Школа вожатых

Содержание
1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

1. Основные характеристики
1.1.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа
вожатых»
относится
к
социально гуманитарной
направленности. Разработана в соответствии с нормативно-правовыми и
государственными программными документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской федерации».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. №196
«Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (с изменениями от 30 сентября 2020
года).
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г. «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
7.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образ
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования Дом детского творчества.

Актуальность
Организация летнего отдыха детей для образовательных учреждений –
важная задача и серьезная профессиональная проблема. Работа в лагерях
дневного пребывания требует достаточно большого количества помощников,
которым в течение короткой смены необходимо организовать интересную
работу в детском коллективе. На территории Кушвинского городского округа
успешно практикуется трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от
14 до 17 лет в должности вожатый в организациях отдыха детей и их
оздоровления. Поэтому необходимо было разработать программу для работы
со старшими подростками, цель которой - подготовка кадров для работы в
лагерях с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений в
летний период.
Данная Программа направленна на развитие социально-творческих
способностей у детей и подростков в области педагогической деятельности с
целью их профессионального самоопределения и для занятости участников
программы в каникулярное время, в качестве вожатых и помощников
вожатых в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков.
Успех работы летнего оздоровительного учреждения (далее - ЛОУ) с
дневным пребыванием детей во многом зависит от уровня подготовки
вожатых. Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний
и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах
воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития
личности ребёнка и детского коллектива. Вожатый – проводник новых
инициатив и идей, друг и наставник, организатор полезных дел, участник
развлекательных мероприятий. Вожатый — это, прежде всего, человек с
активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой. Условия,
в которых работает вожатый, требуют от них теоретических психологопедагогических знаний, практических умений и творческого отношения к
работе. Но профессионализм и мастерство, как известно, не приходит само.
Начинающие вожатые зачастую только по истечение половины смены лагеря
начинают понимать и осмысливать весь процесс работы, что является
осложнением как для воспитателя, так для самого вожатого. Поэтому и
возникла необходимость в написании дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа вожатого».
На занятиях начинающие вожатые узнают, как необходимо наладить
творческий и рабочий процесс так, чтобы было интересно детям и
соответствовало теме смены. Знание детской психологии и психологии
развития временного детского коллектива поможет вожатому выявить
лидера, помочь застенчивым детям раскрыть свой внутренний потенциал,
сплотить коллектив, разрядить обстановку в конфликтной ситуации.
Основной педагогической идеей программы является создание
педагогом условий, при которых подросток сможет получить компетенции
вожатого, необходимых для организации различных мероприятий и
гражданских инициатив, тем самым развивая их творческие, лидерские,
коммуникативно-организаторские способности и гражданскую позицию в

рамках социально значимых видах деятельности, где может проявить себя.
Программа рассчитана на желающих реализовать свои организаторские и
творческие потребности, почувствовать свою значимость в организации дел
для младших детей и своих сверстников во время проведения городских
акций, деловых игр, выездных сборов и т.д. в учебное время, а в
каникулярный период пройти практику в лагерях дневного пребывания.
Адресат программы
Программа рассчитана на подростков 12-16 лет. Группы формируются
в составе 12-15 человек. Характерной чертой этого возраста является
любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации,
чувство взрослости. Подросток стремится овладеть как можно большим
количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо
систематизировать. Знания, которые станут итогом собственного опыта и
практики подростка, полученного в результате активного включения в
выполнение самых разных форм общественной деятельности.
Набор подростков в объединение осуществляется без конкурса, без
предъявления требований к уровню образованности и способностям. Состав
группы может быть, как постоянным, так и переменным, для достижения
поставленных задач группы целесообразно формировать разновозрастными.
Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения,
санитарно-гигиеническими требованиями и нормативным документам в
сфере дополнительного образования детей. Образовательный процесс
осуществляется в соответствии с учебным планом.
Режим занятий.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с
перерывом между занятиями - 10 мин.
Объем программы
Года обучения
1
2

Кол-во часов
в неделю
4
4

Количество
недель в году
34
34

Всего часов в год
136
136

Срок освоения общеразвивающей программы:
Общий срок освоения программы: 2 года (18 месяцев)
Общее число часов общеобразовательной программы: 272 часа
Период обучения рассчитан с сентября по май каждого учебного года.
Уровни программы
Программа является разноуровневой в соответствии со следующими
признаками:

- Программа предусматривает два уровня сложности: стартовый и
базовый.
Стартовый уровень (1 год обучения) предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала.
Подростковый возраст (12-16 лет) – время активного мировоззренческого
поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. В этом
возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие
интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это
значит, что с каждым годом нарастает способность и потребность к
социально творческой деятельности.
В основе данного уровня большое внимание уделяется развитию у
подростков лидерских качеств, определению их места в жизни, идет
формирование мотивации на самоопределение. Учащимися приобретаются
жизненно важные умения и навыки, направленные на успешную
социализацию в обществе.
Центральным новообразованием этого периода (13-16 лет) является
профессиональное самоопределение и мировоззрение. Поэтому базовый
уровень (2 год обучения) предполагает использование и реализацию таких
форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний.
Ведущий вид деятельности – практический с использованием
интерактивных форм: мастер-классы, обучающие тренинги, культурно –
досуговые мероприятия, игровые программы, прохождение практики в
лагере с дневным пребыванием детей на базе МАУ ДО Дома детского
творчества.
Формы обучения
Основная форма организации занятий – групповая. Индивидуальная
работа ведется с целью консультирования по поручению или подготовке к
публичному выступлению.
В ходе обучения по программе подросток имеет возможность
самореализоваться в различных видах деятельности: игровой, трудовой,
общественно-полезной, социально-значимой, художественно-эстетической, в
общении. В процесс самореализации входит идентификация себя с другими,
обмен опытом, творческий характер активности. Все это способствует
развитию личностного роста подростка.
Виды занятий для стартового и базового уровней: практикумы,
мастер-классы, интеллектуальные игры, тренинги, лекции, беседы, сюжетноролевые игры, КТД.
Основным видом обучения для Стартового и Базового уровней
является учебное занятие. Занятия могут проходить в традиционной и
нетрадиционной форме. Форма проведения учебного занятия подбирается с
учетом указанных принципов, поставленной цели, задач образовательной
программы «Школа вожатых» и возраста подростков.
Дополнительные формы проведения занятий:
- деловые обучающие игры,

