ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Принята на заседании
методического совета
Протокол №____
«____»_________20 года

Утверждена:
Директор МАУ ДО ДДТ
О. Г.Лопатина от
Приказ №___от____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 5-9 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель: Колясникова Алла Станиславовна,
педагог дополнительного образования

г.Кушва
2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Содержание общеразвивающей программы
Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.
2.2.

Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

3.

Список литературы

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОЧ.УМЕЛЫЕ
РУЧКИ» художественной направленности
Актуальность программы
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные
работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Искусная работа
руками еще более способствует совершенствованию мозга. Пальцы имеют огромное
количество нервных связей с различными отделами мозга и тренировка сложных движений
кистей и пальцев сказывается на развитии речи, координирует движение всего тела. Ручной
труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю
интеллектуальную деятельность маленького человека.
В процессе творческой деятельности ребенок сравнивает, сопоставляет разные
элементы и детали, у него развивается наблюдательность, формируется творческое
мышление, память, воображение, умение анализировать. Кропотливая ручная работа
требует сосредоточенности, вырабатывает такие качества, как усидчивость, трудолюбие,
умение анализировать, самостоятельно мыслить, формирует способность нестандартного
мышления, приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение от причастности к творчеству,
от возможности порадовать близких. Педагогическая целесообразность программы
заключается в том, что в процессе творческой деятельности обучающиеся дошкольного и
младшего школьного возраста активно вовлекаются в поиск духовных ориентиров,
обогащают положительный опыт социальных отношений, что особенно важно в этом
возрасте.
Программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря
2012 года №273-Ф3 с изменениями;
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от04.09.2014г.№1726)
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам 30.11.2016 №11)
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" Письмо Минобрнауки России от
11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)").
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-1
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

8. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019г. №461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
9. Постановление Правительства Свердловской области от06.08.2019г. №503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области».
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019г. №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций « Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
12. Устав МАУ ДО ДДТ.
13. Образовательная программа МАУ ДО ДДТ.
Отличительной особенностью программы является то, что она знакомит детей
дошкольного и младшего школьного возраста не с одним видом декоративно- прикладного
творчества, а с различными видами (работа с бумагой и картоном, работа с природным
материалом, работа с пластилином, работа с нитками).
Адресат общеразвивающей программы
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2-х лет
обучающимися разных возрастных групп:

1- ый год обучения – 5-6 лет;

2- ой год обучения – 7-9 лет.
Возрастные особенности обучающихся 5-6 лет:
Возраст пяти - шести лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике
ребенка появляются принципиально новые образования. В старшем дошкольном возрасте
познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть
знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения,
сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление,
воображение, восприятие.
На занятиях дети могут воспроизвести изобразить задуманное (замысел ведѐт за
собой изображение).
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого пластилина (куска глины),
моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали
пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов,
расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать
круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические
фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски,
квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения
разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к
самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети
приобретают способность действовать по предварительному замыслу и самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) активно развиваются планирование и
самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда
выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми
разных видов ручного труда.

Возрастные особенности детей 7-9 лет:
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития
Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических
процессов непосредственного познания окружающего мира –ощущений и восприятий.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода
созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством
воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё
новые и новые стороны. Произвольное внимания младшего школьника требует так
называемой близкой мотивации, то есть младший школьник может заставить себя
сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить
отличную отметку, заслужить похвалу педагога, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё
новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без
всяких усилий с их стороны. В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться,
обратить на себя внимание. Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у
детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство
восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется
волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в детском объединении дают
детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 7-9
лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях
творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.
Условия приѐма детей: достижение ребѐнком указанного возраста, желание детей и
родителей. Набор детей в объединение осуществляется без конкурса, без предъявления
требований к уровню образованности и способностям. Состав группы может быть, как
постоянным, так и переменным, для достижения поставленных задач группы целесообразно
формировать разновозрастными.
Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения,
санитарно-гигиеническими требованиями, количество детей в группе 7-12 человек.
Режим занятий
Программа реализуется в очной форме обучения. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по одному академическому часу (продолжительность одного академического часа 45 минут).
Объѐм и срок освоения общеразвивающей программы
Программа рассчитана на 2 года обучения (1 год-9 месяцев обучения, 34 учебных
недели; 2 год - 9 месяцев обучения, 34 учебных недели). Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 136
часов.
Год обучения
1 год обучения
2 год обучения
Общий объём программы

