Содержание 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Условия реализации программы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 3. Список литературы 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вожатых» относится к социально гуманитарной направленности. Разработана в соответствии с нормативно-правовыми и государственными программными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (с изменениями от 30 сентября 2020 года). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образ 8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества. Актуальность Организация летнего отдыха детей для образовательных учреждений – важная задача и серьезная профессиональная проблема. Работа в лагерях дневного пребывания требует достаточно большого количества помощников, которым в течение короткой смены необходимо организовать интересную работу в детском коллективе. На территории Кушвинского городского округа успешно практикуется трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет в должности вожатый в организациях отдыха детей и их оздоровления. Поэтому необходимо было разработать программу для работы со старшими подростками, цель которой - подготовка кадров для работы в лагерях с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений в летний период. Данная Программа направленна на развитие социально-творческих способностей у детей и подростков в области педагогической деятельности с целью их профессионального самоопределения и для занятости участников программы в каникулярное время, в качестве вожатых и помощников вожатых в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков. Успех работы летнего оздоровительного учреждения (далее - ЛОУ) с дневным пребыванием детей во многом зависит от уровня подготовки вожатых. Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребёнка и детского коллектива. Вожатый – проводник новых инициатив и идей, друг и наставник, организатор полезных дел, участник развлекательных мероприятий. Вожатый — это, прежде всего, человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой. Условия, в которых работает вожатый, требуют от них теоретических психологопедагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Но профессионализм и мастерство, как известно, не приходит само. Начинающие вожатые зачастую только по истечение половины смены лагеря начинают понимать и осмысливать весь процесс работы, что является осложнением как для воспитателя, так для самого вожатого. Поэтому и возникла необходимость в написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатого». На занятиях начинающие вожатые узнают, как необходимо наладить творческий и рабочий процесс так, чтобы было интересно детям и соответствовало теме смены. Знание детской психологии и психологии развития временного детского коллектива поможет вожатому выявить лидера, помочь застенчивым детям раскрыть свой внутренний потенциал, сплотить коллектив, разрядить обстановку в конфликтной ситуации. Основной педагогической идеей программы является создание педагогом условий, при которых подросток сможет получить компетенции вожатого, необходимых для организации различных мероприятий и гражданских инициатив, тем самым развивая их творческие, лидерские, коммуникативно-организаторские способности и гражданскую позицию в рамках социально значимых видах деятельности, где может проявить себя. Программа рассчитана на желающих реализовать свои организаторские и творческие потребности, почувствовать свою значимость в организации дел для младших детей и своих сверстников во время проведения городских акций, деловых игр, выездных сборов и т.д. в учебное время, а в каникулярный период пройти практику в лагерях дневного пребывания. Адресат программы Программа рассчитана на подростков 12-16 лет. Группы формируются в составе 12-15 человек. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, чувство взрослости. Подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Знания, которые станут итогом собственного опыта и практики подростка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности. Набор подростков в объединение осуществляется без конкурса, без предъявления требований к уровню образованности и способностям. Состав группы может быть, как постоянным, так и переменным, для достижения поставленных задач группы целесообразно формировать разновозрастными. Наполняемость групп определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями и нормативным документам в сфере дополнительного образования детей. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом. Режим занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом между занятиями - 10 мин. Объем программы Года обучения 1 2 Кол-во часов в неделю 4 4 Количество недель в году 34 34 Всего часов в год 136 136 Срок освоения общеразвивающей программы: Общий срок освоения программы: 2 года (18 месяцев) Общее число часов общеобразовательной программы: 272 часа Период обучения рассчитан с сентября по май каждого учебного года. Уровни программы Программа является разноуровневой в соответствии со следующими признаками: - Программа предусматривает два уровня сложности: стартовый и базовый. Стартовый уровень (1 год обучения) предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала. Подростковый возраст (12-16 лет) – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность и потребность к социально творческой деятельности. В основе данного уровня большое внимание уделяется развитию у подростков лидерских качеств, определению их места в жизни, идет формирование мотивации на самоопределение. Учащимися приобретаются жизненно важные умения и навыки, направленные на успешную социализацию в обществе. Центральным новообразованием этого периода (13-16 лет) является профессиональное самоопределение и мировоззрение. Поэтому базовый уровень (2 год обучения) предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний. Ведущий вид деятельности – практический с использованием интерактивных форм: мастер-классы, обучающие тренинги, культурно – досуговые мероприятия, игровые программы, прохождение практики в лагере с дневным пребыванием детей на базе МАУ ДО Дома детского творчества. Формы обучения Основная форма организации занятий – групповая. Индивидуальная работа ведется с целью консультирования по поручению или подготовке к публичному выступлению. В ходе обучения по программе подросток имеет возможность самореализоваться в различных видах деятельности: игровой, трудовой, общественно-полезной, социально-значимой, художественно-эстетической, в общении. В процесс самореализации входит идентификация себя с другими, обмен опытом, творческий характер активности. Все это способствует развитию личностного роста подростка. Виды занятий для стартового и базового уровней: практикумы, мастер-классы, интеллектуальные