МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
методического совета
Протокол №7
от «26» августа 2022 года
Утверждена:
ИО директора МАУ ДО ДДТ
Е.А. Буздес
Приказ №90/1 от 01.09.2022 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Студия брейк-данса «DOLLS SHOW»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 2 год
Автор-составитель:
Узлов Сергей Алексеевич,
педагог дополнительного образования
г. Кушва
2022г.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы
1.Пояснительная записка
Актуальность программы:
Сегодня в педагогике остается актуальной проблема организации позитивного,
активного, интересного и развивающего досуга подростков. Успешно организовать его на
основе творческой деятельности возможно в условиях дополнительного образования, где
единый целенаправленный процесс позволяет объединить воспитание, обучение и развитие
личности в сфере свободного времени. В процессе творческой деятельности постоянно
встречаются трудности, и от того, как подростки будут относиться к их преодолению, как
они будут проявлять при этом волевые усилия, будет зависеть развитие воли как
способности.
Основанием для разработки программы служат следующие нормативно-правовые
документы:
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№273-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.),
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
• Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196,
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р,
• Приказ «Об организации образовательной деятельности в организациях,
реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования
и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции на территории российской Федерации» от 17 марта 2020 г.№ 104,
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»),
•
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Минобрнауки
от 18 ноября 2015 г. N 09-3242,
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
•
Устав МАУ ДО ДДТ;
•
Образовательная программа МАУ ДО ДДТ.
Программа имеет художественную направленность.
Breaking требует немалых физических данных, поэтому на каждом занятии уделяется
время для ОФП: отжимания, приседания, укрепление пресса и спины, растяжка. Breaking
также открывает широкое поле для творчества, т.к. определѐнных рамок в этом направлении
нет: можно самим придумывать движения, брать движения из других танцевальных
направлений, копировать движения животных, индустриальных объектов, передавать
движениями человеческое поведение, события, мысли, и встраивать эти движения в танец.
Чтобы придумать что-то свое в рамках данного направления, нужно овладеть базой, которая
включает в себя огромное количество движений. Занятия помогают приобрести уверенность
в себе, пропагандируют и дают навык здорового образа жизни, способствуют отказу от
вредных привычек, а также укреплению физического здоровья и духа.
Адресат программы: обучающиеся 7-14 лет. Характерные черты детей этого
возраста:
подвижность,
любознательность,
конкретность
мышления,
большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое
внимание на чем-либо. Занятия танцами станет для таких подростков местом для выплеска
энергии и эмоций.
Объем данной программы составляет 272 часов в год.
Срок освоения программы 2 года.
Форма обучения - очная. Уровень сложности - базовый.
Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв – 10 минут
2 раза в неделю по 2 академических часа.
Форма реализации образовательной программы – традиционная модель
Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая и фронтальная.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс.
Занятие включает в себя:
- подготовительная часть (разминка);
-основная часть (разучивание движений, выполнение различных вспомогательных
упражнений, работа в команде, подготовка танцевальных номеров);
- заключительная часть (упражнения общей физической подготовки и растяжка).
Перечень форм подведения итогов реализации: беседа, мастер-класс, творческий отчет,
открытое занятие, беседа и т.д
На занятиях используются следующие методы работы:
Наглядный – демонстрация базовых и оригинальных движений, различных стилей и
концепции танца.
Аналитические – наблюдение, самоанализ, взаимоанализ.
Практические – наработка техники исполнения движений, выполнение
тренировочных упражнений, разработка собственных связок и движений, повторение и
закрепление определенных схем и переходов.
Словесный – объяснение техники исполнения движений, понятий стиля и
оригинальности движений.
Особенности программы:
Занятия предполагается проводить в 2 возрастных группах: 7-10 лет и 10-14 лет. Такое
разделение на группы обусловлено различным уровнем физиологического развития и
формирования тела и организма. Обязательное условие занятий – индивидуальный подход к
каждому ребенку, т.к. человек индивидуален по своей природе, и то, что подходит для
одного, может быть совершенно неприемлемо для другого. Для любой возрастной группы
предусмотрено 4 этапа развития:
1. Развитие элементарной координации движений, чувства ритма.