Количество недель
в году
34
34

Всего часов в
год
68 ч
68 ч
136ч

Периодичность занятий
2 занятия 1 часа в неделю
2 занятие 1 часа в неделю

Уровень сложности программы: стартовый, базовый.
Предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Программа знакомит обучающихся с первоначальными знаниями в области
декоративно – прикладного творчества, формирует навыки владения различными видами
декоративно-прикладного творчества.

Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из
представленных уровней, которые реализуются через организацию условий и процедур
оценки и изначальной готовности учащихся.
Формы обучения: групповая
Виды занятий
Практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие, беседы, мастер-класс,
познавательная игра, экскурсии, практическое занятие, выставки.
Формы подведения результатов
Беседа, опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности, выставки, конкурсы.
1.2 Цель и задачи.
Цель программы: Развитие творческих, конструктивных способностей детей в
процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
Обучающие:
1.
Познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного
творчества.
2.Познакомить детей со свойствами материалов и инструментами.
3.Познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе с
инструментами и материалами.
4.
Научить детей применять различные инструменты и приспособления.
6.
Обучить выполнению швов «через край», «вперед иголку».
7.
Познакомить с технологией изготовления поделок из ниток, из природного
материала, пластилина и др.
8.
Обучить технике аппликации из бумаги и картона, из лоскутков ткани.
9.
Сформировать у детей навыки и умения по изготовлению и оформлению
выполненной работы.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику рук средствами ручного труда.
2. Развивать у детей умение планировать свою деятельность при изготовлении
поделки.
3. Развивать природные задатки и творческий потенциал.
4. Развивать художественный вкус, творческое воображение, пространственное и
абстрактное мышление.
Воспитательные:
1. Научить детей организовывать своѐ рабочее место.
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение и трудолюбие.
3. Воспитывать интерес учащихся к художественной культуре.
4. Воспитывать активное эстетическое отношение к действительности, миру
искусству.
5. Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач.
6. Воспитывать культуру общения в детском коллективе.
7. Воспитывать аккуратность и усидчивость при выполнении работы.
1.2. Содержание общеразвивающей программы
1 модуль (1 год обучения)
Цель: выявление индивидуальных наклонностей и способностей, формирования
мотивации к выбранной деятельности.

Основные задачи:
- Научить приемам и способам работы с такими материалами как: пластилин, бумага,
картон, природный материал, и др.
- Научить составлять эскизы, узоры, схемы, чертежи, изображения предметов.
- Научить создавать предметы декоративно-прикладного творчества по собственному
замыслу.
- Научить правилам по технике безопасности при работе с инструментами;
-Привить навыки работы с оборудованием.
Учебный (тематический) план 1 года обучения (1 модуля)
№
п/п
1.
2
2.1
2.2

2.3

Наименование раздела, темы
Введение образовательную программу
Работа с бумагой и картоном
Аппликация и конструирование, свойство
бумаги и картона. Изготовление аппликаций
Краткие сведения о бумаге, картоне и клее.
Изготовление многослойной и объемной
аппликации
Виды работ с бумагой и картоном
Изготовление коллажа, конструирование
(оригами).

3

Работа с природным материалом

3.1

Волшебный мир природы – источник
творчества.
Технология
изготовления
поделок из природного материала
Изготовление поделок из природного
материала (листьев, шишек, веток, цветов,
семян)
Работа с пластилином
Пластилин - художественный материал.
Название и назначение инструментов и
приспособлений (стека, доска, тряпочка).
Основные приѐмы лепки (скатывание,
раскатывание, сплющивание, вдавливание,
прищипывание, оттягивание). Лепка фруктов
и овощей.
Объемные и плоские поделки из пластилина..
Изготовление композиций.

