картами, инструкциями, чертежами. В процессе обучения используются такие педагогические приёмы: 1. Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. 2. Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную деятельность. 3. Сюжетно-ролевая игра. Как правило, военно-патриотические навыки переходит в игровую деятельность: дети используют полученные ими знания и умения в ролевых играх, а также соревнованиях. 4. Дидактическая игра. Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные педагогические технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности. - Проблемное обучение; - Разноуровневое обучение; - Исследовательские методы в обучении; - Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр; - Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); - Информационно коммуникационные технологии; - Здоровьесберегающие технологии 19 Обучающимся предлагается: − Выдвигать идеи в технологии «мозгового штурма» и обсуждать их; − Разрабатывать действующие модели роботов; − Планировать, тестировать и оценивать работу; − Обсуждать возможности и способности обучающихся по улучшению результатов проделанной работы. В основу данной программы положены следующие принципы обучения: − принцип деятельности (обучающийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения). − принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения); − принцип целостности (формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе)); − принцип психологической комфортности (создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения) − принцип минимакса (возможность освоения содержания образования на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и усвоение на уровне социально безопасного минимума); − принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности). Дополнительная общеразвивающая программа разработана в русле личностноориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов, позволяет создать условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля: Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений. Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, практическая и самостоятельная работа. Промежуточная аттестация осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям (соревнованиям, конкурсам). Здесь используются следующие формы – сдача нормативов и зачетов. Итоговый мониторинг проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей в себя: строевую подготовку, сборку – разборку АК-74, тактическую подготовку. К формам данного контроля относят: соревнования, открытое занятие для родителей, самоанализ. 20 Относительно уровня освоения программного материала планируются способы и формы проведения аттестационных мероприятий. С учётом подготовленности обучающихся, их способностей и возможностей на данном конкретном этапе изучения программы, её разделов, формы проведения аттестации могут быть следующие: опрос, беседа, тест, опрос, контрольный тест, наблюдение, выполнение нормативов, практические задания, итоги соревнований, показательные выступления. При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися рекомендуется использовать карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трём уровням: - низкий – усвоение программы в неполном объеме, на уровне воспроизведения терминов, понятий, представления, суждений, теоретические и практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива; - средний – усвоение программы в неполном объеме, теоретические и практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на уровне коллектива; - высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, обучающийся имеет высокие достижения (победитель областных соревнований, района и т.д.); активный участник в жизни детского объединения. Оценочные материалы. Критерии оценки достижения результатов. Результаты освоения программы каждым из обучающихся вносятся в «Личную карту…» (Приложение 1). Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации в «Карту результативности учебной группы» (Приложение 2). Критерии оценки образовательных результатов для определения уровня и качества освоения программы (Приложение 3) «Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы». 3 Список литературы Нормативные документы 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3; 2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды 21 обитания»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»; 14. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.; 15. Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.; 16. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества; 17. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ. Литература, использованная при составлении программы 1. Примерные программы внеурочной деятельности (под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения) 2. Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988. - 65 с. 3. Авдеев В.А., Дайнес В.О., Бородин Н.И. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооружённых силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. 3-е изд. -М„ 1999. 4. Аверин А.И. Сборник документов и материалов по начальной военной подготовке. М. Просвещение, 1982. -83с. 5. Аверьянов Г.М. Военкоматы на острие работы с молодёжью//Патриот Отечества. 2003. - № 5. - С. 29-31. 6. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212 с. 7. Анисимова Е. Воспитание патриотизма в клубе «Атлант»/Воспитание школьников. 2002. - № 9. - С. 21-22. 22 8. Анищенко Г. Патриотизм//Подмосковье. 1996. - 17 февр. 9. Антонова И. Р. Деятельность органов управления, общественных организаций города Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992-2002 гг. Дисс. канд. ист. наук. М., 2005. 10. Афасижев Т.И. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-е, 1988. - 126 с. 11. Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута. М.: Рус. кн., 2001. — 358 с. 12. Большая советская энциклопедия. В 65-ти т/Гл. ред. Шмидт О.Ю. т. 49. -М., 1941-912 столб. 13. Военно-патриотическая литература: Метод, рекомендации. Вып.1. М.: 1994.- 187 с. 14. Военно-патриотическое воспитание молодёжи (проблемы и опыт). М.: Патриот, 1991. 213 с. 15. Воспитаем патриотов спасём Россию!