- педагогическая мастерская,
- диалог-анализ успехов каждого, «сюрприз по секрету» (игровые формы
завершения занятий с представлением участникам своих проектов,
творческих работ, созданных в процессе занятий или домашней подготовки к
ним).
Использование активных методов подготовки в процессе коллективных
творческих дел имеет своей целью побуждение подростков к активности в
профессиональной деятельности и предполагает воспроизведение различных
видов педагогической деятельности в сочетании с поиском творческих путей
решения воспитательных задач на различных уровнях организации жизни
подростков в процессе организации детского досуга.
Формы подведения итогов:
На Стартовом уровне текущий контроль уровня усвоения материала
осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических
заданий, в форме теоретического диалога и самостоятельных работ, а также
практических занятий, мастер – классов и бесед.
Итоговый контроль реализуется в форме презентаций, конкурсов и
участия в тематических фестивалях.
Формой подведения итогов по окончанию Базового уровня является
стажировка в лагере с дневным пребыванием, которая включает в себя
проверку теоретических и практических знаний по всем разделам и темам
учебного года.
1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

Цель программы:
формирование у подростков компетенций вожатого, необходимых для
организации социально- значимых дел, досуговых мероприятий и
гражданских инициатив, тем самым развивая их творческие, лидерские,
коммуникативно-организаторские способности и гражданскую позицию.
Задачи:
- познакомить с основами вожатского мастерства (особенности основных
периодов смены, специфика работы с временным коллективом,
распределение обязанностей в вожатском отряде);
- способствовать развитию у подростков стремления к участию в
общественной деятельности (социально-значимая деятельность, участие в
городских акциях, работа в группе, в команде);
- способствовать развитию у подростков коммуникативных и
организаторских способностей для дальнейшей ориентации в системе
социальных отношений (деловые контакты, сотрудничество, бизнес,
управление, спорт);
- воспитывать нравственные качества личности: ответственности,
толерантности, доброжелательности, целеустремленности.

Обучающие:
сформировать у воспитанников представления о роли, назначении и
функциях вожатого;
обучить детей формам и методам общения с младшими;
обучить воспитанников самостоятельно разрабатывать беседы, игры,
соревнования, конкурсы.
Развивающие:
развивать познавательные и творческие способности детей через освоение
программы;
развивать внимательность, наблюдательность, творческое воображение,
фантазию.
Воспитательные:
сформировать интерес и мотивацию воспитанников к работе с младшими;
воспитывать общую культуру личности у воспитанников, их гражданскую
позицию и патриотизм;
воспитывать личностные качества, необходимые в работе с детьми,
воспитывать добросовестность, творческое трудолюбие, чувство уважения к
педагогической профессии.
1.3.

Содержание общеразвивающей программы

1 год обучения (стартовый уровень)
Цель: создание педагогических условий, способствующих социальному и
профессиональному самоопределению обучающихся
Задачи:
- способствовать развитию организаторских, творческих способностей
учащихся для успешной самореализации и работы с детьми
- содействовать формированию и развитию навыков организации различных
видов деятельности
- способствовать овладению навыками вожатского мастерства
- научить планированию и проведению мероприятий, развивающих
творческие качества детей;
- выработать основные навыки и умения практической деятельности
вожатого
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
1. Блок «Формула
72
30
42
идеального вожатого»
Анкетирование
1.1. Вводное занятие.
4
2
2
Введение в профессию
«вожатый». Имидж и
этика вожатого. Основы

1.2.
1.3.

1.4.

1.5.
1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

2.
2.1.

формирования вожатского
коллектива.
Права и обязанности
вожатого.
Волонтерская
деятельность - один из
видов социального
служения.
Теоретическая подготовка
вожатого: «временный
детский коллектив»,
возрастные
психологические
особенности детей
младшего, среднего и
старшего школьного
возраста, типы личности,
категория «трудный
ребёнок».
Методы и формы с
младшими школьниками
Особенности работы с
детьми в трудной
жизненной ситуации
Коммуникативные
барьеры. Выстраивание
взаимодействия с детьми,
родителями и коллегами.
«Копилка» вожатого или
основной инструмент
работы вожатого. КТД и
игровые технологии.
Основы воспитательной
работы в лагере.
Определение понятий
«воспитание»,
«образование» и
«развитие».
Блок «Логика развития
смены».
Особенности
организационного
периода смены:
характеристика, цели,

Устный опрос

8

4

4

6

2

4

Устный опрос

16

6

10

Тестирование

6

2

4

6

2

4

12

6

6

Письменный
опрос

10

4

6

Индивидуальные
карточки
с
заданиями
различного типа.

4

2

2

Собеседование

64

24

40

10

4

6

Организация
и
проведение
мероприятия
Собеседование

Тестирование,
игра

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

задачи. Методика работы
вожатого в данный
период. Понятие
«адаптация». Конфликт в
организационном
периоде. Сплочение
детского коллектива.
Мотивационная
деятельность для детей.
Механизм
стимулирования
деятельности: технология
мотивации деятельности
детей на индивидуальном
и групповом уровне.
Разработка игровой
мотивации.
Особенности основного
периода смены:
характеристика, цели,
задачи. Технология
работы вожатого в
основной период смены.
Динамика развития
детского коллектива.
Конфликтные зоны
основного периода Формы
и методы работы вожатого
в основном периоде
Система самоуправления
в лагере и в отряде.
Функции самоуправления
детей.
Технология работы
вожатого в
заключительный период
смены. Характеристика
периода, формы работы
вожатого. Анализ своей
деятельности.
Структура детского
оздоровительного лагеря.
Система работы,
принципы и традиции.
Программирование

Тестирование

8

2

6

12

4

8

6

2

4

Собеседование

12

4

8

Устный опрос

4

2

2

Письменный
опрос

2.7.

Всего:

смены.
Основы обеспечения
безопасного пребывания
ребёнка в лагере. Общие
меры безопасности. Меры
пожарной безопасности.
Оказание первой
медицинской помощи.

12

6

6

136

54

82

Зачет

Содержание 1 года обучения:
1. Блок «Формула идеального вожатого».
1.1. Тема: Вводное занятие. Введение в профессию «вожатый».
«Вожатый как профессионал».
Теория:
1. Вожатый как профессионал. Вожатый как член педагогического
коллектива лагеря.
2. Роль вожатого в воспитательном процессе.
3. Должностные обязанности вожатого.
4. Требования к личности вожатого.
5. Профессионально важные качества.
6. Мотивация выбора профессии вожатого.
7. Имидж и этика вожатого.
8. Напарничество.
9. Роль вожатской практики в развитии личности профессионала.
Практика:
- Деловая игра «Я в вожатые пойду, пусть меня научат».
- Викторина по вожатскому этикету «Что такое хорошо, что такое плохо?»
- Коллажирование «Имидж вожатого».
1.2. Тема: Права и обязанности вожатого.
Теория:
1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого.
(Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Конституция РФ. )
2. Права и обязанности детей и вожатых. Ответственность вожатых
(уголовная ответственность).
3. Экономические права ребёнка.
4. Трудовой договор. Порядок оформления и увольнения.
Практика:
- Тест Джеффа «Да-нет-не знаю».
1.3. Тема: Волонтерская деятельность - один из видов социального
служения.
Теория:

1. Понятия «волонтёр», «волонтерство», доброволец, добровольность,
бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность,
законность.
2. Мотивы участия в волонтерской деятельности.
3. Роль волонтёрства в решении общественных проблем в современном
обществе.
4. Значение участия молодежи в волонтерском движении.
5. Основные принципы создания и функционирования волонтёрского
движения (добровольность, безвозмездность, добросовестность, «равный –
равному», законность). Их реализация на практике.
6. Личностные качества волонтёра.
Практика:
- Собеседование с целью выявления интересов подростков, умения
проводить свой досуг.
- Диагностика личностных качеств подростков.
1.4. Тема: Теоретическая подготовка вожатого: «временный детский
коллектив», возрастные психологические особенности детей младшего,
среднего и старшего школьного возраста, типы личности, категория
«трудный ребёнок» и т.д.
Теория:
1. Определение понятия «временный детский коллектив», его
характеристики и функции в развитии личности ребенка.
2. Структура временного детского коллектива.
3. Этапы развития временного детского коллектива: закономерности,
трудности, стратегии взаимодействия.
4. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного,
подросткового и раннего юношеского возраста.
5. Типология ребенка: темперамент, характер.
6. Тип личности: гиперактивный, чувствительный, тревожный, замкнутый,
маленький умник и пр.
7. Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения
трудностей.
8.Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с группой.
Практика:
- Игры на командообразование.
- Тестирование «Разный возраст».
- Социометрия.
1.5. Тема: Особенности работы с младшими школьниками.
Теория:
1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Новообразования, проблемы младших школьников.
3. Особенности работы.
Практика:

- Разработка и организация детских праздников.
- Проведение детской игровой программы.
1.6. Тема: Особенности работы с детьми в трудной жизненной ситуации.
Теория:
1. Психологические особенности.
2. Основные проблемы.
3. Принципы взаимодействия.
Практика:
- Организация выездов в детский дом.
- Проведение игровых программ, мастер-классов.
- Трудовая деятельность.
1.7. Тема: Умей, общаться вожатый! Коммуникативные барьеры.
Выстраивание взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
Теория:
1. Коммуникативные барьеры. Ошибки в восприятии. Субъективность и
объективность.
2.Структура личности человека.
3. Защитные механизмы личности: роль, проявление, предотвращение.
4.Учет психологических механизмов в выстраивании системы
взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
5. Конфликт. Типы конфликтов в лагере, причины их возникновения.
6. Динамика развития конфликта.
7. Управление конфликтами: профилактика и решение. Последствия
конфликта.
Практика:
- Тренинг «Что делать и кто виноват?»
- Упражнения: «Связка», «Дар убеждения», «Акулы».
1.8. Тема: «Копилка» вожатого, или основной инструмент работы вожатого.
Формы и методы работы с детьми на смене.
Теория:
1. Отрядная работа с детьми. Формы и методы работы с детьми.
2. Отрядный уголок: цели, задачи, виды, порядок оформления, основные
требования. Эмблема, девиз.
3. Коллективное творческое дело: понятие и особенности организации. Виды
КТД. Цели отрядных КТД.
4. Методика организации и проведения отрядных дел.
5.Требования к организации игр. Виды игр и особенности их проведения.
Игровое конструирование.
6. Огонек: цель, задачи, виды (огонек знакомства, аналитический,
конфликтный, тематический, прощальный), технология проведения.
7. Основы сценического мастерства. Культура работы на сцене и в зале.

8. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Правила
организации игр.
9. Учет специфики программы смены, категории участников, их возрастных
особенностей.
10. Разработка плана: цели, задачи, принципы планирования, приемы
оформления.
11. Личный план вожатого. Подготовка методических материалов.
12. Методическая копилка вожатого: цель, задачи, структура, содержание.
Анализ итогов дня и проблемных ситуаций.
13. Методы организации обратной связи. Разработка мероприятий смены.
14. Правила оформления документов. Понятие «сценарный план». Форма
сценарного плана.
15. Режиссура мероприятий: определение темы, художественная идея и ее
развитие, пути воплощения режиссерского замысла, структура сценария,
организационное обеспечение мероприятия.
Практика:
- Упражнение «План вожатого».
- Составление «методической копилки».
- Написание сценарного-плана.
- Разработка отрядного мероприятия.
- Эскиз «Рождение отрядного уголка».
1.9. Тема: Основы воспитательной работы в лагере. Определение понятий
«воспитание», «образование» и «развитие».
Теория:
1. Определение понятий «воспитание», «обучение», «развитие», их
соотношение и реализация на смене.
2. Направления воспитательной работы в лагере (духовно-нравственное,
художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, социальнокоммуникативное и др.).
3. Принципы, формы и методы организации воспитательной работы в лагере
и в отряде.
4. Система дополнительного образования в лагере. Принципы и механизм
реализации.
Практика:
- Презентация «Мастерская».
2. Блок «Логика развития смены».
2.1. Тема: Особенности организационного периода смены: характеристика,
цели, задачи. Методика работы вожатого в данный период. Понятие
«адаптация». Конфликт в организационном периоде. Сплочение детского
коллектива.
Теория:
1. Цели, задачи организационного периода смены.

2. Направления деятельности вожатого.
3. Формирование временного детского коллектива в организационный
период смены: цели, задачи, методы работы вожатого, система
взаимодействия с детьми.
4. Основные аспекты внимания вожатого при формировании ВДК.
5. Работа напарников.
6. Критерии успешности прохождения организационного периода смены.
7. Понятие «адаптация». Характеристика адаптации к лагерю и ее роль в
успешности смены и развитии личности ребенка.
8. Этапы адаптации ребенка. Стратегии адаптации, ее поведенческие и
эмоциональные проявления.
9. Причины трудностей адаптации ребенка: дети группы «риска», факторы
дезадаптации (неудачный социальный опыт, стиль семейного воспитания,
типология личности ребенка).
10.Тип личности ребенка и стратегия адаптации в коллективе.
11. Пути решения проблем адаптации ребенка, технология работы с
плачущими, замкнутыми, демонстративными, агрессивными и др. типами
детьми.
12. Конфликт в организационном периоде: характеристики, функции, пути
профилактики и разрешения.
13. Технология организации внутриотрядной работы. Выявление интересов и
сильных сторон детей.
14. Виды игр организационного периода (игры в зале, игры на знакомство,
сплочение и др.).
15. Определение социометрического статуса ребенка: выявление и
коррекция.
Практика:
- Игра «Адаптация».
- Упражнение «Напарники».
- Игры минутки, игры на знакомство.
2.2. Тема: Мотивационная деятельность для детей. Механизм
стимулирования деятельности: технология мотивации деятельности детей на
индивидуальном и групповом уровне. Разработка игровой мотивации.
Теория:
1. Стимулирование деятельности участников смены: цель, задачи, формы.
2. Роль в развитии личности ребенка.
3. Механизм стимулирования деятельности: технология мотивации
деятельности детей на индивидуальном и групповом уровне.
Практика:
- Разработка игровой мотивации.
2.3. Тема: Особенности основного периода смены: характеристика, цели,
задачи. Технология работы вожатого в основной период смены. Динамика