2. Изучение базовых движений направлений Toprock , Footwork и Freeze, схем
построения связок.
3. Изучение базовых движений направления Powermove.
4. Углубление в тему стиля, оригинальности и индивидуальности каждого танцора.
Самостоятельная работа.
Посещение мероприятий по развитию данной культуры (фестивалей, конкурсов и т.п.)
– неотъемлемая часть продуктивного роста и развития детей. Такие мероприятия дают
эмоциональный заряд и стимул к занятиям данным видом танцевальных направлений и
совершенствовать свои навыки и умения.
В основу данной программы
положены
следующие
педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный и культурологический подходы к образованию
позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться
стабильных позитивных результатов.
2.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и социальных качеств детей и
подростков, помощь в личностном становлении и социализации через занятия Breaking-ом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Воспитательные задачи:
способствовать формированию здорового образа жизни;
способствовать воспитанию командных качеств;
повышать общую культуру обучающихся.
воспитывать чувство эстетики, умения видеть красивое в танцевальном образе,
видеть элементы выразительности образа.
Развивающие задачи:
развивать мотивацию к танцевальным занятиям;
развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа в
танце;
способствовать формированию оригинального танцевального стиля, путем
составления своих комбинаций и импровизации.
совершенствовать технику выполнения базовых элементов брейк-данса
различных направлений;
составлять синхронные танцевальные композиции из элементов верхнего и
нижнего брейк-данса.
Образовательные задачи:
расширить знания в области истории брейкинга и хип-хоп культуры;
совершенствовать развитие физических качеств и координации движений;
осваивать элементы различных направлений брейк-данса как основы группового и
индивидуального танца.
Содержание программы.
Учебно-тематический план 1 год обучения
3.
Тема
1
2
3
4
Всего
часов
Вводное занятие. Техника
1
безопасности
История развития танца
2
Breaking
История развития танца
1
Breaking в
России
Изучение
базовых
движений
22
направления Toprock
из
1
Форма
контроля
Опрос
2
Опрос
1
опрос
Теория
2
Практика
20
5
Изучение базовых
6
Изучение базовых
движений
направления Freeze
Смена уровней, изучение
направления
Throwdown
Схемы построения
простейших связок
Повтор и закрепление
материала.
Работа в команде
20
2
18
пед.наблю
дение
20
2
18
пед.наблю
дение
14
2
12
опрос
22
2
20
опрос
16
14
баттл
Самостоятельная работа.
Творческие
задания.
Итоговое занятие
7
7
баттл
1
1
Концерт
ИТОГО
136
7
8
9
1
0
1
1
1
2
движений
направления
Footwork
12
2
10
пед.наблю
дение
16
пед.наблю
дение
120
Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие. Содержание и форма занятий. Одежда для занятий. Роль
подготовки к занятиям. Дисциплина на занятиях. Овзаимоотношениях «тренер – ученик» и
отношениях между детьми в группе. Режим занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Рассказ о направлении Breakingкак части hip-hop культуры.
Тема 2. История развития Breaking. Личности. «Как все
зарождалось»
(«Отцы» - AfricaBambataa, KoolHerk, JamesBrown).
Просмотрдокументальногокино(TheFreshestKids, Breakin 1, Breakin 2).
Тема 3. История развития Breaking в России.Личности. «Как все зарождалось в
России» 1 волна.(команды «Меркурий», «Магический круг»). Просмотр документального
кино «Хип-хоп в России: от первого лица
Тема 4. Изучение базовых движений из направлений Toprock . Является лиToprock
верхним уровнем breaking’а. Toprockкак одиниз самых явных показателей уровня
исполнителя. Изучениедвиженийстепа: Cross Step, indian step, outlaw step, salsa step, front
step, march step.
Тема 5. Изучение базовых движений направления Footwork. Элементы танца,
которые исполняются на полу: Six-steps, Scramble, Five- steps, Baby-love, ZuluSpin, Pretzels,
CC, Swing.
Тема 6. Ознакомление с базовыми движениями направления Freeze. Freeze –
направление«Стойки». Основные движения: Baby-freeze, Headstandfreeze, Chair, Halofreeze.
