Мозаика. Я познаю мир

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Принята на заседании
методического совета
Протокол №7
от «26» августа 2022 года

Утверждена:
И.О. директор МАУ ДО ДДТ
Е.А. Буздес
Приказ №91/1 от01.09. 2022 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я познаю мир»
(детский развивающий центр «Мозаика»)
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 год

Автор-составитель:
Каримова Лариса Эрнестовна,
педагог дополнительного образования

г. Кушва
2022г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об
окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и
закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять
полученные знания в доступной практической действительности. Дети пятого года жизни
уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них
преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном
мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы
позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков,
представлений.
Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях
действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой
ситуации, создаваемой в игре. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг
представлений детей об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях.
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно
задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут
или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает.
Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться
отвечать на любые вопросы детей. При этом средствами программы целенаправленно
создаются условия для развития у детей познавательных процессов, речи, эмоциональной
сферы, творческих способностей, формирования основ учебной деятельности. Человек,
природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В рамках детского развивающего центра «Мозаика» реализуется дополнительная
общеразвивающая программа «Я познаю мир», которая затрагивает образовательные
области познавательного развития.
Направленность общеразвивающей программы:
Естественнонаучная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир»
разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными
программными документами:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года №273-Ф3 с изменениями;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Конвенция о правах ребенка;
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р);
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;

8. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы
образования» от 5 августа 2013 г. № 662;
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
10. Устав МАУ ДО ДДТ;
11. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ.
Актуальность общеразвивающей программы:
Данная программа является актуальной, поскольку основана на анализе родительского
спроса на услуги дополнительного образования в области предшкольной подготовки и
направлена на создание комфортных условий для интеллектуального, творческого и
личностного развития ребенка дошкольного возраста, успешного вступления его в новую
социальную роль – роль ученика.
Отличительные особенности общеразвивающей программы:
Конечной целью программы является не обучение, а вклад в умственное развитие
каждого ребенка, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Работа по
данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию,
интеллектуально развивать дошкольника.
Данная программа позволит:
- вовлечь в коллективную деятельность, помочь в приобретении новых друзей,
нового круга общения;
повысить
самооценку,
помочь
приобрести
положительный
опыт
жизнедеятельности. Все это способствует социализации ребенка в обществе, выявлению
скрытых ресурсов развития личности ребенка.
Адресат общеразвивающей программы:
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте 5-7лет. Обучающиеся
занимаются по программе 2 года:
Первый год обучения: дети в возрасте 4-5 лет, одна группа численностью 8-10 человек.
Второй год обучения: дети в возрасте 6-7 лет, одна группа численностью 8-10 человек.
Режим занятий:
Программа реализуется в очной форме обучения. Режим работы: 2 раза в неделю по 2
часа. Длительность занятий (академический час) для данной возрастной категории
определяется возрастом детей и по нормам СанПиН составляет 30 минут, перерыв между
занятиями - 5 минут.
Объем и сроки освоения общеразвивающей программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем программы - 68 часов
Уровневость общеразвивающей программы:
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и
предполагает реализацию в рамках СТАРТОВОГО УРОВНЯ в общедоступных и
универсальных формах организации материала.
Формы обучения и виды занятий:
Форма организации учебной деятельности – очная, групповая с использованием занятий
в формате беседы, мастер-класса, творческих мастерских, познавательной игры,
практического занятия.

Формы подведения результатов общеразвивающей программы:
В соответствии с Положением МАУ ДО ДДТ о соответствии оценивания
достижений и успешности воспитанников Дома детского творчества для данной
программы являются:
• выставки художественных работ
• открытые занятия
• итоговые праздники с демонстрацией полученных знаний, умений и навыков.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель программы: воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности,
способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Задачи раздела:
Образовательные:
- формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в
природе, объектах неживой природы;
- уточнять и систематизировать знания о явлениях природы;
- развивать умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего
мира, рассуждать,

- обогащать активный и пассивный словарь;
Развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои
суждения;
- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям;
- развивать творческие способности, воображение;
- формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело
до конца, работать внимательно, сосредоточенно.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости;
- способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность
любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным.
- формировать этические нормы и правильное поведение.
Содержание программы ориентированно прежде всего на развитие представлений
дошкольников об особенностях животных и растений как живых организмов. Дети
знакомятся со «сферами жизни» - рассматривают физические особенности и признаки
приспособления животных и растений у условий их обитания. Большая содержательная
часть раздела посвящена развитию представлений детей о роли и месте человека в природе.
Главный педагогический прием заключается в том, что взрослый не только сообщает
детям о тех или иных примерах взаимодействия человека с природой, но и побуждает
дошкольников самим искать пути участия в жизни природы, способы «экологичного»
общения с природой.

