Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Принято на заседании методического совета от «26» августа 2022 г. Протокол №7 Утверждаю Директор МАУ ДО Дом детского творчества _____________ /Е.А. Буздес/ №90 «01» сентября 2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа физкультурно-спортивной направленности «Юные патриоты» Возраст обучающихся: 8–12 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Аверкин Николай Андреевич педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Г. Кушва 2022 г. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные патриоты» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 2 Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Уставом Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.; Положением о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.; Уставом МАУ ДО Дом детского творчества. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы патриоты» является программой физкультурно-спортивной направленности. Опыт отечественного патриотического воспитания свидетельствует, что его целью было и есть обретение человеком опыта служения Отечеству. Совершенствование системы патриотического воспитания граждан, а особо – молодого поколения страны, является на современном этапе одним из важнейших вопросов в жизни общества и государства. Актуальность данной программы обусловлена усилением внимания государства к патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников, формированию возвышенного чувства верности своему Отечеству и высокого патриотического сознания учащихся. Основные идеи программы За основу военно-патриотического воспитания младших школьников следует принять: - формирование высоких моральных и психологических качеств детей преданности Родине; - воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны и в локальных войнах. Основными направлениями и форма деятельности: - занятия по строевой подготовке; - изучение истории Отечества; -проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений. Отличительной особенностью данной программы является увеличение количества часов на практическую часть. Формирование и развитие у младших школьников чувства принадлежности к обществу, воспитание патриотических качеств личности. Адресат общеразвивающей программы Программа предназначена для обучающихся с 8 до 12 лет. 8-12 лет — это период интенсивного физического развития, организм растет, происходит процесс окостенения и формирования поясницы (этим объясняется непоседливость детей). Формируются способности к целенаправленному систематическому труду. Внимание неустойчиво (преобладает непроизвольное внимание). Память и мышление носят образный характер. 3 Возрастная особенность - подражание старшим. Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, чувства дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся более устойчивыми. Мышление у детей младшего школьного возраста развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Становление личности детей младшего школьного возраста происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного, внешкольного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется педагог. Роль начальной школы, учреждений дополнительного образования и культуры в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна. Для организации культурно-воспитательного процесса с детьми младшего школьного возраста необходимо соблюдать следующие условия: гуманизация взаимоотношений педагога с детьми, личностный подход, т. е. учет интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенной сторон личности, дифференцированный подход к различным возрастным группам. Уровень программы, объем, срок реализации, режим занятий Программа стартового уровня, рассчитана на 1 год обучения. Объем курса – 68 часов в год, 2 часа в неделю. Занятия могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям по общей физической подготовке. Количество учащихся в группе 15-20 человек. Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительность - 45 минут. Формы обучения, виды занятий, формы подведения результатов Форма занятий - групповая. Виды занятий: беседа, практическое занятие, строевая подготовка, зачет. Формой подведения итогов реализации данной программы являются результаты участия в военно-спортивных играх, смотрах. 2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: совершенствование патриотического, нравственного и физического развития личности учащихся, воспитание уважения к истории и военным традициям России. Задачи: Обучающие: - выполнение строевых приёмов в составе подразделения; - изучения основных этапов истории вооруженных сил России и символов РФ; - знакомство с городами героями, городами воинской славы и трудовой доблести; - повторение символов Российской Федерации; - знакомство с великими полководцами России, героями СССР и РФ; - изучения основных этапов, истории Великой Отечественной войны 1941-45 годов. 