3.2

4
4.1

4.2

4.3

5

Работа с тканью

5.1

Основа материаловедения. Волокна
натурального и животного происхождения;
химические волокна
Производство ткани: прядение, ткачество,

5.2

Количество часов
Теория Практика
Всего
0,5
1,5

0,5
12,5

1
14

0,5

2,5

3

0,5

4,5

5

0,5
0,5

5,5
4,5

6
5

0,5

0,5

1

0

4

4

1,5
0,5

8,5
0,5

10
1

0,5

1,5

2

0,5

6,5

7

2

6

8

0,5

0,5

1

1,5

1,5

3

Формы
аттестации
Наблюдение
беседа
Анализ
работ
Выставка
аппликаций
Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Беседа,
опрос
Выставка,
самоанализ
работ
Беседа,
наблюдение
Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Беседа,
опрос
Наблюдение

5.3

отделка. Технологии работы с тканью.
Подготовка ткани к работе: отбор по
расцветке, качеству, структуре.
Аппликация из ткани. Назначение и
применение ручных швов. Выполнение
ручных швов «вперед иголку», «через край».

4

4

11
2
2

13
4
2

6
6.1
6.2

Работа с красками
Цветогамма .Смешивание красок.
Виды красок. Акварель.

6.3

Материалы и техника рисунка: фломастеры

2

2

6.4

Материалы и техника рисунка: восковые
мелки

2

2

6.5

Творческая работа на свободную тему

3

3

7

Работа с нитками

2

10

12

7.1

1

1

2

7.2

История возникновения ниток, виды ниток, их
свойства.
Технологии работы с нитками. Изготовление
куколок, поделок, игрушек, закладок,
браслетов, открыток, панно из ниток.

1

9

10

8
9

Досуговая деятельность
Итоговое занятие

4
1

4
1

2
2

Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Анализ
продуктов
деятельност
и, опрос
Выставка,
взаимооцен
ивание
Анализ
продуктов
деятельност
и
Опрос,
беседа
Анализ
продуктов
деятельност
и
Выставка,
взаимоанализ

работ
ИТОГО

10

58

68

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Раздел 1.Введение в образовательную программу.
Теория: Знакомство с программой, правилами поведения на занятии. Инструктаж по
ТБ.
Входная диагностика.
Практика: Игры на знакомства и адаптацию детей в коллективе.
Раздел 2.Работа с бумагой и картоном.
2.1.Тема: Аппликация и конструирование. свойство бумаги и картона.
Теория: Понятие «аппликации» и «конструирования». Виды техник при работе с
бумагой и картоном: аппликация,оригами, скраибукинг, квиллинг и др.
Практика: Выполнение творческого задания на свободную тему.
2.2.Тема: Бумага: виды, свойства, назначение.
Теория: Бумаги :виды, свойства, отличия, назначение. Соответствие определенного
вида бумаги выбранной технологии. Клей: назначение, виды, ТБ при работе с

клеем.
Практика: Выполнение творческого задания
2.3.Тема:технологии работы с бумагой
Теория: технологии работы с бумагой: краткая история, виды бумаги для
определенного вида технологий. Оригами: основные элементы.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 3. Работа с природным материалом.
3.1.Тема: Волшебный мир природы – источник творчества.
Теория: Природа – источник творчества. Элементы природного материала для
творчества. Технологии изготовления поделок из природного материала.
Практика: Выполнение творческого задания. 3.1.Тема: Волшебный мир природы –
источник творчества.
3.2. Тема: Изготовление поделок из природного материала (листьев, шишек, веток, цветов,
семян)

Теория: материалы и инструменты, используемые при работе с природным
материалом: клеевой пистолет, нитки, проволока и др. ТБ при работе с этими
материалами и инструментами.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 4. Работа с пластилином.
4.1. Тема: Пластилин.
Теория: Пластилин - художественный материал: краткие сведения об истории, виды
пластилина. Название и назначение инструментов и приспособлений тпри работе с
пластилином (стека, доска, тряпочка).

