Юные патриоты

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества

Принято на заседании
методического совета
от «26» августа 2022 г.
Протокол №7

Утверждаю
Директор МАУ ДО
Дом детского творчества
_____________ /Е.А. Буздес/
№90 «01» сентября 2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа физкультурно-спортивной направленности
«Юные патриоты»
Возраст обучающихся: 8–12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Аверкин Николай Андреевич
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Г. Кушва
2022 г.

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
патриоты» (далее Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»;
Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);

2

Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Уставом
Всероссийского
детско-юношеского
военно-патриотического
общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.;
Положением о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского
детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»,
утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017
г.;
Уставом МАУ ДО Дом детского творчества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы
патриоты» является программой физкультурно-спортивной направленности.
Опыт отечественного патриотического воспитания свидетельствует, что его целью
было и есть обретение человеком опыта служения Отечеству. Совершенствование системы
патриотического воспитания граждан, а особо – молодого поколения страны, является на
современном этапе одним из важнейших вопросов в жизни общества и государства.
Актуальность данной программы обусловлена усилением внимания государства к
патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников, формированию
возвышенного чувства верности своему Отечеству и высокого патриотического сознания
учащихся.
Основные идеи программы
За основу военно-патриотического воспитания младших школьников следует
принять:
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей преданности
Родине;
- воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного
Россией за всю историю борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной
войны и в локальных войнах.
Основными направлениями и форма деятельности:
- занятия по строевой подготовке;
- изучение истории Отечества;
-проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий,
показательных выступлений.
Отличительной особенностью данной программы является увеличение количества
часов на практическую часть. Формирование и развитие у младших школьников чувства
принадлежности к обществу, воспитание патриотических качеств личности.
Адресат общеразвивающей программы
Программа предназначена для обучающихся с 8 до 12 лет.
8-12 лет — это период интенсивного физического развития, организм растет,
происходит процесс окостенения и формирования поясницы (этим объясняется
непоседливость
детей).
Формируются
способности
к
целенаправленному
систематическому труду.
Внимание неустойчиво (преобладает непроизвольное внимание).
Память и мышление носят образный характер.
3

Возрастная особенность - подражание старшим.
Формируются свойства личности: ответственного отношения к учебе, готовности
учиться, чувства дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества
становятся более устойчивыми. Мышление у детей младшего школьного возраста
развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
Становление личности детей младшего школьного возраста происходит под
влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками),
новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов
(общешкольного, классного, внешкольного). У него складываются элементы социальных
чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность
за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.).
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития
нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная
внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный
авторитет, которым пользуется педагог. Роль начальной школы, учреждений
дополнительного образования и культуры в процессе социализации личности, становления
нравственного поведения огромна.
Для организации культурно-воспитательного процесса с детьми младшего
школьного возраста необходимо соблюдать следующие условия: гуманизация
взаимоотношений педагога с детьми, личностный подход, т. е. учет интеллектуальной,
эмоциональной, волевой и действенной сторон личности, дифференцированный подход к
различным возрастным группам.
Уровень программы, объем, срок реализации, режим занятий
Программа стартового уровня, рассчитана на 1 год обучения. Объем курса – 68
часов в год, 2 часа в неделю.
Занятия могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии
разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям
по общей физической подготовке. Количество учащихся в группе 15-20 человек.
Режим занятий – 2 раза в неделю, продолжительность - 45 минут.
Формы обучения, виды занятий, формы подведения результатов
Форма занятий - групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, строевая подготовка, зачет.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются результаты участия
в военно-спортивных играх, смотрах.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: совершенствование патриотического, нравственного и физического развития
личности учащихся, воспитание уважения к истории и военным традициям России.
Задачи:
Обучающие:
- выполнение строевых приёмов в составе подразделения;
- изучения основных этапов истории вооруженных сил России и символов РФ;
- знакомство с городами героями, городами воинской славы и трудовой доблести;
- повторение символов Российской Федерации;
- знакомство с великими полководцами России, героями СССР и РФ;
- изучения основных этапов, истории Великой Отечественной войны 1941-45 годов.
4