игры, тренинги, лекции, беседы, сюжетноролевые игры, КТД. Основным видом обучения для Стартового и Базового уровней является учебное занятие. Занятия могут проходить в традиционной и нетрадиционной форме. Форма проведения учебного занятия подбирается с учетом указанных принципов, поставленной цели, задач образовательной программы «Школа вожатых» и возраста подростков. Дополнительные формы проведения занятий: - деловые обучающие игры, - педагогическая мастерская, - диалог-анализ успехов каждого, «сюрприз по секрету» (игровые формы завершения занятий с представлением участникам своих проектов, творческих работ, созданных в процессе занятий или домашней подготовки к ним). Использование активных методов подготовки в процессе коллективных творческих дел имеет своей целью побуждение подростков к активности в профессиональной деятельности и предполагает воспроизведение различных видов педагогической деятельности в сочетании с поиском творческих путей решения воспитательных задач на различных уровнях организации жизни подростков в процессе организации детского досуга. Формы подведения итогов: На Стартовом уровне текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий, в форме теоретического диалога и самостоятельных работ, а также практических занятий, мастер – классов и бесед. Итоговый контроль реализуется в форме презентаций, конкурсов и участия в тематических фестивалях. Формой подведения итогов по окончанию Базового уровня является стажировка в лагере с дневным пребыванием, которая включает в себя проверку теоретических и практических знаний по всем разделам и темам учебного года. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование у подростков компетенций вожатого, необходимых для организации социально- значимых дел, досуговых мероприятий и гражданских инициатив, тем самым развивая их творческие, лидерские, коммуникативно-организаторские способности и гражданскую позицию. Задачи: - познакомить с основами вожатского мастерства (особенности основных периодов смены, специфика работы с временным коллективом, распределение обязанностей в вожатском отряде); - способствовать развитию у подростков стремления к участию в общественной деятельности (социально-значимая деятельность, участие в городских акциях, работа в группе, в команде); - способствовать развитию у подростков коммуникативных и организаторских способностей для дальнейшей ориентации в системе социальных отношений (деловые контакты, сотрудничество, бизнес, управление, спорт); - воспитывать нравственные качества личности: ответственности, толерантности, доброжелательности, целеустремленности. Обучающие: сформировать у воспитанников представления о роли, назначении и функциях вожатого; обучить детей формам и методам общения с младшими; обучить воспитанников самостоятельно разрабатывать беседы, игры, соревнования, конкурсы. Развивающие: развивать познавательные и творческие способности детей через освоение программы; развивать внимательность, наблюдательность, творческое воображение, фантазию. Воспитательные: сформировать интерес и мотивацию воспитанников к работе с младшими; воспитывать общую культуру личности у воспитанников, их гражданскую позицию и патриотизм; воспитывать личностные качества, необходимые в работе с детьми, воспитывать добросовестность, творческое трудолюбие, чувство уважения к педагогической профессии. 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1 год обучения (стартовый уровень) Цель: создание педагогических условий, способствующих социальному и профессиональному самоопределению обучающихся Задачи: - способствовать развитию организаторских, творческих способностей учащихся для успешной самореализации и работы с детьми - содействовать формированию и развитию навыков организации различных видов деятельности - способствовать овладению навыками вожатского мастерства - научить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие качества детей; - выработать основные навыки и умения практической деятельности вожатого Учебный (тематический) план 1 года обучения № Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ Всего Теория Практика контроля 1. Блок «Формула 72 30 42 идеального вожатого» Анкетирование 1.1. Вводное занятие. 4 2 2 Введение в профессию «вожатый». Имидж и этика вожатого. Основы 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 2. 2.1. формирования вожатского коллектива. Права и обязанности вожатого. Волонтерская деятельность - один из видов социального служения. Теоретическая подготовка вожатого: «временный детский коллектив», возрастные психологические особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, типы личности, категория «трудный ребёнок». Методы и формы с младшими школьниками Особенности работы с детьми в трудной жизненной ситуации Коммуникативные барьеры. Выстраивание взаимодействия с детьми, родителями и коллегами. «Копилка» вожатого или основной инструмент работы вожатого. КТД и игровые технологии. Основы воспитательной работы в лагере. Определение понятий «воспитание», «образование» и «развитие». Блок «Логика развития смены». Особенности организационного периода смены: характеристика, цели, Устный опрос 8 4 4 6 2 4 Устный опрос 16 6 10 Тестирование 6 2 4 6 2 4 12 6 6 Письменный опрос 10 4 6 Индивидуальные карточки с заданиями различного типа. 4 2 2 Собеседование 64 24 40 10 4 6 Организация и проведение мероприятия Собеседование Тестирование, игра 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. задачи. Методика работы вожатого в данный период. Понятие «адаптация». Конфликт в организационном периоде. Сплочение детского коллектива. Мотивационная деятельность для детей. Механизм стимулирования деятельности: технология мотивации деятельности детей на индивидуальном и групповом уровне. Разработка игровой мотивации. Особенности основного периода смены: характеристика, цели, задачи. Технология работы вожатого в основной период смены. Динамика развития детского коллектива. Конфликтные зоны основного периода Формы и методы работы вожатого в основном периоде Система самоуправления в лагере и в отряде. Функции самоуправления детей. Технология работы вожатого в заключительный период смены. Характеристика периода, формы работы вожатого. Анализ своей деятельности. Структура детского оздоровительного лагеря. Система работы, принципы и традиции. Программирование Тестирование 8 2 6 12 4 8 6 2 4 Собеседование 12 4 8 Устный опрос 4 2 2 Письменный опрос 2.7. Всего: смены. Основы обеспечения безопасного пребывания ребёнка в лагере. Общие меры безопасности. Меры пожарной безопасности. Оказание первой медицинской помощи. 12 6 6 136 54 82 Зачет Содержание 1 года обучения: 1. Блок «Формула идеального вожатого». 