Практика: Выполнение творческого задания.
4.2. Тема: Технологии работы с ластилином.
Теория: Основные приѐмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание,
прищипывание, оттягивание).
.Практика: Выполнение творческого задания.
4.3. Тема: Объемные и плоские поделки из пластилина.
Теория: Понятие композиций. Использование объемной и плоской композиции в
работе с пластилином пластилина. Лепка животных. Лепка цветов, деревьев.
.Практика: Выполнение творческого задания.

Раздел 5. Работа с тканью.
5.1. Тема: Основа материаловедения.
Теория: Понятие материаловедения: история, назначение. Ткань: структура, назначение.
Волокна натурального и животного происхождения; химические волокна.
.Практика: Выполнение творческого задания.

5.2. Тема: Технологии работы с тканью.
Теория: Производство ткани: прядение, ткачество, отделка. Технологии работы с тканью:
виды, свойства. Подготовка ткани к работе: отбор по расцветке, качеству, структуре.
.Практика: Выполнение творческого задания.

5.3. Тема: Ручной шов.
Теория: Ручной шов: виды, назначение и применение ручных швов. Выполнение
ручных швов «вперед иголку», «через край» и др.. Аппликация из ткани.
.Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел.6.Работа с красками

Тема 6.1 Цветогамма
Теория: Понятие цветогаммы. Основные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешивание
цветов.

.Практика: Выполнение творческого задания.

6.2. Тема: Виды красок.
Теория: Краски: история, виды, назначение. Гуашь, акварель, акрил и др. краски.
Акварель: свойства краски, использование определенной бумаги для работы
акварелью. Кисти: виды, назначение. Кисти для работы с акварелью. Смешивание
красок.
Практика: Выполнение творческого задания. Выставка детских работ.
6.3. Тема: Фломастеры
Теория: Фломастеры: назначение, материалы и техника рисунка: Инструктаж при
работе с фломастерами
Практика: Выполнение творческого задания.
6.4. Тема: Восковые мелки.
Теория: Восковые мелки.: история, виды, материалы и техника рисунка: Инструктаж
при работе с восковыми мелками.
Практика: Выполнение творческого задания.
6.5. Тема: Творческая работа на свободную тему
Теория: Сочетание различных материалов при создании самостоятельной композиции.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 7.Работа с нитками.
7.1.Тема: Нитки.
Теория: Нитки: история возникновения ниток, виды ниток(для шитья, вязания, мулине –
вышивка и др.), их свойства, назначение.

Практика: Выполнение творческого задания.
7.2.Тема: Поделки из ниток.
Теория: Технологии работы с нитками. Изготовление куколок, поделок, игрушек,
закладок, браслетов, открыток, панно из ниток.

Практика: Выполнение творческого задания.
8.Досуговая деятельность
Практика: Проведение досуговых мероприятий в рамках реализации
образовательной программы: «Бабушки в гости к нам пришли», «Праздник мам»,
«Весенний хоровод».
Тема 9. Итоговое занятие.
Практика: Итоговая диагностика. Самостоятельное изготовление изделия по любой
из пройденных тем. Выставка детских работ.
Планируемые результаты 1 года обучения (1 модуля)
Предметные:
- владеет приемами и способами работы, с такими материалами как: пластилин,
бумага, картон, природный материал, и др.
- умеет составлять эскизы, узоры, схемы, чертежи, изображения предметов;
- стремится создавать предметы декоративно-прикладного творчества по
собственному замыслу;
- умеет составлять композиции;
- знает правила по технике безопасности при работе с инструментами;
- владеет навыками работы с оборудованием;
- развиты координация движений, мелкая моторика и сенсорика пальцев.
Метапредметные:
- умеет рационально организовать свое рабочее место;
- умеет организовывать деятельность в соответствии с правилами безопасности для
себя и окружающих;

