СОДЕРЖАНИЕ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Пояснительная записка Объем программы Содержание программы Планируемые результаты освоения программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Учебный план Календарный учебный график Условия реализации программы Формы аттестации Рабочие программы модулей 3. Методические рекомендации и оценочные материалы 3.1. Методические материалы 3.2. Оценочный инструментарий 3.3. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная модульная программа «Я САМ!» художественноэстетической направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МАУ ДО Дом детского творчества г.Кушва и дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его интересов, склонностей и способностей. Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми дошкольного и младшего школьного возраста и их родителями основными приёмами работы с различными материалами и вовлечение их в творческий процесс. Программа «Я САМ!» строится на следующих «путеводных положениях», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей: - Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. - Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать. - Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным. - Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. - Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала. Программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Конституция РФ; 2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 с изменениями; 3. Конвенция о правах ребенка; 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 8. Постановление правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» от 5 августа 2013 г. № 662; 9. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") 11. Устав МАУ ДО ДДТ; 12. Положение МАУ ДО ДДТ «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе» Актуальность предлагаемой программы обусловлена следующими факторами: - целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время; является модульно - комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Декоративно-прикладного искусства, способно эффективно повлиять на воспитательный процесс в дополнительном образовании. Цель программы -создание условий для самоопределения, самореализации и социальной адаптации через изучение основ видов декоративно-прикладного творчества. Для реализации цели предполагается решение таких основных задач: Обучающие: • Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества. • Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе. • Обучить технологиям различных видов рукоделия. Воспитательные: • Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении. • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности. • Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения. • Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности. • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей Развивающие: • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность. • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание. • Развивать положительные эмоции и волевые качества. • Развивать моторику рук, глазомер. Мотивационные: • Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Социально-педагогические: • Формирование общественной активности. • Реализация в социуме. Адресат программы. Программа предназначена для освоения учебного материала в течении 4 лет обучающимися разных возрастных групп ( от 5 до 8 лет). 1год обучения – 5 лет, 2 год обучения – 6 лет, 3 год обучения – 7 лет, 4 год обучения - 7-8 лет Программа может быть реализована в разновозрастной группе, сформированной по интересу к данному виду творчества. Возможен добор учащихся в группы 2-4 года обучения при условии наличия у них необходимого объема компетенций (на основании диагностики). Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и предполагает реализацию в трёх уровнях: 1 2 3 уровень СТАРТОВЫЙ (1 г/о) - ознакомительный, общекультурный уровень БАЗОВЫЙ (2 г/о) - элементарная грамотность уровень ПРОДВИНУТЫЙ (3-4 г/о) функциональная и компетентностная грамотность Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которые реализуются через организацию условий и процедур оценки и изначальной готовности учащихся (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного уровня). Особенности организации образовательного процесса. Набор детей в объединение осуществляется без конкурса, без предъявления требований к уровню образованности и способностям. Ручной труд требует от обучающихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога- постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности и возрастные особенности обучающихся для эффективного выполнения программы в соответствии с уставом МАУ ДО ДДТ и санитарно-гигиеническими требованиями группы комплектуются: 7 чел. – минимальное количество, 13 человек – максимальное количество. Предварительный набор детей в объединение осуществляется в конце учебного года(май- июнь), дополнительный набор –в конце летних каникул и в начале учебного года (сентябрь- октябрь).При комплектации групп учитывается возраст и уровень подготовки. Уровень подготовки учащихся, при комплектации групп, определяется собеседованием. Режим занятий. Очная форма обучения. Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю, продолжительность одного академического часа - 45 минут. Программа реализуется в течение 4 лет. 1.2. Объем программы Уровень программы Год обучения 1 уровень СТАРТОВЫЙ 2 уровень БАЗОВЫЙ 3 уровень ПРОДВИНУТЫЙ 3 уровень ПРОДВИНУТЫЙ 1г/о Количество Всего часов в недель в год году 34 68ч 2 г/о 34 68ч 3г/о 34 68 ч 4 г/о 34 102 ч Периодичность занятий 2 занятия по неделю 2 занятия по неделю 2 занятия по неделю 2 занятия по ч. в неделю 1.3. Содержание программы Программа «Я САМ!» поделена на 7 блоков и содержит следующие структурные компоненты: планируемые результаты, рабочие программы модулей, описание организационно- педагогических условий. Блок №1 «Бумажная фантазия» Блок №2 «Чудеса своими руками»(работа с пластилином) Блок №3 «Волшебная радуга» (рисование) Блок №4 «Конструирование» 1 ч. в 1 ч. в 1 ч. в 1,5 Блок №5 «Делаем сами своими руками» (работа с нетрадиционными материалами) Блок №6 «Волшебная иголочка» Блок №1 «Бумажная фантазия» Работа с бумагой - эффективное занятие для развития мелкой моторики рук, пространственного воображения, аккуратности, ознакомления с окружающим миром и расширения кругозора.Ребёнок овладеет навыками работы с бумагой, ножницами и клеем, познакомится со свойствами бумаги, различать цвета и оттенки, научится правильно сочетать цвета, работать с простейшими чертежами и схемами, читать условные обозначения, создавать законченный образ из отдельных деталей по образцу и самостоятельно.А так же является эффективным средством развития моторики рук, творческого мышления, логики. Создавая аппликации, ребенок научится экспериментировать, выполнять работу по образцу и самостоятельно. Проиллюстрированная инструкция поможет сориентироваться в порядке выполнения работы. Блок №2 «Чудеса своими руками»(пластилинография) Работа с пластилином нацелена на ознакомление детей со свойствами и приёмами обработки и декорирования изделий из самых доступных материалов. Воспроизводя пластически тот или иной предмет, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. По степени умелости детской руки, специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы ребёнка. Рука «познаёт», а мозг фиксирует ощущения и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Блок №3 «Волшебная радуга» (рисование) Модуль предполагает обучение рисованию с использованием красок, карандашей, мелков и др. традиционными и нетрадиционными способами. Содержание этого модуля направлено на развитие эмоционально- эстетического восприятия произведений изобразительного искусства, отражение красоты, настроения, состояние явлений родной природы в графике, живописи, в новых видах рисования, освоение приёмов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорция, композиция). Изобразительная деятельность крайне важна не только для овладения умения рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка. Блок №4 «Конструирование» Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова constructio– построение. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.Конструктивная деятельность этого возраста носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. поэтому конструктивная деятельность детей способствует не только развитию точности, устойчивости, глазомера, но и помогает самоопределению учащихся, развитию коллективизма, ответственности, умение планировать свои действия в общем деле. Блок № 5. «Делаем сами своими руками» (работа с нетрадиционными материалами) Программа модуля направлена на гармоничное развитие детей, способствует развитию творчества, пробуждает фантазию, развивает ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Понятие « аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством техники выполнения. Для выполнения изделий используются такие материалы: бумага, контейнеры «КИНДЕР», CD–диски, , ватные диски и палочки, шишки и др. Аппликация(плоская и объемная) - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно и т.д. Блок №6 «Волшебная иголочка» Модуль направлен на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки тканей, предполагает овладение учащимися опытом работы по ткани – освоение основных видов швов, вышивка, изготовление мягкой игрушки и др. 1 уровень СТАРТОВЫЙ (1 год обучения) - ознакомительный, общекультурный Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии посредством изучения основ различных видов ручного труда. Основные задачи: - помочь ребенку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным; - дать возможность поверить в успех и свои творческие способности; - научить вести себя в коллективе; - развить мелкую моторику; - освоить основные приёмы работы с бумагой, пластилином, красками, конструктором и др.; - привить культуру труда. Работы выполняются пошагово по образцу. Доминирующая идея 1 уровня- « Поверь в себя» УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 МОДУЛЬ. 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (3-4 года) № п/п Название раздела (тематического блока) 1. Подготовительный этап (презентация объединения «ОЧ,УМЕЛЫЕ РУЧКИ», набор и комплектация групп обучающихся) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами Работа с пластилином Работа с бумагой, картоном Конструирование (кубики, ЛЕГО) Работа с красками Итоговое занятие 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итого Количество часов теорепрактичестических ких 1 1 Всего 1 1 2 2 2 2 2 14 14 14 14 16 16 16 16 2 11 57 68 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел № 1. Подготовительный этап. Теоретическая часть. Презентация детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» в образовательных учреждениях района, беседа с родит елями и педагогами обучающихся. Набор и комплектование групп. Индивидуальное консультирование родителей обучающихся по интересующим их вопросам обучения их детей в детском объединении «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ». Используемые методы: словесный, беседа Раздел № 2. Вводное занятие. Теоретическая часть. Знакомство обучающихся и их родителей с дополнительной образовательной программой по декоративно-прикладному творчеству «Я САМ» детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ».разделами, расписанием занятий, требованиям к занятиям. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Презентация достижений обучающихся детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» прошлых лет. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения. Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный. Раздел № 3 Блок «Бумажная фантазия» (Работа с бумагой, картоном.) Теоретическая часть. Беседа об истории возникновения бумаги, картона, фольги. Знакомство с их свойствами и видами. Знакомство с терминологией: аппликация, мозаика, коллаж, оригами и др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном: клеевых и бесклеевых, плоскостных и объемных и др. Практическая часть. Изготовление различных поделок из бумаги, картона и фольги в различных техниках плоскостного и объемного моделирования. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 4 Блок «Чудеса своими руками» (Работа с пластилиновым материалом). Теоретическая часть. Интересные истории возникновения пластилина, его применение в быту. Особенности технологии работы ,техника безопасности, организации рабочего места при работе с пластилиновым материалом. Знакомство с терминологией: пластик, пластилин, стека и др. Практическая часть. Изготовление различных поделок из пластикового материала: плоскостных картин, рыбок, цветов, зверюшек и т.д. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 5 Блок «Волшебная радуга» (рисование) Теоретическая часть. Знакомство с различными видами красок и инструментов для их использования. Знакомство с использованием различных красок для определенного вида деятельности. Использование различных кистей для разных рисунков. Применение нетрадиционных способов работы с красками: ватные палочки, пальчиковое рисование и рисование ладошкой. Знакомство с терминологией: акварель, гуашь, рисование, пейзаж, портрет, изображение, рисунок, натюрморт, кисть и др. Практическая часть. Изображение пейзажа – времена года, портретов, героев мультфильмов. Раскрашивание заготовок из гипса, дерева и др. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 6 Блок «Конструирование» Теоретическая часть. Интересные исторические факты о появлении различных видов конструктора. Геометрические фигуры. История ЛЕГО. Знакомство с терминологией: конструирование, конструктор, ЛЕГО, брусок, кубик, схема, последовательность и др. Практическая часть. Изучение деталей конструктора, геометрических фигур, изготовление различных строений, конструкций, башень, мостов, домов, плоских ЛЕГО – картин и др. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 7. Итоговое занятие. Практическая часть. Демонстрация практических навыков обучающихся выполнению поделок в различных техниках с применением различных материалов. по Праздник - конкурс «Я САМ!» для всех обучающихся детского творческого объединения, с вручением «СВИДЕТЕЛЬСТВА УМЕЛЬЦА». Итоговая диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств обучающихся методом наблюдения. Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса и тестирования. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный. 1 МОДУЛЬ. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4-5 ЛЕТ) Относится к стартовому уровню образования Цель: создание условий для развития наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации у детей дошкольного возраста. К основным задачам данного этапа : 1 2 3 4 5 Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память, воображение, усидчивость. Расширять художественный кругозор, обогащать личный практический опыт учащихся. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности. жизненно – УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (4-5 ЛЕТ) № п/п Название раздела (тематического блока) Количество часов теорепрак- Всего тических 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Подготовительный этап (презентация объединения «ОЧ,УМЕЛЫЕ РУЧКИ», набор и комплектация групп обучающихся) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами Работа с пластилином Работа с бумагой, картоном Конструирование (кубики, ЛЕГО) Работа с красками Итоговое занятие Итого тических 1 1 1 1 2 2 2 2 2 14 14 14 14 16 16 16 16 2 11 57 68 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел № 1. Подготовительный этап. Теоретическая часть. Презентация детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» в образовательных учреждениях района, беседа с родителями и педагогами обучающихся. Набор и комплектование группы. Индивидуальное консультирование родителей обучающихся по интересующим их вопросам обучения их детей в детском объединении «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ». Используемые методы: словесный, беседа Раздел № 2. Вводное занятие. Теоретическая часть. Знакомство обучающихся и их родителей с дополнительной образовательной программой по декоративно-прикладному творчеству «Я САМ» детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 2-го года обучения, разделами, расписанием занятий, требованиями к занятиям. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Презентация достижений обучающихся детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» прошлых лет в виде выставки, праздника. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения. Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный. Раздел № 3 Блок «Бумажная фантазия» Теоретическая часть. Беседа о назначении различных видов бумаги: картона, писчей, цветной, бархатной, фольги и др. Повторение терминологии: аппликация, мозаика, коллаж, оригами и др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном: клеевых и бесклеевых, плоскостных и объемных и др. Понятие симметрии. Практическая часть. Изготовление различных поделок из бумаги, картона и фольги в различных техниках плоскостного и объемного моделирования. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 4. Блок «Чудеса своими руками»(работа с пластилином) Теоретическая часть. Назначение пластилина, его применение в быту. Особенности технологии работы с пластилином, техника безопасности, организации рабочего места при работе с пластилиновым материалом. Повторение терминологии с демонстрацией: пластик, пластилин, стека и др. Использование пластилина при работе с др. материалами(бумага, нетрадиционные материалы и др.)Знакомство с историей изготовления народных игрушек из глины. Практическая часть. Изготовление различных поделок из пластикового материала: плоскостных картин, объемных поделок, поделок народных промыслов из пластилина. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 5. Блрк №4 «Конструирование» Теоретическая часть. История конструктора. Геометрические фигуры. Знакомство с терминологией: конструирование, конструктор, ЛЕГО, брусок, кубик, схема, прямая, кривая, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол и др.. Практическая часть. 1.Изучение деталей конструктора, геометрических фигур, изготовление строений, конструкций, башен, мостов, домов, плоских ЛЕГО –картин и др. различных 2. Изучение и применение линейки. Построение прямых линий, геометрических фигур с помощью линейки. Назначение ластика. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 6. Блок «Волшебная радуга» (рисование) Теоретическая часть. Различные виды красок и инструментов для их использования. Назначение кистей для разных рисунков. Применение нетрадиционных способов работы с красками: ватные палочки, пальчиковое рисование и рисование ладошкой. Знакомство с терминологией: штриховка, штрих, тень и др. Практическая часть. Изображение пейзажа – времена года, портретов, героев мультфильмов. Раскрашивание заготовок из дерева и поделок из нетрадиционных материалов. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 7. Блок «Работа с родителями» Итоговое занятие. Практическая часть. Демонстрация практических навыков обучающихся выполнению поделок в различных техниках с применением различных материалов. по Праздник - конкурс «Я САМ!» для всех обучающихся детского творческого объединения, с вручением «СВИДЕТЕЛЬСТВА УМЕЛЬЦА». Итоговая диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств обучающихся методом наблюдения. Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса и тестирования. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный. 3 уровень продвинутый 3 МОДУЛЬ (3 год обучения) Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии посредством изучения основ различных видов ручного труда. Основные задачи: - наработка базового арсенала техник - расширение представлений о возможностях предлагаемых техник - развитие навыков владения инструментами и материалами - стимулировать самостоятельное творческое мышление. Доминирующая идея 3 уровня- « Я сам придумаю!» ( наработка индивидуального почерка). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5-6 ЛЕТ) № п/п Название раздела (тематического блока) 1. Подготовительный этап (презентация объединения «ОЧ,УМЕЛЫЕ РУЧКИ», набор и комплектация групп обучающихся) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами Работа с пластилином Работа с бумагой, картоном Конструирование и моделирование Работа с красками Итоговое занятие 2. 3. 4. 5. 6. 7. Количество часов теорепрактичестических ких 1 Всего 1 1 2 2 2 2 1 14 14 14 14 1 16 16 16 16 1 Итого СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 57 68 Раздел № 1. Подготовительный этап. Теоретическая часть. Презентация детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» в образовательных учреждениях района, беседа с родителями и педагогами обучающихся. Набор и комплектование группы. Индивидуальное консультирование родителей обучающихся по интересующим их вопросам обучения их детей в детском объединении «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ». Используемые методы: словесный, беседа, выставка, презентация Раздел № 2. Вводное занятие. Теоретическая часть. Знакомство обучающихся и их родителей с дополнительной образовательной программой по декоративно-прикладному творчеству «Я САМ» детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 3-го года обучения, разделами, расписанием занятий, требованиями к занятиям, к материалам и пр. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Презентация достижений обучающихся детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» прошлых лет в виде выставки, праздника. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения. Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный., игровые Раздел № 3. Модуль «Бумажная фантазия» Теоретическая часть. Беседа о назначении различных видов бумаги: картона, писчей, цветной, бархатной, фольги и др. Повторение терминологии: аппликация, мозаика, коллаж, оригами и др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном: клеевых и бесклеевых, плоскостных и объемных и др. Геометрические понятия(Понятие симметрии., поворот, прямая, прямой угол и пр.) Практическая часть. Изготовление различных поделок из бумаги, картона и фольги в различных техниках плоскостного и объемного моделирования. Использование элементов черчения для построения простых трафаретов и шаблонов. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 4. Блок «Чудеса своими руками»(работа с пластилином) Теоретическая часть. Назначение пластилина и пластиковых смесей для творчества, их применение в творчестве, в быту. Повторение технологии работы с пластилином, техника безопасности, организации рабочего места при работе с пластилиновым материалом. Повторение терминологии с демонстрацией: пластик, пластилин, стека и др. Использование пластилина при работе с др. материалами(бумага, нетрадиционные материалы и др.)Знакомство с историей изготовления народных игрушек из глины. Практическая часть. Изготовление различных поделок из пластикового материала: плоскостных картин, объемных поделок, поделок народных промыслов из пластилина. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 5. Блок «Конструирование» Теоретическая часть. Конструирование и моделирование – назначение. Геометрические фигуры. Знакомство с терминологией: конструирование, моделирование, конструктор, ЛЕГО, брусок, кубик, схема,чертеж, прямая, кривая, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол и др., плоская и объемная фигуры. Практическая часть. 