1.1. Тема: Вводное занятие. Введение в профессию «вожатый». «Вожатый как профессионал». Теория: 1. Вожатый как профессионал. Вожатый как член педагогического коллектива лагеря. 2. Роль вожатого в воспитательном процессе. 3. Должностные обязанности вожатого. 4. Требования к личности вожатого. 5. Профессионально важные качества. 6. Мотивация выбора профессии вожатого. 7. Имидж и этика вожатого. 8. Напарничество. 9. Роль вожатской практики в развитии личности профессионала. Практика: - Деловая игра «Я в вожатые пойду, пусть меня научат». - Викторина по вожатскому этикету «Что такое хорошо, что такое плохо?» - Коллажирование «Имидж вожатого». 1.2. Тема: Права и обязанности вожатого. Теория: 1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого. (Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Конституция РФ. ) 2. Права и обязанности детей и вожатых. Ответственность вожатых (уголовная ответственность). 3. Экономические права ребёнка. 4. Трудовой договор. Порядок оформления и увольнения. Практика: - Тест Джеффа «Да-нет-не знаю». 1.3. Тема: Волонтерская деятельность - один из видов социального служения. Теория: 1. Понятия «волонтёр», «волонтерство», доброволец, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность. 2. Мотивы участия в волонтерской деятельности. 3. Роль волонтёрства в решении общественных проблем в современном обществе. 4. Значение участия молодежи в волонтерском движении. 5. Основные принципы создания и функционирования волонтёрского движения (добровольность, безвозмездность, добросовестность, «равный – равному», законность). Их реализация на практике. 6. Личностные качества волонтёра. Практика: - Собеседование с целью выявления интересов подростков, умения проводить свой досуг. - Диагностика личностных качеств подростков. 1.4. Тема: Теоретическая подготовка вожатого: «временный детский коллектив», возрастные психологические особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, типы личности, категория «трудный ребёнок» и т.д. Теория: 1. Определение понятия «временный детский коллектив», его характеристики и функции в развитии личности ребенка. 2. Структура временного детского коллектива. 3. Этапы развития временного детского коллектива: закономерности, трудности, стратегии взаимодействия. 4. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и раннего юношеского возраста. 5. Типология ребенка: темперамент, характер. 6. Тип личности: гиперактивный, чувствительный, тревожный, замкнутый, маленький умник и пр. 7. Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения трудностей. 8.Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с группой. Практика: - Игры на командообразование. - Тестирование «Разный возраст». - Социометрия. 1.5. Тема: Особенности работы с младшими школьниками. Теория: 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. 2. Новообразования, проблемы младших школьников. 3. Особенности работы. Практика: - Разработка и организация детских праздников. - Проведение детской игровой программы. 1.6. Тема: Особенности работы с детьми в трудной жизненной ситуации. Теория: 1. Психологические особенности. 2. Основные проблемы. 3. Принципы взаимодействия. Практика: - Организация выездов в детский дом. - Проведение игровых программ, мастер-классов. - Трудовая деятельность. 1.7. Тема: Умей, общаться вожатый! Коммуникативные барьеры. Выстраивание взаимодействия с детьми, родителями и коллегами. Теория: 1. Коммуникативные барьеры. Ошибки в восприятии. Субъективность и объективность. 2.Структура личности человека. 3. Защитные механизмы личности: роль, проявление, предотвращение. 4.Учет психологических механизмов в выстраивании системы взаимодействия с детьми, родителями и коллегами. 5. Конфликт. Типы конфликтов в лагере, причины их возникновения. 6. Динамика развития конфликта. 7. Управление конфликтами: профилактика и решение. Последствия конфликта. Практика: - Тренинг «Что делать и кто виноват?» - Упражнения: «Связка», «Дар убеждения», «Акулы». 1.8. Тема: «Копилка» вожатого, или основной инструмент работы вожатого. Формы и методы работы с детьми на смене. Теория: 1. Отрядная работа с детьми. Формы и методы работы с детьми. 2. Отрядный уголок: цели, задачи, виды, порядок оформления, основные требования. Эмблема, девиз. 3. Коллективное творческое дело: понятие и особенности организации. Виды КТД. Цели отрядных КТД. 4. Методика организации и проведения отрядных дел. 5.Требования к организации игр. Виды игр и особенности их проведения. Игровое конструирование. 6. Огонек: цель, задачи, виды (огонек знакомства, аналитический, конфликтный, тематический, прощальный), технология проведения. 7. Основы сценического мастерства. Культура работы на сцене и в зале. 8. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Правила организации игр. 9. Учет специфики программы смены, категории участников, их возрастных особенностей. 10. Разработка плана: цели, задачи, принципы планирования, приемы оформления. 11. Личный план вожатого. Подготовка методических материалов. 12. Методическая копилка вожатого: цель, задачи, структура, содержание. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций. 13. Методы организации обратной связи. Разработка мероприятий смены. 14. Правила оформления документов. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана. 15. Режиссура мероприятий: определение темы, художественная идея и ее развитие, пути воплощения режиссерского замысла, структура сценария, организационное обеспечение мероприятия. Практика: - Упражнение «План вожатого». - Составление «методической копилки». - Написание сценарного-плана. - Разработка отрядного мероприятия. - Эскиз «Рождение отрядного уголка». 1.9. Тема: Основы воспитательной работы в лагере. Определение понятий «воспитание», «образование» и «развитие». Теория: 1. Определение понятий «воспитание», «обучение», «развитие», их соотношение и реализация на смене. 2. Направления воспитательной работы в лагере (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, социальнокоммуникативное и др.). 3. Принципы, формы и методы организации воспитательной работы в лагере и в отряде. 4. Система дополнительного образования в лагере. Принципы и механизм реализации. Практика: - Презентация «Мастерская». 2. Блок «Логика развития смены». 2.1. Тема: Особенности организационного периода смены: характеристика, цели, задачи. Методика работы вожатого в данный период. Понятие «адаптация». Конфликт в организационном периоде. Сплочение детского коллектива. Теория: 1. Цели, задачи организационного периода смены. 2. Направления деятельности вожатого. 3. Формирование временного детского коллектива в организационный период смены: цели, задачи, методы работы вожатого, система взаимодействия с детьми. 4. Основные аспекты внимания вожатого при формировании ВДК. 5. Работа напарников. 6. Критерии успешности прохождения организационного периода смены. 