развития детского коллектива. Конфликтные зоны основного периода.
Формы и методы работы вожатого в основном периоде.
Теория:
1. Характеристики основного периода смены.
2. Динамика развития ВДК в основной период смены.
3. Формы обще лагерных мероприятий периода, их цели, задачи и роль в
развитии личности ребенка.
4. Критерии эффективности основного периода.
5. Конфликтные зоны основного периода.
6. Технология работы вожатого с временным детским коллективом.
7. Позиция вожатого в детском коллективе.
8. Методика работы с ВДК в основной период смены.
9. Работа с детьми, требующими индивидуального подхода.
10. Игры, тематика внутри отрядных мероприятий, отрядных огоньков.
Практика:
- План работы основного периода.
- Разработка отрядных дел основного периода.
- Огонёк «Я и мой отряд».
2.4. Тема: Система самоуправления в лагере и в отряде. Функции
самоуправления детей.
Теория:
1. Самоуправление в лагере: цели, задачи.
2. Роль самоуправления в развитии личности ребенка.
3. Механизм реализации самоуправления в лагере на уровне отряда и лагеря.
4. Технология организации самоуправления детей на уровне отряда.
Практика:
- Упражнение «Распределение ролей в системе самоуправления».
2.5. Тема: Технология работы вожатого в заключительный период смены.
Характеристика периода, формы работы вожатого. Анализ своей
деятельности.
Теория:
1. Динамика развития ВДК.
2. Основные группы задач периода (эмоциональных, организационных и
содержательно-смысловых).
3. Основная цель обще лагерных мероприятий.
4. Позиция вожатого в отряде.
5. Особенности организации работы в последние дни смены (логическое
завершение работы на смене, подведение итогов, создание атмосферы
«завершения»).
6. Формы работы вожатого с отрядом по дням периода. Тематика отрядных
мероприятий, игр, огоньков.
7. Последействие как время осмысления успехов и промахов, как время
анализа и построения планов на будущее.

8. Механизм анализа деятельности на смене (достигнуты ли цели и задачи,
поставленные на начало смены; что помогало, что мешало в достижении
планов).
9. Рефлексия личностного развития вожатого.
Практика:
- Деловая игра «Оставляю вам на память».
- Разработка отрядного мероприятия.
2.6. Тема: Структура детского оздоровительного лагеря. Система работы,
принципы и традиции. Программирование смены.
Теория:
1. Имидж и корпоративная культура организации. Структура лагеря.
2. Система работы, принципы и традиции. Правила внутреннего распорядка.
3. Взаимодействие вожатого в структуре организации.
4. Программы смен. Длительность и направленность смен.
Практика:
- Составление план-сетки смены.
- Выбрать направленность и придумать наполняемость смены.
- Ролевая игра «Собираясь в лагерь».
2.7. Тема: Основы обеспечения безопасного пребывания ребёнка в лагере.
Общие меры безопасности. Меры пожарной безопасности. Оказание первой
медицинской помощи.
Теория:
1. Организация пребывания ребенка в лагере.
2. Общие меры безопасности.
3. Меры пожарной безопасности.
4. Оказание первой медицинской помощи.
5. Правила проведения экскурсий и спортивных мероприятий.
6. Требования к соблюдению санитарных норм.
7. Организация питания.
Практика:
- Деловая игра «Смена без опасностей».
- Мозговой штурм «Оказание первой медицинской помощи».
- Сдача правил по ТБ (пожарная безопасность, безопасность на дороге и т.д.).
2 год обучения (базовый уровень)
Цель:
Обеспечить подготовку вожатых для работы по организации досуговой и
общественной деятельности детей в школах и лагерях дневного пребывания,
развивая их творческие, лидерские, коммуникативно - организаторские
способности и педагогическую технику.
Задачи:

- учить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие
качества детей;
- развивать организаторские и коммуникативные способности;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать
потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
- способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и
осознанного принятия решения.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
2.
2.1.

2.2.
2.3.

2.4.

2.5.

3.

Блок «Логика развития
смены».
Анализ и подведение
итогов работы вожатых в
летний период. Обмен
опытом проведения
обще лагерных
мероприятий.
Этапы развития группы
детей в условиях лагеря
Основные понятия
«волонтёрская
(добровольческая)
деятельность»,
принципы работы
добровольческой
организации для
ознакомления вожатых с
приоритетными
направлениями РФ
Организация и
направления
деятельности
волонтёрской работы в
детском объединении
или отряде лагеря
дневного пребывания.
Социально-проектная
деятельность. Разработка
и реализация социально
– значимых проектов в
рамках отряда.
Блок «Современные
педагогические
находки».

56

20

36

10

4

6

Самооценка
обучающихся
своих знаний и
умений.

6

2

4

Собеседование

6

2

4

Акции,
тренинги

16

4

12

Акции,
тренинги

18

8

10

Разработка
проекта

80

32

48

3.1.

Технология КТД по И.П.
Иванову. Цели, задачи.
Разработка коллективнотворческого дела.

8

4

4

3.2.

Интерактивная
технология. Цель и
задачи технологии
Социальная акция

10

4

6

18

6

12

Профилактика
конфликтов в
молодежной среде и
пропаганда здорового
образа жизни
Информационные
технологии.

18

6

12

16

8

8

Игровые технологии.

10

4

6

136

52

84

3.3.
3.4.

3.5.

3.6.
Всего:

Разработка
КТД, игры на
общение,
сплочение,
подвижные
игры, деловая
игра, ролевая
игра
Тестирование
Проведение
акций
Разработка
презентаций

Подготовка и
проведение
городских
акций
Тестирование,
игры

Содержание 2 года обучения:
2. Блок «Логика развития смены».
2.1. Тема: Анализ и подведение итогов работы вожатых в летний период.
Обмен опытом проведения обще лагерных мероприятий.
Теория:
1. «Обще лагерные мероприятия прошлого сезона – плюсы и минусы».
Практика:
- Обсуждение, презентация проектов.
2.2. Тема: Этапы развития группы детей в условиях лагеря.
Теория:
1. Формирование группы.
2. Групповая динамика.
3. Этапы развития группы.
Практика:
- Обсуждение, лекция.