4 - изучение первой доврачебной помощи. Воспитательные: - Формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, воспитание патриотических качеств личности. - Повышение роли юнармейского движения и формирование морально- психологической устойчивости в преодолении трудностей; - Совершенствование форм и методов игровых и соревновательных внеклассных занятий, воспитывающих у обучаемых общую культуру, доброту, коллективизм, самостоятельность и чувство ответственности за судьбу Отечества; - Укрепление здоровья учащихся, сохранение и воспитание навыков здорового и безопасного образа жизни; Развивающие: - Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; - Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края. - Физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни 3. Содержание общеразвивающей программы Формы занятий: встречи с интересными людьми; лекции (использование наглядных пособий, плакатов, макетов); игры; презентации (использование видео материалов); практические занятия (использование средств индивидуальной защиты, макетов АК, пневматических винтовк) выход в поле, (возможно посещение воинских частей); - проведение соревнований, военно-патриотические и военно-спортивных игр, викторины. При реализации программы подведение итогов проводится в форме контрольных испытаний. Занятия строятся по обычной схеме: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию. 5 3.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1. Наименование разделов 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Итого: Вводное занятие Техника безопасности при обращении с оружием. Огневая подготовка. Патриотизм и современность Строевая подготовка Уставы Вооруженных Сил РФ, структура ВС РФ и прохождение службы в ВС РФ Медицинская подготовка Военная топография Средства индивидуальной защиты Пожарная безопасность История Великой Отечественной войны Герои вокруг нас Всего часов 2 Теория Практика 2 - 16 6 10 6 6 4 1 6 10 2 9 - 6 4 4 5 5 4 68 4 2 2 3 5 2 37 2 2 2 2 2 31 3.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Наименование разделов, темы п/п 1. 2. Всего часов Теория 2 2 1.1 Тема: Знакомство 2 воспитанников с дополнительной общеобразовательной программой. Знакомство с традициями, месторасположением кабинетов, помещением тира, территории МАУ ДО ДДТ 2 Раздел 2 Техника безопасности 16 при обращении с оружием. Огневая подготовка. 6 2.1 Тема: Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле. Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки. 1 1 2.2 Тема: Материальная часть 1 автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата. 1 Раздел 1Вводное занятие Прак тика План. проведения Факт. проведения 10 6 3. 2.3 Тема: Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Чистка и смазка. 2.4 Тема: Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения стоя без опоры. Доклады. 2.5 Тема: Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстояние 10 метров из положения стоя за столом с опорой на локоть. Совершенствование техники и навыков стрельбы. 2.6 Тема: Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 10 метров из положения стоя без опоры 2.7 Тема: Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы пистолета Макарова и пистолета Ярыгина. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. 2.8 Тема: Боеприпасы к стрелковому оружию. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения стоя без опоры. Доклады. 2.9 Тема: Участие в соревнованиях по стрельбе на личное первенство среди воспитанников кружка. 2.10 Тема: Стрелковое оружие России Просмотр учебного фильма. Раздел 3 Патриотизм и современность. 3.1 Тема: УРОК МУЖЕСТВА -проведение урока мужества; -просмотр кинофильма на военнопатриотическую тему. 3.2 Тема: Дни воинской славы и памятные даты России. Ратные страницы истории Отечества. 2 3.3 Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу-качества защитника Отечества. 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 1 1 6 4 1 1 1 1 1 1 2 7 4. 5. 6. 3.4 Тема: Выступление ветеранов боевых действий перед воспитанниками ВПЦ «Патриот» 3.5 Тема: что в наши дни, значит понятия «Патриот» и «Патриотизм». Патриотизм верность воинскому долгу. Просмотр кинофильма на тему: «Патриоты РОССИИ». Раздел 4. Строевая подготовка 2 4.1 Тема: Строевой устав Вооружённых Сил РФ 4.2 Тема: Одиночное строевое обучение без оружия. 4.3 Тема: Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. 4.4 Тема: Практическое занятие: Строевые приёмы, повороты на месте. 4.5 Тема: Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя. 4.6 Тема: Строевая стойка с оружием и выполнение приёмов с оружием на месте. Раздел 5. Уставы Вооружённых Сил РФ, структура ВС РФ и прохождение службы в ВС РФ 5.1 Тема: Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ. 5.2 Тема: Структура Вооруженных Сил Российской Федерации, виды и самостоятельные рода войск. 5.3 Тема: Воинские звания и знаки различия в ВС РФ и других силовых ведомствах. 5.4 Тема: Военная форма одежды военнослужащих и знаки различия. 5.5 Тема: Караул. Обязанности и действия часового. 5.6 Тема: Устав внутренней службы. Права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними. Раздел 6. Медицинская подготовка. 6.1 Тема: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. 2 1 1 10 1 1 1 9 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 6 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 4 2 2 2 8 7. 8. 9. 10. 6.2 Тема: Первая медицинская 2 помощь» 1.Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при помощи подручных средств; 2. Изготовление носилок из подручных средств 6.4 Тема: Первая помощь при 2 ожогах, утоплении, солнечном и тепловом ударе. Раздел 7. Военная топография 4 1 1 1 1 2 2 7.1 Тема: Ориентирование на местности. Топографическая карта, масштаб карты, условные знаки, измерение расстояния. 7.2 Тема: Ориентирование на местности. Как устроен компас, Что такое азимут, движение по азимутам. Раздел 8. Средства индивидуальной защиты 8.1 Тема: Средства индивидуальной защиты. Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях 8.2 Тема: Тренировка в выполнении нормативов: Норматив №1 надевание противогаза Норматив №2 надевание респиратора Норматив №4 надевание противогаза на пораженного Норматив №5 изготовление и надевание ватно-марлевой повязки. 2 1 1 2 1 1 4 2 2 2 2 Раздел 9. Пожарная безопасность 5 3 2 9.1 Тема: Первичные средства 3 пожаротушения, причины пожаров. Тушение пожаров подручными средствами. 9.2 Тема: Правила поведения людей 2 при обнаружении пожара. Правила эвакуации при сигнале «пожарная тревога». 2 1 1 1 Раздел 10. История Великой 5 Отечественной войны 10.1 Тема: Первый период Великой 2 Отечественной Войны (22 июня 1941 г.-18 ноября 1942г.) 5 - 2 2 2 9 11. 10.2 Тема: День разгрома 2 советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). 10.3 Тема: День Победы советского 1 народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год). 4 Раздел 11. Герои вокруг нас. 2 11.1 Тема: Выступление приглашённых ветеранов Великой Отечественной войны и других локальных конфликтов. 11.2 Тема: Мероприятия, посвящённые Дню героев Отечества. Мемориал «Славы». 11.4 Тема: Оказание помощи ветеранам ВОВ, военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы. 2 2 Итого: 68 1 2 2 1 1 1 1 37 31 3.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Тема 1:Вводное занятие Теория: Знакомство воспитанников с дополнительной общеобразовательной программой. Знакомство с традициями, месторасположением кабинетов, помещением тира, территории МАУ ДО ДДТ. Введение в образовательную программу. Раздел 2. Тема 1:Техника безопасности Теория: Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Техника безопасности при заряжании, наводке и выстреле. Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки. Тема 2:Материальная часть автомата Калашникова. Теория: Работа частей и механизмов автомата. Материально-техническое обеспечение: Макет автомата Калашникова. Тема 3: Практика: Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Чистка и смазка. Материально-техническое обеспечение: Макет автомата Калашникова, пенал с приспособлениями для чистки и смазки. Тема 4: Практика: Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения стоя без опоры. Теория: Доклады. Тема 5: Практика :Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние 10 метров из положения стоя без опоры. Материально-техническое обеспечение: Пневматические винтовки. 10 Тема 6: Практика: Тренировка в стрельбе п о мишени «П» на расстояние 10 метров из положения стоя за столом с опорой на локоть. Совершенствование техники и навыков стрельбы. Материально-техническое обеспечение: Пневматические винтовки. Тема 7: Практика: Тренировка в неполной разборке и сборке АК-74 Материально-техническое обеспечение: Макеты автомата Калашникова. Тема 8: Практика: Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата Калашникова. Материально-техническое обеспечение: Макеты автомата Калашникова. Тема 9: Практика: Участие в соревнованиях по стрельбе на личное первенство среди воспитанников кружка. Методическое и материально-техническое обеспечение: Положение о соревновании, подготовленные мишени, грамоты, дипломы, медали, пневматические винтовки. Тема 10: Теория: Стрелковое оружие России. Просмотр учебного фильма. Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран. Раздел 3. Тема 1: Теория: УРОК МУЖЕСТВА-проведение урока мужества;-просмотр кинофильма на военно-патриотическую тему. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран. Тема 2: Теория: Дни воинской славы и памятные даты России. Ратные страницы истории Отечества. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран. Тема 3: Теория: Патриотизм и верность воинскому долгу-качества защитника Отечества. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран. Тема 7: Практика: Выступление ветеранов боевых действий перед воспитанниками МАУ ДО ДДТ. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран. Тема 8: Теория: что в наши дни, значит понятия «Патриот» и «Патриотизм». Патриотизм верность воинскому долгу. Просмотр кинофильма на тему: «Патриоты РОССИИ». Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран. Раздел 4. Тема 1: Теория: Строевой устав Вооруженных Сил РФ Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран. Тема 2: Практика: Одиночное строевое обучение без оружия. Материально-техническое обеспечение: плац. Тема 3: Практика: Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Материально-техническое обеспечение: плац. Тема 4: Практика: Практическое занятие: Строевые приемы, повороты на месте. Материально-техническое обеспечение: плац. Тема 5: Практика: Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя. Материально-техническое обеспечение: плац. Тема 6: Практика: Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Материально-техническое обеспечение: плац. Раздел 5. Тема 1:Теория: Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. 