1.Изучение деталей конструктора, геометрических фигур, изготовление строений,конструкций, башен, мостов, домов, плоских ЛЕГО –картин и др. различных 2. Изучение и применение линейки. Построение прямых линий, геометрических фигур с помощью линейки. Назначение ластика. Применение элементов черчения для «чтения» и самостоятельного построения схем . Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 6. Блок «Волшебная радуга» (рисование) Теоретическая часть. Виды красок и инструменты для их использования 6 традиционные и нетрадиционные. Знакомство с терминологией: растушевка, разбрызгивание, штриховка, штрих, тень, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Понятие «пропорции» при рисовании. Практическая часть. Нетрадиционное рисование различных предметов (с помощью геометрических фигур).Изображение человека, героев мультфильмов, пейзажей, натюрмортов, портретов и др.. Раскрашивание заготовок из дерева, пластика, теста, глины, папье - маше и поделок из нетрадиционных материалов. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 7. Блок «Работа с родителями» Итоговое занятие. Практическая часть. Демонстрация практических навыков обучающихся выполнению поделок в различных техниках с применением различных материалов. по Праздник - конкурс «Я САМ!» для всех обучающихся детского творческого объединения, с вручением «СВИДЕТЕЛЬСТВА УМЕЛЬЦА». Итоговая диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств обучающихся методом наблюдения. Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса и тестирования, а также непосредственного общения с родителями. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный. 3 уровень ПРОДВИНУТЫЙ 4 МОДУЛЬ. 4 год обучения Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии посредством изучения основ различных техник ручного труда Основные задачи: 1.Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. 2.Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; 3.Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; 4.Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; 5. Формировать мотивацию к познанию и творчеству Доминирующая идея - «Совершенствую себя». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7ЛЕТ) № п/п Название раздела (тематического блока) 1. Подготовительный этап (презентация объединения «ОЧ,УМЕЛЫЕ РУЧКИ», набор и комплектация групп обучающихся) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами 2. Количество часов теорепрактичестических ких 1 Всего 1 1 1 3. Работа с бумагой, картоном 4. Работа с тканью 5. Конструирование и моделирование 6. Работа с красками 7. Итоговое занятие Итого СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 4 2 2 2 13 16 24 24 24 89 18 28 26 26 2 102 Раздел № 1. Подготовительный этап. Теоретическая часть. Презентация детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» в образовательных учреждениях района, беседа с родителями и педагогами обучающихся. Набор и комплектование группы. Индивидуальное консультирование родителей обучающихся по интересующим их вопросам обучения их детей в детском объединении «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ». Используемые методы: словесный, беседа, выставка, презентация Раздел № 2. Вводное занятие. Теоретическая часть. Знакомство обучающихся и их родителей с дополнительной образовательной программой по декоративно-прикладному творчеству «Я САМ» детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 3-го года обучения, разделами, расписанием занятий, требованиями к занятиям, к материалам и пр. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий, с литературой по изучаемым направлениям. Презентация достижений обучающихся детского творческого объединения «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» прошлых лет в виде выставки, праздника. Инструкция по технике безопасности и охране труда, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения. Используемые методы: словесный, иллюстративно-демонстрационный., игровые Раздел № 3. Блок «Бумажная фантазия» Теоретическая часть. Использование определенного вида бумаги для конкретного изделия. Повторение терминологии: аппликация, мозаика, коллаж, оригами и др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном: клеевых и бесклеевых, плоскостных и объемных и др. Геометрические понятия (Понятие симметрии., отражение поворот, прямая, прямой угол и пр.). использование инструментов для работы с бумагой(ножницы, резак, циркуль, линейка) Практическая часть. Изготовление различных поделок из бумаги, картона и фольги в различных техниках плоскостного и объемного моделирования. Работа в технике «скрапбукинг», «оригами». Использование элементов черчения для самостоятельного построения построения трафаретов и шаблонов. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 4. Блок «Волшебная иголочка» Теоретическая часть. - техника безопасности при работе с колюще – режущими инструментами ; - виды тканей, их использование; - основные виды стежков(«вперёд иголка», «петельный», «потайной»); - знакомство с понятием «выкройки», работа с выкройками: «чтение», перенос на ткань; - применение полученных знаний для создания простейшей мягкой игрушки(до 5 деталей) Практическая часть. – обучение основным видам стежков(«вперёд иголка», «петельный», «потайной»); - изготовление из флиса мягкой игрушки (до 5 деталей) Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 5. Блок «Конструирование» Теоретическая часть. Черчение, как один из видов конструирования. Инструменты, используемые в черчении. Геометрические объемные фигуры(пирамида, куб, шар и др) и их использование в конструировании . Практическая часть. 1. Работа с инструментами при построении простейших геометрических (фигур квадрат, треугольник, окружность). 2. Применение элементов черчения для «чтения» и самостоятельного построения схем . 3.построение чертежа и изготовление подарочной коробочки, объемной аппликации и др. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный, познавательный. Раздел № 6. Блок «Волшебная радуга» (рисование) Теоретическая часть. Виды красок и инструменты для их использования. Передний и задний планы, фон, пропорции, симметрия, объём, смешивание красок. Знакомство с творчеством отечественных художников – классиков. Практическая часть. Использование различных материалов (гуаши, акварели, простого и цветных карандашей) для рисования на различные темы Используемые методы: словесный, демонстрационный, познавательный. Раздел № 7. практический, наглядный, иллюстративно- Итоговое занятие Практическая часть. 1.Демонстрация практических навыков обучающихся по выполнению поделок в различных техниках с применением различных материалов. 2.Праздник - конкурс «Я САМ!» для всех обучающихся детского творческого объединения, с вручением «СВИДЕТЕЛЬСТВА УМЕЛЬЦА». 4.Итоговая диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств обучающихся методом наблюдения. Диагностика образовательных результатов владения терминологией в области декоративно-прикладного творчества методом опроса и тестирования, а также непосредственного общения с родителями. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративно-демонстрационный. 