№

1.

Учебно-тематический план первого года обучения
Количество часов
Наименование модуля/темы
Всего
Теория
Практика
Введение.
Общее 1 ч
0,5 ч
0,5 ч
знакомство
с
данным
курсом.

Формы аттестации/
контроля
Устная проверка
знаний, работа с
предложенными

«Земля и мы – Я – часть
природы»
«Моя страна»
«Урал – опорный край
державы»
«Я и все Мы»
«Человек
и
неживая
природа»
«Человек и живая природа»
«Знакомьтесь,
Красная
книга»
«Растения – какие они?»
«Очень много их под осень,
возле елочек и сосен»
«Мхи,
лишайники,
папоротники – давайте с
ними знакомится»
«Создания прекрасные и
удивительные»
«Всё о лесе»
«Роль человека в природе»
Заключительное
занятие.
Подведение общих итогов
курса.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
Итого

3ч

1ч

2ч

1ч
4ч

0,5 ч
0,5 ч

0,5 ч
3,5 ч

1ч
3ч

0,25 ч
1ч

0,65 ч
2ч

1ч
1ч

0,25 ч
0,25 ч

0,65 ч
0,65 ч

4ч
2ч

2ч
1ч

2ч
1ч

1ч

0,25 ч

0,65 ч

7ч

2ч

5ч

2ч
2ч
1ч

1ч
0,5 ч
0,5 ч

1ч
1, 5 ч
0,5 ч

34

11,5 ч

22,5 ч

карточками,
кратковременная
практическая работа.

Содержание программы первого года обучения
Тема №1. «Введение. Общее знакомство с данным курсом» (1ч)
Занятие №1. «Давайте, познакомимся».
Теоретическая часть: проведение инструктажа по технике безопасности, знакомство с
целями и задачами раздела, общие знакомство с предметом экология.
Практическая часть: биологическая игра «Кто самый внимательный»; просмотр
видеофрагмента «Тайны живой природы».
Тема №2. «Земля и мы. Я часть природы» (3ч)
Занятие №1. «Как стать юным экологом».
Теоретическая часть: наука экология, что она изучает, понятие о «природном доме»,
понятие окружающий мир, основные правила поведения на природе.
Практическая часть: дидактическая игра «Без чего нам не прожить»; обсуждение
стихотворения «Мир вокруг» автор Красилова Н. Р.; работа с экознаками, проведение
викторины «Юный эколог».
Занятие №2. «Земля – наш дом».
Теоретическая часть: общее сведенья о планете Земля, знакомство с глобусом, «цвета на
глобусе» - что они означают, понятие о материках, вода и суша – места обитания живых
существ.
Практическая часть: упражнение «Найди и покажи на глобусе», биологическая игра «Кто,
где живет?».
Занятие №3. «Наш природный дом».

Теоретическая часть: понятие о «природном доме», растения и животные – их природном
дом, природный дом человека-жилище.
Практическая часть: биологическая игра «Как вести себя на природе в «природном доме»,
биологическая игра «Почему он тут живет?», экологическая игра «Сохраним «природный
дом».
Тема №3. «Моя страна» (1ч)
Занятие №1. «Моя страна».
Теоретическая часть: понятие о Родине, наша Родина – Россия, столица нашей Родины Москва.
Практическая часть: биологическая игра «Где, чья Родина», работа с карточками,
экологическая викторина «Что я знаю о своей Родине».
Тема №4. «Урал-опорный край державы» (4ч)
Занятие №1. «Мой Урал».
Теоретическая часть: Знакомство с родным краем: с историко-культурными,
национальными, географическими и природными особенностями.
Практическая часть: Игра-практикум с картой Урала.
Занятие №2. «Природа Урала».
Теоретическая часть: Знакомство с флорой и фауной родного края.
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками, игра «Это что?., «Это кто?».
Занятие №3. «Свердловская область».
Теоретическая часть: Свердловская область – природа, местоположение, национальные
особенности, геральдика. Крупнейшие города Свердловской области. Екатеринбург –
столица нашей области.
Практическая часть: Виртуальная экскурсия по Екатеринбургу.
Занятие №4. «Мой город»
Теоретическая часть: Город Кушва с точки зрения его историко-культурного и
экологического содержания. Интересные факты о нашем городе.
Практическая часть: Проведение виртуальной экскурсии «Мой родной город – Кушва»,
викторина «Любимый уголок моего города».
Тема №5. «Я и все мы» (1ч)
Занятие №1. «Я и все мы»
Теоретическая часть: Кто такой человек, без чего не может жить человек, человек и
природа, негативное и положительное влияние людей на природу Земли.
Практическая часть: Творческая работа «Превратим нашу Землю в цветущий сад»
(коллективная аппликация).
Тема №6. «Человек и неживая природа» (3ч)
Занятие №1. «Объекты неживой природы. Солнца – большая звезда».
Теоретическая часть: Объекты неживой природы, их особенностями, что такое Солнце,
движение Земли вокруг Солнца, понятие день и ночь, зачем нам нужно Солнце.
Практическая часть: Проведение практической работ «Роль света и тепла в жизни
растений»; биологическая игра «Живое – неживое».

