МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Принята на заседании методического совета Протокол №7 от «26» августа 2022 года Утверждена: ИО директора МАУ ДО ДДТ Е.А. Буздес Приказ №90/1 от 01.09.2022 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Студия брейк-данса «DOLLS SHOW» Возраст обучающихся: 7-14 лет Срок реализации: 2 год Автор-составитель: Узлов Сергей Алексеевич, педагог дополнительного образования г. Кушва 2022г. 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 1.Пояснительная записка Актуальность программы: Сегодня в педагогике остается актуальной проблема организации позитивного, активного, интересного и развивающего досуга подростков. Успешно организовать его на основе творческой деятельности возможно в условиях дополнительного образования, где единый целенаправленный процесс позволяет объединить воспитание, обучение и развитие личности в сфере свободного времени. В процессе творческой деятельности постоянно встречаются трудности, и от того, как подростки будут относиться к их преодолению, как они будут проявлять при этом волевые усилия, будет зависеть развитие воли как способности. Основанием для разработки программы служат следующие нормативно-правовые документы: • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.), • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, • Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196, • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, • Приказ «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории российской Федерации» от 17 марта 2020 г.№ 104, • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»), • «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». • Устав МАУ ДО ДДТ; • Образовательная программа МАУ ДО ДДТ. Программа имеет художественную направленность. Breaking требует немалых физических данных, поэтому на каждом занятии уделяется время для ОФП: отжимания, приседания, укрепление пресса и спины, растяжка. Breaking также открывает широкое поле для творчества, т.к. определѐнных рамок в этом направлении нет: можно самим придумывать движения, брать движения из других танцевальных направлений, копировать движения животных, индустриальных объектов, передавать движениями человеческое поведение, события, мысли, и встраивать эти движения в танец. Чтобы придумать что-то свое в рамках данного направления, нужно овладеть базой, которая включает в себя огромное количество движений. Занятия помогают приобрести уверенность в себе, пропагандируют и дают навык здорового образа жизни, способствуют отказу от вредных привычек, а также укреплению физического здоровья и духа. Адресат программы: обучающиеся 7-14 лет. Характерные черты детей этого возраста: подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Занятия танцами станет для таких подростков местом для выплеска энергии и эмоций. Объем данной программы составляет 272 часов в год. Срок освоения программы 2 года. Форма обучения - очная. Уровень сложности - базовый. Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв – 10 минут 2 раза в неделю по 2 академических часа. Форма реализации образовательной программы – традиционная модель Форма занятий: групповая и индивидуально-групповая и фронтальная. Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс. Занятие включает в себя: - подготовительная часть (разминка); -основная часть (разучивание движений, выполнение различных вспомогательных упражнений, работа в команде, подготовка танцевальных номеров); - заключительная часть (упражнения общей физической подготовки и растяжка). Перечень форм подведения итогов реализации: беседа, мастер-класс, творческий отчет, открытое занятие, беседа и т.д На занятиях используются следующие методы работы: Наглядный – демонстрация базовых и оригинальных движений, различных стилей и концепции танца. Аналитические – наблюдение, самоанализ, взаимоанализ. Практические – наработка техники исполнения движений, выполнение тренировочных упражнений, разработка собственных связок и движений, повторение и закрепление определенных схем и переходов. Словесный – объяснение техники исполнения движений, понятий стиля и оригинальности движений. Особенности программы: Занятия предполагается проводить в 2 возрастных группах: 7-10 лет и 10-14 лет. Такое разделение на группы обусловлено различным уровнем физиологического развития и формирования тела и организма. Обязательное условие занятий – индивидуальный подход к каждому ребенку, т.