- умеет работать индивидуально и в группе, ощущать себя частью коллектива, нести
ответственность за свои поступки;
- уважительно относится к мнению окружающих, умение формулировать и отстаивать
свое мнение;
- умеет оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
- доброжелательно относится к результатам труда своих товарищей;
- умеет достигать поставленной цели;
- умеет задавать вопросы, отвечать на вопросы, обращаться за помощью.
Личностные:
- стремится к расширению знаний в области декоративно – прикладного искусства;
аккуратности, ответственности, осознанного подхода к работе;
- развиты коммуникативные умения и навыки;
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до
конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым
материалам;
- знание основ культуры труда;
- уважительное отношение к результатам труда;
- интерес к творческой деятельности.
Учебный (тематический) план 2-го года обучения
Цель модуля: Развитие творческих, конструктивных способностей детей в процессе
создания образов, используя различные материалы и техники
Задачи модуля:
- Сформировать у детей навыки и умения по изготовлению и оформлению
выполненной работы.
- Познакомить с технологией изготовления поделок из ниток, из природного
материала, пластилина.
- Развивать у детей умение планировать свою деятельность при изготовлении
поделки.
- Развивать природные задатки и творческий потенциал.
- Развивать художественный вкус, творческое воображение, пространственное и
абстрактное мышление.
- Воспитывать активное эстетическое отношение к действительности, миру
искусству.
- Воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных
задач.
- Воспитывать культуру общения в детском коллективе.
№
п/п
1.

1.1
1.2

1.3

Наименование раздела, темы
Вводные занятия. Инструктаж.
«Чудеса своими руками» (работа с
пластилином).
Цветогамма. Смешивание цветов.
Пластилинография : изготовление поделок с
использованием различных технологий
(шарики, спирали, жгутики, растирание и др.).
Объемные модели из пластилина и с
сочетанием нетрадиционных материалов
(трубочки, ватные палочки, крупы и др.):
основные техники работы и их применение

Количество часов
Теори Практи
Всего
я
ка
2
14
16

0,5

1

1,5

0,5

7

7,5

1

6

7

Формы
аттестации
Беседа. опрос
Фронтальный
опрос
Анализ
продуктов
деятельности
Анализ
продуктов
деятельности
выставки

2.
2.1

2.2
2.3

3.
3.1

3.2

3.2
4.
4.1

4.2

5.0

при изготовлении поделок.
«Бумажная фантазия»
Виды бумаги (печатная, картон, бумага для
оригами, скрапбукинга, квиллинга и др.) и их
применение для определенного вида поделок
Технологии работы с бумагой (оригами,
квиллинг, гармошка, пружинка и др)
Изготовление плоских и объемных поделок из
бумаги с применением изученных технологий
и нетрадиционных материалов
«Конструирование»
Геометрические фигуры(треугольник,
прямоугольник, квадрат, круг, окружность,
прямая, ломаная и др.): название, особенности
каждой, изображение.
Чертеж: определение, назначение,
инструменты для построения. Построение
простейших чертежей с помощью линейки,
циркуля.
Конструктор «Лего» (для детей от 5 лет).
Соединение по предложенной схеме
«Волшебная радуга» (рисование)
Цветогамма. Тень.блики.передний и задний
план. Фон. Цветные и простой карандаши.
Рисование и раскрашивание рисунков на
определенные темы
Акварельные и гуашевые краски:
- смешивание красок;
- рисование кисточкой,
- пальчиковое рисование
Итоговое занятие

3
0,5

14
1

17
1,5

0,5

3

3,5

2

10

12

3
1,5

13
3

16
3,5

0,5

6

6,5

тест - игра

1

5

6

Наблюдение

2
1

15
7

17
8

1

8

9

Анализ
продуктов
деятельности

2

Выставки,
экскурсии,
фронтальный
опрос, беседа

Итого

2

опрос, игра
Фронтальный
опрос, игра
Анализ
продуктов
деятельности

Выставка,
самооценивание

68

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Раздел 1. «Чудеса своими руками» (работа с пластилином).
Тема1.1.Цветогамма.
Теория: Назначение пластилина и пластиковых смесей для творчества, их
применение в творчестве, в быту. Повторение технологии работы с пластилином,
техника безопасности, организации рабочего места при работе с пластилиновым
материалом. понятие «цветогаммы» при работе с пластилином. Смешивание цветов.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема1.2.Пластилинография.
Теория: Пластилинография : понятие, назначении. Технологии работы с пластилином.
Изготовление поделок с использованием различных технологий (шарики, спирали, жгутики,
растирание и др.).