1.4 Планируемые результаты освоения программы Результаты обучения по предложенной программе дифференцируются по следующим знаниям, умениям и навыкам поэтапно: для обучающихся 1 го года обучения Ожидаемые результаты по образовательному компоненту: Учащиеся должны: Знать: Технику безопасности при работе с различными инструментами и материалами; o Цветовую палитру; o Простейшие геометрические фигуры; o Используемые в обучении материалы, инструменты и их соответствие; o Уметь: Правильно организовывать свое рабочее место для работы в определенном направлении деятельности; o Подбирать материал и инструменты для выполнения поставленного задания; o Грамотно соединять детали конструктора, правильно использовать понятия «вперед», «назад», «вверх», «вниз» и пр.; o Ожидаемые результаты по развивающему компоненту: Учащиеся должны: Знать: o Уметь: Правильное произношение и значение определенных терминов, используемых в данных разделах программ. Творчески подходить к выполнению задания; o Работать с дидактическим материалом; o Правильно повторять действия педагога при выполнении определенного задания o Ожидаемые результаты по воспитательному компоненту: обучающиеся должны: Знать: Понятие «взаимопомощь»; o Правила поведения на занятиях, в учреждении; o Основы этики в отношениях со взрослыми и сверстниками o Уметь: Работать в группе, предложить свою помощь; o Слушать педагога и выполнять его рекомендации; o Быть вежливым o Для обучающихся 2 го года обучения Ожидаемые результаты по образовательному компоненту: Учащиеся должны: Знать: Технику безопасности при работе с различными инструментами и материалами; o Виды бумаги, ее назначение; o Геометрические фигуры, название деталей конструктора; o Виды красок и их назначение; o Уметь: Правильно организовывать свое рабочее место для работы в определенном направлении деятельности; o Подбирать материал и инструменты для выполнения поставленного задания; o Грамотно соединять детали конструктора, правильно использовать понятия «вперед», «назад», «вверх», «вниз» и пр.; o Ожидаемые результаты по развивающему компоненту: Учащиеся должны: Знать: o Правильное произношение и значение определенных терминов, используемых в данных разделах программ. Уметь: Творчески подходить к выполнению задания; o Работать с дидактическим материалом; o Работать самостоятельно o Ожидаемые результаты по воспитательному компоненту: обучающиеся должны: Знать: Понятие «трудолюбие», «взаимопомощь», «взаимовыручка»; o Правила поведения на занятиях, в учреждении; o Основы этики в отношениях со взрослыми и сверстниками o Уметь: Работать в группе, предложить свою помощь , откликаться на просьбы одногруппников; o Слушать педагога и выполнять его рекомендации; o Работать самостоятельно; o Быть вежливым o Концу 3-го года Ожидаемые результаты по образовательному компоненту: обучающиеся должны: Знать: o o o o o Технику безопасности при работе с различными инструментами и материалами; Виды бумаги, ее назначение и применение для конкретного задания; Геометрические фигуры, название деталей конструктора; Виды красок и кисточек и их назначение; Терминологию, связанную с изучаемыми видами деятельности. Уметь: Правильно организовывать свое рабочее место для работы в определенном направлении деятельности; o Подбирать материал и инструменты для выполнения поставленного задания в определенном направлении деятельности; o Использовать шаблоны и трафареты; o Уметь соединять конструктор для построения углов, целых и частичных плоскостей. o Ожидаемые результаты обучающиеся должны: по развивающему компоненту: Знать: Правильное произношение и значение определенных терминов, используемых в конкретных разделах программ; o Название и назначение инструментов и материалов. Уметь: o Творчески подходить к выполнению задания; o Работать с дидактическим материалом; o Работать самостоятельно o Ожидаемые результаты по воспитательному компоненту: обучающиеся должны: Знать: Понятие «трудолюбие», «взаимопомощь», «взаимовыручка»; o Правила поведения на занятиях, в учреждении; o Основы этики в отношениях со взрослыми и сверстниками o Уметь: Работать в группе, предложить свою помощь , откликаться на просьбы одногруппников; o Слушать педагога и выполнять его рекомендации; o Работать самостоятельно; o Быть вежливым o К концу 4-го года Ожидаемые результаты по образовательному компоненту: обучающиеся должны: Знать: o o o o o o Технику безопасности при работе с различными инструментами и материалами; Виды бумаги, ее назначение и применение для конкретного задания; Геометрические фигуры, название деталей конструктора; Виды красок и кисточек и их назначение; Назначение и виды чертежных инструментов; Терминологию, связанную с изучаемыми видами деятельности. Уметь: Правильно самостоятельно организовывать свое рабочее место для работы в определенном направлении деятельности; o Самостоятельно подбирать материал и инструменты для выполнения поставленного задания в определенном направлении деятельности; o Изготовлять шаблоны и трафареты; o Применять чертежные инструменты; o «Читать» схемы, представить свою работу в виде чертежа или схемы o Использовать понятия «пропорции» при изображении предметов o Ожидаемые результаты по развивающему компоненту: обучающиеся должны: Знать: Правильное произношение и значение определенных терминов, используемых в конкретных разделах программ; o Название и назначение инструментов и материалов. Уметь: o Творчески подходить к выполнению задания; o Работать с дидактическим материалом; o Грамотно использовать полученные знания вне занятий; o Работать самостоятельно o Ожидаемые результаты по воспитательному компоненту: обучающиеся должны: Знать: Понятие «трудолюбие», «взаимопомощь», «взаимовыручка»; o Правила поведения на занятиях, в учреждении, на улице, на мероприятиях и пр; o Основы этики в отношениях со взрослыми и сверстниками. o Уметь: Работать коллективно, индивидуально в группе; o Своевременно отзываться на просьбы о помощи ; o Слушать педагога и выполнять его рекомендации; o Быть вежливым o Личностные Знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; Метапредметные - знать о ценностном отношении к декоративноприкладному творчеству как к культурному наследию народа. - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом - иметь нравственнотворческом процессе. этический опыт взаимодействия со сверстниками, - правила игрового старшими и младшими общения, о Предметные - необходимые сведения о специфике изучаемого вида художественного творчества, особенностях работы с материалами, инструментами . Уметь правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать технологические приемы в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. Примен ять - работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности - импровизировать; - работать по поэтапному заданию, самостоятельно, в группе, в коллективе. - формулировать собственное мнение и позицию - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействии; - полученные сведения о многообразии декоративноприкладного искусства -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. -применять в повседневной жизни результаты личной творческой деятельности - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Учебный план ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (СТАРТОВЫЙ уровень) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( возраст 3-4 года) № Наименование п/п 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 3.2 4. 4.1 Количество часов теоретических 2 практических 14 Всего 0,5 0,5 1 1,5 13,5 15 2 0,5 14 0,5 16 1 0,5 1,5 2 1 12 13 «Конструирование» Конструктор :знакомство с терминологией составляющих деталей: кубик, шар, пирамида и др. Геометрические фигуры. Деревянный конструктор: основные детали, техника их крепления. 2 1 14 2 16 3 0,5 5,5 6 Конструктор «Лего»(для детей от 3 лет) :способы крепления, последовательность соединения «Волшебная радуга» (рисование) Цветные карандаши. Правильная постановка руки при последовательном соединении по точкам рисунка,рисовании, 0,5 6,5 7 2 1 14 7 16 8 «Чудеса своими руками»(работа с пластилином) Виды пластилина.