к. человек индивидуален по своей природе, и то, что подходит для одного, может быть совершенно неприемлемо для другого. Для любой возрастной группы предусмотрено 4 этапа развития: 1. Развитие элементарной координации движений, чувства ритма. 2. Изучение базовых движений направлений Toprock , Footwork и Freeze, схем построения связок. 3. Изучение базовых движений направления Powermove. 4. Углубление в тему стиля, оригинальности и индивидуальности каждого танцора. Самостоятельная работа. Посещение мероприятий по развитию данной культуры (фестивалей, конкурсов и т.п.) – неотъемлемая часть продуктивного роста и развития детей. Такие мероприятия дают эмоциональный заряд и стимул к занятиям данным видом танцевальных направлений и совершенствовать свои навыки и умения. В основу данной программы положены следующие педагогические принципы: - принцип гуманизации; - принцип природосообразности и культуросообразности; - принцип самоценности личности; -принцип увлекательности; -принцип креативности. Личностно-ориентированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. 2. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и социальных качеств детей и подростков, помощь в личностном становлении и социализации через занятия Breaking-ом. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Воспитательные задачи: способствовать формированию здорового образа жизни; способствовать воспитанию командных качеств; повышать общую культуру обучающихся. воспитывать чувство эстетики, умения видеть красивое в танцевальном образе, видеть элементы выразительности образа. Развивающие задачи: развивать мотивацию к танцевальным занятиям; развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа в танце; способствовать формированию оригинального танцевального стиля, путем составления своих комбинаций и импровизации. совершенствовать технику выполнения базовых элементов брейк-данса различных направлений; составлять синхронные танцевальные композиции из элементов верхнего и нижнего брейк-данса. Образовательные задачи: расширить знания в области истории брейкинга и хип-хоп культуры; совершенствовать развитие физических качеств и координации движений; осваивать элементы различных направлений брейк-данса как основы группового и индивидуального танца. Содержание программы. Учебно-тематический план 1 год обучения 3. Тема 1 2 3 4 Всего часов Вводное занятие. Техника 1 безопасности История развития танца 2 Breaking История развития танца 1 Breaking в России Изучение базовых движений 22 направления Toprock из 1 Форма контроля Опрос 2 Опрос 1 опрос Теория 2 Практика 20 5 Изучение базовых 6 Изучение базовых движений направления Freeze Смена уровней, изучение направления Throwdown Схемы построения простейших связок Повтор и закрепление материала. Работа в команде 20 2 18 пед.наблю дение 20 2 18 пед.наблю дение 14 2 12 опрос 22 2 20 опрос 16 14 баттл Самостоятельная работа. Творческие задания. Итоговое занятие 7 7 баттл 1 1 Концерт ИТОГО 136 7 8 9 1 0 1 1 1 2 движений направления Footwork 12 2 10 пед.наблю дение 16 пед.наблю дение 120 Содержание курса Тема 1. Вводное занятие. Содержание и форма занятий. Одежда для занятий. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина на занятиях. Овзаимоотношениях «тренер – ученик» и отношениях между детьми в группе. Режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Рассказ о направлении Breakingкак части hip-hop культуры. Тема 2. История развития Breaking. Личности. «Как все зарождалось» («Отцы» - AfricaBambataa, KoolHerk, JamesBrown). Просмотрдокументальногокино(TheFreshestKids, Breakin 1, Breakin 2). Тема 3. История развития Breaking в России.Личности. «Как все зарождалось в России» 1 волна.