Практика: Выполнение творческого задания.
Тема1.3.Объемные поделки из пластилина..
Теория: Нетрадиционные материалы при работе с пластилином. Объемные модели из
пластилина в сочетании ми нетрадиционных материалами (трубочки, ватные палочки, крупы
и др.): основные техники работы и их применение при изготовлении поделок.

Практика: Выполнение творческого задания.

Раздел 2. «Бумажная фантазия».
Тема 2.1. Виды бумаги
Теория: Беседа об истории и назначении различных видов бумаги: картона, писчей,
цветной, бархатной, фольги и др. Повторение терминологии: аппликация, мозаика,
коллаж, оригами и др.
Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 2.2. Технологии работы с бумагой.
Теория: Технологии работы с бумагой (оригами, квиллинг, гармошка, пружинка и др) .
Подбор бумаги, соответствующей определенному виду технологий.

Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 2.3. Изготовление плоских и объемных поделок из бумаги с применением изученных
технологий

Теория: Изготовление различных поделок из бумаги, картона и фольги в различных
техниках плоскостного и объемного моделирования. Использование понятий
геометрии и элементов черчения для построения простых трафаретов и шаблонов.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 3. «Конструирование»
Тема 3.1. Геометрические фигуры.
Теория: Конструирование и моделировании: понятие, история, назначение.
Геометрические фигуры, как основной элемент в конструировании (брусок, кубик, схема,
чертеж, прямая, кривая, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол и др., плоская и
объемная фигуры, треугольник, круг, окружность, прямая, ломаная и др.): название,
особенности каждой, изображение.

Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.2. Чертеж.
Теория: Чертеж: определение, назначение, инструменты для построения. Линейка, циркуль,
простой карандаш, ластик: назначение, применение, ТБ при работе с инструментами.
Построение простейших чертежей с помощью линейки, циркуля.

Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 3.2. Конструктор.
Теория: Конструктор: определение, назначение. Конструктор «Лего» (для детей от 5 лет):
история, детали, назначение. Схема: понятие, назначение. Применение элементов
черчения для «чтения» и самостоятельного построения схем. Соединение деталей по
предложенной схеме.

Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 4. «Волшебная радуга» (рисование)
Тема 4.1.Цветогамма в рисовании.
Теория: Цветогамма. Тень.блики.передний и задний план. Фон. Цветные и простой
Карандаши: их назначения, свойства, особенности

Практика: Выполнение творческого задания.
Тема 4.2.Краски в рисовании.
Теория: Гуашь, акварель, акриловые краски, мелки: назначения, свойства, особенности
работы с этими красками. Инструменты, материалы, организация рабочего места и ТБ при
работе с красками. Технологии работы с гуашью и акварельными красками:
- смешивание красок;
- рисование кисточкой,
- пальчиковое рисование .

Использование красок для оформления заготовок из дерева, пластика, теста, глины,
папье - маше и поделок из нетрадиционных материалов.
Практика: Выполнение творческого задания.
Раздел 5. Итоговое занятие

Практика: Выполнение творческого задания на свободную тему.
Планируемые результаты 2 года обучения (2 модуля)
Предметные:
- владеет знаниями по истории развития техник: пластилинография, орнамент,
мозаика, и др., как разновидности декоративно – прикладного творчества;
- владеет приемами и способами работы, с такими материалами как: пластилин
бумага, картон, природный материал, и др.
- умеет составлять эскизы, узоры, схемы, чертежи, изображения предметов;
- стремится создавать предметы декоративно-прикладного творчества по
собственному замыслу;
- умеет составлять композиции;
- знает правила по технике безопасности при работе с инструментами;
- владеет навыками работы с оборудованием;
- развиты координация движений, мелкая моторика и сенсорика пальцев.
Метапредметные:
- умеет рационально организовать свое рабочее место;
- умеет организовывать деятельность в соответствии с правилами безопасности для
себя и окружающих;
- умеет работать индивидуально и в группе, ощущать себя частью коллектива, нести
ответственность за свои поступки;
- уважительно относится к мнению окружающих, умение формулировать и
отстаивать свое мнение;
- умеет оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
- доброжелательно относится к результатам труда своих товарищей;
- умеет достигать поставленной цели;
- умеет задавать вопросы, отвечать на вопросы, обращаться за помощью;
Личностные:
- стремится к расширению знаний в области декоративно – прикладного искусства;
аккуратности, ответственности, осознанного подхода к работе;
- развиты коммуникативные умения и навыки;
- трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до
конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым
материалам;
- знание основ культуры труда;
- уважительное отношение к результатам труда;
- проявляет интерес к творческой деятельности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы имеется:
- помещение для занятия (оборудованный кабинет);
Перечень оборудования, инструментов, материалов и приборов:
Инструменты и приспособления общего пользования:

Машинка швейная – 2 шт.;

Утюг – 1 шт;

Клеевой пистолет – 4 шт.;

Ножницы обычные – 15 шт;

Измерительные ленты, линейки;

Иглы различной нумерации, булавки:

Набор лапок для выполнения различных операций – 8 шт.:


2х-местный ученический стол в комплекте со стульями – 7 шт.,

учительский стол – 1 шт.,

шкафы для хранения натурного фонда, драпировки, натурный фонд ;

компьютер с возможностью выхода в интернет, принтер.
Материалы индивидуального пользования: простые и цветные карандаши, ластик
для составления эскизов, бумага белая.
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы,
линейка, иглы в игольнице, кисточки для клея, клей, карандаши;
- материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным
содержанием: различные виды бумаги, картона, различные виды ткани, пластилин, солѐное
тесто, пряжа, природные материалы, бросовый материал, фурнитура.
Информационное беспечение
1.
Банк аудио, видео-записей
2.
Коллекция фото, тематических картинок, рисунков
3.
Интернет-ресурсы:
http://stranamasterov.ru/

http://bibliokompas.blogspot.ru/p/blog-page_30.html

http://www.solnet.ee/sol/001/s_321.html

http://master.forblabla.com/blog/46056279053/YOlochki-izbumagi
http://www.paperland.org.ua/index.php/Modeli-dlyaPechati/Kosmicheskie-korabli.html
http://old.spas-extreme.ru/el.php?EID=23071
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
http://4stupeni.ru/holidays.html

http://masterclassy.ru/origami
http://www.zavuch.info/news/announces/165/#

uhu4kids.ru/materials/masterklassy_11/

http://festival.1september.ru/-

сайт «Страна Мастеров». Статьи и
публикации о ручном творчестве:
описание техник, фотогалерея работ
и др. Каталог детской и
методической литературы. Блоги.
Интернет-конкурсы. Мастер-классы.
сайт для читателей и библиотекарей.
Сценарии, полезные советы,
интересные книги
журнал для детей «Солнышко».
Загадки, ребусы, стихотворения,
игротека, советы родителям и др.
сайт «Очумелые ручки». Мастер –
классы по изготовлению поделок для
детей и преподавателей
Бумажная страна – целый мир из
бумаги. Модели для печати: корабли,
космические корабли, роботы
Спас-Экстрим Портал детской
безопасности
социальная сеть работников
образования nsportal.ru
это клуб учителей начальной школы.
Конспекты уроков, олимпиады,
олимпиадные задания, тематическое
планирование, сценарии праздников
сайт, где размещены мастер-классы
ЗАВУЧ.инфо - сайт, где размещены
новости образования, методическая
библиотека, педагогические
конференции , телеканалы для
учителей
сайт «Детское творчество и креатив с
UHU». Мастер-классы, конкурсы,
мини-сайты
свторские программы и разработки

Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования, имеющий высшее
профессиональное образование.

Методические материалы
Для реализации программы необходимы следующие оценочные комплексы и
материалы:
1. Методические комплексы, состоящие из информационного материала,
инструкционных и технологических карт, методических разработок и планов конспектов
занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: вопросники,
контрольные упражнения, тесты и кроссворды.
3. Развивающие и диагностические процедуры: тесты, развивающие игры,
вопросники.
4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные альбомы, журналы,
буклеты, книги, электронные материалы.
Описание используемых методик и технологий
Технология
личностно-ориентированного
развивающего
обучения
(И.С.
Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного
обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных
познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности
Технология индивидуализации обучения – технология обучения, при которой
индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными
(Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая
противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а
используется технология защиты индивидуальных проектов.
Здоровьесберегающие технологии - охрану здоровья детей можно назвать
приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети
в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны
заниматься производительно-полезным трудом.
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов)
Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их
к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который
можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена
педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение
общественного опыта.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются
следующие виды и формы контроля:
Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При
его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа
для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего
материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении
используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос,
практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.