7. Понятие «адаптация». Характеристика адаптации к лагерю и ее роль в успешности смены и развитии личности ребенка. 8. Этапы адаптации ребенка. Стратегии адаптации, ее поведенческие и эмоциональные проявления. 9. Причины трудностей адаптации ребенка: дети группы «риска», факторы дезадаптации (неудачный социальный опыт, стиль семейного воспитания, типология личности ребенка). 10.Тип личности ребенка и стратегия адаптации в коллективе. 11. Пути решения проблем адаптации ребенка, технология работы с плачущими, замкнутыми, демонстративными, агрессивными и др. типами детьми. 12. Конфликт в организационном периоде: характеристики, функции, пути профилактики и разрешения. 13. Технология организации внутриотрядной работы. Выявление интересов и сильных сторон детей. 14. Виды игр организационного периода (игры в зале, игры на знакомство, сплочение и др.). 15. Определение социометрического статуса ребенка: выявление и коррекция. Практика: - Игра «Адаптация». - Упражнение «Напарники». - Игры минутки, игры на знакомство. 2.2. Тема: Мотивационная деятельность для детей. Механизм стимулирования деятельности: технология мотивации деятельности детей на индивидуальном и групповом уровне. Разработка игровой мотивации. Теория: 1. Стимулирование деятельности участников смены: цель, задачи, формы. 2. Роль в развитии личности ребенка. 3. Механизм стимулирования деятельности: технология мотивации деятельности детей на индивидуальном и групповом уровне. Практика: - Разработка игровой мотивации. 2.3. Тема: Особенности основного периода смены: характеристика, цели, задачи. Технология работы вожатого в основной период смены. Динамика развития детского коллектива. Конфликтные зоны основного периода. Формы и методы работы вожатого в основном периоде. Теория: 1. Характеристики основного периода смены. 2. Динамика развития ВДК в основной период смены. 3. Формы обще лагерных мероприятий периода, их цели, задачи и роль в развитии личности ребенка. 4. Критерии эффективности основного периода. 5. Конфликтные зоны основного периода. 6. Технология работы вожатого с временным детским коллективом. 7. Позиция вожатого в детском коллективе. 8. Методика работы с ВДК в основной период смены. 9. Работа с детьми, требующими индивидуального подхода. 10. Игры, тематика внутри отрядных мероприятий, отрядных огоньков. Практика: - План работы основного периода. - Разработка отрядных дел основного периода. - Огонёк «Я и мой отряд». 2.4. Тема: Система самоуправления в лагере и в отряде. Функции самоуправления детей. Теория: 1. Самоуправление в лагере: цели, задачи. 2. Роль самоуправления в развитии личности ребенка. 3. Механизм реализации самоуправления в лагере на уровне отряда и лагеря. 4. Технология организации самоуправления детей на уровне отряда. Практика: - Упражнение «Распределение ролей в системе самоуправления». 2.5. Тема: Технология работы вожатого в заключительный период смены. Характеристика периода, формы работы вожатого. Анализ своей деятельности. Теория: 1. Динамика развития ВДК. 2. Основные группы задач периода (эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых). 3. Основная цель обще лагерных мероприятий. 4. Позиция вожатого в отряде. 5. Особенности организации работы в последние дни смены (логическое завершение работы на смене, подведение итогов, создание атмосферы «завершения»). 6. Формы работы вожатого с отрядом по дням периода. Тематика отрядных мероприятий, игр, огоньков. 7. Последействие как время осмысления успехов и промахов, как время анализа и построения планов на будущее. 8. Механизм анализа деятельности на смене (достигнуты ли цели и задачи, поставленные на начало смены; что помогало, что мешало в достижении планов). 9. Рефлексия личностного развития вожатого. Практика: - Деловая игра «Оставляю вам на память». - Разработка отрядного мероприятия. 2.6. Тема: Структура детского оздоровительного лагеря. Система работы, принципы и традиции. Программирование смены. Теория: 1. Имидж и корпоративная культура организации. Структура лагеря. 2. Система работы, принципы и традиции. Правила внутреннего распорядка. 3. Взаимодействие вожатого в структуре организации. 4. Программы смен. Длительность и направленность смен. Практика: - Составление план-сетки смены. - Выбрать направленность и придумать наполняемость смены. - Ролевая игра «Собираясь в лагерь». 2.7. Тема: Основы обеспечения безопасного пребывания ребёнка в лагере. Общие меры безопасности. Меры пожарной безопасности. Оказание первой медицинской помощи. Теория: 1. Организация пребывания ребенка в лагере. 2. Общие меры безопасности. 3. Меры пожарной безопасности. 4. Оказание первой медицинской помощи. 5. Правила проведения экскурсий и спортивных мероприятий. 6. Требования к соблюдению санитарных норм. 7. Организация питания. Практика: - Деловая игра «Смена без опасностей». - Мозговой штурм «Оказание первой медицинской помощи». - Сдача правил по ТБ (пожарная безопасность, безопасность на дороге и т.д.). 2 год обучения (базовый уровень) Цель: Обеспечить подготовку вожатых для работы по организации досуговой и общественной деятельности детей в школах и лагерях дневного пребывания, развивая их творческие, лидерские, коммуникативно - организаторские способности и педагогическую технику. Задачи: - учить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие качества детей; - развивать организаторские и коммуникативные способности; - научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности); - способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения. Учебный (тематический) план 2 года обучения 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3. Блок «Логика развития смены». Анализ и подведение итогов работы вожатых в летний период. Обмен опытом проведения обще лагерных мероприятий. Этапы развития группы детей в условиях лагеря Основные понятия «волонтёрская (добровольческая) деятельность», принципы работы добровольческой организации для ознакомления вожатых с приоритетными направлениями РФ Организация и направления деятельности волонтёрской работы в детском объединении или отряде лагеря дневного пребывания. Социально-проектная деятельность. Разработка и реализация социально – значимых проектов в рамках отряда. Блок «Современные педагогические находки». 56 20 36 10 4 6 Самооценка обучающихся своих знаний и умений. 6 2 4 Собеседование 6 2 4 Акции, тренинги 16 4 12 Акции, тренинги 18 8 10 Разработка проекта 80 32 48 3.1. Технология КТД по И.П. Иванову. Цели, задачи. Разработка коллективнотворческого дела. 8 4 4 3.2. Интерактивная технология. Цель и задачи технологии Социальная акция 10 4 6 18 6 12 Профилактика конфликтов в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни Информационные технологии. 18 6 12 16 8 8 Игровые технологии. 