2.3.
Тема:
Основные
понятия
«волонтёрская
(добровольческая)
деятельность»,
принципы работы добровольческой организации для
ознакомления вожатых с приоритетными направлениями РФ
Теория:
1. Волонтерская деятельность: основные понятия.
2. Принципы организации добровольческой деятельности.
3. Мотивы социально значимой деятельности.
4. Определение мотивов добровольческой деятельности.
5. Необходимые личностные качества волонтера.
6. Организация волонтерской деятельности в связи с личностными
особенностями добровольца.
Практика:
- Мозговой штурм «Волонтёр – это…».
- Деловая игра «Добро объединяет».
- Создание волонтёрской деятельности.
2.4. Тема: Организация и направления деятельности волонтёрской работы в
детском объединении или отряде лагеря дневного пребывания.
Теория:
1. Объекты и субъекты добровольческой деятельности.
2. Основные виды волонтёрства: благотворительное пожертвование,
благотворительный взнос, благотворительный грант, безвозмездный труд.
3. Направления волонтерской деятельности.
4. Добровольческие услуги в детском объединении или отряде лагеря
дневного пребывания.
5. Добровольческий сектор и добровольческие организации.
6. Сферы и области добровольческой деятельности в детском объединении
или отряде лагеря дневного пребывания.
7. Волонтерская деятельность в области развития физической культуры и
массового спорта для детского объединения или отряда лагеря дневного
пребывания.
8. Волонтерство и пропаганда здорового образа жизни в детском
объединении или отряде лагеря дневного пребывания.
Практика:
- Акции «Мы за здоровый образ жизни», «Чистота – спасёт мир!» и т.д.
2.5. Тема: Социально-проектная деятельность. Разработка и реализация
социально – значимых проектов в рамках отряда.
Теория:
1. Современные концепции социально – проектной деятельности и их
применение.
2. Социальный проект: понятие и сущность.
3. Классификация социальных проектов.
4. Этапы разработки социальных проектов.
5. Реализация социальных проектов.

Практика:
- Разработка и реализация социального проекта.
3. Блок «Современные педагогические находки».
3.1. Тема: Технология КТД по И.П. Иванову. Цели, задачи. Разработка
коллективно-творческого дела.
Теория:
1. Принципы технологии КТД.
2. 6- стадий коллективно-творческой деятельности.
3. КТД (трудовые, художественные, организаторские, спортивные,
познавательные, личностно-ориентированные)
Практика:
- Разработка КТД, направленность на выбор.
3.2. Тема: Интерактивная технология. Цель и задачи технологии.
Теория:
1. Характеристика технологии: цель, задачи, особенности.
2. Интерактивные методы и приёмы.
3. Дискуссия, ролевая игра, деловая игра.
Практика:
- Разработка деловой игры с использованием интерактивной технологии.
3.3. Тема: Социальная акция.
Теория:
1. Понятие «социальная акция».
2. Виды социальных акций.
3. Значение социальных акций в жизни общества.
4. Основы проведения социальных акций.
Практика:
- Организация и проведение тематических акций (экологических,
профилактических, социально-значимых).
- Разработка и проведение социальных акций.
- Письмо солдату;
- Акция «Ветеран живет рядом»;
- Акции по пропаганде ЗОЖ;
- проведение благотворительных, экологических социальных акций.
- Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного на
формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданинапатриота.
3.4. Тема: Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной
среде и пропаганда здорового образа жизни
Теория:

1. Первичная, вторичная и третичная профилактика.
2. Асоциальное поведение в молодежной среде.
3. Методы первичной профилактики асоциальных явлений. Учреждений,
работающие в направлении профилактики асоциальных явлений в
молодежной среде.
4. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в
соответствии с социальными нормами поведения в обществе.
5. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни.
6. Привлечение партнеров в реализацию социально значимых мероприятий.
7. Целевая группа и ее особенность.
8. Формы мероприятий социального значения.
Практика:
- Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп (младших
школьников, подростков и молодежь) с учётом особенностей целевой
группы.
3.5. Тема: Информационные технологии в работе волонтера
Теория:
1. Понятия: листовка, тематический плакат, информационный
буклет, компьютерная презентация.
2. Принципы создания и оформления информационных буклетов.
3. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета.
4. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
5. Понятие «компьютерная презентация».
6. Цели, задачи, назначение, технология создания компьютерной
презентации.
7. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика:
- Анализ имеющихся информационных изданий.
- Создание собственного творческого продукта: создание информационного
буклета.
- Анализ имеющихся тематических плакатов.
- Работа над созданием компьютерной презентации
- Трудовая деятельность.
3.6. Тема: Игровые технологии.
Теория:
1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры.
2. Этапы технологии игрового обучения. Теории игры.
3. Игра как метод обучения. Виды игр.
4. Игровые мотивы и организация игр.
Практика:
- Тренинг «Бусы» (игра и обучение).
- Разработка игры на основе технологии.

1.4. Планируемые результаты.
По окончанию 1 года обучения у подростков должны сформироваться
универсальные учебные действия:
Метапредметные:
Познавательные
- уметь использовать различные источники для расширения кругозора,
искать и выделять необходимую информацию;
- уметь критично относиться к разного рода источникам информации;
Коммуникативные
- уметь конструктивно взаимодействовать с окружающими, адекватно
реагируя на изменение в ситуации;
- уметь вести переговоры, умение слушать и принимать обратную связь,
правильно строить свою речь;
- уметь договариваться и приходить к общему решению с разными
категориями людей в процессе общественно-полезной, творческой и других
видах деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение
разрешать конфликтные ситуации;
Регулятивные
- самостоятельно формулировать цель и задачи деятельности, уметь
составлять план достижения цели;
- уметь адекватно оценивать свою деятельность (стремление исправить свои
ошибки, прислушиваться к советам других людей);
Личностные:
- сформированность способности подростка к саморазвитию и
самоопределению на основе опыта участия в общественно-значимой
деятельности;
- сформированность освоения социальных норм, правил поведения, ролей
социальной жизни в группах;
- сформированность ценности здорового образа жизни;
- овладение умениями, знаниями, навыками вожатского мастерства и
использование их на практике.
- проявление творческого подхода к работе вожатого.
Предметные результаты
Знать:
- нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ЛДП;
- документы о правах ребенка;
- должностные обязанности вожатого, структуру летнего лагеря, логику
смены;
Уметь:
- организовывать совместную деятельность детей в отряде;
- находить адекватный подход к детям с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.