Занятие №2. «Вода, воздух, почва».
Теоретическая часть: что такое воздух, из чего он состоит, функции воздуха, защита
атмосферы, зеленые растения и воздух. Вода и её функции на планете, круговорот воды в
природе, три состояния воды. Что такое почва. Состав почвы.
Практическая часть: Проведение практических работ: «Превращение воды в пар»,
«Превращение воды из твердого состояния в жидкое», «Вода растворитель», «Почва
содержит влагу», «Почва содержит воздух».
Занятие №3. «Человек и неживая природа».
Теоретическая часть: Связь человека с неживой природой, влияние человека на неживую
природу. Взаимосвязь компонентов неживой природы и зависимость от них человека.
Практическая часть: Проведение дидактической игры «Неживая природа и человек».
Тема №7. «Человек и живая природа» (1ч)
Занятие №1. «Человек и живая природа»
Теоретическая часть: Связь человека с живой природой, влияние человека на живую
природу, взаимосвязь компонентов живой природы и зависимость от них человека.
Практическая часть: Проведение дидактической игры «Живая природа и человек».
Тема №8. «Знакомьтесь, Красная книга» (1ч)
Занятие №1. «Знакомьтесь, Красная книга».
Теоретическая часть: Что такое Красная книга, основные причины, приведшие к резкому
сокращению численности животных и растений, виды животных и растений, занесенных в
Красную книгу.
Практическая часть: Проведение дидактической игры «Раздели на группы», чтение и
обсуждение рассказа из сборника В. Зотова «Лесная мозаика» об одном из растений,
занесенных в Красную книгу.
Тема №9. «Растения– какие они» (4ч)
Занятие №1. «Растительный мир, его разнообразие, значение.
Теоретическая часть: Что относится к растительному миру, разнообразие растительного
мира на Земле, влияние человека на растительный мир, значение растений на Земле, места
обитания растений, что необходимо растениям для жизни.
Практическая часть: Биологическая викторина «Знаешь ли ты?», дидактическая игра
«Угадай растение».
Занятие №2. «Растения сада и огорода. Растения цветника. Сорные растения».
Теоретическая часть: Роль сада и огорода в жизни человека, основные садовые деревья и
кустарники, их классификация, огородные растения, овощи и фрукты, значение цветов в
жизни человека, многообразие цветов, что такое сорняки.
Практическая часть: Дидактическая игра «Раздели на группы», дидактическая игра
«Угадай, что где растет».
Занятие №3. «Дикорастущие травянистые растения».
Теоретическая часть: Понятие дикорастущие растения, разнообразие дикорастущих
травянистых растений, влияние человека на дикорастущие растения, функции
дикорастущих растений на земле, отличия дикорастущих растений от культурных
растений.
Практическая часть: Виртуальная экскурсия в ботанический сад, дидактическая игра
«Раздели на группы».
Занятие №4. «Комнатные растения».