Подготовка рабочего места и материала к работе Основные техники работы с пластилином и их применение при изготовлении поделок «Бумажная фантазия» Основные цвета бумаги, инструменты при работе. Виды бумаги(одностороняя, двусторонняя, картон идр.) Изготовление поделок из бумаги 16 Формы аттестации/кон троля Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос, выставки Фронтальный опрос, игра Фронтальный опрос, игра Фронтальный опрос,выставк и Фронтальный опрос, тест игра Фронтальный опрос, тест игра Фронтальный опрос, тест игра Фронтальный опрос, тест – игра, выставки 4.2 раскрашивании Акварельные краски: рисование кисточкой , пальчиковое рисование 5. Выставочная деятельность 1 7 8 5 5.1 Текущие, тематические выставки 6 Итоовое занятие Итого 3 2 68 2 Фронтальный опрос, тест – игра, выставки Выставка, тестирование Выставка ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (БАЗОВЫЙ уровень) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( возраст 4-5 лет) Наименование 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 3.2 «Чудеса своими руками»(работа с пластилином) Цветогамма. Пластилинография : объемные поделки: основные техники работы и их применение при изготовлении поделок. Объемные модели из пластилина с сочетанием нетрадиционных материалов (трубочки, ватные палочки, крупы и др.): основные техники работы и их применение при изготовлении поделок. «Бумажная фантазия» Виды бумаги (печатная, картон) и их применение для определенного вида поделок Технологии работы с бумагой(скручивание, гармошка, сворачивание и др) Изготовление плоских и объемных поделок из бумаги с применением изученных технологий «Конструирование» Конструктор :повторение терминологии составляющих деталей: кубик, шар, пирамида и др. Геометрические фигуры. Деревянный конструктор: изготовление объемных конструкций с использованием технологии «крепление в повороте» Конструктор «Лего» (для детей от 3 лет) :способы крепления при повороте. теоретических 2 практических 14 Всего Формы аттестации 16 0,5 0,5 1 0,5 6,5 7 1 7 8 Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос, выставки Фронтальный опрос, выставки 2 0,5 14 0,5 16 1 0,5 6,5 7 Фронтальный опрос, игра 1 7 8 Фронтальный опрос,выставк и 2 0,5 14 0,5 16 1 0,5 6,5 7 1 7 8 Фронтальный опрос, игра Фронтальный опрос, тест игра Фронтальный опрос, тест игра Фронтальный опрос, тест - игра 4. 4.1 4.2 5. «Волшебная радуга» (рисование) Цветные карандаши. Работа над правильной постановкой руки при рисовании, раскрашивании Акварельные краски: - смешивание красок; - рисование кисточкой , - пальчиковое рисование Итоговое занятие 2 1 14 7 16 8 1 7 8 2 Итого Фронтальный опрос, тест – игра, выставки Фронтальный опрос, тест – игра, выставки Выставка, тестирование 68 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ПРОДВИНУТЫЙ уровень) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( возраст 5-6 лет) Наименование 1. 1.1 1.2 1.3 2. 2.1 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 «Чудеса своими руками»(работа с пластилином) Цветогамма. Смешивание цветов. Пластилинография : изготовление поделок с использованием различных технологий(шарики, спирали, жгутики, растирание и др.). Объемные модели из пластилина и с сочетанием нетрадиционных материалов (трубочки, ватные палочки, крупы и др.): основные техники работы и их применение при изготовлении поделок. «Бумажная фантазия» Виды бумаги (печатная, картон, бумага для оригами, скрапбукинга, квиллинга и др.) и их применение для определенного вида поделок Технологии работы с бумагой(оригами, квиллинг, гармошка, пружинка и др) Изготовление плоских и объемных поделок из бумаги с применением изученных технологий и нетрадиционных материалов «Конструирование» Геометрические фигуры(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, окружность, прямая, ломаная и др.): название, особенности каждой, изображение. Чертеж: определение, назначение, инструменты для построения. Построение теоретических 2 практических 14 Всего Формы аттестации 16 0,5 0,5 1 0,5 6,5 7 Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос, выставки 1 7 8 2 0,5 14 0,5 16 1 1 6 7 0,5 7,5 8 2 0,5 14 1,5 16 2 1 7 8 Фронтальный опрос, выставки Фронтальный опрос, игра Фронтальный опрос, игра Фронтальный опрос,выставк и Фронтальный опрос, тест игра Фронтальный опрос, тест - 3.3 4. 4.1 4.2 5. простейших чертежей с помощью линейки, циркуля. Конструктор «Лего» (для детей от 5 лет) . соединение по предложенной схеме «Волшебная радуга» (рисование) Цветогамма. Тень.блики.передний и задний план. Фон. Цветные и простой карандаши. Рисование и раскрашивание рисунков на определенные темы Акварельные и гуашевые краски: - смешивание красок; - рисование кисточкой , - пальчиковое рисование Итоговое занятие игра Фронтальный опрос, тест игра 0,5 5,5 6 2 1 14 7 16 8 1 7 8 Фронтальный опрос, тест – игра, выставки 2 Выставка, тестирование Итого Фронтальный опрос, тест – игра, выставки 68 ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ПРОДВИНУТЫЙ уровень) УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( возраст 6-8 лет) № п/ п Название 1. Работа с бумагой, картоном 1. 1 Виды бумаги. Подбор бумаги для соответствующей техники работы с бумагой. Понятие шаблона и изготовление с помощью инструментов Оригами: история, необходимые инструменты, бумага, и отработка технологии. Скрапбукинг: история, необходимые инструменты, бумага, и отработка технологии. Вырезание по бумаге: история, необходимые инструменты, бумага, и отработка технологии. Работа с тканью Виды ткани, назначение. Инструменты, необходимые для работы с тканью Основные технологии соединения ткани. Швы вручную. Выкройка «Чтение» выкройки. Раскрой ткани по выкройке. 1. 2 1. 3 1. 4 2. 2. 1 2. 2 2. 3 Количество часов теоре- практичес- тических ких 2 14 16 0,5 1,5 2 0,5 3,5 4 0,5 4,5 5 0,5 4,5 5 2 0,5 14 1,5 16 2 4 4 2,5 4 1,5 Всего Формы аттестации Фронтальный опрос, выставки Фронтальный опрос Фронтальный опрос, выставки Фронтальный опрос, выставки Фронтальный опрос, выставки Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос 2. 4 Изготовление мягкой игрушки 3. 3. 1 Конструирование и моделирование Геометрические фигуры.Инструменты, применяемые при построении простейших геометрических фигур. 3. 2 Чертеж, схема. «Чтение» и построение. 3. 3 Использование знаний для построения простейших чертежей и схем для подарочных коробочек 4. 4. 1 Работа с красками Цветовая палитра. Виды красок. Кисточки. Подбор необходимых материалов при подготовке к занятию на определенную тему.Смешивание красок. Практические задания по работе с различными красками(акварель, гуашь) 4. 2 6 6 2 1 14 1 16 2 1 5 6 8 8 14 4 16 6 10 10 2 2 68 2 2 5. Итоговое занятие Итого Фронтальный опрос, выставки Фронтальный опрос. Практические задания Фронтальный опрос. Практические задания Фронтальный опрос. Практические задания, выставки Фронтальный опрос. Практические задания Фронтальный опрос. Практические задания, выставки выставки 2.3. Формы аттестации Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля: Вводный мониторинг дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений. Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий. Промежуточная аттестация осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, выставку-презентацию творческих работ, самоанализ. С целью выявления уровней обученности предполагается следующая градация уровней выполнения практических заданий: 1 уровень - репродуктивный с помощью педагога 2 уровень - репродуктивный без помощи педагога 3 уровень – продуктивный, творческий Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3уровень обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней Основными формами подведения итогов реализации дополнительной программы в соответствии с Положением о соответствии оценивания достижений и успешности воспитанников Дома детского творчества для данной программы являются: * выставки различных уровней * конкурсы учебно-исследовательских проектов * открытое мероприятие с демонстрацией умений и навыков детей При подведении промежуточных итогов при изучении тематических блоков используются следующие формы № п\п Блоки 1. №1 «Бумажная фантазия» 2. №2 «Чудеса своими руками»(работа с пластилином) 3. №3 «Волшебная радуга» (рисование) 4. №4 «Конструирование» 5. №5 «Волшебная иголочка» 6. Итоговое занятие Формы подведения итогов Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение практических заданий, выставки. Терминологические диктанты. Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение практических заданий. Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение дифференцированных практических заданий. Терминологические диктанты. Промежуточные и тематические выставки. Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение дифференцированных практических заданий. Терминологические диктанты. Промежуточные и тематические выставки. Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение дифференцированных практических заданий. Терминологические диктанты. Промежуточные и тематические выставки. Контрольное занятие, конкурсы, выставки При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребёнка. Обращается внимание на малейшее проявление инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося. При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребёнку с трудом, но он смог выполнить задание. Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах и награждаются грамотами, дипломами, благодарностями. . 3. Методические и оценочные материалы 3.1 Методические материалы Для реализации программы необходимы следующие комплексы и материалы: 1. Методические комплексы состоящие: из информационного материала, инструкционных и технологических карт, методических разработок и планов конспектов занятий, методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям. 2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: вопросники, контрольные упражнения, тесты, тематические игры. 3. Развивающие и диагностические процедуры: тесты, развивающие игры, вопросники. 4. Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные альбомы, журналы, буклеты, книги. 5. Материальное оснащение: Инструменты и приспособления: иголки, ножницы, циркули, линейки, резаки по бумаге, стеки, простые и цветные карандаши, ластики, кисточки синтетические, белка, щетина №1 - №20,скотч, CD – диски, палитры, рамки под работы. Материалы: бумага разного формата, цвета, текстуры и формы; пластилин мягкий, восковой, краски акварельные, гуашь, конструктор деревянный ,конструктор «ЛЕГО», ткань флис, коротковорсовый мех. В процессе реализации программы используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, экскурсии. Методическое и техническое обеспечение 1-го года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Я САМ!» №п/ п Модуль/тема Форма проведения Приёмы и методы организации Методический Материальн и одидактически техническое 1 2 3 «Бумажная фантазия» «Чудеса своими руками» (работа с пластилином) Беседа, вводный инструктаж, вводное тестирование Теоретически й диалог; практическая работа Беседа, вводный инструктаж, вводное тестирование Теоретически й диалог; практическая работа учебновоспитательно го процесса Групповая деятельность, словесный и игровой метод Групповая и коллективная деятельность, словесный и игровой метод Анализ и оценка работ обучающихся во время практических занятий. «Волшебная радуга» Теоретически Организация (рисование) й диалог; работы в группах. фронтальный Анализ опрос; и оценка работ обучающихся практическая во работа; время выставка практических занятий. 4 «Конструировани е» 5 Выставочная деятельность Теоретически Групповая и й диалог; коллективная деятельность, фронтальный словесный и опрос; игровой метод Анализ практическая и оценка работ работа обучающихся во время практических занятий. Выставка Индивидуальн ая й материал обеспечение Литература по теме Раздаточный материал карандаш, клей, цветная бумага, Литература по теме, Стенд «Гармония цвета» Раздаточный материал Пластилин мягкий, восковой, доска пластиковая, стека, CD диски Литература по теме, раздаточный материал, стенд «Гармония цвета», презентация « Русская классика» об отечественны х художниках Краски акварельные , кисти, палитра, бумага для акварели, готовые раскраски для детей 34 лет Набор геометрическ их фигур Деревянный конструктор , конструктор «ЛЕГО» для 3-5 лет презентация «Итоги года» Мультимеди а практическая работа 2-го года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Я САМ!» №п/ п 1 2 3 4 Модуль/тема Приёмы и методы организации учебновоспитательно го процесса Групповая деятельность, словесный и игровой метод Методический и дидактически й материал Материальн отехническое обеспечение Литература по теме Раздаточный материал карандаш, клей, цветная бумага, ножницы Групповая и коллективная деятельность, словесный и игровой метод Анализ и оценка работ обучающихся во время практических занятий. «Волшебная радуга» Теоретически Организация (рисование) й диалог; работы в группах. фронтальный Анализ опрос; и оценка работ обучающихся практическая во работа; время выставка практических занятий. Литература по теме, Стенд «Гармония цвета» Раздаточный материал Пластилин мягкий, восковой, доска пластиковая, стека, CD диски Литература по теме, раздаточный материал, стенд «Гармония цвета», презентация « Русская классика» об отечественны х художниках Краски акварельные , кисти, палитра, бумага для акварели, альбомная бумага, стакан для воды, влажные салфетки Набор геометрическ их фигур Деревянный конструктор , конструктор «Бумажная фантазия» «Чудеса своими руками» (работа с пластилином) «Конструировани е» Форма проведения Беседа, вводный инструктаж, вводное тестирование Теоретически й диалог; практическая работа Беседа, вводный инструктаж, вводное тестирование Теоретически й диалог; практическая работа Теоретически Групповая и й диалог; коллективная деятельность, фронтальный словесный и опрос; практическая работа 5 Выставочная деятельность Выставка игровой метод Анализ и оценка работ обучающихся во время практических занятий. Индивидуальн ая практическая работа «ЛЕГО» для 3-5 лет презентация «Итоги года» Мультимеди а 3-го года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Я САМ!» №п/ п 1 2 3 Модуль/тема «Бумажная фантазия» «Чудеса своими руками» (работа с пластилином) «Волшебная радуга» (рисование) Форма проведения Приёмы и методы организации учебновоспитательно го процесса Групповая деятельность, словесный и игровой метод Методический и дидактически й материал Материальн отехническое обеспечение Литература по теме Раздаточный материал карандаш, клей, цветная бумага, Групповая и коллективная деятельность, словесный и игровой метод Анализ и оценка работ обучающихся во время практических занятий. Теоретически Организация й диалог; работы в группах. фронтальный Анализ опрос; и оценка работ обучающихся практическая во Литература по теме, Стенд «Гармония цвета» Раздаточный материал Пластилин мягкий, восковой, доска пластиковая, стека, CD диски Литература по теме, раздаточный материал, стенд «Гармония цвета», Краски акварельные , кисти, палитра, бумага для акварели Беседа, вводный инструктаж, вводное тестирование Теоретически й диалог; практическая работа Беседа, вводный инструктаж, вводное тестирование Теоретически й диалог; практическая работа работа; выставка 4 «Конструировани е» 5 Выставочная деятельность время практических занятий. Теоретически Групповая и й диалог; коллективная деятельность, фронтальный словесный и опрос; игровой метод Анализ практическая и оценка работ работа обучающихся во время практических занятий. Выставки Индивидуальн тематические ая и групповая , итоговые гпрактическая работа презентация « Русская классика» об отечественны х художниках Набор геометрическ их фигур, презентация «Первые шаги в черчении» Тематически й конструктор «ЛЕГО» для детей от 6ти лет, линейка, циркуль, ластик, бумага для черчения презентация «Итоги года» Мультимеди