Тема 7. Смена уровней. Изучение и отработка на практике способов и приемов
смены уровней (верх – низ) в Breaking’e.
Тема 8.Схемы построения простейших связок.Изучение и практическая отработка
стандартных схем связок и переходов.
Тема 9. Повтор и закрепление материала. Репетиционные занятия для отработки
техники и выразительности исполнения элементов, связок, переходов, индивидуальных
танцевальных композиций.
Тема 10. Работа в команде.Постановка групповых и парных танцевальных номеров.
Отработка синхронности движений.
Тема 11. Самостоятельная работа.Опыт творческой самостоятельности:
видоизменение любых базовых движений. Творческие консультации с тренером.
3.2.Учебно-тематический план 2-й год
обучения
Темы
1
Практи
ка
1
14
2
12
пед.набл
юде ние
Изучение движений
направления Footwork.
16
2
14
пед.набл
юде ние
Изучение движений
направления Freeze.
16
2
14
пед.набл
юде ние
1
Изучение
чувства
ритма,
Взаимосвязь музыки и танца,
акценты. Понятие flow, flavor,
bait, оригинальность. Культура
поведения на джемах и баттлах.
2
Изучение движений из направления
Toprock.
3
4
Всего
часов
2
Теория
5
Ознакомление и изучение
базовых
движений
направления Powermove.
14
2
6
Смена уровней, движения
направления Throwdown.
14
2
7
Схемы построения связок
10
2
8
Повтор и закрепление материала
9
9
Работа в команде
10
1
0
Самостоятельная работа.
Творческие задания.
Импровизация.
12
1
1
Развиваем чувство ритма,
пробуем
танцевать
в
музыку (в акценты, в биты).
10
2
12
12
пед.набл
юде ние
опрос
8
опрос
9
баттл
8
баттл
10
1
Форма
контроля
пед.набл
юде ние
баттл
9
пед.набл
юде ние
1
2
Итоговое занятие
ИТОГО
1
136
1
20
Концерт
116
Содержание курса
Тема 1. Чувство ритма. Понятие flow, flavor(стиль), bait. Культура поведения на
джемах и баттлах.Беседа с учениками на данные темы(понятие flow, flavor(стиль), bait).
Развиваем чувство ритма(игровая форма, визуальная форма обучения). «Слушаем и
танцуем». Анализ применения на практике.
Тема 2. Изучение движений из направлений Toprock. Вариации изученных
движений. Знакомство с Uprock.
Тема 3. Изучение движений направления Footwork.Вариации изученных движений.
Знакомство с Floorrock.
Тема
4.
Ознакомление
с
базовыми
движениями
направления
Freeze.ИзучениеиотработкадвиженийOne-hand stand freeze, elbow freeze, shoulder freeze, head
freeze. Расширениепонятияfreeze.
Тема 5. Ознакомление и изучение базовых движений направления Powermove.
Силовые движения и вращения. Базовые движения: backspin, handglide, swipe, miniswipes,
cricket, windmill. Базовые переходы между движениями.
Тема 6. Смена уровней.Новые способы и приемы смены уровней в Breaking’e.
Тема 7. Схемы построения связок.Усложнение изученных схем связок и переходов.
Детям предлагается самим попробовать придумать переходы между движениями.
Тема 8. Повтор и закрепление материала.Репетиционные занятия для отработки
техники и выразительности исполнения элементов, связок, переходов, индивидуальных
танцевальных композиций.
Тема 9. Работа в команде.Постановка танцевальных номеров. Работа в парах, работа
в группе. Отработка синхронности движений
Тема 10. Самостоятельная работа. Опыт творческой самостоятельности: внесение
изменений в изученные движения, изменение стандартных схем связок и переходов.
Тема 11. Развиваем чувство ритма, пробуем танцевать в музыку(в акценты, в
биты).Импровизационное занятие для учеников.
Тема 12. Итоговое занятие. Концерт
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные
- способность работать в группе, самостоятельно выполнять и составлять
танцевальные комбинации;
- повышение уровня общей культуры поведения и общения;
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание чувства прекрасного, умение видеть художественный образ в танце.