(команды «Меркурий», «Магический круг»). Просмотр документального кино «Хип-хоп в России: от первого лица Тема 4. Изучение базовых движений из направлений Toprock . Является лиToprock верхним уровнем breaking’а. Toprockкак одиниз самых явных показателей уровня исполнителя. Изучениедвиженийстепа: Cross Step, indian step, outlaw step, salsa step, front step, march step. Тема 5. Изучение базовых движений направления Footwork. Элементы танца, которые исполняются на полу: Six-steps, Scramble, Five- steps, Baby-love, ZuluSpin, Pretzels, CC, Swing. Тема 6. Ознакомление с базовыми движениями направления Freeze. Freeze – направление«Стойки». Основные движения: Baby-freeze, Headstandfreeze, Chair, Halofreeze. Тема 7. Смена уровней. Изучение и отработка на практике способов и приемов смены уровней (верх – низ) в Breaking’e. Тема 8.Схемы построения простейших связок.Изучение и практическая отработка стандартных схем связок и переходов. Тема 9. Повтор и закрепление материала. Репетиционные занятия для отработки техники и выразительности исполнения элементов, связок, переходов, индивидуальных танцевальных композиций. Тема 10. Работа в команде.Постановка групповых и парных танцевальных номеров. Отработка синхронности движений. Тема 11. Самостоятельная работа.Опыт творческой самостоятельности: видоизменение любых базовых движений. Творческие консультации с тренером. 3.2.Учебно-тематический план 2-й год обучения Темы 1 Практи ка 1 14 2 12 пед.набл юде ние Изучение движений направления Footwork. 16 2 14 пед.набл юде ние Изучение движений направления Freeze. 16 2 14 пед.набл юде ние 1 Изучение чувства ритма, Взаимосвязь музыки и танца, акценты. Понятие flow, flavor, bait, оригинальность. Культура поведения на джемах и баттлах. 2 Изучение движений из направления Toprock. 3 4 Всего часов 2 Теория 5 Ознакомление и изучение базовых движений направления Powermove. 14 2 6 Смена уровней, движения направления Throwdown. 14 2 7 Схемы построения связок 10 2 8 Повтор и закрепление материала 9 9 Работа в команде 10 1 0 Самостоятельная работа. Творческие задания. Импровизация. 12 1 1 Развиваем чувство ритма, пробуем танцевать в музыку (в акценты, в биты). 10 2 12 12 пед.набл юде ние опрос 8 опрос 9 баттл 8 баттл 10 1 Форма контроля пед.набл юде ние баттл 9 пед.набл юде ние 1 2 Итоговое занятие ИТОГО 1 136 1 20 Концерт 116 Содержание курса Тема 1. Чувство ритма. Понятие flow, flavor(стиль), bait. Культура поведения на джемах и баттлах.Беседа с учениками на данные темы(понятие flow, flavor(стиль), bait). Развиваем чувство ритма(игровая форма, визуальная форма обучения). «Слушаем и танцуем». Анализ применения на практике. Тема 2. Изучение движений из направлений Toprock. Вариации изученных движений. Знакомство с Uprock. Тема 3. Изучение движений направления Footwork.Вариации изученных движений. Знакомство с Floorrock. Тема 4. Ознакомление с базовыми движениями направления Freeze.ИзучениеиотработкадвиженийOne-hand stand freeze, elbow freeze, shoulder freeze, head freeze. Расширениепонятияfreeze. Тема 5. Ознакомление и изучение базовых движений направления Powermove. Силовые движения и вращения. Базовые движения: backspin, handglide, swipe, miniswipes, cricket, windmill. Базовые переходы между движениями. Тема 6. Смена уровней.Новые способы и приемы смены уровней в Breaking’e. Тема 7. Схемы построения связок.Усложнение изученных схем связок и переходов. Детям предлагается самим попробовать придумать переходы между движениями. Тема 8. Повтор и закрепление материала.Репетиционные занятия для отработки техники и выразительности исполнения элементов, связок, переходов, индивидуальных танцевальных композиций. Тема 9. Работа в команде.Постановка танцевальных номеров. Работа в парах, работа в группе. Отработка синхронности движений Тема 10. Самостоятельная работа. Опыт творческой самостоятельности: внесение изменений в изученные движения, изменение стандартных схем связок и переходов. Тема 11. Развиваем чувство ритма, пробуем танцевать в музыку(в акценты, в биты).