Теоретическая часть: Понятие комнатные растения, многообразие комнатных растений,
родина комнатных растений, методы ухода за комнатными растениями, роль комнатных
растений в жизни человека.
Практическая часть: Дидактическая игра «Узнай и опиши», дидактическая игра «Где чья
родина?».
Тема №10. «Очень много их под осень, возле елочек и сосен» (2ч)
Занятие №1. «Грибы».
Теоретическая часть: Что такое гриб, строение грибов, многообразие грибов. Ценность
грибов для человека.
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками, работа с наглядным
материалом.
Занятие №2. «Мир грибов».
Теоретическая часть: понятие съедобные грибы, многообразие съедобных грибов, правила
сбора грибов, понятие ядовитые грибы, многообразие ядовитых грибов.
Практическая часть: Создание коллективной аппликации «Царство грибов».
Тема №11. «Мхи, лишайники, папоротники – давайте с ними знакомиться» (1ч)
Занятие №1. «Мхи, лишайники, папоротники».
Теоретическая часть: Что такое мох, строение мхов, значение мхов в природе и для
человека, что такое папоротник, места обитания папоротников, значение папоротников в
природе и для жизни человека, что такое лишайники, особенности лишайников, значение
лишайников в природе и для жизни человека.
Практическая часть: Дидактическая игра «Раздели на группы», дидактическая игра «Что
есть у растения», дидактическая игра «Кто где растет?».
Тема №12. «Создания прекрасные и удивительные» (7 ч)
Занятие №1. «Растение – живой организм».
Теоретическая часть: Органы растения и их роль – корень, стебель, листья, цветки, плоды.
Признаки живого: питается, растет, дышит, размножается, приспосабливается к среде
обитания, реагирует на внешние раздражители.
Практическая часть: Практическая работа «Растение – живой организм»
Занятие №2. «Царство растений».
Теоретическая часть: Основные представители царства растений: хвойные и цветковые
растения (травы, кустарники, деревья) – особенности строения, образ жизни.
Практическая часть: работа с дидактическими карточками. Биологическая игра «Что, где,
какое и зачем?»
Занятие №3. «Фенологический календарь растений».
Теоретическая часть: Сезонные явления в жизни растений. Цветение. Плодообразование.
Увядание. Листопад. Роль насекомых в жизни растений. Вечнозеленые растения.
Практическая часть: Просмотр видеосюжета «Жизнь растения», практическая работа
«Фенологический календарь».
Занятие №4. Травянистые растения.
Теоретическая часть: Понятие травянистое растение. Строение. Биологические
особенности. Многообразие травянистых растения. Лечебные травы. Пряные травы.
Практическая часть: Работа с гербариями, просмотр видеосюжет «Травы», биологическая
игра «Запахи растений».

Занятие №5. «Кустарники».
Теоретическая часть: Понятие кустарник и кустарничек. Строение. Биологические
особенности. Многообразие кустарников. Кустарники нашего сада.
Практическая часть: «Биологическая игра «Экскурсия в наш сад».
Занятие №6. «Деревья».
Теоретическая часть: Понятие деревья. Строение дерева. Кора. Биологические
особенности. Многообразие деревьев. Плодовые деревья. Экзотические деревья. Значение
деревьев в жизни человека. Понятие «дендропарк».
Практическая часть: Виртуальная экскурсия в дендропарк «Растения – великаны».
Биологическая игра «Где чей листик?»
Занятие №7. «Редкие и исчезающие растения».
Теоретическая часть: Ограниченность зеленых ресурсов. Памятники природы,
заповедники, заказники, национальные парки Урала. Способы сохранения вымирающих
растений. Реликты.
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками «Редкие и вымирающие
растения».
Тема №13. «Все о лесе» (2ч)
Занятие № 1. «Лес».
Теоретическая часть: Понятие лес, особенности жизни и организации жизни в лесу,
понятие ярусность, животные и растения леса.
Практическая часть: Экологическая викторина «Все о лесе».
Занятие № 2. «Лес – наше богатство».
Теоретическая часть: Польза леса в жизни человека. Основные правила поведения в лесу.
Лесные опасности. Охрана леса. Профессия - лесник.
Практическая часть: Дидактическая игра «Как надо поступить?», биологическая игра
«Идем в лес».
Тема №14. «Роль человека в природе» (2 ч)
Занятие №1. «Роль человека в природе. Отрицательное воздействие человека на природу».
Теоретическая часть: как человек оказывает влияние на природу, отрицательная роль
человечества по отношения к природе, глобальные проблемы экологии, экологические
катастрофы.
Практическая часть: просмотр видеосюжета «Как человек вредит природе»,
экологическая игра «Да – Нет»?
Занятие №2. «Роль человека в природе. Положительное воздействие человека на природу».
Теоретическая часть: Виды природоохранной деятельности человека.
Практическая часть: Игра – инсценировка «Помоги природе».
Тема № 15. Заключительное занятие.
Подведение общих итогов курса (1ч)
Занятие № 32. «Итоговое занятие».
Теоретическая часть: Что должен знать и уметь каждый юный эколог. Как каждый из нас
может помочь нашей природе.
Практическая часть: Дидактическая игра «Я юный эколог».