По окончанию 2 года обучения у подростков должны сформироваться
универсальные учебные действия:
Метапредметные:
- уметь организовывать совместную деятельность с разными категориями
людей;
- уметь анализировать и делать выводы в результате работы.
Личностные:
- сформированность способности брать на себя ответственность по
проведению и организации мероприятий, способности к самокритике;
- сформированность осознанного, уважительного отношения к другому
человеку, принятие окружающих такими, какие они есть, не подчеркивая их
недостатков, способность уважительно относиться к чужому, отличному от
собственного, мнению;
- способность сопереживать чувствам других людей, оказывать помощь,
проявлять отзывчивость к близким, другим людям.
- уметь использовать и развить коммуникативные навыки путем освоения
приемов межличностного общения между детьми;
- уметь осознанно выстраивать коммуникативное взаимодействие в группе;
- уметь организовать процесс общения как актуальную эффективную
деятельность;
- уметь выразить свою точку зрения, обосновать собственное мнение, иметь
независимость в суждениях и уметь принять чужую точку зрения,
- уметь самостоятельно анализировать собственные действия в ходе
выполнения задания и оценивать результаты деятельности.
Предметные результаты
По окончании обучения, подростки должны знать:
- основы педагогики и психологии, физиологии, гигиены;
- психологические механизмы и динамику развития детского коллектива,
методику организации творческой деятельности, воспитания и досуга детей.
уметь:
- выявлять и развивать интересы детей;
- разрабатывать творческие воспитательные дела, игры и пр.;
- организовывать социальные акции.
владеть:
- арсеналом игровых методик;
- проективными навыками (планирование коллективной и индивидуальной
работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач,
планирование собственной деятельности);
- технологиями организации совместной деятельности;
- приемами оказания первой медицинской помощи

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в просторном помещении, соответствующем
требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности,
санитарным нормам.
Для занятий имеется:
- Канцтовары: цветные карандаши, бумага А4, фломастеры, гуашь,
скрепки, файлы, образцы наглядной продукции
- Аудио-видеоаппаратура
- Компьютер, медиапроектор, принтер
- Столы – 10
- Стулья – 20
- Флэш-карта
- Колонка
Кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования, без предъявления требований к
стажу работы
Методические материалы:
- Вспомогательная литература;
- Папка с разработками теоретических материалов по темам
программы;
- Анкеты;
- Тестовые методики;
- Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на
взаимодействие, на развитие креативности;
- Разработки тренингов;
- Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы);
- Перечень педагогически целесообразных форм и методов работы с
детьми и подростками: игра, беседа, конкурс, турнир, фестиваль;
- Пакет диагностических методик;
- Комплектование методической копилки, специальной литературы по
различным направлениям деятельности детского объединения;
- Формирование и пополнение банка методической информации:
разработки игр, шуток, миниатюр, песен-импровизаций по различным
направлениям организации воспитательного процесса.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Аттестация обучающихся проводится два раза в год в виде аттестации.
Форму аттестации выбирает педагог. Игровые программы, слеты,
календарные праздники отражают уровень практических навыков, т.е. как
дети умеют общаться с аудиторией, объяснить игру, вовлечь слушателей в
игровое действо. Аттестация содержит перечень заданий, направленных на

выявление таких качеств как: - самостоятельность; - инициативность и
творчество; - осознание значимой деятельности; - соблюдение культуры
поведения; - самооценка; - стремление к совершенствованию. Уставом
организации предусмотрена промежуточная аттестация по итогам
прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы. Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся.
Аттестационные материалы для проведения промежуточной аттестации
составляются педагогом д/о.
Для повышения качества и объективности оценки освоения программ,
разработаны технологии определения обученности обучающихся. Оценка
происходит по 15-ти бальной системе, содержит основные показатели и
критерии уровней обученности (приложение 1).
Формы контроля:
наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы,
открытые мероприятия.
Проверка полученных знаний, навыков и умений проходит в 2-а этапа: 1.
Этап – теоретический Проверка знаний в виде деловой игры, где
проверяются теоретические знания тем курса. 2. Этап – практический Работа
вожатым в ЛДП, образовательных организаций в каникулярные периоды
времени. Завершающий этап учебного процесса – итоговое занятие (зачет).
3. Список литературы
Основная литература для педагога
1. Абрамова Г.А. Возрастная психология. Учебник для высшей школы. М.,
2000.
2. Афанасьев С.Ф. Что делать с детьми в лагере. М.: Новая школа, 1994.
3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском лагере/ Л.В.
Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль Академия развития, 2003.
4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология
(физиология развития ребенка). М.: ВЛАДОС, 2002.
5. Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с.
6. В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. М.: СПОФДО, 1991.
7. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. /Т.Д. Балашова
– М.: МГПО, 2000. – 120 с.
8. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет.
Популярное пособие для родителей и педагогов. / М.А. Бесова. Ярославль:
Академия развития, 1997.
9. Веселые игры для дружного отряда. / М.А. Бесова. Ярославль: Академия
развития: Академия Холдинг, 2004. 160 с.
10. Весенние праздники, игры и забавы для детей /В.М. Петров, Г.Н.
Гришина, А.Д. Короткова. М., 1999.

11. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих и опытных / Под
ред. Е.А. Левановой. М., 2002.
12. Вожатый, ты - педагог! / В. Терский. М., 1973.
13. Волков Б.С. Психология ранней юности. – М., 2001.
14. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Л,В. Байбородова.
М.: Академия развития, 2003. 256 с.
15. Горизонты лета: Программа тематических смен в летнем
оздоровительном центре для детей и подростков. / Под ред. А.В.Волохова.
М., 1997.
16. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. М.:
Педагогическое общество России, 2004. 80 с.
17. Григоренко Ю.Н. Здравствуй, наш лагерь!: Учебно-практическое пособие
для воспитателей и вожатых. М., 2003.
18. Лосева О.А. Режим и организация досуга. М.: Педагогика, 1991.
19. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
20. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. Ярославль: Академия развития,
2005. 160 с.
21. Маслов А.А. «Педагогика каникул». Учебно-методическое пособие.
Омск: Издательский дом «Наука», 2006.
22. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. Под
редакцией Н.А. Левановой. М.: педагогическое общество России, 2003.
23. Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам
организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 47 с.
24. Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. Великий
Новгород, 2002.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студентов Вузов. 5-е изд., стереотип. М.:
Издательский центр «Академия», 2000.
26. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха// Народное
образование. 2000. №4-5. С. 5-13.
27. О подготовке специалистов в сфере отдыха, оздоровления и занятости
детей и молодежи президентская программа «Молодежь России». М., 2000.
28. Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. М.:
ТЦ Сфера, 2004. 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»).
29. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры
для детей: Учебно-методическое пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, 49
И.И. Фришман. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
30. Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник нормативных
документов. М. 1997.
31. Организация летнего отдыха детей и подростков: Методический сборник.
Великий Новгород, 2005.
32. Основы педагогического мастерства /Под редакцией И.А. Зязюна. М.:
Просвещение, 1989.
33. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. /
Григоренко Ю.Н. М., 2002.