10 4 6 136 52 84 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Всего: Разработка КТД, игры на общение, сплочение, подвижные игры, деловая игра, ролевая игра Тестирование Проведение акций Разработка презентаций Подготовка и проведение городских акций Тестирование, игры Содержание 2 года обучения: 2. Блок «Логика развития смены». 2.1. Тема: Анализ и подведение итогов работы вожатых в летний период. Обмен опытом проведения обще лагерных мероприятий. Теория: 1. «Обще лагерные мероприятия прошлого сезона – плюсы и минусы». Практика: - Обсуждение, презентация проектов. 2.2. Тема: Этапы развития группы детей в условиях лагеря. Теория: 1. Формирование группы. 2. Групповая динамика. 3. Этапы развития группы. Практика: - Обсуждение, лекция. 2.3. Тема: Основные понятия «волонтёрская (добровольческая) деятельность», принципы работы добровольческой организации для ознакомления вожатых с приоритетными направлениями РФ Теория: 1. Волонтерская деятельность: основные понятия. 2. Принципы организации добровольческой деятельности. 3. Мотивы социально значимой деятельности. 4. Определение мотивов добровольческой деятельности. 5. Необходимые личностные качества волонтера. 6. Организация волонтерской деятельности в связи с личностными особенностями добровольца. Практика: - Мозговой штурм «Волонтёр – это…». - Деловая игра «Добро объединяет». - Создание волонтёрской деятельности. 2.4. Тема: Организация и направления деятельности волонтёрской работы в детском объединении или отряде лагеря дневного пребывания. Теория: 1. Объекты и субъекты добровольческой деятельности. 2. Основные виды волонтёрства: благотворительное пожертвование, благотворительный взнос, благотворительный грант, безвозмездный труд. 3. Направления волонтерской деятельности. 4. Добровольческие услуги в детском объединении или отряде лагеря дневного пребывания. 5. Добровольческий сектор и добровольческие организации. 6. Сферы и области добровольческой деятельности в детском объединении или отряде лагеря дневного пребывания. 7. Волонтерская деятельность в области развития физической культуры и массового спорта для детского объединения или отряда лагеря дневного пребывания. 8. Волонтерство и пропаганда здорового образа жизни в детском объединении или отряде лагеря дневного пребывания. Практика: - Акции «Мы за здоровый образ жизни», «Чистота – спасёт мир!» и т.д. 2.5. Тема: Социально-проектная деятельность. Разработка и реализация социально – значимых проектов в рамках отряда. Теория: 1. Современные концепции социально – проектной деятельности и их применение. 2. Социальный проект: понятие и сущность. 3. Классификация социальных проектов. 4. Этапы разработки социальных проектов. 5. Реализация социальных проектов. Практика: - Разработка и реализация социального проекта. 3. Блок «Современные педагогические находки». 3.1. Тема: Технология КТД по И.П. Иванову. Цели, задачи. Разработка коллективно-творческого дела. Теория: 1. Принципы технологии КТД. 2. 6- стадий коллективно-творческой деятельности. 3. КТД (трудовые, художественные, организаторские, спортивные, познавательные, личностно-ориентированные) Практика: - Разработка КТД, направленность на выбор. 3.2. Тема: Интерактивная технология. Цель и задачи технологии. Теория: 1. Характеристика технологии: цель, задачи, особенности. 2. Интерактивные методы и приёмы. 3. Дискуссия, ролевая игра, деловая игра. Практика: - Разработка деловой игры с использованием интерактивной технологии. 3.3. Тема: Социальная акция. Теория: 1. Понятие «социальная акция». 2. Виды социальных акций. 3. Значение социальных акций в жизни общества. 4. Основы проведения социальных акций. Практика: - Организация и проведение тематических акций (экологических, профилактических, социально-значимых). - Разработка и проведение социальных акций. - Письмо солдату; - Акция «Ветеран живет рядом»; - Акции по пропаганде ЗОЖ; - проведение благотворительных, экологических социальных акций. - Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданинапатриота. 3.4. Тема: Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни Теория: 1. Первичная, вторичная и третичная профилактика. 2. Асоциальное поведение в молодежной среде. 3. Методы первичной профилактики асоциальных явлений. Учреждений, работающие в направлении профилактики асоциальных явлений в молодежной среде. 4. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе. 5. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни. 6. Привлечение партнеров в реализацию социально значимых мероприятий. 7. Целевая группа и ее особенность. 8. Формы мероприятий социального значения. Практика: - Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп (младших школьников, подростков и молодежь) с учётом особенностей целевой группы. 3.5. Тема: Информационные технологии в работе волонтера Теория: 1. Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет, компьютерная презентация. 2. Принципы создания и оформления информационных буклетов. 3. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. 4. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. 5. Понятие «компьютерная презентация». 6. Цели, задачи, назначение, технология создания компьютерной презентации. 7. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Практика: - Анализ имеющихся информационных изданий. - Создание собственного творческого продукта: создание информационного буклета. - Анализ имеющихся тематических плакатов. - Работа над созданием компьютерной презентации - Трудовая деятельность. 3.6. Тема: Игровые технологии. Теория: 1. Происхождение и социально-педагогическое значение игры. 2. Этапы технологии игрового обучения. Теории игры. 3. Игра как метод обучения. Виды игр. 4. Игровые мотивы и организация игр. Практика: - Тренинг «Бусы» (игра и обучение). - Разработка игры на основе технологии. 1.4. Планируемые результаты. По окончанию 1 года обучения у подростков должны сформироваться универсальные учебные действия: Метапредметные: Познавательные - уметь использовать различные источники для расширения кругозора, искать и выделять необходимую информацию; - уметь критично относиться к разного рода источникам информации; Коммуникативные - уметь конструктивно взаимодействовать с окружающими, адекватно реагируя на изменение в ситуации; - уметь вести переговоры, умение слушать и принимать обратную связь, правильно строить свою речь; - уметь договариваться и приходить к общему решению с разными категориями людей в процессе общественно-полезной, творческой и других видах деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение разрешать конфликтные ситуации; Регулятивные - самостоятельно формулировать цель и задачи деятельности, уметь составлять план достижения цели; - уметь адекватно оценивать свою деятельность (стремление исправить свои ошибки, прислушиваться к советам других людей); Личностные: - сформированность способности подростка к саморазвитию и самоопределению на основе опыта участия в общественно-значимой деятельности; - сформированность освоения социальных норм, правил поведения, ролей социальной жизни в группах; - сформированность ценности здорового образа жизни; - овладение умениями, знаниями, навыками вожатского мастерства и использование их на практике. - проявление творческого подхода к работе вожатого. Предметные результаты Знать: - нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ЛДП; - документы о правах ребенка; - должностные обязанности вожатого, структуру летнего лагеря, логику смены; Уметь: - организовывать совместную деятельность детей в отряде; - находить адекватный подход к детям с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. По окончанию 2 года обучения у подростков должны сформироваться универсальные учебные действия: Метапредметные: - уметь организовывать совместную деятельность с разными категориями людей; - уметь анализировать и делать выводы в результате работы. Личностные: - сформированность способности брать на себя ответственность по проведению и организации мероприятий, способности к самокритике; - сформированность осознанного, уважительного отношения к другому человеку, принятие окружающих такими, какие они есть, не подчеркивая их недостатков, способность уважительно относиться к чужому, отличному от собственного, мнению; - способность сопереживать чувствам других людей, оказывать помощь, проявлять отзывчивость к близким, другим людям. - уметь использовать и развить коммуникативные навыки путем освоения приемов межличностного общения между детьми; - уметь осознанно выстраивать коммуникативное взаимодействие в группе; - уметь организовать процесс общения как актуальную эффективную деятельность; - уметь выразить свою точку зрения, обосновать собственное мнение, иметь независимость в суждениях и уметь принять чужую точку зрения, - уметь самостоятельно анализировать собственные действия в ходе выполнения задания и оценивать результаты деятельности. Предметные результаты По окончании обучения, подростки должны знать: - основы педагогики и психологии, физиологии, гигиены; - психологические механизмы и динамику развития детского коллектива, методику организации творческой деятельности, воспитания и досуга детей. уметь: - выявлять и развивать интересы детей; - разрабатывать творческие воспитательные дела, игры и пр.; - организовывать социальные акции. владеть: - арсеналом игровых методик; - проективными навыками (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной деятельности); - технологиями организации совместной деятельности; - приемами оказания первой медицинской помощи 2. Организационно – педагогические условия 2.1. Условия реализации программы: Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Для занятий имеется: - Канцтовары: цветные карандаши, бумага А4, фломастеры, гуашь, скрепки, файлы, образцы наглядной продукции - Аудио-видеоаппаратура - Компьютер, медиапроектор, принтер - Столы – 10 - Стулья – 20 - Флэш-карта - Колонка Кадровое обеспечение: - педагог дополнительного образования, без предъявления требований к стажу работы Методические материалы: - Вспомогательная литература; - Папка с разработками теоретических материалов по темам программы; - Анкеты; - Тестовые методики; - Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на взаимодействие, на развитие креативности; - Разработки тренингов; - Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы); - Перечень педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми и подростками: игра, беседа, конкурс, турнир, фестиваль; - Пакет диагностических методик; - Комплектование методической копилки, специальной литературы по различным направлениям деятельности детского объединения; - Формирование и пополнение банка методической информации: разработки игр, шуток, миниатюр, песен-импровизаций по различным направлениям организации воспитательного процесса. 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Аттестация обучающихся проводится два раза в год в виде аттестации. Форму аттестации выбирает педагог. Игровые программы, слеты, календарные праздники отражают уровень практических навыков, т.е. как дети умеют общаться с аудиторией, объяснить игру, вовлечь слушателей в игровое действо. Аттестация содержит перечень заданий, направленных на выявление таких качеств как: - самостоятельность; - инициативность и творчество; - осознание значимой деятельности; - соблюдение культуры поведения; - самооценка; - стремление к совершенствованию. Уставом организации предусмотрена промежуточная аттестация по итогам прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Промежуточная аттестация обязательна для всех обучающихся. Аттестационные материалы для проведения промежуточной аттестации составляются педагогом д/о. Для повышения качества и объективности оценки освоения программ, разработаны технологии определения обученности обучающихся. Оценка происходит по 15-ти бальной системе, содержит основные показатели и критерии уровней обученности (приложение 1). Формы контроля: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурсы, открытые мероприятия. Проверка полученных знаний, навыков и умений проходит в 2-а этапа: 1. Этап – теоретический Проверка знаний в виде деловой игры, где проверяются теоретические знания тем курса. 2. Этап – практический Работа вожатым в ЛДП, образовательных организаций в каникулярные периоды времени. Завершающий этап учебного процесса – итоговое занятие (зачет). 3. Список литературы Основная литература для педагога 1. Абрамова Г.А. Возрастная психология. Учебник для высшей школы. М., 2000. 2. Афанасьев С.Ф. Что делать с детьми в лагере. М.: Новая школа, 1994. 3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском лагере/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль Академия развития, 2003. 4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). М.: ВЛАДОС, 2002. 5. Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с. 6. В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. М.: СПОФДО, 1991. 7. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. /Т.Д. Балашова – М.: МГПО, 2000. – 120 с. 8. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. / М.А. Бесова. Ярославль: Академия развития, 1997. 9. Веселые игры для дружного отряда. / М.А. Бесова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. 160 с. 10. Весенние праздники, игры и забавы для детей /В.М. Петров, Г.Н. Гришина, А.Д. Короткова. М., 1999. 11. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих и опытных / Под ред. Е.А. Левановой. М., 2002. 12. Вожатый, ты - педагог! / В. Терский. М., 1973. 13. Волков Б.С. Психология ранней юности. – М., 2001. 14. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Л,В. Байбородова. М.: Академия развития, 2003. 