Учебно-тематический план второго года обучения
№

1.
2.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Наименование модуля/темы

Всего

Количествово часов
Теория
Практика

Введение
Три королевства природы –
где и кто живет.
Особо
охраняемые
природные территории
Животное – живой организм.
Жилища в жизни животных
Планета Земля – наш общий
дом.
Путешествие на Серный
полюс.
Иследование пустыни.

1ч
9ч

0,5 ч
2ч

0,5 ч
7ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

1ч
1ч
3ч

0,5 ч
0,5 ч
1ч

0,5 ч
0,5 ч
2ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

Что скрывают джунгли и 2 ч
прерии?
Дикий край - Тайга.
2ч

0,5 ч

1,5 ч

0,5 ч

1,5 ч

Моря и океаны – тайны
водного мира.
Реки и озера – знакомый и
неизведанный мир.
Наши домашние друзья.
Интересные
животные
земного шара.
Заключение
Итого

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч

0,5 ч

1,5 ч

2ч
1ч

0,5 ч
0,25 ч

1,5 ч
0, 75 ч

1ч
34

0,5 ч
11,5 ч

0,5 ч
22,5 ч

Формы
аттестациии/
контроля

Устная проверка
знаний, работа с
предложенными
карточками,
кратковременная
практическая
работа.

Содержание программы второго года обучения
Тема №1. «Введение. Общее знакомство с данным курсом» (1ч)
Занятие №.1. «Введение. Общие знакомство с данным курсом».
Теоретическая часть: Проведение инструктажа по технике безопасности, знакомство с
целями и задачами раздела «Я познаю мир».
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками (ребусы о животных,
кроссворды о животных), просмотр фильма «Тайны живой природы».
Тема №2. «Три королевства природы – где и кто живет» (9 ч)
Занятие №1. «Подземное королевство».
Теоретическая часть: Наука геология. Геологическое строение Земли. Урал – «Кладовая
самоцветов».
Практическая часть: Практическая работа «Знакомство с уральскими самоцветами».
Занятие №2. «Подземное королевство».
Теоретическая часть: происхождение почвы, состав, важность для жизни на Земле.
Особенности условий подземной среды обитания: отсутствие света, влажность, наличие
воздуха.
Практическая часть: выполнение практической работы «Исследование почвы».

Занятие №3. «Подземное королевство».
Теоретическая часть: Почвенные обитатели: насекомые, черви, грибы, корни растений,
роющие животные. Особенности строение подземных животных, приспособления к
подземному образу жизни. Дождевые черви - «верные солдаты королевства».
Практическая часть: Биологическая игра «Знакомство с подземным царством»,
биологическая игра «Чей подземный путь?».
Занятие №4. «Наземно-воздушное королевство».
Теоретическая часть: Разнообразие климатических условий по всему земному шару.
Тропики, жаркие пустыни, холодная тундра и ледники.
Практическая часть: Биологическая игра «Путешествуем по миру». Работа с
дидактическими карточками.
Занятие №5. «Наземно-воздушное королевство».
Теоретическая часть: Особенности условий наземно-воздушной среды обитания
(умеренные широты): изменение освещенности, температуры, влажности в связи со сменой
дня и ночи. Понятие времена года. Смена дня и ночи.
Практическая часть: Биологическая игра «Времена года».
Занятие №6. «Наземно-воздушное королевство».
Теоретическая часть: Явления природы: радуга, гроза, дождь, ветер, снегопад, град,
северное сияние. Причины возникновения. Общая характеристика.
Практическая часть: Просмотр видеосюжета «Явления природы». Работа с
дидактическими карточками.
Занятие №7. «Наземно-воздушное королевство».
Теоретическая часть: Животный мир суши. Приспособления у животных к жизни в
условиях воздушной среды. Крупнейшие животные суши. Мельчайшие животные суши.
Практическая часть: Дидактическая игра «Животные суши», выполнение творческой
работы «Животных суши».
Занятие №8. «Водное королевство».
Теоретическая часть: Водный королевство - самое большое королевство. Пресная и
морская вода. Особенности водной среды обитания. Температура, наличие кислорода,
мутность воды. Роль воды в жизни человека. Проблема экономии пресной воды.
Практическая часть: Практическая работа «Грязная вода – чистая вода».
Занятие №9. «Водное королевство».
Теоретическая часть: Животный мир водной оболочки земли. Условия обитания
животных в воде. Приспособления у животных к жизни в условиях водной среды.
Крупнейшие животные воды. Мельчайшие животные воды.
Практическая часть: Дидактическая игра «Животные воды», выполнение творческой
работы «Животные воды».
Тема №3. «Особо охраняемые природные территории» (2ч)
Занятие №1. «Особо охраняемые территории».
Теоретическая часть: Зоопарки, национальные парки, заповедники. Их сходства и
различия. Особенности жизни животных в зоопарках, национальных парках, заповедниках.
Деятельность человека, разрешенная и запрещенная на этих территориях. Функции особо
охраняемых природных территорий.
Практическая часть: Экологическая игра «В зоопарке».