11 Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, уставы ВС РФ. Тема 2: Теория: Структура Вооруженных Сил Российской Федерации, виды и самостоятельные рода войск. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран. Тема 3: Теория: Воинские звания и знаки различия в ВС РФ и других силовых ведомствах. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран. Тема 4: Теория: Военная форма одежды военнослужащих и знаки различия. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, уставы ВС РФ. Тема 5: Теория: Караул. Обязанности и действия часового. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, уставы ВС РФ. Тема 16: Теория: Устав внутренней службы. Права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, уставы ВС РФ. Раздел 6. Тема 1: Теория: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран. Тема 2: Практика: «Первая медицинская помощь» 1.Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при помощи подручных средств; 2. Изготовление носилок из подручных средств Методическое и дидактическое обеспечение: носилки медицинские, подручные средства для изготовления носилок. Тема 3: Практика: Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях. Методическое и дидактическое обеспечение: аптечка медицинская, плакаты, стенды. Раздел 7. Тема 1: Теория: Ориентирование на местности. Топографическая карта, масштаб карты, условные знаки, измерение расстояния. Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, топографические карты. Тема 2: Практика: Ориентирование на местности. Как устроен компас, что такое азимут, движение по азимутам. Методическое и дидактическое обеспечение: карта топографическая, компас. Раздел 8. Тема 1: Теория: Средства индивидуальной защиты. Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях Методическое и дидактическое обеспечение: противогазы, ОЗК, индивидуальные медицинские средства защиты, респираторы, ватно-марлевые повязки. Тема 2: Практика: Тренировка в выполнении нормативов: Норматив №1 надевание противогаза Норматив №2 надевание респиратора Норматив №4 надевание противогаза на пораженного Норматив №5 изготовление и надевание ватно-марлевой повязки. Методическое и дидактическое обеспечение: противогазы, индивидуальные медицинские средства защиты, респираторы, ватно-марлевые повязки. Раздел 9. Тема 1: Теория, практика: Первичные средства пожаротушения, причины пожаров. Тушение пожаров подручными средствами. Методическое и дидактическое обеспечение: огнетушители, пожарный щит. Тема 2: Теория, Практика: Правила поведения людей при обнаружении пожара. 12 Правила эвакуации при сигнале «пожарная тревога». Раздел 10. Тема 1: Теория: Первый период Великой Отечественной Войны (22 июня 1941 г.-18 ноября 1942г.) Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран. Тема 2: Теория: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран. Тема 3: Теория: День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год). Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран. Раздел 11. Тема 1: Теория: Выступление приглашённых ветеранов Великой Отечественной войны и других локальных конфликтов. Методическое и дидактическое обеспечение: приглашённый участник боевых действий, проектор и экран, музыкальный центр. Тема 2: Практика: Мероприятия, посвящённые Дню героев Отечества. Мемориал «Славы». Материально-техническое обеспечение: военная форма одежды, плакаты, цветы. Тема 3: Практика: Оказание помощи ветеранам ВОВ, военной службы и правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы. Материально-техническое обеспечение: военная форма одежды, цветы, необходимый инвентарь для уборки помещений. 4. Планируемые результаты освоения программы. Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Предметные результаты: Знать: - меры безопасности во время занятий; -воинские традиции Советской и российской армии; -символы воинской чести; -государственную символику России; -элементы строя и обязанности в строю; -материальную часть автомата Калашникова; -требования к личному и групповому снаряжению; - организацию привалов и ночлегов; - принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Уметь: -выполнять строевые команды на месте и в движении; -выполнять сборку-разборку автомата АК-74; -выполнять приемы рукопашного боя; - организовать ночлег в полевых условиях; - ориентироваться на местности; - выполнять комплексы физических упражнений; - оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях; 13 - оказать помощь при чрезвычайных ситуациях. Метапредметные результаты: • Регулятивные: -умение действовать в составе команды (отделения) на месте. (Построение в 2 шеренги; расчет по порядку; доклад командира отделения судье о готовности к смотру; ответ на приветствие; ответ на поздравление; выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Разойдись»; построение в одну шеренгу; расчет на «первый» «второй»; перестроение из одной шеренги в две и обратно; повороты на месте; размыкание и смыкание строя). - умение действовать в составе команды (отделения) в движении. (движение