а 4-го года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Я САМ!» №п/ п 1 3 Модуль/тема «Бумажная фантазия» Форма проведения Беседа, вводный инструктаж, вводное тестирование Теоретическ ий диалог; практическая работа «Волшебная радуга» Теоретическ (рисование) ий диалог; Приёмы и методы организации учебновоспитательно го процесса Групповая деятельность, словесный и игровой метод Организация работы в группах. фронтальный Анализ опрос; и оценка работ обучающихся Методически йи дидактически й материал Литература по теме Раздаточный материал Материально техническое обеспечение карандаш, клей, цветная бумага, шаблоны, линейка, циркуль, ластик, ножницы, фигурный дырокол, фурнитура для работы с бумагой Литература по Краски теме, акварельные, кисти, раздаточный палитра, материал, бумага для стенд акварели, «Гармония практическая работа; выставка 4 «Конструировани е» 5 «Волшебная иголочка» 6 Выставочная деятельность во время практических занятий. цвета», презентация « Русская классика» об отечественны х художниках малярный скотч для крепления бумаги Групповая и коллективная деятельность, фронтальный словесный и опрос; игровой метод Анализ практическая и оценка работ работа обучающихся во время практических занятий. Теоретическ Групповая и ий диалог; коллективная деятельность, фронтальный словесный и опрос; игровой метод Анализ практическая и оценка работ работа; обучающихся выставка во время практических занятий. Набор геометрическ их фигур(плоски еи объемные), четежи по моделировани ю геометрическ их фигур Тематически й конструктор «ЛЕГО» со схемами для детей от 7ми лет, линейка, циркуль, ластик, бумага для черчения Литература по теме, наборы выкроек различной сложности, раздаточный материал, стенд «Гармония цвета», презентация « Русская классика» об отечественны х художниках Ткань, нитки, иголки, ножницы, распарывател ь, исчезающий маркер по ткани, фурнитура для шитья . Выставка презентация «Итоги года» Мультимедиа Теоретическ ий диалог; Индивидуальн ая практическая работа Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности Технология индивидуализации обучения – технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриковости). Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Здоровьесберегающие технологии Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) Цели технологии - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Формы занятий № п\п Тема 1. «Бумажная фантазия» 2. «Чудеса своими руками»(работа с пластилином) 3. 4. 5. «Волшебная радуга» (рисование) «Конструирование» «Волшебная иголочка» Формы проведения занятий Беседа, конкурсы, выставки, игра Беседа, конкурсы, выставки, игра Беседа, конкурсы, выставки, игра Беседа, конкурсы, выставки, игра Беседа, конкурсы, выставки, игра Алгоритм учебного занятия(основные этапы) Тип занятия Комбинированное занятие Основные элементы структуры занятия Организационная часть Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания Изложение нового материала Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике Занятие сообщения и усвоения Организационная часть новых знаний Изложение нового материала и закрепление его Занятие повторения и обобщения полученных знаний Организационная часть Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение воспитанниками заданий и решение задач. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок. Подведение итогов. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков Организационная часть Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение детьми знаний, связанных с содержанием предстоящей работы. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения. Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога. Обобщение и оценка выполненной работы. Занятие применения знаний, умений и навыков Организационная часть Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом. Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа ребенка, оценка его результатов. Воспитательная работа и массовые мероприятия № Название мероприятия 1 День творчества /день открытых дверей/ 2 Мамин праздник 3 Новогодние праздники 4 Акция «Помоги птицам зимой» 5. Спортивные соревнования в группах и с обучающимися других объединений 6. Акция «Подарок ветерану» 7. Отчетный концерт, выставка сроки Сент. Место проведения ДДТ Ноябрь Декабрь Ноябрь - март В течение учебного года Апрель май ДДТ ДДТ ДДТ ДДТ ДДТ ДДТ Взаимодействие педагога с родителями № Формы взаимодействия 1п/п Организационное родительское собрание 2 Индивидуальные и групповые консультации для родителей 3. Привлечение родителей к проведению совместных занятий Тема Организация образовательного процесса в текущем учебном Порядок участия детей в акциях, году экскурсиях,выставках Участие родителей в творческом развитии детей Сроки Сентябрь В течение учебного года В течение учебного года 4 Итоговый праздник Демонстрация достижений обучающихся Май 3.4. Оценочный инструментарий Пакет диагностических методик и оценочный инструментарий, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов, отражен в приложении № 9. 3.5. Список литературы СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г.№ 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. - М: Рольф, 2001. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера - М.: 1993. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы. – М., Просвещение, 1978. Левина М.Н. 365 кукол со всего света - М.: Рольф, 2001. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителя кружков. - М.: Просвещение, 1983. Мягкая игрушка - М.: РнполКласснк; СПб.: Валери СПД, 2001. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов - на - Дону.: Издательство Ростовскс университета, 1993. Орехова Н.Д Для уроков и внеклассных занятий по трудовому обучению: пословицы, поговорки и загадки об инструментах // Начальная школа - 1994 - №3. Петухова В.И. ШиршиковаКП. Мягкая игрушка Издатель И.В. Балабанов. - М. 1998. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка - Л, 1970. Юров В.К. Волшебный мир народной игрушки. Издатель И.В. Балабанов. - М. 1999. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: “Просвещение”, 1985. Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва Воронеж, 1995. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: “Просвещение”, 1993. Журнал “Школа и производство”. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростовна-Дону, 1997. Кульневич С.В. Новая педагогика. - Воронеж, 1997. Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997. Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990. Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 – 4 классы одиннадцатилетней школы). – М., 1988. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). – М., 1982. http://vnitkah.ru/biserom/azhurnoe-pletenie.php (обращение 20.05.2017) http://zhenomaniya.ru/articles/show/uroki-biseropleteniya-dlya-nachinayushtih(обращение 20.05.2017) http://biserart.ru/pletenie_iz_bisera_shemy.html(обращение 20.05.2017) http://webdiana.ru/dom-i-semya/rukodelie/2775-biseropletenie-kolye.html(обращение 20.05.2017) http://vnitkah.ru/ukrasheniya-biserom/kole-bisera.phphttp://postila.ru/id1800690/biser_-kole- ojerelya(обращение 20.05.2017) СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для родителей и обучающихся. Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000. Изделия наших читателей: Практическое пособие. 4-й выпуск. – СПб., 2000. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. – М., 2001. Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002. Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000. Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001. Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М., 2001. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001. Крутий Я.В. 100 схем для вышивания крестом и гладью. – Ростов-на-Дону, 2000.