Занятие №2 «Особо охраняемые территории».
Теоретическая часть: Зоопарки, национальные парки, заповедники Свердловской области.
Практическая часть: Просмотр видеосюжета «Особо охраняемые природные территории
Свердловской области».
Тема №4. Животное - живой организм». (1 ч)
Занятие №1. «Животное – живой организм».
Теоретическая часть: Сходства и различия основных представителей животного мира.
Животный мир, как основной компонент живой природы, влияние человека на животный
мир, разнообразие животных на Земле, место обитания животных.
Практическая часть: Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Тема №5. «Жилища в жизни животных» (1ч)
Занятие №.18. «Жилища в жизни животных»
Теоретическая часть: Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий
существования животных. Разнообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка,
гнездо и др.
Практическая часть: Выполнение учащимися практической работы «Гнездо своими
руками», дидактическая игра «Кто где живет?»
Тема №6. «Планета Земля – наш общий дом» (3ч)
Занятие №1. Глобус – уменьшенная модель планеты Земля.
Теоретическая часть: Суша и Мировой океан. Материки. Экватор. Северный и Южный
полюс.
Практическая часть: Практическая работа с глобусом.
Занятие №2. Путешествие в космос.
Теоретическая часть: Космос. Солнце. Солнечная система. Планеты солнечной системы.
Звезды о созвездия. Луна – спутник земли. Смена времени года. Смена дня и ночи.
Профессия космонавт.
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками. Биологическая игра
«Путешествие в космос».
Занятие №3. Жители планеты Земля.
Теоретическая часть: Условия жизни на Земле. Жители планеты Земля. Человек – житель
планеты Земля и часть природы Земли. Охрана природы - охрана планеты.
Практическая работа: экологическая игра «Жители планеты Земля».
Тема №7. «Путешествие на Северный полюс» (2ч)
Занятие №1. «Путешествие на Северный полюс».
Теоретическая часть: Особенности условий обитания и разнообразия животных,
обитающих в полярных широтах. Как попасть на Серный и Южный полюс? Ледники.
Северное сияние. Жители северных широт.
Практическая часть: Просмотр видеосюжета «Путешествие на Северный полюс». Работа с
дидактическими карточками.
Занятие №2. «Животный мир полярных широт».
Теоретическая часть: Животные, обитающие в полярных широтах. Животные Арктики и
Антарктики. Особенности условий обитания и разнообразия животных, обитающих в
условиях полярных широт. Причины бедного состава животных в этом регионе.
Практическая часть: викторина «Животные полярных широт