строевым шагом, изменение направления движения, повороты в движении, перестроение из колонны по два в колонну по одному и обратно, движение в полшага, отдание воинского приветствия в строю, ответ на приветствие и благодарность, остановка команды (отделения) по команде «Стой»). - уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы; - выстраивать последовательность необходимых операций; - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи. • Познавательные: - выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи; - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; -уметь работать с информацией. • Коммуникативные: - уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности; -работать индивидуально и в группе; -сознавать ответственность за общее дело; - выделять моральное содержание ситуации. Личностные результаты: Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: • патриотизм и любовь к Родине; • права и свободы человека и гражданина; • символика Российской Федерации; • героическому прошлому России и СССР. • национальное самосознание; • уважение чести и достоинства других граждан; • гражданственность. 5. Комплекс организационно-педагогических условий. Условия реализации общеразвивающей программы: Материально-техническое обеспечение: оборудованный кабинет для теоретических занятий, спортивный зал (открытая площадка) для строевой подготовки. 14 Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют педагог дополнительного образования. Информационное обеспечение: видео и фотоматериалы. Интернет – ресурсы (см. Литературу). Методические материалы: - методические разработки по темам программы; - подборка информационной справочной литературы; - наглядные пособия по темам; - инструктаж последовательного выполнения работы; - обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу; - повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания; - обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания; - работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. 6. Формы аттестации\ контроли и оценочные материалы Формой подведения итогов реализации данной программы являются результаты строевого конкурса в военно-спортивной игре «Мы- патриоты!» и «Зарничка» Критерии оценивания «Строевого конкурса» Участвует 9 человек, в том числе командир. Конкурс проводится на одном рабочем месте. Форма для команды - участницы единая парадная, головные уборы со знаками различия: звезда или кокарда; обувь: туфли черные, берцы; прическа: юноши – короткая стрижка, девушки – косы, банты). Конкурс проводится по программе уроков физической культуры и ОБЖ и в соответствии со Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Программа конкурса Капитан команды (далее Командир отделения), строит команду (далее отделение) перед судейским столиком, сдает рапорт о готовности к этапу и по указанию судьи выводит отделение на смотр-конкурс. Для младшей группы Пункт 1. «Строевые приёмы без оружия в составе отделения» Исходное положение: одно шереножный строй. Выполняется: • сдача рапорта судье; • ответ на приветствие; • выполнение команд: «РАЗОЙДИСЬ», «В ОДНУ ШЕРЕНГУ СТРОЙСЯ»; • построение в одно шереножный строй; • выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»; • расчет по порядку номеров, на первый и второй; • перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный и обратно; • повороты на месте; • смыкание строя; • размыкание строя. 15 По разделу «Основные этапы истории ВС России и символы РФ» проводится тестирование. 16 7. Литература 1. Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988. - 65 с. 2. Авдеев В.А., Дайнес В.О., Бородин Н.И. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооружённых силах, традициях, моральнопсихологических и правовых основах военной службы. 3-е изд. -М„ 1999. 3. Аверин А.И. Сборник документов и материалов по начальной военной подготовке. М. Просвещение, 1982. -83с. 4. Аверьянов Г.М. Военкоматы на острие работы с молодёжью//Патриот Отечества. 2003. - № 5. - С. 29-31. 5. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. М.: Айрис-Пресс, 2002. - 212 с. 6. Анисимова Е. Воспитание патриотизма в клубе "Атлант7/Воспитание школьников. 2002. - № 9. - С. 21-22. 7. Анищенко Г. Патриотизм//Подмосковье. 1996. - 17 февр. 8. Антонова И. Р. Деятельность органов управления, общественных организаций города Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992-2002 гг. Дисс. канд. ист. наук. -М., 2005. 9. Афасижев Т.И. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-е, 1988. - 126 с. 10. Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута. М.: Рус. кн., 2001. — 358 с. 11. Большая советская энциклопедия. В 65-ти т/Гл. ред. Шмидт О.Ю. т. 49. -М., 1941-912 столб. 12. Военно-патриотическая литература: Метод, рекомендации. Вып.1. М.: 1994.- 187 с. 13. Военно-патриотическое воспитание молодёжи (проблемы и опыт). М.: Патриот, 1991. 213 с. 14. Воспитаем патриотов спасём Россию!//Ветеран. - 2003. - № 36. - С.4-5. 15. Иванова С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма//Изв. вуз. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. -2003.-№4.-С. 3-7. 16. Ларина Ю. Первая любовь к родине: Патриотизм//Моск. новости. -2002. -№47. С. 2-3. 17