- изучение первой доврачебной помощи.
Воспитательные:
- Формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу,
воспитание патриотических качеств личности.
- Повышение роли юнармейского движения и формирование морально- психологической
устойчивости в преодолении трудностей;
- Совершенствование форм и методов игровых и соревновательных внеклассных занятий,
воспитывающих у обучаемых общую культуру, доброту, коллективизм,
самостоятельность и чувство ответственности за судьбу Отечества;
- Укрепление здоровья учащихся, сохранение и воспитание навыков здорового и
безопасного образа жизни;
Развивающие:
- Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- Развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- Физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе
жизни
3. Содержание общеразвивающей программы
Формы занятий: встречи с интересными людьми; лекции (использование наглядных
пособий,
плакатов,
макетов);
игры;
презентации
(использование
видео
материалов); практические занятия (использование средств индивидуальной защиты,
макетов АК, пневматических винтовк) выход в поле, (возможно посещение воинских
частей); - проведение соревнований, военно-патриотические и военно-спортивных игр,
викторины.
При реализации программы подведение итогов проводится в форме контрольных
испытаний.
Занятия строятся по обычной схеме: вводная часть, разминка, основная часть и
заключительная часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации по
дальнейшему совершенствованию.

5

3.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.

Наименование разделов

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Итого:

Вводное занятие
Техника безопасности при обращении с
оружием. Огневая подготовка.
Патриотизм и современность
Строевая подготовка
Уставы Вооруженных Сил РФ, структура
ВС РФ и прохождение службы в ВС РФ
Медицинская подготовка
Военная топография
Средства индивидуальной защиты
Пожарная безопасность
История Великой Отечественной войны
Герои вокруг нас

Всего
часов
2

Теория

Практика

2

-

16
6
10
6

6
4
1
6

10
2
9
-

6
4
4
5
5
4
68

4
2
2
3
5
2
37

2
2
2
2
2
31

3.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов, темы
п/п
1.

2.

Всего
часов

Теория

2

2

1.1
Тема: Знакомство 2
воспитанников с дополнительной
общеобразовательной
программой.
Знакомство
с
традициями, месторасположением
кабинетов,
помещением тира, территории МАУ
ДО ДДТ

2

Раздел 2 Техника безопасности 16
при обращении с оружием.
Огневая подготовка.

6

2.1 Тема: Техника безопасности
при обращении с оружием и
боеприпасами. Техника
безопасности при заряжании,
наводке и выстреле.
Назначение, общее устройство,
принцип действия и технические
характеристики пневматической
винтовки.

1

1

2.2
Тема: Материальная
часть 1
автомата Калашникова. Работа
частей и механизмов автомата.

1

Раздел 1Вводное занятие

Прак
тика

План.
проведения

Факт.
проведения

10

6

3.

2.3 Тема: Неполная разборка и
сборка автомата Калашникова.
Чистка и смазка.
2.4 Тема: Заряжание, изготовка,
прицеливание, производство
выстрела из положения стоя без
опоры. Доклады.
2.5 Тема: Тренировка в стрельбе
по мишени «П» на расстояние 10
метров из положения стоя за столом
с
опорой
на
локоть. Совершенствование
техники и навыков стрельбы.
2.6 Тема: Тренировка в стрельбе
из пневматической винтовки по
мишени «П» на расстояние 10
метров из положения стоя без опоры
2.7
Тема: Назначение, боевые
свойства,
общее
устройство
принцип работы
пистолета Макарова и пистолета
Ярыгина. Назначение и общее
устройство основных частей и
механизмов.
2.8 Тема: Боеприпасы к
стрелковому оружию. Порядок
осмотра оружия и патронов перед
стрельбами. Заряжание,
изготовка, прицеливание,
производство выстрела из
положения стоя без опоры.
Доклады.
2.9 Тема: Участие в
соревнованиях по стрельбе на
личное первенство среди
воспитанников кружка.
2.10 Тема: Стрелковое оружие
России
Просмотр учебного фильма.
Раздел 3 Патриотизм и
современность.
3.1 Тема: УРОК МУЖЕСТВА
-проведение урока мужества;
-просмотр кинофильма на военнопатриотическую тему.
3.2 Тема: Дни воинской славы и
памятные даты России. Ратные
страницы истории Отечества.

2

3.3 Тема: Патриотизм и верность
воинскому долгу-качества
защитника Отечества.

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

1

2

1

2

1

1

6

4

1

1

1

1

1

1

2

7

4.

5.

6.