Тема №8. «Исследование пустыни» (2ч)
Занятие №.7. «Исследование пустыни».
Теоретическая часть: Что такое пустыня. Климатические особенности пустыни. Барханы.
Оазисы. Караван. Крупнейшие пустыни Земного шара. Растительный мир пустыни.
Практическая часть: Практическая работа «Исследование свойств песка».
Занятие №.2. «Животный мир пустыни».
Цель: Познакомить учащихся с животными, обитающими в пустынях.
Теоретическая часть: Особенности условий обитания и разнообразия животных,
обитающих в пустынях. Животные, обитающие в пустынях.
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками.
Тема №9. «Что скрывают джунгли и прерии» (2ч)
Занятие №1. «Животные саванн и прерий».
Теоретическая часть: Особенности условий обитания и разнообразия животных,
обитающих в условиях саванн и прерий. Животные, обитающие в саваннах и прериях.
Особенности питательных ресурсов для животных в этих регионах.
Практическая часть: Просмотр видеофильма «Животные Африки», работа с
дидактическими карточками.
Занятие №2. «Животные тропических лесов».
Теоретическая часть: Особенности условий обитания и разнообразия животных,
обитающих в тропический лесах. Животные, обитающие в тропических лесах. Понятие
джунгли.
Практическая часть: Дидактическая игра «Жизнь джунглей», биологическая викторина
«Животные тропиков».
Тема №10. «Дикий край - Тайга». (2ч)
Занятие №1. «Дикий край - тайга».
Теоретическая часть: Особенности условий обитания и разнообразия животных,
обитающих в условиях тайги. Животные, обитающие в тайге.
Практическая часть: Просмотр видеосюжета «Тайга. Тайны.», работа с дидактическими
карточками.
Занятия №2. «Дикий край - тайга».
Теоретическая часть: Тайга – дом для множества видов животных и растений, хранилище
ценнейших природных ресурсов. Таежные леса нашей Родины.
Практическая работа: Работа с дидактическими карточками. Биологическая игра «Тайга».
Тема №11. «Моря и океаны – тайны водного мира?» (2ч)
Занятие №1. «Тайны океана».
Теоретическая часть: Понятие «Мировой океан». Океаны Земного шара. Особенности
условий обитания и разнообразия животных, обитающих в океанах.
Практическая часть: Просмотр видеосюжета «Тайны океана», работа с дидактическими
карточками.
Занятие №2. «Тайны морей»
Теоретическая часть: Что такое море. Моря нашей Родины. Особенности условий
обитания и разнообразия животных, обитающих в морях. Богатства морей. Охрана морей.
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками, биологическая викторина
«Животные морей и океанов».

Тема №12. «Реки и озера – знакомый и неизведанный мир.» (2ч)
Занятие №1. «Реки и озера».
Теоретическая часть: Понятие пресная вода. Загрязнение и охрана пресных вод.
Крупнейшие реки и озера нашей планеты. Крупнейшие водные объекты нашей страны,
нашей области, нашего города.
Практическая часть: работа с дидактическими карточками, экологическая игра «Реки и
озера».
Занятие №2. «Животный мир рек и озер»
Теоретическая часть: Животный и растительный мир рек и озер. Особенности условий
обитания и разнообразия животных, обитающих в реках и озерах. Многообразие рыб.
Особенности их жизнедеятельности.
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками, биологическая викторина
«Многообразие рыб».
Тема №13. Наши домашние друзья (2ч)
Занятие №1. «Домашние и дикие животные, их роль и значение для жизни человека».
Теоретическая часть: Домашние и дикие животные, их сходства и отличия, уход за
домашними животными, домашние животные и человек.
Практическая часть: Дидактическая игра «Узнай и опиши», дидактическая игра «Чей
голос», дидактическая игра «Кто где живет?».
Занятие №2. «Наши домашние друзья».
Теоретическая часть: Многообразие домашних животных. Животные фермы. Кошка и
собака – наши домашние любимцы. Правила содержания домашних животных.
Практическая часть: Работа с дидактическими карточками, биологическая игра «Кто
живет на ферме».
Тема №14. «Интересные животные земного шара» (1ч)
Занятие №.13. «Интересные животные земного шара».
Теоретическая часть: Самые необычные и интересные животные Земного шара.
Особенности их строения, жизни и организации. Многообразие таких животных на Земле.
Практическая часть: Выступления учащихся с докладами о интересных животных
Земного шара, просмотр фильма о животных «Необычные животные Земного шара».
Тема № 15. «Заключение» (2ч)
Занятие №.1
Теоретическая часть: Краткое повторение изученного материала за учебный год.
Подведение итогов изученного курса.
Практическая часть: Проведение итогового мероприятия «Своя игра».
Планируемые результаты тематического раздела:
Предметные результаты
- Распознает на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечисляет в
правильной последовательности времена года и кратко характеризует их признаки;
- Проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для
человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения
и безопасного поведения в мире природы;
- Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать
простейшие правила поведения в природе.

Личностными
результатами является
формирование
следующих
умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке педагога);
- при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам
других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах
окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметным результатом является формирование следующих универсальных
учебных действий:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Комплекс организационно-педагогических условий.