34. Практическая психология образования /Под редакцией И.В. Дубровиной.
Учебник для студентов высших и средне - специальных заведений. – М.:
Сфера, 1997
35. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. М.: ЦГЛ, 2003.
36. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические
игры и упражнения. Пер. с нем. М.: генезис, 2002.
37. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию. Кипарис 12. учебнометодическое пособие. М.: педагогическое общество России, 2005.
38. Шмаков С.А. Досуг школьников. Липецк, 1993.
39. Шмаков С.А. Ее величество игра. М.: Магистр, 1992.
40. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: 1993.
41. Бякова, Н.В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" /
Н. В. Бякова/ Воспитание школьников. - 2011.
42. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев,
П.В. Степанов / Методический конструктор: пособие для учителя (Стандарты
второго поколения) / Просвещение. - М., 2011.
Дополнительная литература
1. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. Ростовна-Дону: Феникс, 2004. 320 с.
2. 100 затей для детей: Ребусы, кроссворды, загадки, раскраски. / Составитель
И.Б.Нескуба. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с. 50
3. 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. М.: Рольф, 2000.
224 с.
4. 99 советов на пионерское лето. / Матвеев В., Матвеева Л. М., 1972.
5. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. / М.Е. Сысоева.
М., 1999.
6. Азбука коллективных творческих дел. /Г.Д. Кочергина. Смоленск, 1996.
7. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А. Кувватов. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005. 311 с.
8. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. / Титов С.В. М.: ТЦ
"Сфера", 2004. 160 с.
9. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы,
занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. Волгоград: Учитель, 2007. 166 с.
10. Досужее время. Из опыта взаимодействия детских объединений. / Под
ред. Н.И.Волковой. СПб.: Ассоциация "Взрослые - детям", 1997.
11. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
12. Игротека вожатого. / Автор-составитель Ю.Н.Тимофеев. М., 2001.
13. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых. / Гайдаренко Е.П.
М.:Магистр, 1997. 418 с.
14. Игры-шутки, игры-минутки. /Автор-составитель С.А. Шмаков. М.,1992.
15. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000.

16. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской
работы. / Лутошкин А.Н. М., 1986.
17. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. М.:
Педагогическое общество России, 2004.
18. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие. Пер. с немецкого. В 4-х томах./ Фоппель К. М., 1998.
19. Каникулы. Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому.
/ С.А. Шмаков. М.,1997.
20. Каникулы: игра, воспитание. / Газман О.С. – М., 1998.
21. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников/ О.Н. Козак. М,
2002. 288.
22. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003.
23. Куцанова Л.В. Летний досуг с детьми (книга для воспитателей). М., 1996.
24. Маслов А.А. Шпаргалка для вожатого: методическое пособие. Омск,
2004.
25. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. / М.Е.
Сысоева, С.С. Хапаева. М., 2002.
26. Сценарии праздников, конкурсов, игр для воспитателей и педагоговорганизаторов. Ростов -на -Дону, 2011.
27. Тебе вожатый! Выпуск 2. Нижний Новгород. «Педагогические
технологии», 2004.
28. Титов С.В. Ура. Каникулы! (библиотека вожатого). М., 2000.
29. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. учебнометодическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. М.:
педагогическое общество России, 2005.
Литература для детей и родителей
1. 3333 каверзных вопроса и ответа. Издатель Рипол Классик, 2011
2.Лопатина Н., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких.Амрита, 2014
3.Арнаутова Е. Н. Педагог и семья.- М., 2001
4.Гурович л. М. Ребёнок и книга.- М.:Просвещение,2010
5.Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи.- М.: Русская школьная
ассоциация, 2007
6.энсани Р. Ш. Мастер-класс и сценарии к конкурсам, праздникам,
торжествам.- Учитель,2013
7.Млодик И. Современные дети и их несовременные родители. – «Генезис»,
2015
Интернет-ресурсы
- http://summercamp.ru/Заглавная_страница;
- http://edu-vol.ru/articles/школа-волонтера-0;
http://ramhor.edumsko.ru/collective/pedagogical_collective/smirnova_irina_leonid
ovna/materials/pedagogicheskie_tehnologii1/ivanov_kollektivnye_tvorcheskie_del
a

- http://kurtamishddt.ucoz.ru/2014_year/2014_2/programma_shjuv.doc

Приложение 1
Технология определения обученности ребенка
по программе дополнительного образования
Показатели (оцениваемые
Критерии
параметры)
I. Теоретическая подготовка Соответствие теоретических
обучающихся.
знаний ребенка программным
1.1. Теоретические знания
требованиям.
(по основным разделам
учебно-тематического плана
образовательной
программы)

1.2. Владение специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования специальной
терминологии.

II. Практическая подготовка
обучающихся.
2.1. Практические и умения
и навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебнотематического плана
образовательной
программы)

Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям.

Степень выраженности
оцениваемого качества
1-3 балла – обучающийся не
овладел знаниями
предусмотренных
программой и не знает
терминологии;
4-6 балла – обучающийся
овладел меньше, чем 1/2
объема знаний,
предусмотренных
программой, и избегает
употреблять специальные
термины;
7-9 баллов – объем усвоенных
знаний составляет более ½ и
сочетает специальную
терминологию с бытовой;
10-12 баллов – обучающийся
освоил весь объем знаний,
предусмотренных
программой, и применяет
специальную терминологию;
13-15 баллов – обучающийся
свободно воспринимает
теоретическую информацию
и умеет работать со
специальной литературой.
Осмысленность и
полнота использования
специальной терминологии
1-3 балла – обучающийся не
овладел умениями и
навыками предусмотренных
программой, не умеет
работать с оборудованием и
не в состоянии выполнить
задания педагога;
4-6 балла – обучающийся
овладел меньше, чем 1/2
объема умениями и
навыками предусмотренных

2.2. Владение специальным
оборудованием и
оснащением.

Отсутствия затруднений в
использовании
специального
оборудования и оснащения.

2.3. Творческие навыки.

Креативность в выполнении
практических заданий

III. Учебно-организационные
умения и навыки.
3.1. Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности

Соответствие реальных
навыков соблюдения правил
безопасности программным
требованиям.

3.2. Умение организовать
свое рабочее место.

Способность
самостоятельно готовить
рабочее место и убирать его
за собой.