256 с. 15. Горизонты лета: Программа тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков. / Под ред. А.В.Волохова. М., 1997. 16. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 80 с. 17. Григоренко Ю.Н. Здравствуй, наш лагерь!: Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых. М., 2003. 18. Лосева О.А. Режим и организация досуга. М.: Педагогика, 1991. 19. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988. 20. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. Ярославль: Академия развития, 2005. 160 с. 21. Маслов А.А. «Педагогика каникул». Учебно-методическое пособие. Омск: Издательский дом «Наука», 2006. 22. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. Под редакцией Н.А. Левановой. М.: педагогическое общество России, 2003. 23. Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 47 с. 24. Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. Великий Новгород, 2002. 25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов Вузов. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 26. Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха// Народное образование. 2000. №4-5. С. 5-13. 27. О подготовке специалистов в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи президентская программа «Молодежь России». М., 2000. 28. Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2004. 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»). 29. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, 49 И.И. Фришман. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. 30. Организация летнего отдыха детей и подростков: Сборник нормативных документов. М. 1997. 31. Организация летнего отдыха детей и подростков: Методический сборник. Великий Новгород, 2005. 32. Основы педагогического мастерства /Под редакцией И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 33. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. / Григоренко Ю.Н. М., 2002. 34. Практическая психология образования /Под редакцией И.В. Дубровиной. Учебник для студентов высших и средне - специальных заведений. – М.: Сфера, 1997 35. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. М.: ЦГЛ, 2003. 36. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: генезис, 2002. 37. Шаламова Л.Ф. Вожатый – старт в профессию. Кипарис 12. учебнометодическое пособие. М.: педагогическое общество России, 2005. 38. Шмаков С.А. Досуг школьников. Липецк, 1993. 39. Шмаков С.А. Ее величество игра. М.: Магистр, 1992. 40. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: 1993. 41. Бякова, Н.В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова/ Воспитание школьников. - 2011. 42. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов / Методический конструктор: пособие для учителя (Стандарты второго поколения) / Просвещение. - М., 2011. Дополнительная литература 1. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. Ростовна-Дону: Феникс, 2004. 320 с. 2. 100 затей для детей: Ребусы, кроссворды, загадки, раскраски. / Составитель И.Б.Нескуба. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 160 с. 50 3. 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. М.: Рольф, 2000. 224 с. 4. 99 советов на пионерское лето. / Матвеев В., Матвеева Л. М., 1972. 5. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. / М.Е. Сысоева. М., 1999. 6. Азбука коллективных творческих дел. /Г.Д. Кочергина. Смоленск, 1996. 7. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А. Кувватов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 311 с. 8. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. / Титов С.В. М.: ТЦ "Сфера", 2004. 160 с. 9. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. Волгоград: Учитель, 2007. 166 с. 10. Досужее время. Из опыта взаимодействия детских объединений. / Под ред. Н.И.Волковой. СПб.: Ассоциация "Взрослые - детям", 1997. 11. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. 12. Игротека вожатого. / Автор-составитель Ю.Н.Тимофеев. М., 2001. 13. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых. / Гайдаренко Е.П. М.:Магистр, 1997. 418 с. 14. Игры-шутки, игры-минутки. /Автор-составитель С.А. Шмаков. М.,1992. 15. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000. 16. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы. / Лутошкин А.Н. М., 1986. 17. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 18. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с немецкого. В 4-х томах./ Фоппель К. М., 1998. 19. Каникулы. Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому. / С.А. Шмаков. М.,1997. 20. Каникулы: игра, воспитание. / Газман О.С. – М., 1998. 21. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников/ О.Н. Козак. М, 2002. 288. 22. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2003. 23. Куцанова Л.В. Летний досуг с детьми (книга для воспитателей). М., 1996. 24. Маслов А.А. Шпаргалка для вожатого: методическое пособие. Омск, 2004. 25. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. / М.Е. Сысоева, С.С. Хапаева. М., 2002. 26. Сценарии праздников, конкурсов, игр для воспитателей и педагоговорганизаторов. Ростов -на -Дону, 2011. 27. Тебе вожатый! Выпуск 2. Нижний Новгород. «Педагогические технологии», 2004. 28. Титов С.В. Ура. Каникулы! (библиотека вожатого). М., 2000. 29. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. учебнометодическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. М.: педагогическое общество России, 2005. Литература для детей и родителей 1. 3333 каверзных вопроса и ответа. Издатель Рипол Классик, 2011 2.Лопатина Н., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких.Амрита, 2014 3.Арнаутова Е. Н. Педагог и семья.- М., 2001 4.Гурович л. М. Ребёнок и книга.- М.:Просвещение,2010 5.Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи.- М.: Русская школьная ассоциация, 2007 6.энсани Р. Ш. Мастер-класс и сценарии к конкурсам, праздникам, торжествам.- Учитель,2013 7.Млодик И. Современные дети и их несовременные родители. – «Генезис», 2015 Интернет-ресурсы - http://summercamp.ru/Заглавная_страница; - http://edu-vol.ru/articles/школа-волонтера-0; http://ramhor.edumsko.ru/collective/pedagogical_collective/smirnova_irina_leonid ovna/materials/pedagogicheskie_tehnologii1/ivanov_kollektivnye_tvorcheskie_del a - http://kurtamishddt.ucoz.ru/2014_year/2014_2/programma_shjuv.doc Приложение 1 Технология определения обученности ребенка по программе дополнительного образования Показатели (оцениваемые Критерии параметры) I. Теоретическая подготовка Соответствие теоретических обучающихся. знаний ребенка программным 1.1. Теоретические знания требованиям. (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) 1.2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. II. Практическая подготовка обучающихся. 