•
•
•
•

Формы отслеживания результатов освоения программы:
Текущий контроль за освоением программы осуществляется педагогом в течение
учебного года по итогам изучения отдельных тем и по итогам первого полугодия, по
итогам каждого года обучения, в целях соотнесения прогнозируемых и реальных
результатов.
Формы текущего контроля:
интерактивные игры;
беседы;
устные опросы;
дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и
воображения ребенка.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое и информационное обеспечение
Материальное обеспечение:
•
Учебный кабинет для проведения занятий с мультимедийным оборудованием.
В наличии:
•
ученические столы в комплекте со стульями;
•
шкафы для хранения;
•
игры (комплекты учебно-дидактических игр)
•
дидактические пособия;
•
аудио и видеозаписи;
•
мультимедийное оборудование;
•
компьютеры

Кадровое обеспечение:
Реализация дополнительной общеобразовательной обещеразвивающей программы
осуществляется педагогом, имеющим педагогическое образование, владеющим основами
образовательной деятельности по представленной программе в соответствии с указанным
направлением.
Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного
обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных
познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности
Технология
индивидуализации
обучения – технология
обучения,
прикоторой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными
(Инге Унт, В.Д. Шадриковости).
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию,
общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Здоровьесберегающие технологии
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов)
Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их
к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который
можно фиксировать.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта.
Информационно-методические материалы тематического раздела:
• Рыжова Н. А. Наш дом – природа». Учебно-методический комплекс по
экологическому образованию дошкольников. -М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
• программа дополнительного экологического образования детей дошкольного
возраста «Чувство природы». Л.Л. Кшнясева. – Екатеринбург, объединение «Дворец
молодежи». 2001
• программа дополнительного экологического образования детей дошкольного
возраста «Экология животных». О. А. Белова. – Екатеринбург, объединение «Дворец
молодежи». 2001
• программа дополнительного экологического образования детей дошкольного
возраста «Юные друзья растений». Л. Е. Распаева. – Екатеринбург, объединение «Дворец
молодежи». 2001
• программа дополнительного экологического образования детей дошкольного
возраста «Я - Человек». О. Б. Смертина. – Екатеринбург, объединение «Дворец молодежи».
1999
• «МЫ» - программа экологического образования дошкольников Н. Н. Кондратьевой.
–СПб.:Детство-пресс, 2000
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:

1. Текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся).
2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие).
3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы
за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
• через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала в игровой форме);
• через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки).
Критерии оценки результатов
Критерии
Уровень форсированности действия
Мотивация
0 — отсутствие у ребенка желания осуществлять трудовую
деятельности
и деятельность.
творчества
1 — выполняет трудовую деятельность, следуя прямым
указаниям взрослого.
2 — включается в творческую трудовую деятельность, но по
устной просьбе взрослого или инструкции.
3 –самостоятельно выполняет трудовую деятельность, но
обращается за помощью к взрослому.
4 – самостоятельно выполняет трудовую деятельность
5 – самостоятельно инициирует трудовую деятельность, создает
творческие работы.
Теоретические знания
1 – отличают данное явление (объект) от их аналогов, показывая
при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными
характеристиками.
2 – обучающийся способен рассказать содержание текста,
правила, дать определение основным понятиям.
3 – находит существенные признаки и связи изучаемых явлений,
предметов на основе анализа, синтеза, логического
умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную
информацию с имеющимися знаниями.
4 – умеет применять в практической деятельности свои
теоретические знания, может решать задачи с применением
усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные
связи при изучении теоретического материала, умеет находить в
окружающей действительности изучаемые законы и явления
5 – умеет обобщать и творчески использовать полученные в
ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит
оригинальные решения поставленной перед ним задачи.

3. Список литературы
Для педагога
1. Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью / Н. В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004.
2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста /
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.
3. Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. – М.:
Просвещение, 2005.
4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию/ О. А. Воронкевич. – СПб. :
Детство-пресс, 2006.
5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду пособие для педагогов дошк.Учр.3-е изд.Минск: ИВЦМинфина, 2007.
6. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
7. Кломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В.
Кломина. – М.: Сфера, 2005.
8. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду /
под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2005.
9. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л. П. Молодова. –
Минск: Асар, 1996.
10. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании
дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и
литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –
М.: ГНОМ и Д, 2003.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В.
Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
12. Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
13. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
14. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет. Систематизация,
планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.
15. Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. :
Просвещение, 2003.
Для детей и родителей
1. Александрова О.В. "Большая энциклопедия развития" – М.: ЭКСМО,2014
2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста /
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.
3. Бухаджанка Суварна «Космические путешествия. Мои первые открытия» - – М.:
ЭКСМО,2012
4. Скари Ричард "Город добрых дел" - М.: Карьера Пресс 2013
5. Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
6. Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А.
Шорыгина. – М., 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».