программой, испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудование и в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания педагога.;
7-9 баллов – объем усвоенных
умений и навыков составляет
более ½, работает с
оборудование с помощью
педагога и выполняет в
основном задание на основе
образца;
10-12 баллов – обучающийся
овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренных
программой, работает с
оборудованием
самостоятельно и в основном
выполняет практические
задания с элементами
творчества;
13-15 баллов – обучающийся
свободно владеет умениями и
навыками, предусмотренных
программой. Легко
преобразует и применяет
полученные знания и
умения. Всегда выполняет
практические задания с
творчеством.
1-3 балла – обучающийся не
знает правил безопасности,
не умеет готовить рабочее
место и не аккуратен в
работе.
4-6 балла – обучающийся
овладел меньше чем на 1/2
объема навыков
соблюдения правил
безопасности, и
способностью готовить
рабочее место, работы
делает не качественно.
7-9 баллов – обучающийся
объем усвоенных навыков и
способность готовить свое
рабочее место составляет
более ½, к работе относится
старательно, не всегда
ответственен.

3.3. Умение аккуратно
выполнять работу,
качественный результат.

Аккуратность и
ответственность в работе.

1-3 балла – низкий уровень
4-6 балла – ниже среднего
уровня
7-9 балла – средний уровень

10-12 баллов –
обучающийся освоил
практически весь объем
навыков правил соблюдения
безопасности и готовит свое
рабочее место иногда с
напоминания педагога, в
работе аккуратен.
13-15 баллов –
обучающийся освоил весь
объем навыков,
предусмотренных
программой.
Самостоятельно готовит
свое рабочее место,
аккуратен и ответственный
при выполнении задания

10-12 балла – выше среднего уровня
13-15 балла – высокий уровень

Оценка развития обучающихся
1. Самостоятельность

2. Инициативность и
творчество

Отношение к деятельности
Высокий 13-15 б. – хорошо занимается без контроля со
стороны, правильно организует свое рабочее место,
участвует в делах детского объединения, побуждая к этому
товарищей.
Выше среднего 10-12 б. - хорошо занимается без контроля
со стороны, правильно организует свое рабочее место, но
не побуждает к этому товарищей.
Средний 7-9 б. – хорошо занимается без контроля со
стороны, правильно организует свое рабочее место, но не
всегда участвует в делах детского объединения.
Ниже среднего 4-6 б. – не всегда хорошо занимается без
контроля со стороны, не участвует в делах детского
объединения.
Низкий 1-3 б. - при выполнении работ нуждается в
руководстве.
Высокий 13-15 б. – постоянно в творческом поиске
(разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету,
обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты
при созданиях коллективных композиций), помогает
товарищам при разработке эскизов.
Выше среднего 10-12 б. - постоянно в творческом поиске
(разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету,
обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты
при созданиях коллективных композиций), но не помогает
товарищам при разработке эскизов.
Средний 7-9 б. - в творческом поиске (разрабатывает эскиз,

3. Осознание значимости
деятельности

1. Уважительное
отношение к старшим

2. Отношение к
сверстникам

1. Соблюдение правил
культуры поведения

2. Самооценка

читает литературу по предмету).
Ниже среднего 4-6 б. – может сам разработать эскиз, но в
основном работает по образцу.
Низкий 1-3 б. - выполняет работу при наличии образца,
предложенного педагогом, требует контроля.
Высокий 13-15 б. – уважительное и бережное отношение к
результатам труда (личное и общественное имущество,
творческие работы…) и побуждение к этому товарищей.
Выше среднего 10-12 б. - уважительное и бережное
отношение к результатам труда (личное и общественное
имущество, творческие работы…).
Средний 7-9 б. – уважительное и бережное отношение к
результатам своего труда, но не всегда к результатам труда
своих товарищей и к общественному имуществу.
Ниже среднего 4-6 б. – не всегда уважительное и бережное
отношение к результатам труда (личное и общественное
имущество, творческие работы…).
Низкий 1-3 б. - не осознает значимость труда, небережлив,
допускает порчу имущества.
Отношение к людям
Высокий 13-15 б. – уважает старших, не терпит
неуважительного отношения к ним со стороны
сверстников.
Выше среднего 10-12 б. - уважает старших.
Средний 7-9 б. – уважает старших избирательно, кто
пользуется авторитетом.
Ниже среднего 4-6 б. – ко взрослым не всегда уважителен,
нуждается в руководстве.
Низкий 1-3 б. – не уважает старших
Высокий 13-15 б. – отзывчив, честен в отношениях,
дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и
не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых.
Выше среднего 10-12 б. - отзывчив, честен в отношениях,
дружелюбно относится к сверстникам.
Средний 7-9 б. – не всегда отзывчив и доброжелателен.
Ниже среднего 4-6 б. – часто конфликтует со сверстниками.
Низкий 1-3 б. – постоянно конфликтует со сверстниками
Отношение к себе
Высокий 13-15 б. – соблюдает правила культуры
поведения, требует этого от других.
Выше среднего 10-12 б. - соблюдает правила культуры
поведения.
Средний 7-9 б. – не всегда соблюдает правила поведения.
Ниже среднего 4-6 б. – правила поведения соблюдает при
наличии контроля.
Низкий 1-3 б. – не соблюдает правила поведения
Высокий 13-15 б. – адекватная самооценка (достаточно
самокритичен, с помощью педагога может признать и
увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за
новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе,
жизненных ситуациях)
Выше среднего 10-12 б. – в основном адекватная

Итог

Стремление к
самосовершенствованию

Самооценка

Отношение к себе

Соблюдение правил
культуры поведения

Итог

Отношение к
сверстникам

Отношение к
людям

Итог

Осознание значимости
деятельности

Инициативность и
творчество

Ф.И.
учащегося
(по годам
обучения)

Самостоятельность

Отношение к
деятельности

Уважительное
отношение к старшим

3. Стремление к
самосовершенствованию

самооценка
Средний 7-9 б. – бывает адекватная и неадекватная
самооценка
Ниже среднего 4-6 б. – часто бывает неадекватная
самооценка
Низкий 1-3 б. – завышенная (не признает критику, излишне
самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а
перекладывает вину на других, образ «Я - лучше всех»)
заниженная (не уверен в себе, повышенная тревожность «Я
не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых
условиях)
Высокий 13-15 б. – знает свои сильные и слабые стороны,
стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в
этом другим.
Выше среднего 10-12 б. - знает свои сильные и слабые
стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону.
Средний 7-9 б. – знает свои сильные и слабые стороны, но
не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону.
Ниже среднего 4-6 б. – не всегда знает свои сильные и
слабые стороны, нуждается в поддержке педагога.
Низкий 1-3 б. – не обращает внимания на свои слабые
стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании
положительных личностных качеств.

Итог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».