Образовательные (предметные)
- углубленно познакомиться с историей брейкинга и хип-хоп культуры;
- освоить
элементы
различных
направлений
брейк-данса
как
основы группового и индивидуального танца;
- познакомиться с известными танцорами, выступающими в данном направлении
танца.
Метапредметные
- развивать мотивацию к танцевальным занятиям;
- развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа в
танце;
- совершенствовать технику выполнения базовых элементов брейк- данса
различных направлений;
- совершенствовать развитие физических качеств и координации движений;
- формировать оригинальный танцевальный стиль, путемсоставления своих
комбинаций и импровизации.
- четко выполнять ранее выученные движения;
- составлять синхронные танцевальные композиции из элементов верхнего и
нижнего брейк-данса.
4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- помещение (спортивный зал)
- музыкальная колонка
- гимнастические маты
Информационное обеспечение:
- видео материалы: (обучающий видео проект «Breakadvice»),
- обучающее видео по брейк-дансу, фильмы, видео с соревнований «Битва
года», IBE и прочих танцевальных фестивалей)
- аудио материалы (музыкальные композиции разных танцевальных стилей).
4.2.
Формы аттестации и оценочные материалы:
Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате выступления
обучающихся в фестивалях, отчетных концертах, открытых мастер-классах, в танцевальных
битвах, джемах и текущем контроле при подготовке танцевальных связок.
Критерии оценивания учащихся объединения «Брейк-данс»
Уровень
Высокий
уровень
Баллы
36-50 баллов
Средний
уровень
Низкий
уровень
21-35 баллов
– 0-20 баллов
Приложение 1
Результат
Критерии оценивания
Баллы (от 1 до 5)
Самооценка
обучающегося
Баллы (от 1 до 5)
Оценка педагога
Уровень физической подготовки
(оценивается по выполненным
нормативам на силу, выносливость,
гибкость, скорость, ловкость) в
соответствии с возрастом.
Импровизация
Оценивание танцевальных связок
для составления индивидуальных
композиций.
Оценивание танцевальных связок
для составления коллективных
(синхронных)композиций.
Качество выполненной
танцевальной связки, выступления
в концертах, фестивалях.
Данная таблица заполняется на каждого ребенка. Каждый критерий оценивается по 5ти балльной шкале. Максимальное количество баллов, учащийся может набрать за
творческую работу- 50.
5.
Список литературы
Литература для педагога
1. Базаров Н.П. Азбука брейк-танца . – М., Искусство, 2003. 4.Зеньковский
В.В. Психология детства. – М., 1996.
2. Жукова В.П.. Хореографическое развитие ребенка. Ек., 1996.
3. Основы брейк-танца. – М., 2001.
4.
Медведь М.Н. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. – М., 2002.
5. Пекелис В.Д. Как найти себя? – М., 2008.
6.
Сластенин В.А. Общая педагогика. – М., 2003.
7. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти
своѐ место в жизни. – М., АСТ-ПРЕСС, 2008.
8. Фридман Л.А.. Психология воспитания. – М., 2009.
9.
Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. – М., 2004.
Литература для детей и родителей
1. Кох И.Э. Основы сценического движения. – С-П.: «Планета музыки», 2010.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004 г.
Обучающее видео для детей
1. Брейк-данс обучение вместе с Sonic и David - Natural Effects Crew, 2011.
2. Видео обучение: You Got Served: Take It To The Streets (Танцы улиц.
Пособие для начинающих), 2011.
3. Видео с чемпионатов мира по Red Bull, Temple O'Style, Unbreakable,
Breakin' The Law, R-16, 2005-2015.
4. Видео-тренинг «Мастер Танца» - максимальный тренинг в домашних
условиях, 2009.
5. Видео уроки: B-Boy Workshop часть 1. Основы брейкинга от B-Boy Focus,
2009.
6. Видео школа брейк-данса от команды B-Size, 2013.
7. Видеокурс: Wild Style with Wil Power. Learn to breakdance watch the b-boys
in action, 2010.
8. Обучение брейк-дансу от команды Урбанс, 2007.
9. Учебный DVD - Click2Dance Completely street, 2010.
10. Видео уроки "Хип-Хоп Механика" от лучших танцоров России, 2013-2015.