2.1. Практические и умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана образовательной программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Степень выраженности оцениваемого качества 1-3 балла – обучающийся не овладел знаниями предусмотренных программой и не знает терминологии; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше, чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой, и избегает употреблять специальные термины; 7-9 баллов – объем усвоенных знаний составляет более ½ и сочетает специальную терминологию с бытовой; 10-12 баллов – обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой, и применяет специальную терминологию; 13-15 баллов – обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использования специальной терминологии 1-3 балла – обучающийся не овладел умениями и навыками предусмотренных программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше, чем 1/2 объема умениями и навыками предусмотренных 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. Отсутствия затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. 2.3. Творческие навыки. Креативность в выполнении практических заданий III. Учебно-организационные умения и навыки. 3.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. 3.2. Умение организовать свое рабочее место. Способность самостоятельно готовить рабочее место и убирать его за собой. программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога.; 7-9 баллов – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца; 10-12 баллов – обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества; 13-15 баллов – обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством. 1-3 балла – обучающийся не знает правил безопасности, не умеет готовить рабочее место и не аккуратен в работе. 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно. 7-9 баллов – обучающийся объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более ½, к работе относится старательно, не всегда ответственен. 3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат. Аккуратность и ответственность в работе. 1-3 балла – низкий уровень 4-6 балла – ниже среднего уровня 7-9 балла – средний уровень 10-12 баллов – обучающийся освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен. 13-15 баллов – обучающийся освоил весь объем навыков, предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратен и ответственный при выполнении задания 10-12 балла – выше среднего уровня 13-15 балла – высокий уровень Оценка развития обучающихся 1. Самостоятельность 2. Инициативность и творчество Отношение к деятельности Высокий 13-15 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, участвует в делах детского объединения, побуждая к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. - хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не побуждает к этому товарищей. Средний 7-9 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует в делах детского объединения. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда хорошо занимается без контроля со стороны, не участвует в делах детского объединения. Низкий 1-3 б. - при выполнении работ нуждается в руководстве. Высокий 13-15 б. – постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), помогает товарищам при разработке эскизов. Выше среднего 10-12 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), но не помогает товарищам при разработке эскизов. Средний 7-9 б. - в творческом поиске (разрабатывает эскиз, 3. Осознание значимости деятельности 1. Уважительное отношение к старшим 2. Отношение к сверстникам 1. Соблюдение правил культуры поведения 2. Самооценка читает литературу по предмету). Ниже среднего 4-6 б. – может сам разработать эскиз, но в основном работает по образцу. Низкий 1-3 б. - выполняет работу при наличии образца, предложенного педагогом, требует контроля. Высокий 13-15 б. – уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…) и побуждение к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. - уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…). Средний 7-9 б. – уважительное и бережное отношение к результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих товарищей и к общественному имуществу. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…). Низкий 1-3 б. - не осознает значимость труда, небережлив, допускает порчу имущества. Отношение к людям Высокий 13-15 б. – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников. Выше среднего 10-12 б. - уважает старших. Средний 7-9 б. – уважает старших избирательно, кто пользуется авторитетом. Ниже среднего 4-6 б. – ко взрослым не всегда уважителен, нуждается в руководстве. Низкий 1-3 б. – не уважает старших Высокий 13-15 б. – отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых. Выше среднего 10-12 б. - отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам. Средний 7-9 б. – не всегда отзывчив и доброжелателен. Ниже среднего 4-6 б. – часто конфликтует со сверстниками. Низкий 1-3 б. – постоянно конфликтует со сверстниками Отношение к себе Высокий 13-15 б. – соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других. Выше среднего 10-12 б. - соблюдает правила культуры поведения. Средний 7-9 б. – не всегда соблюдает правила поведения. Ниже среднего 4-6 б. – правила поведения соблюдает при наличии контроля. Низкий 1-3 б. – не соблюдает правила поведения Высокий 13-15 б. – адекватная самооценка (достаточно самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе, жизненных ситуациях) Выше среднего 10-12 б. – в основном адекватная Итог Стремление к самосовершенствованию Самооценка Отношение к себе Соблюдение правил культуры поведения Итог Отношение к сверстникам Отношение к людям Итог Осознание значимости деятельности Инициативность и творчество Ф.И. учащегося (по годам обучения) Самостоятельность Отношение к деятельности Уважительное отношение к старшим 3. Стремление к самосовершенствованию самооценка Средний 7-9 б. – бывает адекватная и неадекватная самооценка Ниже среднего 4-6 б. – часто бывает неадекватная самооценка Низкий 1-3 б. – завышенная (не признает критику, излишне самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а перекладывает вину на других, образ «Я - лучше всех») заниженная (не уверен в себе, повышенная тревожность «Я не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях) Высокий 13-15 б. – знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этом другим. Выше среднего 10-12 б. - знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону. Средний 7-9 б. – знает свои сильные и слабые стороны, но не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда знает свои сильные и слабые стороны, нуждается в поддержке педагога. Низкий 1-3 б. – не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании положительных личностных качеств. Итог