Промежуточная аттестация осуществляется по мере прохождения темы,
раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются
следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение
изделий по предложенным выкройкам). Данный вид контроля также предусматривает
участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года по сумме показателей за
время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы,
включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по
собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для
родителей, выставку-презентацию творческих работ, самоанализ.
Основными формами подведения итогов реализации дополнительной программы
в соответствии с Положением о соответствии оценивания достижений и успешности
воспитанников Дома детского творчества для данной программы являются:
* выставки различных уровней
* конкурсы учебно-исследовательских проектов
* открытое мероприятие с демонстрацией умений и навыков детей
При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на
правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей,
учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребёнка.
Обращается внимание на малейшее проявление инициативы, самостоятельности и
творческого мышления каждого учащегося. При индивидуальной оценке работ делается
акцент на те моменты, которые давались ребёнку с трудом, но он смог выполнить задание.
Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах и награждаются грамотами,
дипломами, благодарностями.
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
Теоретические знания
показатель

критерии

Степень выраженности

К-во баллов

Теоретическая
подготовка по
основным разделам
программы

Соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям

Мин. уровень (менее1/2)
Средний уровень (1/2)
Максимальный (весь объем)

1 балл

Владение
специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования

Мин. уровень (менее1/2)
Средний уровень (1/2)
Максимальный (весь объем)

2 балла
3 балла
1 балл

Методы
диагностики
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос.
Наблюдение

2 балла
3 балла

Практическая подготовка
Практические
Соответствие умений
умения и навыки,
и навыков
предусмотренные
программой
программой
требованиям
Творческие навыки

Креативность в
выполнении
творческих заданий

Базовые компетенции
Коммуникативная
Умение слушать и
компетентность
слышать педагога.

Мин. уровень (менее1/2)
Средний уровень (1/2)
Максимальный (весь объем)
1 -репродуктивный с
помощью педагога
2- репродуктивный без
помощи педагога
3- продуктивный,
творческий
Минимальный – необходим
постоянный контроль со

1 балл

Контрольное
задание

2 балла
3 балла
1 балл

Наблюдение

2 балла
3 балла

1 балл

Наблюдение

Конструктивное
общение со
сверстниками и
педагогом.
Самоорганизация

Самообразование

Умение организовать
рабочее место
Аккуратность в
выполнении работы
Соблюдение правил
ТБ
Стремление и
самостоятельность в
получении
информации

стороны педагога
Средний – необходим
частичный контроль
Максимальный – не
испытывает затруднений

2 балла

Мин. уровень (менее1/2)
Средний уровень (1/2)
Максимальный (весь объем)

1 балл

3 балла

Наблюдение

2 балла
3 балл

Минимальный- испытывает
затруднения, необходим
постоянный контроль
педагога
Средний – необходим
частичный контроль
педагога
Максимальный – работает
самостоятельно не
испытывая затруднений

1 балл
2 балла
3 балла

Наблюдение

3.Список литературы
Литература для педагога
1.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл»,
2008
2.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 2010
3.
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке-// Н.С. Боголюбов
Москва, «Просвещение», 2013
4.
Водяная Л., Эм Г. Оригами - чудеса из бумаги. «Феникс», 2004
5.
Иванова О.Л., Васильева И.И.. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011
6.
Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008
7.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество.– М.: Мозаика-Синтез,
2012
8.
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007
9.
Парамонова Л.А. Детское конструирование и творчество.– М.: Карапуз, 1998
10.
Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез,
2006
Литература для обучающихся (родителей)
1.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург,
«Литера», 2010
2.
Богатова И. Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
3.
Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
4.
Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009
5.
Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». // Т.С. Комарова - М.,
2005
6.
Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».М.: «Издательство Гном и Д», 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».