3.4 Тема: Выступление ветеранов
боевых действий перед
воспитанниками ВПЦ «Патриот»
3.5 Тема: что в наши дни, значит
понятия «Патриот» и
«Патриотизм». Патриотизм
верность воинскому долгу.
Просмотр кинофильма на
тему: «Патриоты РОССИИ».
Раздел 4. Строевая подготовка

2

4.1
Тема: Строевой
устав
Вооружённых Сил РФ
4.2 Тема: Одиночное строевое
обучение без оружия.
4.3
Тема: Движение
строевым
шагом, повороты в движении.
Команды,
подаваемые
при
выполнении поворотов.
4.4 Тема: Практическое занятие:
Строевые приёмы, повороты на
месте.
4.5 Тема: Выполнение воинского
приветствия на месте и в движении.
Порядок выполнения воинского
приветствия вне строя.
4.6 Тема: Строевая стойка с
оружием и выполнение приёмов с
оружием на месте.
Раздел 5. Уставы Вооружённых
Сил РФ, структура ВС РФ и
прохождение службы в ВС РФ
5.1 Тема: Общевоинские уставы
Вооружённых Сил РФ.
5.2 Тема: Структура Вооруженных
Сил Российской Федерации, виды и
самостоятельные рода войск.
5.3 Тема: Воинские звания и знаки
различия в ВС РФ и других силовых
ведомствах.
5.4 Тема: Военная форма одежды
военнослужащих и знаки различия.
5.5 Тема: Караул. Обязанности и
действия часового.
5.6
Тема: Устав
внутренней
службы. Права и обязанности
военнослужащих
и
взаимоотношения между ними.
Раздел 6. Медицинская
подготовка.
6.1 Тема: Первая медицинская
помощь
при
ранениях
и
кровотечениях.

2

1

1

10

1

1

1

9

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

6

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

4

2

2

2

8

7.

8.

9.

10.

6.2 Тема: Первая медицинская 2
помощь»
1.Оказание первой медицинской
помощи
пострадавшему
при
помощи подручных средств;
2.
Изготовление
носилок
из
подручных средств
6.4 Тема: Первая помощь при 2
ожогах, утоплении, солнечном и
тепловом ударе.
Раздел 7. Военная топография
4

1

1

1

1

2

2

7.1
Тема: Ориентирование
на
местности. Топографическая карта,
масштаб карты, условные знаки,
измерение расстояния.
7.2
Тема: Ориентирование
на
местности. Как устроен компас, Что
такое
азимут,
движение
по
азимутам.
Раздел 8. Средства
индивидуальной защиты
8.1 Тема: Средства
индивидуальной защиты.
Применение средств
индивидуальной защиты в
чрезвычайных ситуациях
8.2 Тема: Тренировка в
выполнении нормативов:
Норматив №1 надевание
противогаза
Норматив №2 надевание
респиратора
Норматив №4 надевание
противогаза на пораженного
Норматив №5 изготовление и
надевание ватно-марлевой повязки.

2

1

1

2

1

1

4

2

2

2

2

Раздел 9. Пожарная безопасность

5

3

2

9.1 Тема: Первичные средства 3
пожаротушения, причины пожаров.
Тушение пожаров подручными
средствами.
9.2 Тема: Правила поведения людей 2
при обнаружении пожара.
Правила эвакуации при сигнале
«пожарная тревога».

2

1

1

1

Раздел 10. История Великой 5
Отечественной войны
10.1 Тема: Первый период Великой 2
Отечественной Войны (22 июня
1941 г.-18 ноября 1942г.)

5

-

2

2

2

9

11.

10.2
Тема: День
разгрома 2
советскими войсками немецкофашистских
войск
в
Сталинградской битве (1943 год).
10.3 Тема: День Победы советского 1
народа в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов (1945 год).
4
Раздел 11. Герои вокруг нас.

2

11.1 Тема: Выступление
приглашённых ветеранов Великой
Отечественной войны и других
локальных конфликтов.
11.2 Тема: Мероприятия,
посвящённые Дню героев
Отечества. Мемориал «Славы».
11.4 Тема: Оказание помощи
ветеранам ВОВ, военной службы и
правоохранительных органов,
семьям погибших при исполнении
обязанностей военной службы.