//Ветеран. - 2003. - № 36. - С.4-5. 16. Иванова С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма//Изв. вуз. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. -2003.-№4.-С. 3-7. 17. Ларина Ю. Первая любовь к родине: Патриотизм//Моск. новости. -2002. -№47. С. 2-3. Литература для обучающихся и их родителей 1. Митяев А.В. Книга будущих командиров. – Издательский дом Мещерякова, 2015. 2. Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. – Издательский дом Мещерякова, 2015. 3. Карамзин Н.М. История государства Российского. Издательство АСТ, 2009. 4. Терроризм и безопасность человека / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. Москва, 2005. 5. Основы безопасности жизнедеятельности. Ю.Л.Воробьев. – М.: Астрель-АСТ, 2004. Приложение 1 Личная карта результативности освоения образовательной программы воспитанника(цы) детского объединения Фамилия, имя _______________________________________ Год обучения____________________ 1.Освоение разделов программы Введение Военная история России Государственные символы РФ Структура Вооруженных сил. Уставы. Подготовка по радиационной, химической и биологической защите /РХБЗ/ Физическая подготовка Огневая подготовка конец года середина года начало года 2 год конец года середина года Параметры оценивания начало года 1 год Форма проверки, диагностики Методы, методики диагностики тест педагогический анализ, наблюдение упражнения соревнования педагогический анализ, наблюдение упражнения оказание собеседование, анализ помощи деятельности, наблюдение упражнения контрольные анализ деятельности, задания собеседование, наблюдение упражнения сдача собеседование, анализ и нормативов самоанализ деятельности, индивидуальная беседа, наблюдение сдача нормативов упражнения показательные выступления собеседование, наблюдение, анализ материалов педагогический анализ Строевая подготовка Медико-санитарная подготовка Подготовка к соревнованиям 2.Формирование знаний,умений, навыков. термины понятия приёмы алгоритмы действий навыки планирования навыки организации соблюдение ТБ использование оборудования 3 Формирование общеучебных способов деятельности Выбор Сравнение Сопоставление Анализ Синтез Рефлексия 4.Развитие личностных свойств и способностей кругозор познавательная активность склонность к решению 24 наблюдение, выполнение норматива практическое задание, опрос, наблюдение, тест итоги соревнований Практическая работа Опрос, тест, сдача нормативов Анализ материалов Собеседование Наблюдение Практическая работа Опрос, Анализ материалов тест, сдача нормативов Совместное обсуждение Наблюдение Практическая работа Тестирование, анкетирование Анализ материалов Наблюдение Совместное обсуждение Анализ дивергентных задач соревновательность гибкость мышления критичность лёгкость генерирования идей самостоятельность стремление к самоактуализации 5.Воспитанность. Формирование гуманистического отношения: К себе К труду К знаниям К обществу К человеку 6.Развитие компетенций: Решения проблем Технологической компетентности Информационной компетентности Коммуникативной компетентности Социального взаимодействия Саморазвития, самообразования 7 Предметные достижения 25 Педагогические ситуации КТД Беседа Диспут, дискуссия Социальная практика Наблюдение Анализ ситуаций Рефлексия Тестирование Анкетирование обучающегося: на уровне детского объединения на уровне муниципалитета на уровне округа на уровне области на всероссийском уровне 26 Общие замечания, суждения и выводы педагога _______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________- 27 Приложение 2 Карта результативности освоения образовательной программы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0-4 низкий уровень 5-8 средний уровень 9-12 высокий уровень всероссийский область округ Достижения (кол - во) на уровне объединение конец года середина года начало года конец года середина года начало года конец года середина года начало года конец года середина года начало года конец года середина года Формирование Развитие Формирование общеучебных личностных Воспитанност Развитие ЗУН способов свойств и ь коммуникации деятельности способностей начало года конец года ФИ обучающегося середина года № начало года Освоение разделов программы учебный год - 20 муниципалите т за 20 28 Приложение 3 баллы Освоение разделов программы 0-4 Менее 1/3 5-8 1/3-2/3 средний уровень низкий уровень Уровень Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения обучающегося Знания и мастерство Формирование знаний, умений, навыков Формирование общеучебных способов деятельности Знание (воспроизводит Выполнение со термины, понятия, значительной помощью представления, кого-либо (педагога, суждения, гипотезы, родителя, более опытного теории, концепции, учащегося) законы и т. д.) Понимание(понимает Выполнение при смысл и значение поддержке. Разовой терминов, понятий, помощи. гипотез и т. д., может Консультации кого-либо. объяснить своими словами, привести свои примеры, аналогии). (использует знания и умения в сходных учебных ситуациях). Личностное и социальное развитие Развитие личностных свойств и способностей Воспитанность Формирование социальных компетенций Ниже возрастных, социальных, индивидуальных норм. Знание элементарных норм, правил, принципов Знание элементарных норм, правил, принципов. В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами. Усвоение, Усвоение применение элементарных элементарных норм, норм, правил, правил. принципов по принципов по инициативе «извне» инициативе Эмоциональная «извне» значимость Эмоциональная (ситуативное значимость проявление). (ситуативное проявление). Высокий уровень 9 - 12 2/3Практически полностью Овладение, самостоятельный перенос на другие предметы и виды деятельности (осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений и навыков с вновь приобретенными; использует их в различных ситуациях; уверенно использует в ежедневной практике) 29 Самостоятельное построение, выполнение действий, операций. Выше возрастных, Поведение, Поведение, социальных, построенное на построенное на индивидуальных убеждении; осознание убеждении; норм. значения смысла и осознание цели. значения смысла и цели.