Импровизационное занятие для учеников. Тема 12. Итоговое занятие. Концерт Планируемые результаты освоения программы: Личностные - способность работать в группе, самостоятельно выполнять и составлять танцевальные комбинации; - повышение уровня общей культуры поведения и общения; - формирование здорового образа жизни; - воспитание чувства прекрасного, умение видеть художественный образ в танце. Образовательные (предметные) - углубленно познакомиться с историей брейкинга и хип-хоп культуры; - освоить элементы различных направлений брейк-данса как основы группового и индивидуального танца; - познакомиться с известными танцорами, выступающими в данном направлении танца. Метапредметные - развивать мотивацию к танцевальным занятиям; - развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа в танце; - совершенствовать технику выполнения базовых элементов брейк- данса различных направлений; - совершенствовать развитие физических качеств и координации движений; - формировать оригинальный танцевальный стиль, путемсоставления своих комбинаций и импровизации. - четко выполнять ранее выученные движения; - составлять синхронные танцевальные композиции из элементов верхнего и нижнего брейк-данса. 4. Комплекс организационно-педагогических условий 4.1.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: - помещение (спортивный зал) - музыкальная колонка - гимнастические маты Информационное обеспечение: - видео материалы: (обучающий видео проект «Breakadvice»), - обучающее видео по брейк-дансу, фильмы, видео с соревнований «Битва года», IBE и прочих танцевальных фестивалей) - аудио материалы (музыкальные композиции разных танцевальных стилей). 4.2. Формы аттестации и оценочные материалы: Контроль полученных знаний и умений осуществляется в результате выступления обучающихся в фестивалях, отчетных концертах, открытых мастер-классах, в танцевальных битвах, джемах и текущем контроле при подготовке танцевальных связок. Критерии оценивания учащихся объединения «Брейк-данс» Уровень Высокий уровень Баллы 36-50 баллов Средний уровень Низкий уровень 21-35 баллов – 0-20 баллов Приложение 1 Результат Критерии оценивания Баллы (от 1 до 5) Самооценка обучающегося Баллы (от 1 до 5) Оценка педагога Уровень физической подготовки (оценивается по выполненным нормативам на силу, выносливость, гибкость, скорость, ловкость) в соответствии с возрастом. Импровизация Оценивание танцевальных связок для составления индивидуальных композиций. Оценивание танцевальных связок для составления коллективных (синхронных)композиций. Качество выполненной танцевальной связки, выступления в концертах, фестивалях. Данная таблица заполняется на каждого ребенка. Каждый критерий оценивается по 5ти балльной шкале. Максимальное количество баллов, учащийся может набрать за творческую работу- 50. 5. Список литературы Литература для педагога 1. Базаров Н.П. Азбука брейк-танца . – М., Искусство, 2003. 4.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996. 2. Жукова В.П.. Хореографическое развитие ребенка. Ек., 1996. 3. Основы брейк-танца. – М., 2001. 4. Медведь М.Н. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002. 5. Пекелис В.Д. Как найти себя? – М., 2008. 6. Сластенин В.А. Общая педагогика. – М., 2003. 7. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти своѐ место в жизни. – М., АСТ-ПРЕСС, 2008. 8. Фридман Л.А.. Психология воспитания. – М., 2009. 9. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. – М., 2004. Литература для детей и родителей 1. Кох И.Э. Основы сценического движения. – С-П.: «Планета музыки», 2010. 2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004 г. Обучающее видео для детей 1. Брейк-данс обучение вместе с Sonic и David - Natural Effects Crew, 2011. 2. Видео обучение: You Got Served: Take It To The Streets (Танцы улиц. Пособие для начинающих), 2011. 3. Видео с чемпионатов мира по Red Bull, Temple O'Style, Unbreakable, Breakin' The Law, R-16, 2005-2015. 4. Видео-тренинг «Мастер Танца» - максимальный тренинг в домашних условиях, 2009. 5. Видео уроки: B-Boy Workshop часть 1. Основы брейкинга от B-Boy Focus, 2009. 6. Видео школа брейк-данса от команды B-Size, 2013. 7. Видеокурс: Wild Style with Wil Power. Learn to breakdance watch the b-boys in action, 2010. 8. Обучение брейк-дансу от команды Урбанс, 2007. 9. Учебный DVD - Click2Dance Completely street, 2010. 10. Видео уроки "Хип-Хоп Механика" от лучших танцоров России, 2013-2015.