2

2

Итого:

68

1

2

2

1

1

1

1

37

31

3.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.
Тема 1:Вводное занятие
Теория: Знакомство воспитанников с дополнительной общеобразовательной
программой. Знакомство с традициями, месторасположением кабинетов, помещением
тира, территории МАУ ДО ДДТ. Введение в образовательную программу.
Раздел 2.
Тема 1:Техника безопасности
Теория: Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Техника
безопасности при заряжании, наводке и выстреле.
Назначение, общее устройство, принцип действия и технические характеристики
пневматической винтовки.
Тема 2:Материальная часть автомата Калашникова.
Теория: Работа частей и механизмов автомата.
Материально-техническое обеспечение: Макет автомата Калашникова.
Тема 3: Практика: Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. Чистка и смазка.
Материально-техническое обеспечение: Макет автомата Калашникова, пенал с
приспособлениями для чистки и смазки.
Тема 4: Практика: Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из
положения стоя без опоры.
Теория: Доклады.
Тема 5: Практика :Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени
«П» на расстояние 10 метров из положения стоя без опоры.
Материально-техническое обеспечение: Пневматические винтовки.

10

Тема 6: Практика: Тренировка в стрельбе п о мишени «П» на расстояние 10 метров
из положения стоя за столом с опорой на локоть. Совершенствование техники и
навыков стрельбы.
Материально-техническое обеспечение: Пневматические винтовки.
Тема 7: Практика: Тренировка в неполной разборке и сборке АК-74
Материально-техническое обеспечение: Макеты автомата Калашникова.
Тема 8: Практика: Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата
Калашникова.
Материально-техническое обеспечение: Макеты автомата Калашникова.
Тема 9: Практика: Участие в соревнованиях по стрельбе на личное первенство среди
воспитанников кружка.
Методическое и материально-техническое обеспечение: Положение о соревновании,
подготовленные мишени, грамоты, дипломы, медали, пневматические винтовки.
Тема 10: Теория: Стрелковое оружие России. Просмотр учебного фильма.
Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран.
Раздел 3.
Тема 1: Теория: УРОК МУЖЕСТВА-проведение урока мужества;-просмотр кинофильма на
военно-патриотическую тему.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран.
Тема 2: Теория: Дни воинской славы и памятные даты России. Ратные страницы истории
Отечества.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран.
Тема 3: Теория: Патриотизм и верность воинскому долгу-качества защитника Отечества.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран.
Тема 7: Практика: Выступление ветеранов боевых действий перед воспитанниками МАУ
ДО ДДТ.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран.
Тема 8: Теория: что в наши дни, значит понятия «Патриот» и «Патриотизм». Патриотизм
верность воинскому долгу. Просмотр кинофильма на тему: «Патриоты РОССИИ».
Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран.
Раздел 4.
Тема 1: Теория: Строевой устав Вооруженных Сил РФ
Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран.
Тема 2: Практика: Одиночное строевое обучение без оружия.
Материально-техническое обеспечение: плац.
Тема 3: Практика: Движение строевым шагом, повороты в движении. Команды,
подаваемые при выполнении поворотов.
Материально-техническое обеспечение: плац.
Тема 4: Практика: Практическое занятие: Строевые приемы, повороты на месте.
Материально-техническое обеспечение: плац.
Тема 5: Практика: Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Порядок
выполнения воинского приветствия вне строя.
Материально-техническое обеспечение: плац.
Тема 6: Практика: Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Материально-техническое обеспечение: плац.
Раздел 5.
Тема 1:Теория: Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ.
11

Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, уставы ВС РФ.
Тема 2: Теория: Структура Вооруженных Сил Российской Федерации, виды и
самостоятельные рода войск.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран.
Тема 3: Теория: Воинские звания и знаки различия в ВС РФ и других силовых ведомствах.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран.
Тема 4: Теория: Военная форма одежды военнослужащих и знаки различия.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, уставы ВС РФ.
Тема 5: Теория: Караул. Обязанности и действия часового.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, уставы ВС РФ.
Тема 16: Теория: Устав внутренней службы. Права и обязанности военнослужащих и
взаимоотношения между ними.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, уставы ВС РФ.
Раздел 6.
Тема 1: Теория: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран.
Тема 2: Практика: «Первая медицинская помощь»
1.Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при помощи подручных средств;
2. Изготовление носилок из подручных средств
Методическое и дидактическое обеспечение: носилки медицинские, подручные средства
для изготовления носилок.
Тема 3: Практика: Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях.
Методическое и дидактическое обеспечение: аптечка медицинская, плакаты, стенды.
Раздел 7.
Тема 1: Теория: Ориентирование на местности. Топографическая карта, масштаб карты,
условные знаки, измерение расстояния.
Методическое и дидактическое обеспечение: проектор и экран, топографические карты.
Тема 2: Практика: Ориентирование на местности. Как устроен компас, что такое азимут,
движение по азимутам.
Методическое и дидактическое обеспечение: карта топографическая, компас.
Раздел 8.
Тема 1: Теория: Средства индивидуальной защиты. Применение средств индивидуальной
защиты в чрезвычайных ситуациях
Методическое и дидактическое обеспечение: противогазы, ОЗК, индивидуальные
медицинские средства защиты, респираторы, ватно-марлевые повязки.
Тема 2: Практика: Тренировка в выполнении нормативов:
Норматив №1 надевание противогаза
Норматив №2 надевание респиратора
Норматив №4 надевание противогаза на пораженного
Норматив №5 изготовление и надевание ватно-марлевой повязки.
Методическое и дидактическое обеспечение: противогазы, индивидуальные медицинские
средства защиты, респираторы, ватно-марлевые повязки.
Раздел 9.
Тема 1: Теория, практика: Первичные средства пожаротушения, причины пожаров.
Тушение пожаров подручными средствами.
Методическое и дидактическое обеспечение: огнетушители, пожарный щит.
Тема 2: Теория, Практика: Правила поведения людей при обнаружении пожара.
12

Правила эвакуации при сигнале «пожарная тревога».
Раздел 10.
Тема 1: Теория: Первый период Великой Отечественной Войны (22 июня 1941 г.-18 ноября
1942г.)
Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран.
Тема 2: Теория: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве (1943 год).
Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран.
Тема 3: Теория: День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов (1945 год).
Методическое и дидактическое обеспечение: конспект, проектор и экран.
Раздел 11.
Тема 1: Теория: Выступление приглашённых ветеранов Великой Отечественной войны и
других локальных конфликтов.
Методическое и дидактическое обеспечение: приглашённый участник боевых действий,
проектор и экран, музыкальный центр.
Тема 2: Практика: Мероприятия, посвящённые Дню героев Отечества. Мемориал «Славы».
Материально-техническое обеспечение: военная форма одежды, плакаты, цветы.
Тема 3: Практика: Оказание помощи ветеранам ВОВ, военной службы и
правоохранительных органов, семьям погибших при исполнении обязанностей военной
службы.
Материально-техническое обеспечение: военная форма одежды, цветы, необходимый
инвентарь для уборки помещений.
4. Планируемые результаты освоения программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе
использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными
и количественными параметрами.
Предметные результаты:
Знать:
- меры безопасности во время занятий;
-воинские традиции Советской и российской армии;
-символы воинской чести;
-государственную символику России;
-элементы строя и обязанности в строю;
-материальную часть автомата Калашникова;
-требования к личному и групповому снаряжению;
- организацию привалов и ночлегов;
- принципы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Уметь:
-выполнять строевые команды на месте и в движении;
-выполнять сборку-разборку автомата АК-74;
-выполнять приемы рукопашного боя;
- организовать ночлег в полевых условиях;
- ориентироваться на местности;
- выполнять комплексы физических упражнений;
- оказать первую медицинскую помощь при травмах и ранениях;
13

- оказать помощь при чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные результаты:
• Регулятивные:
-умение действовать в составе команды (отделения) на месте. (Построение в 2
шеренги; расчет по порядку; доклад командира отделения судье о готовности к смотру;
ответ на приветствие; ответ на поздравление; выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться», «Разойдись»; построение в одну шеренгу; расчет на «первый» «второй»; перестроение из одной шеренги в две и обратно; повороты на месте; размыкание
и смыкание строя).
- умение действовать в составе команды (отделения) в движении. (движение
строевым шагом, изменение направления движения, повороты в движении, перестроение
из колонны по два в колонну по одному и обратно, движение в полшага, отдание воинского
приветствия в строю, ответ на приветствие и благодарность, остановка команды
(отделения) по команде «Стой»).
- уметь самостоятельно определять цель при выполнении работы;
- выстраивать последовательность необходимых операций;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи.
•

Познавательные:

- выделять и обобщать смысл поставленной учебной задачи;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
-уметь работать с информацией.
•

Коммуникативные:

- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;
-работать индивидуально и в группе;
-сознавать ответственность за общее дело;
- выделять моральное содержание ситуации.
Личностные результаты:
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
• патриотизм и любовь к Родине;
• права и свободы человека и гражданина;
• символика Российской Федерации;
• героическому прошлому России и СССР.
• национальное самосознание;
• уважение чести и достоинства других граждан;
• гражданственность.

5. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации общеразвивающей программы:
Материально-техническое обеспечение: оборудованный кабинет для теоретических
занятий, спортивный зал (открытая площадка) для строевой подготовки.
14

Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют педагог дополнительного
образования.
Информационное обеспечение: видео и фотоматериалы. Интернет – ресурсы (см.
Литературу).
Методические материалы:
- методические разработки по темам программы;
- подборка информационной справочной литературы;
- наглядные пособия по темам;
- инструктаж последовательного выполнения работы;
- обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической
подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами
гражданско-патриотического воспитания;
- работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических
материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
6. Формы аттестации\ контроли и оценочные материалы
Формой подведения итогов реализации данной программы являются результаты
строевого конкурса в военно-спортивной игре «Мы- патриоты!» и «Зарничка»
Критерии оценивания «Строевого конкурса»
Участвует 9 человек, в том числе командир. Конкурс проводится на одном рабочем
месте. Форма для команды - участницы единая парадная, головные уборы со знаками
различия: звезда или кокарда; обувь: туфли черные, берцы; прическа: юноши – короткая
стрижка, девушки – косы, банты). Конкурс проводится по программе уроков физической
культуры и ОБЖ и в соответствии со Строевым уставом Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Программа конкурса
Капитан команды (далее Командир отделения), строит команду (далее отделение)
перед судейским столиком, сдает рапорт о готовности к этапу и по указанию судьи выводит
отделение на смотр-конкурс.
Для младшей группы
Пункт 1. «Строевые приёмы без оружия в составе отделения»
Исходное положение: одно шереножный строй.
Выполняется:
• сдача рапорта судье;
• ответ на приветствие;
• выполнение команд: «РАЗОЙДИСЬ», «В ОДНУ ШЕРЕНГУ СТРОЙСЯ»;
• построение в одно шереножный строй;
• выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»;
• расчет по порядку номеров, на первый и второй;
• перестроение из одно шереножного строя в двух шереножный и обратно;
• повороты на месте;
• смыкание строя;
• размыкание строя.
15

По разделу «Основные этапы истории ВС России и символы РФ» проводится
тестирование.

16

7. Литература
1. Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988. - 65 с.
2. Авдеев В.А., Дайнес В.О., Бородин Н.И. На службе Отечеству: Об истории
Российского государства и его вооружённых силах, традициях, моральнопсихологических и правовых основах военной службы. 3-е изд. -М„ 1999.
3. Аверин А.И. Сборник документов и материалов по начальной военной подготовке. М.
Просвещение, 1982. -83с.
4. Аверьянов Г.М. Военкоматы на острие работы с молодёжью//Патриот Отечества. 2003. - № 5. - С. 29-31.
5. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. М.:
Айрис-Пресс, 2002. - 212 с.
6. Анисимова Е. Воспитание патриотизма в клубе "Атлант7/Воспитание школьников.
2002. - № 9. - С. 21-22.
7. Анищенко Г. Патриотизм//Подмосковье. 1996. - 17 февр.
8. Антонова И. Р. Деятельность органов управления, общественных организаций города
Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992-2002 гг. Дисс. канд.
ист. наук. -М., 2005.
9. Афасижев Т.И. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи. Майкоп:
Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-е, 1988. - 126 с.
10. Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута. М.: Рус. кн., 2001. — 358 с.
11. Большая советская энциклопедия. В 65-ти т/Гл. ред. Шмидт О.Ю. т. 49. -М., 1941-912
столб.
12. Военно-патриотическая литература: Метод, рекомендации. Вып.1. М.: 1994.- 187 с.
13. Военно-патриотическое воспитание молодёжи (проблемы и опыт). М.: Патриот, 1991. 213 с.
14. Воспитаем патриотов спасём Россию!//Ветеран. - 2003. - № 36. - С.4-5.
15. Иванова С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского
патриотизма//Изв. вуз. Сев.-Кавк. регион. Обществ, науки. -2003.-№4.-С. 3-7.
16. Ларина Ю. Первая любовь к родине: Патриотизм//Моск. новости. -2002. -№47. С. 2-3.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».